На уроке младшие школьники обнаруживают обрядовую специфику жанра, вчитываются и вдумываются в очень похожие по словесному оформлению коротенькие тексты, учатся ориентироваться в "многочисленных" коротких текстах; сравнивать их между собой, распределять на три группы. На уроке создана ситуация перечитывания , вызванного необходимостью классификации закличек.
Урок литературного чтения 1.docx
П л а н и р у е м ы е
р е з у л ь т а т ы :
У р о к л и т е р а т у р н о г о ч т е н и я
ТЕМА: ЗАКЛИЧКИ. ОБРАЩЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Ц е л ь д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
создать условия для формирования
представления об игровом характере малых жанров фольклора – загадках; для
формирования умений узнавать литературный прием «сравнение»; способствовать
воспитанию культуры речи.
личностные УУД:
стремятся к
взаимопониманию детей и взрослых, проявляют стремление к успешности в учебной
деятельности; проявляют чувство любви к природе родного края; метапредметные УУД:
р е г у л я т и в н ы е – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя;
п о з н а в а т е л ь н ы е – пользуются словарными пояснениями учебника – выполняют
несложные логические действия (сравнение, сопоставление); к о м м у н и к а т и в н ы е –
предметные УУД:
преодолевают эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая
индивидуальный темп чтения; понимать содержание коротких произведений, воспринятых
на слух, а также прочитанных в классе.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : рисунок с изображением ученого Кота,
иллюстрация «Мудрой книги», иллюстрации предметных картинокотгадок.
Ход у р о к а
I. Организационный момент.
– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
– Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша
улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.
II. Отработка навыка чтения.
1. Д ы х а т е л ь н а я г и м н а с т и к а .
а) Ч т е н и е ч и с т о г о в о р о к .
Лололо – на улице тепло.
Атьатьать – мы пойдем гулять.
Ащащащ – мы наденем плащ.
Сусусу – было холодно в лесу.
б) «Медвежата».
– Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамымедведицы кушать.
Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].
Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
2. Ч т е н и е с л о в в рабочей тетради (с. 13, № 1).
III. Введение в тему.
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем.
– Жизнь на нашей планете зависит от солнца. Подсолнух всегда считался солнечным
цветком. Он всегда поворачивает свою голову к солнышку.
Вы гордитесь красою наряда,
Светом солнечных дней залиты,
Наши гости из школьного сада –
Наших парков и скверов цветы!
Сколько вас, пышножелтых, веселых,
Распустилось у всех на виду
Под широкими окнами школы,
В нашем залитом солнцем саду!
– Цветок солнца (подсолнух) на огородах Бабыяги считает себя царем, думает, что
важнее его нет на белом свете. Любят подсолнухи особые старинные песни, с которыми мы
сегодня познакомимся. – Самой важной для наших предков была погода. Какие погодные явления вы знаете?
– Отгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд и прочитайте ключевое слово – тему
нашего урока.
1. Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит.
2. Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.
3. По синему морю
Белые гуси плывут.
4. Текло, текло,
А легло под стекло.
5. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
6. Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
7. Растет вниз головой,
Не летом, а зимой.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
8. Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает.
IV. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 20).
Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения в них
существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой
природы и прикладного характера.
– Что такое заклички? Прочитайте.
(«Раньше с помощью закличек природу
уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку» (с. 20).)
– Когда надо было уговаривать, упрашивать природу? (Если долго лили дожди –
звали солнышко, если была засуха – звали дождик.)
– Прочитайте заклички самостоятельно (с. 20–21).
а) Р а б о т а п о в о п р о с а м и з а д а н ия м у ч е б н ик а (с. 21). Познавательные УУД: логические – установление причинноследственных связей
между наличием в фольклорном тексте обращенияпризыва к природному явлению с целью
заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это
закличка.
(К первому случаю относятся заклички № 4, 6; ко второму – № 2, 3, 5; к первому –
№ 1; между собой похожи – № 2 и 3.)
б) В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е з а к л и ч е к .
– Подготовьтесь к выразительному чтению понравившейся заклички. С какой
интонацией надо читать заклички? (Ласково.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Встанем, дети,
Скажем тихо:
Раз, два, три, четыре, пять.
Приподнялись,
Чуть присели
И соседа не задели,
А теперь придется встать,
Тихо сесть,
Начать играть.
2. С п е к т а к л ь *.
– А сейчас вас ждет сюрприз. Ребята приготовили для вас маленький спектакль, в
котором вы все должны принимать активное участие.
В е д у щ и й (учитель).
Был февральский денек,
Стоял у домика пенек.
Бабушка Дарья в доме жила,
Красавицу Весну в гости ждала.
Однажды вышла она на крыльцо,
Стало печальным ее лицо,
Грустная села она на пенек
В этот последний февральский денек.
1 й у ч е н и к . Бабушка Дарья, о чем ты грустишь?
2 й у ч е н и к . Бабушка Дарья, ну, что ты молчишь?
Б а б у ш к а .
Жду не дождусь я в гости Весну.
А гостьи все нету, пойдука вздремну.
3 й у ч е н и к . Бабушка Дарья, лучше не спи,
К солнцу тропинку ты укажи.
