Урок литературного чтения(2 класс, Школа России)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: С. Михалков «Новогодняя быль». Дети учатся анализировать и сравнивать произведения и героев, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Иконка файла материала С Михалков новогодняя быль.doc
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Михалков  «Новогодняя быль»(слайд 1) Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к  литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова  «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями. Тип урока: постановка и решение учебной задачи. Планируемые результаты образования: Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение,  используя соответствующую лексику. Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и  знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов  универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев. Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения  действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной  задачей. Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным  произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая  общую позицию. Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный. Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков  учащихся, карандаши. I. Мотивация учебной деятельности. Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам  литературного чтения. Регулятивные УУ Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в  действие после его завершения на основе оценки учителя. Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по  теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и  сопоставляя его ответы.I. Ход урока: Организационный момент. Психологический настрой на урок. Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.                                       (Н. Некрасов) ­ Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей). II. Проверка домашнего задания. 1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц: «Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз». III.Актуализация знаний. ­ Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на  последних уроках литературного чтения? (о зиме)  Слад 2 ­ Вы любите зиму?  Почему? ­ Ребята. Сегодня утром по дороге я увидела на снегу под деревом  странные  слова.   Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.   Слайд 3 ­ Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье) ­ К чему бы это?  О каком празднике мы можем вспомнить , прочитав эти  слова?                 ( О Новом годе) ­ А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта  (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1  сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад  царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый  год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым  годом!”, “С новым счастьем!” 1V. Постановка целей урока. ­ Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник?  (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письмадеду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные –  сказочные события.) ­ Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку. Определение темы урока. ­Откройте учебник на странице 203. ­Определите тему урока. V  Организация познавательной деятельности 1) Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний. ­Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении. ­ Кто автор произведения?  Какие произведения С. Михалкова вы помните?( слайд 4­6) Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького.   В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.  Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя   твое   неизвестно,   подвиг   твой   бессмертен",   ­   также   принадлежит Михалкову.   После   Великой   Отечественной   войны   Михалков   продолжил   свою литературную деятельность и прожил долгую интересную жизнь. 2) Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7) а)  Проговорите скороговорку  Ель на ежика похожа: Еж в иголках, елка тоже ­ Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп. б) ­Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами. На­лю­бо­вать­ся – налюбоваться По­зна­ко­ми­лась – познакомилась Рас­ка­чи­вай­ся – раскачивайся Бес­по­кой­ство – беспокойство Спря­тать­ся – спрятаться Об­ла­мы­ва­лись – обламывались При­бли­жа­ю­ще­го­ся – приближающегося ­Читайте целыми словами: (слайд 8)Лес – лесная, лесничий Ночь – переночевал Цвет – цветные Стекло – стеклянные Серебро – серебряные ­ Какие это слова?(однокоренные) V1Этап первичного восприятия текста 1)   Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом С. Михалкова  Сказку читает учитель, Проверка усвоения понимания 1 часть  Где жила ёлочка?   Почему елочка не чувствовала себя одинокой?  Были ли у неё друзья? 2 часть  Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?  О чем рассказала сорока?  Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?  Какой характер был у елочки? (Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)  Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)                                                     3 часть  О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?  Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?  Для чего срубают ёлки под новый год?  Что может случиться, если перед новым годом будут производить  массовую вырубку ёлок?  Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в  строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов;  из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)  Что нужно сделать, чтобы росли елки?                                                                                                           4 часть Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к  ёлке)  Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)  Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет,  достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м.) VII Физ. минутка. Дети проговаривают чистоговорки и выполняют синхронные движения ­  ма­ма­ма – пришла снежная зима, – ег­ег­ег – все засыпал белый снег, – ки­ки­ки – любим мы играть в снежки, – оз­оз­оз – щиплет щеки нам мороз, – лю­лю­лю – зиму снежную люблю. Этап Осмысления, анализа  художественного текста ­ Помогите мне разобраться с некоторыми словами:               Слайд 6 1.Лесничий                     1. Верхняя оконечность, вершина чего­либо. 2.Копошиться                2.Специалист по  защите, использованию и сохранению лесного                                            хозяйства.                                                                         3.Макушка                      3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях . (читают слово и соответствующее значение Вторичное чтение.  ­ Выразите своё мнение о произведении одним словом. ­ Докажите, что это сказка. ­ Почему автор назвал эту сказку былью? ­   Посмотрите   на   иллюстрацию   на   странице   205.   Какой   эпизод   сказки изображён?  ­ Что произошло с Ёлочкой дальше? ­ Что с ней случилось, когда она очнулась? ­ Что вам особенно понравилось в этой истории? ­ Какова основная мысль сказки? ­ От чьего лица ведётся рассказ? ­ Чему учит это произведение?­ Принесла ли Ёлочка кому­нибудь радость? Почему? ­ Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой 3)Художественный анализ Выборочное чтение Откройте свои учебники на странице  203. ­ Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?  ­ Где жила Ёлочка?  (В лесу, недалеко от дома лесничего) ­ Прочитайте, как автор описывает Елочку.  Какая она была?                              (Она была стройная и красивая) ­ Чувствовала ли себя Ёлочка  одинокой? Докажите словами из текста. ­ Почему  слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы? ­  Ёлочку­дерево автор наделил человеческими чертами. ­ Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение) ­ Что же заставило Елочку забеспокоиться? ­Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. ­  Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку?  (ёлочка ­ добрая,  тихая,  вежливая, доверчивая; сорока ­ болтливая,  назойливая) ­ Кто может  прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки,  чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках) ­ Оцените работу своих товарищей,  похлопайте в ладоши, если вам  понравилось их чтение. ­ Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?  Прочитайте. ­ Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? ( до тридцать первого  декабря)   ­ Что случилось 31 декабря ?  ( в лес пришёл человек) ­ Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.­ Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста: “Он даже  не заметил ,…”.  ­А что значит «потеряла сознание»?  (ничего не видела и не слышала) ­ Что вы можете сказать об этом леснике? ( добрый)  ­ Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно,  какой человек пришел в лес? (улыбнулся) ­ Что увидела ёлочка, когда очнулась?  Прочитайте. ­ Какие чувства испытала Ёлочка?  ­ Какой подарок лесничий  сделал  Елочке? (игрушки,  жизнь – самый лучший подарок)  ­ Кто радовался вместе с Ёлочкой? Работа с картинным планом.( слайд 9) ­Я приготовила для вас  иллюстрации  к “Новогодней были”.   Назовите их по порядку.Озаглавьте ­На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?  Добро помни, а зло забывай.  За всякое дело берись умело  Все хорошо, что хорошо кончается. ­ С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик). В снегу стояла ёлочка – Зелёная иголочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить её! – Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена…И только поздно вечером  Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда­то страх… Фонарики стеклянные Горят в её ветвях. Сверкают украшения – Какой нарядный вид! При этом без сомнения, Она в лесу стоит. Не срубленная! Целая! Красива и крепка!... Кто спас, кто разодел её? Сынишка лесника! ­ Какой вариант истории вам больше понравился? Почему? X. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. . Тест. ( слайд 10) Дети работают над тестом в парах. 1. Кто автор сказки? а) С.Маршак; б) С.Михалков; в) Н.Сладков. 2. Недалеко от чего росла ёлочка? а) от леса; б) от города; в) от дома лесника. 3. С кем она однажды познакомилась? а) с зайцем; б) с лисой; в) с волком.   4. Кто рассказал ёлочке про Новый год? а) ворона; б) сорока; в) сова.   5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила: а) весну и лето; б) лето и осень; в) осень и зиму. 6. Когда нашли Ёлочку? а) 30 декабря; б) 31 декабря; в) 1 января.7. Ёлочку: а) срубили; б) нарядили; в) срубили и нарядили. ­ Проверим фронтально, сверяя ответы с доски. XI. Рефлексия. ­ Что у вас особенно получилось на уроке? ­ За что вы похвалили бы себя? ­ Где пригодятся знания, полученные на уроке? XII. Подведение итогов урока. ­ Какое произведение читали на уроке? ­ Что хотел донести до нас С.Михалков? ­ О чём должен помнить каждый человек на планете?  Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.