Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
11.03.2019
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе с использованием технологии создания проблемной ситуации на уроке.
Цель урока: Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.
Форма работы: работа в группах. Учащиеся перечитывают текст и находят в нем нужные фрагменты, вглядываются в окружающую действительность, анализируют и делают выводы. Урок соответствует требования ФГОС НОО. Конспект полезен учителям, работающим по УМК «Начальная школа 21 века». Проверка знаний учащихся на уроке осуществляется с помощью теста.
Урок литературного чтения в 4 классе.doc
1
Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Басни. Русские баснописцы»
Провела учитель 4 кл. Исалимова Л.И.
Цель урока:
Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить
самостоятельно делать выводы.
Задачи урока
Предметные:
Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное
произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией;
формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.
Метапредметные
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и
самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель урока,
проговаривать последовательность действий на уроке,
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения
осуществлять анализ и синтез
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать текст на слух
умение отвечать на вопросы
вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения,
умение организовать собственную деятельность.
Тип урока обобщение.
Форма урока урокпрезентация.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки,
рисунки учащихся, портреты баснописцев.
Организационный момент
I.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний 2
У. На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые
объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)
Мы закончили изучать этот раздел .Сегодня у нас обобщающий урок.
Определим для себя цель
У. Что такое басня?
Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых
персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое
произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость,
возмущение.
У. Как возникли басни?
Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст
в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп,
который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так
настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.
У. Кого называют баснописцами?
Д. Баснописцами называют создателей басен.
У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?
Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство,
лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.
У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?
Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.
III. Работа по теме.
. Работа в группах
У. Кто великий русский баснописец?
Сейчас мы попадём в чудесную страну басен Крылова. Здесь мы побываем в
роли актеров, писателей, художников, исследователей.
Прежде чем туда войти, вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
У. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к
басням И.А. Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы.
Каждая группа, глядя на иллюстрацию, говорит
название басни, 3
чему учит басня,
мораль этой басни.
Физминутка
У. Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо
вой. Если басня принадлежит друим русским баснописцам присядьте. Условия понятны?
Будьте внимательны!
1. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
2. Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)
3. Послушайте меня, я не совру,
Кукушка говорила птицам,
Чижам, щеглятам и синицам…(Измайлов «Кукушка»)
4.Друг друга братом всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт…(Хемницер «Друзья»)
5. Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали. (Крылов «Мартышка и Очки»)
У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких
басен И.А. Крылова сейчас прозвучали.
( «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и Очки»)
4. Творческая работа. Игра в театр. Инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица»
У. Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на
выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении
ими басни.
Кого напомнила ворона?
Лисица?
В чём смысл басни?
Назовите крылатую фразу?
V. Контроль знаний
У. Ребята, мы с вами повторили с какими баснями русских баснописцев познакомились, с
понятиями басня, мораль, аллегория.
Проверим при помощи теста ваши знания. 4
Тест
1. Басней называется:
А) рассказ в стихах о какомлибо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально
выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какоелибо лицо, реже
группу лиц или общественное явление.
2. Вывод в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.
3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
Взаимопроверка
1) б, 2) б, 3) а, 4) б.
VII. Итог урока.
Достигли цели.
Почему басни называют нравоучительными?
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни
мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями.
Басня актуальна и сегодня.
В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно
продолжить знакомство с ними самостоятельно.
Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова русских баснописцев,
которые помогут вам стать лучше.
Рефлексия
У. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с
урока. 5
Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения "Басни" в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.