Урок литературного чтения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» Цель: формирование читательской компетенции. Задачи: 1. Прогнозировать содержания текста на основе анализа пословиц и иллюстраций; 2. Эмоционально откликаться на прочитанное; 3. Формулировать основную мысль текста; 4. Оценивать поступки героя с опорой на текст и личный опыт; 5. Развивать у учащихся мышление, внимание, грамотную речь; 6. Способствовать нравственному воспитанию. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний. Технологии: продуктивного чтения, ИКТ Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 2 класс, О.В. Кубасова, ТПО, компьютер, презентация, аудиозапись дагестанской сказки «Храбрый мальчик», карточки с заданиями для групповой работы, кружки для символа храбрости, презентация и клип о Дагестане.
Иконка файла материала Урок литературного чтения.docx
Технологическая карта урока                                                       литературного чтения во 2 классе                                                               по УМК «Гармония»                                                                                                                       Учитель первой квалификационной категории                                                                                                                                   Цюпа Ирина НиколаевнаТема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» Цель: формирование читательской компетенции.  Задачи:  1. Прогнозировать содержания текста на основе анализа пословиц и иллюстраций;  2. Эмоционально откликаться на прочитанное;  3. Формулировать основную мысль текста; 4. Оценивать поступки героя с опорой на текст и личный опыт; 5. Развивать у учащихся мышление, внимание, грамотную речь; 6. Способствовать нравственному воспитанию. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний. Технологии: продуктивного чтения, ИКТ Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 2 класс,  О.В. Кубасова, ТПО, компьютер, презентация,  аудиозапись дагестанской сказки «Храбрый мальчик», карточки с заданиями для групповой работы, кружки для символа  храбрости, презентация и  клип о Дагестане.№     Этапы урока                    Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД п/п 1  Мотивация  учебной  деятельности   Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы читать.          Ребята, я очень люблю уроки чтения. А вы их любите? А за что вы их любите? А чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Начните свой ответ со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы…» Я знаю, что вы можете быть внимательными и активными в работе, быть дружными, я ожидаю: вы будете активно и творчески работать, и,  отстаивая  свою точку зрения,  будете слышать друг   друга   и   уважительно   относиться   к   мнению   своих товарищей.   Чтобы всё у нас получилось на уроке, что нам необходимо? Вы себя настроили на деловой лад. Пусть всё у нас с вами получится.     Каждый урок литературного чтения ­ это встреча. А с кем  или с чем можно встретиться? Сегодняшний урок ­ не  исключение.  2  Работа с текстом  до чтения. Цель:  развитие такого   важнейшего  читательского  1.Работа в группах. Составить пословицы: 1 группа: смерть, не, Храброму. страшна; 2 группа: без храбрости, тот, Кто, радости, без; 3 группа: побеждает, погибает, Храбрый, трус Настраиваются на урок Личностные УУД: ­Формирование мотивации  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Составляют пословицы:  Храброму смерть не страшна.  Кто без храбрости, тот без  радости. Храбрый побеждает,  трус погибает. Коммуникативные УУД: Умение формировать  собственное высказывание, мнение. Регулятивные УУД: Формировать умениеумения, как  антиципация, т.е.  умения  предполагать,  предвосхищать  содержание текста. О чём все эти пословицы? Что такое храбрость? Может ли храбрый человек испытывать страх? Считаете ли вы себя храбрым человеком? Расскажите  о каком­нибудь храбром поступке.Вы уже наверно  догадались, о чём будем читать? Кто может быть храбрым?            Теперь выясним, кто главные герои произведения. В этом нам помогут иллюстрации. Рассмотрите иллюстрации на стр.163, 165 и назовите главных героев. О  храбрости. Отсутствие страха, смелость О храбрости. Храбрым может быть человек. высказывать свое  предположение. Регулятивные УУД: ­формирование умения  прогнозировать  предстоящую работу. 2) Постановка цели урока.  ­На основе вашей поисковой работы, какую задачу мы  поставим на сегодняшний урок? ­  Прежде чем читать, какую работу надо выполнить? Выполним задания «Слоговика» на стр.162(слайд №3) 3 1) Первичное чтение текста. Приём: чтение – слушание с   Работа с текстом  во время чтения. Цель: понимание  текста и создание  его читательской интерпретации остановками.  Остановка 1. До слов: «Лезет все выше, подползает все  ближе...». Вопросы: «Какое чувство испытал  мальчик,  когда увидел змею?" (испугался). Остановка 2. До слов: «Она  развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика».  Вопрос: «Кто кого победит?» Остановка 3. До слов: « …но  мальчик победил». Вопрос: «Что будет дальше?» Остановка  4. «…прилетела чудо – птица к своим птенцам». Вопрос:  Прочитаем текст, проверим  наши  предположения. Подготовиться к чтению  трудных слов.  