В е д у щ и й . Бабушка Дарья дала ребятам клубочек, который укажет им путь к
солнышку, чтобы оно помогло привести Весну. А вот и первая встреча. Угадайте, с кем?
Ж у к .
В е д у щ и й . Ребята, клубок привел ребят в заповедный лес. Ой, а это кто?
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Жук.)
Не знаю сказать как,
Но я в тревоге:
Весна не идет никак,
Медведь спит в берлоге.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
* * *
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку И по снежку, и по цветку. (Весна.)
В е д у щ и й . Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись праздники
Рождество и Масленица, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о
том, как тепло прогонит стужу лютую.
РАЗГОВОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ
В е д у щ и й .
В е с н а .
З и м а .
В е с н а .
З и м а .
Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице все справлялася:
Ой, здорова будь, Зима снежная!
Бью челом тебе, Весна теплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Потому что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же – теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила,
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду.
Я отсюда не уйду!
В е д у щ и й . Нет, ребята, так ничего не получится. Как надо просить? (Ласково,
уговаривать.)
Чтение учащимися стихотворения.
ЗИМА
Величава Зима –
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имениотчеству.
Ой, Зима, ты Морозовна!
Ой, Зима, ты Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер в ветках березовых
Сыплет хлопья на головы...
Ой, Зима, ты Морозовна!
Ой, Зима, ты Метельевна!
К. Ибряев
В е д у щ и й . Почему такое обращение к зиме у поэта?
У ч а щ и е с я . Русский народ любит зиму. Можно на санках покататься, в снежки
поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание вьюги можно и сказки послушать,
и стихи почитать, и песни спеть.
В е д у щ и й . Какие песнипросьбы придумывал народ? (Заклички.) Придумайте
заклички, чтобы зима отступила.
Р а б о т а в г р у п п а х (коммуникативные УУД).
– Используйте подсказки: Зимушказима, отступи. Прочитайте, что у вас получилось.
В е д у щ и й (читает народный вариант заклички).
Уходи от нас,
Зима холодная!
Нам холодная зима
Надоскучила, Руки, ноги
Отморозила.
Зима отступила, а Весна все не идет.
1 й у ч е н и к . Весну, друзья, будить не надо,
Стихи, друзья, читать нам надо.
Власть кончится у колдуна,
Тогда проснется вновь Весна.
В е д у щ и й . Какие стихи о весне вы знаете?
Учащийся читает стихотворение.
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков
В е д у щ и й . Не идет Весна. Надо сочинить закличку, попросить Весну вернуться.
Р а б о т а в г р у п п а х .
– Используйте подсказки: Веснакрасна, Веснавесняночка, приходи – наступи.
В е д у щ и й .
Дай, Весна,
Добры годы.
Годы добрые,
Хлебородные.
Приди к нам, Весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
* * *
Идет матушка Весна, отворяйте ворота.
Первым март пришел, всех гостей привел,
А за ним и апрель отворил окно и дверь,
А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй!
Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.
1 й у ч е н и к . Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гугугугу, мы несем весну!
2 й у ч е н и к . Журавли летят, на всю Русь кричат:
3 й у ч е н и к . Воробьи чирикают,
Руруруру, не догнать нас никому!
В е д у щ и й .
Они весну кликают:
Ой, ладушкилады,
Они весну кликают.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане яркокрасном
Шагает по земле... (весна).
– Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день
прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и
молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.) – А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, капель, щебечут птицы,
жужжат насекомые.)
– Давайте послушаем голоса весеннего леса.
Прослушивание записи.
В е с н а .
Здравствуй, милая сестрица,
Уходить тебе пора.
Наступает мой черед,
Не была я целый год!
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Для всех ребят у меня есть игра.
Выходи поиграть, веселей, детвора!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши),
Чтобы все метели разом улетели (взмахи руками)!
Чтобы все невзгоды: холод, непогоды (приседания),
Зимние морозы, неудачи, слезы, –
Пусть они сгорают, к солнцу улетают (прыжки на месте).
3. О б о б щ е н и е .
Прилетела весна,
Принесла разноцветной одежки она,
Чтоб распрекрасной стала земля.
– Волшебный клубочек зовет нас в обратный путь.
а) Р а б о т а п о т е т р а д и (с. 13, № 2, 3, 4, 5).
О т в е т ы : № 2 – дождик, дождик; № 3 – весна, весна; № 4 – снег; № 5 – это закличка,
летом.
б) Ч т е н и е а в т о р с к о й з а к л и ч к и .
– Самый главный подсолнух очень доволен вашей работой, и в награду вам – его
любимое стихотворение. Как вы думаете, о чем оно? (О солнышке.)
Учащийся читает стихотворение.
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу –
Дождик нам наскучил.
Покажись нам, солнышко.
Посвети немножко,
Посвети немножко,
Просуши дорожки!
Обогрей нас, солнышко,
Яркими лучами,
Обогрей лучами,
Сделай силачами.
V. Итог урока.
– Какое у вас настроение после урока? Какое впечатление он на вас произвел?
– Понравилось вам быть артистами?
Г. Ладонщиков
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.