Урок литературного чтения А.П.Чехов «Белолобый» (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению А.П.Чехова «Белолобый» учит детей быть грамотными читателями. Сначала надо правильно назвать произведение: автора и заголовок, определить тему произведения, жанр, назвать главных героев, отделив их от остальных действующих лиц. Дети учатся аналитическому чтению, выполняя предлагаемые задания. В результате проделанной работы переходят к характеристике героев произведения и выявлению связей между всеми действующими лицами. Обогащается словарный запас учащихся, развивается речь и умение работать с иллюстрацией. Учатся выявлять авторскую позицию, составляя план произведения. В итоге приходит понимание того, почему автор назвал свой рассказ «Белолобый», почему автор использовал такие, а не иные приемы, чего он этим добился. трудно переоценить воспитательное значение такой работы над произведением. В итоге повышается интерес к чтению, формируется потребность в чтении.
Иконка файла материала Урок литературного чтения в 4 классе.docx
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: А.П.Чехов «Белолобый» Учитель МБОУ СОШ №4 г. Курчатов Л. А. Фомина Цели: 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. 2. Формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения. 3. Познакомить с литературоведческими понятиями: герои произведения, действующие лица. 4. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире, роли материнского инстинкта в жизни животных, о том, что частонельзя побеждает хочу. 5. Воспитывать гуманное отношение к животным. Ход урока 1. Актуализация знаний учащихся. - Назовите произведение, которое читали дома (Рассказ А.П.Чехова «Белолобый») - По жанру это - рассказ, а какова его тема? (О животных) - Только ли об этом? (Если дети не ответят, вернемся в конце урока) - О ком этот рассказ? (О волчихе и щенке. Об Игнате и волчатах.) - А кто из них главный, без кого не могло бы состояться рассказа? (Безволчихи и щенка) - Это герои произведения, а остальные действующие лица. 2. Работа над образами, аналитическое чтение. - Поговорим о главных героях. Какое чувство вызывает у вас волчиха? ( Чувство жалости, когда …Волнения, когда… Тревоги, когда… Удивления, когда … Уважения, когда… Симпатии, когда… - Какой же вы ее представили? (самостоятельнаяч работа в паре: выбрать из данных слов подходящие к образу волчихи) заботливая осторожная нежная сердитая любящая неприветливая добрая предусмотрительная злая безжалостная голодная опытная умная старая мнительная слабая (Двое уч-ся работали у доски.) -Проверка. - Как случилось, что щенок попал к волчихе? (зачитать отрывок) - Что вы можете сказать о щенке? (внешний вид, характер) -Так какой же второй главный герой произведения? (Самостоятельная работа в паре со словарем оценки качеств характера) Бесстрашный беззащитный Мужественный доверчивый Добрый умный Бесхитростный общительныйГлупый робкий Безбоязненный ласковый Нежный приветливый Бестолковый комичный Веселый забавный -Проверка. 3. Вывод - Почему случилось так, что волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Сильно пахло, она – мать, он – детеныш) - Идет борьба чувств: голода и материнства (зачитать доказательства) - На доске рисуется схема: (отвращение) В (неприязнь) (желание съесть) (доверие) - Что еще повлияло на то, что волчиха не съела щенка? (дружба волчат со щенком, он такой же, как ее дети, обучение волчат охоте) - Дружба помогла закреплению чувств материнства) (забота) (отвращение) (дружба) (доверие) (неприязнь)(желание съесть 4. Работа с иллюстрацией. - Где происходят эти события? - Кто на переднем плане? Кто на заднем? - Какие позы? - Почему волчата расположены между щенком и волчихой? - Как складываются обстоятельства для щенка? 4. Выявление авторской позиции. - Как автор дает понять внутреннее состояние и переживания волчихи? (озвучивает ее мысли, это прием очеловечивания животных) - Так может быть это сказка? (Чехов называл это произведение «Сказка из собачьей жизни») - Какие еще приемы использует А.П.Чехов, чтобы мы лучше поняли главных героев? (Свое отношение автор передает словами голодная, волчиха, а не волчица; использует описание внешности, характера, логова; как развиваются события во времени; описание погоды – выборочное чтение) - Посмотрим, как же автор выстаивает цепочку событий? (домашним заданием было составление плана) 1. Волчиха отправилась на охоту. 2. Щенок вместо ягненка. 3. В волчьем логове. 4. Опять неудача! 5. «Ходи в дверь!» - Почему автор отправляет волчиху на охоту дважды? (Чтобы показать, как тяжело выживать животным в природе, вызвать в нас сочувствие)- Другими словами мы видим: 1. Надежда. 2. Неудача. 3. Борьба. 4. Неудача. 5. Наказан щенок. - Что дает такое завершение? (удовлетворение) 6. Работа с образом Игната. - Зачем автор дает образ Игната? (забота) дружба (отвращение) (дружба) (доверие) (неприязнь) (желание съесть) наказал - Чтобы наказать Щенка за глупость, чтобы смягчить тяжелое впечатление от прочитанного.- Каким вы себе представляете Игната? (образ Игната мы воспринимаем через восприятие волчихи – выборочное чтение) - Автор использует прием профессиональной фразеологии, интересно, смешно, с юмором. 7. Работа над названием произведения. - Почему автор назвал свой рассказ «Белолобый»? А я бы назвала «Волчиха». (обращение к схеме взаимодействия героев и действующих лиц) - С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог нам лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода и материнства) 8. Рефлексия. - Так чего же добивается автор своими приемами? (Хочет воздействовать на наши чувства, познакомить с жизнью диких животных, показать, что в природе свои законы, все живое имеет право на жизнь, вызвать желание гуманного отношения к животным, показать борьбу инстинктов) - Бывает ли в нашей жизни такая борьба, когда нельзя побеждает хочу? - Добился ли автор поставленных целей? (Да. Отношение к животным, желание больше узнать о них, читать еще.) - Читали ли вы ранее о событиях, ситуациях, похожих на описываемые в произведении А.П.Чехова? (Г.Скребицкий «Заботливая мамаша») - Сравните. 9. Домашнее задание - Познакомиться с еще одним рассказом А.П.Чехова «Ванька»