Выполняют задания  «Слоговика» Слушают аудиозапись сказки  и читают за диктором. Во  время остановок отвечают на  вопросы Коммуникативные УУД: ­допускать существование  различных точек зрения. Познавательные УУД: ­умение обосновывать свое мнение; Формулировать свое  высказывание. Личностные УУД: ­воспитание честности,  порядочности.Познавательные УУД: ­формирование умения  извлекать информацию из  иллюстраций. Регулятивные УУД: ­формирование умения  высказывать свое  предположение. «Как птица отнесётся к мальчику?» Остановка 5. «…этот  человек змею убил, нас накормил!». Вопрос: «Изменилось ли  после этого отношение к мальчику?» Остановка 6. «…увидел  над собой большое крыло и заплакал». Вопрос: «Почему  заплакал мальчик?», «Как поступила птица?» Остановка 7. «  …я для тебя теперь что хочешь, сделаю». Вопрос: «Что  попросил мальчик?» ­Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы  высказали в начале урока. Подтвердились ли они? ­ К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка).  ­ Почему? Можем сказать, народная она или авторская? Как  бы вы её озаглавили? ­Выберите наиболее точный заголовок в задании 5 на стр. 166 ­Почему именно это название больше всего подходит к  сказке?  (Говорится о мальчике, который совершил храбрый  поступок) ­ Как мы можем проверить свои предположения  относительно названия сказки?  ­ Что еще узнали об этом произведении из «Содержания»  учебника?   ­ Подтвердились ли ваше  предположение о том, что эта  сказка народная? 2) Динамическая пауза «Живые картинки». Жестами показать как  мальчик  шёл в лес;  гулял – гулял и заблудился; сломал  себе крепкую палку и дальше пошёл; шёл – шёл и лёг под  куст отдохнуть;  по большому дереву громадная змея ползёт;  а на дереве гнездо, в гнезде птенцы;  мальчик взял крепкую  Мы можем посмотреть  оглавление с. 156 Сказка создана народом  Дагестанапалку, размахнулся и ударил змею; вдруг зашумел лес от  ветра; звери в норы попрятались; широко махая своими  могучими крылами, прилетела чудо­ птица к своим птенцам. Читают сказку и выделяют  главную мысль 3) Перечитывание текста. Организация медленного  «вдумчивого» чтения.        Теперь  перечитайте сказку самостоятельно и найдите  предложение, в котором заключена главная мысль. 4) Работа по содержанию в целом. ­ Кому вы сочувствовали? Когда вы радовались при чтении  этого произведения? Когда было страшно? Как бы вы  поступили, увидев птенцов, вывалившихся из гнезда? 4  Работа с текстом  после чтения. Цель:  корректировка  читательской  интерпретации  авторским  смыслом. 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. а) Работа в парах. Сформулировать вопросы по содержанию  сказки. Приём «Дерево мудрости» Составляют  и задают вопросы по содержанию сказки. б) Работа в малых группах. 1 группа: дать характеристику  мальчика; 2 группа: определить настроение мальчика; 3  группа: назвать что правдиво, а что вымышлено. Выполняют задания,  используя «Копилку слов»  ТПО стр.110­111 в) Презентация и  клип о Дагестане.      Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство  и это  отразилось в их многочисленных произведениях, в том  числе и в сказке «Храбрый мальчик». Коммуникативные УУД: формирование умения  строить речевое  высказывание,способность  к учебному  сотрудничеству в  минигруппе с целью  решения учебно­ познавательных задач Регулятивные УУД: ­формирование умения  выполнять учебные  задания в соответствии с  целью.Познавательные УУД: Формировать умение  ориентироваться в  материале. Коммуникативные УУД: ­формировать умение  слушать других.     Высказывают мнения о том,  насколько справились на  уроке с поставленными в его  начале задачами. ­ Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит  храбрость? Вывод: Такие качества человека, как доброта, храбрость,  отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые  ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в  поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти  качества. 5 Подведение итога  урока 6 Рефлексия 7 Информация о  домашнем  задании. ­С  каким произведением познакомились на уроке? ­ Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. ­ Чему учит нас эта сказка?   Что вы узнали о себе, прочитав это произведение?  Продолжите фразу: ­ Сегодня я понял… ­Мне захотелось… ­ Мне было трудно… ( слайд №4) ­ Кого бы вы похвалили  за урок? Мои ожидания оправдались: вы были активны, внимательны, отстаивали свою точку  зрения, доказывали, слушали друг друга.          Напоследок я вам хочу сказать вот о чём. Люди, для  некоторых понятий придумали символы. И вы их наверняка  знаете. Голубь – это символ мира, красный крест – символ  медицины. А видели ли вы когда ни ­ будь символ   храбрости? И я не видела. Вот мы давайте и придумаем  каждый свой символ храбрости. У вас на столах лежат  кружочки, на которых надо нарисовать символ храбрости.Но, эта задача не такая уж простая. Потому что нужно так  подумать, так сообразить что­то, так своё сердце послушать,  чтобы символ храбрости у вас получился. И ещё дома  нарисуйте чудо­птицу.           Спасибо всем за урок!