Урок литературного чтения в 4 классе по произведению А.П.Чехова «Белолобый» учит детей быть грамотными читателями. Сначала надо правильно назвать произведение: автора и заголовок, определить тему произведения, жанр, назвать главных героев, отделив их от остальных действующих лиц. Дети учатся аналитическому чтению, выполняя предлагаемые задания. В результате проделанной работы переходят к характеристике героев произведения и выявлению связей между всеми действующими лицами. Обогащается словарный запас учащихся, развивается речь и умение работать с иллюстрацией. Учатся выявлять авторскую позицию, составляя план произведения. В итоге приходит понимание того, почему автор назвал свой рассказ «Белолобый», почему автор использовал такие, а не иные приемы, чего он этим добился. трудно переоценить воспитательное значение такой работы над произведением. В итоге повышается интерес к чтению, формируется потребность в чтении.
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: А.П.Чехов «Белолобый»
Учитель МБОУ СОШ №4 г. Курчатов
Л. А. Фомина
Цели: 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать
художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное.
2. Формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения.
3. Познакомить с литературоведческими понятиями: герои произведения,
действующие лица.
4. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире,
роли материнского инстинкта в жизни животных, о том, что
частонельзя побеждает хочу.
5. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите произведение, которое читали дома (Рассказ А.П.Чехова
«Белолобый»)
- По жанру это - рассказ, а какова его тема? (О животных)
- Только ли об этом? (Если дети не ответят, вернемся в конце урока)
- О ком этот рассказ? (О волчихе и щенке. Об Игнате и волчатах.)
- А кто из них главный, без кого не могло бы состояться рассказа?
(Безволчихи и щенка)
- Это герои произведения, а остальные действующие лица.
2. Работа над образами, аналитическое чтение.
- Поговорим о главных героях. Какое чувство вызывает у вас волчиха?
( Чувство жалости, когда …Волнения, когда…
Тревоги, когда…
Удивления, когда …
Уважения, когда…
Симпатии, когда…
- Какой же вы ее представили?
(самостоятельнаяч работа в паре: выбрать из данных слов подходящие к
образу волчихи)
заботливая осторожная
нежная сердитая
любящая неприветливая
добрая предусмотрительная
злая безжалостная
голодная опытная
умная старая
мнительная слабая
(Двое уч-ся работали у доски.)
-Проверка.
- Как случилось, что щенок попал к волчихе? (зачитать отрывок)
- Что вы можете сказать о щенке? (внешний вид, характер)
-Так какой же второй главный герой произведения?
(Самостоятельная работа в паре со словарем оценки качеств характера)
Бесстрашный беззащитный
Мужественный доверчивый
Добрый умный
Бесхитростный общительныйГлупый робкий
Безбоязненный ласковый
Нежный приветливый
Бестолковый комичный
Веселый забавный
-Проверка.
3. Вывод
- Почему случилось так, что волчиха не съела щенка, хотя была очень
голодна? (Сильно пахло, она – мать, он – детеныш)
- Идет борьба чувств: голода и материнства (зачитать доказательства)
- На доске рисуется схема:
(отвращение)
В
(неприязнь)
(желание съесть)
(доверие)
- Что еще повлияло на то, что волчиха не съела щенка? (дружба волчат со
щенком, он такой же, как ее дети, обучение волчат охоте)
- Дружба помогла закреплению чувств материнства)
(забота)
(отвращение) (дружба)
(доверие)
(неприязнь)(желание съесть
4. Работа с иллюстрацией.
- Где происходят эти события?
- Кто на переднем плане? Кто на заднем?
- Какие позы?
- Почему волчата расположены между щенком и волчихой?
- Как складываются обстоятельства для щенка?
4. Выявление авторской позиции.
- Как автор дает понять внутреннее состояние и переживания волчихи?
(озвучивает ее мысли, это прием очеловечивания животных)
- Так может быть это сказка? (Чехов называл это произведение «Сказка из
собачьей жизни»)
- Какие еще приемы использует А.П.Чехов, чтобы мы лучше поняли главных
героев? (Свое отношение автор передает словами голодная, волчиха, а не
волчица; использует описание внешности, характера, логова; как развиваются
события во времени; описание погоды – выборочное чтение)
- Посмотрим, как же автор выстаивает цепочку событий?
(домашним заданием было составление плана)
1. Волчиха отправилась на охоту.
2. Щенок вместо ягненка.
3. В волчьем логове.
4. Опять неудача!
5. «Ходи в дверь!»
- Почему автор отправляет волчиху на охоту дважды?
(Чтобы показать, как тяжело выживать животным в природе, вызвать в нас
сочувствие)- Другими словами мы видим:
1. Надежда.
2. Неудача.
3. Борьба.
4. Неудача.
5. Наказан щенок.
- Что дает такое завершение? (удовлетворение)
6. Работа с образом Игната.
- Зачем автор дает образ Игната?
(забота)
дружба
(отвращение) (дружба)
(доверие)
(неприязнь)
(желание съесть) наказал
- Чтобы наказать Щенка за глупость, чтобы смягчить тяжелое впечатление от
прочитанного.- Каким вы себе представляете Игната? (образ Игната мы воспринимаем через
восприятие волчихи – выборочное чтение)
- Автор использует прием профессиональной фразеологии, интересно,
смешно, с юмором.
7. Работа над названием произведения.
- Почему автор назвал свой рассказ «Белолобый»? А я бы назвала «Волчиха».
(обращение к схеме взаимодействия героев и действующих лиц)
- С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок,
его образ помог нам лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства:
голода и материнства)
8. Рефлексия.
- Так чего же добивается автор своими приемами?
(Хочет воздействовать на наши чувства, познакомить с жизнью диких
животных, показать, что в природе свои законы, все живое имеет право на
жизнь, вызвать желание гуманного отношения к животным, показать борьбу
инстинктов)
- Бывает ли в нашей жизни такая борьба, когда нельзя побеждает хочу?
- Добился ли автор поставленных целей? (Да. Отношение к животным,
желание больше узнать о них, читать еще.)
- Читали ли вы ранее о событиях, ситуациях, похожих на описываемые в
произведении А.П.Чехова? (Г.Скребицкий «Заботливая мамаша»)
- Сравните.
9. Домашнее задание
- Познакомиться с еще одним рассказом А.П.Чехова «Ванька»