Защита проектов "Выдающиеся представители русской литературы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Закрепить и расширить знания о жизни и творчестве русских писателей и поэтов, изученных в 4 классе; • Совершенствование навыков исследовательской творческой деятельности, самостоятельности; развитие творческих способностей; • Развитие связанной русской речи, обогащение словарного запаса; совершенствование навыков выразительного чтения. Оборудование: • портреты русских писателей и поэтов, • карточки с заданиями для групповой работы, • плакат с пословицей "Кто много читает, тот много знает", • проекты учеников. Оформление доски: • на доске висят плакат с пословицей "Кто много читает, тот много знает" • портреты русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Ф.И.Тютчева, Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, Агнии Барто, Н.Носова.
Иконка файла материала Защита проектов Выдающиеся представители русской литературы.doc
Защита проектов "Выдающиеся представители русской литературы" Цели:  Закрепить и расширить знания о жизни и творчестве русских писателей и поэтов, изученных в 4 классе;  Совершенствование навыков исследовательской творческой деятельности, самостоятельности; развитие  творческих способностей; Развитие связанной русской речи, обогащение словарного запаса; совершенствование навыков  выразительного чтения. Оборудование:     портреты русских писателей и поэтов, карточки с заданиями для групповой работы, плакат с пословицей "Кто много читает, тот много знает", проекты учеников. Оформление доски:   на доске висят плакат с пословицей "Кто много читает, тот много знает" портреты русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Ф.И.Тютчева, Л.Н.Толстого,  С.Я.Маршака, Агнии Барто, Н.Носова. Ход урока I. Оргмомент. Ну­ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку "пять". II.Сообщение целей урока. ­ Сегодня мы с вами обобщим и закрепим знания о русских писателях и поэтах, изученных нами на уроках  литературного чтения, и защитим проекты, написанные вами. III. Вводное слово учителя. ­ Пословица гласит: "Кто много читает, тот много знает". Писатели и поэты нам рассказывают о многом: о нашей  стране, о мире, в котором мы живём, о прошлом, настоящем и будущем нашей страны и людей. Книги помогут  понять окружающую среду, жизнь, поэтому их надо читать вдумчиво, бережно, внимательно. ­ А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину и посмотрим, какие вы читатели? IV. Литературная викторина "Назовите произведение и автора" 1. Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? Ступай к морю, говорят тебе честью Не пойдёшь ­ поведут поневоле. (А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке") 2.Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. (К.Чуковский. "Мойдодыр") 3. Пообедал я сперва За решёткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. ( С.Маршак. "Где обедал воробей?") 4. Если мальчик любит труд,  Тычет в книжку пальцем, Про такого пишут тут "Он хороший мальчик". (В.Маяковский. "Что такое хорошо:") 5. Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт, А орешки не простые ­  Все скорлупки золотые. (А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане") ­ Читатели вы, оказывается, не плохие! V. Закрепление и повторение изученного. ­ Давайте, ребята, вспомним с вами писателей и поэтов, с которыми мы знакомились на уроке литературного  чтения. Для этого мы выполним с вами несколько групповых заданий. Класс разделён на четыре группы. Каждой группе учитель раздаёт карточки с заданием. 1. Выполнение заданий по группам. ­ Задание: вы должны выразительно прочитать отрывок из произведения, назвать автора и название  произведения. Всем группам даётся одинаковый отрывок из произведений. Они готовятся читать выразительно, вспоминают  автора и название произведения и отвечают. Задание 1. 1. "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И верно, ангельский быть должен голосок!" "Ворона и лисица" (И.А.Крылов) 2. "Ах, я чем виноват?" ­  "Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сказал ­ и в тёмный лес Ягнёнка поволок. "Волк и ягнёнок" (И.А.Крылов) ­ А кто такой Крылов? ­ Он баснописец. ­ Что такое басня? ­ Басня ­ это короткий занимательный рассказ в стихах и прозе, в которых героями являются люди, животные. В  баснях высмеивается грубость, зазнайство, хитрость, глупость и другие плохие качества людей­ Какую знаменитую басню написал Крылов? ­ "Стрекоза и муравей". ­ Давайте, сейчас мы с вами послушаем эту басню. Три заранее подготовленных ученика выразительно читают эту басню наизусть. ­ Какова мораль этой басни? ­ Нельзя жить, как стрекоза беззаботно. К зиме нужно готовиться ещё летом. Задание 2. Ещё в полях белеет снег А воды уж весной шумят ­  Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят: "Весенние воды" (Ф.И.Тютчев) ­ Что изображается в стихотворениях Тютчева Ф.И.? ­ В своих стихотворениях Тютчев раскрывает красоту русской природы. ­ А сейчас послушаем стихотворение Тютчева "Есть в осени первоначальной" Один ученик выразительно читает это стихотворение наизусть. Задание 3. О ком эти слова? Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! "Няне" (А.С.Пушкин) Ученица читает стихотворение "Няне" наизусть. VI. Защита проектов. 1. Проекты об А.С.Пушкине. ­ Давайте, сейчас мы с вами начнём защиту проектов. Приглашаем учеников, которые написали об А.С.Пушкине. Ученики защищают свои проекты, несколько учеников прочитают свои любимые стихотворения А.С.Пушкина.  Также знакомят своим творчеством. Солнышко с утра встаёт И в окошко сильно светит. Просыпаюсь я с утра, Лицо, руки умываю И зарядку начинаю. Одеваюсь аккуратно, Собираю я тетрадки, Ручки и карандаши ­  Всё, что нужно для души. (Аристархов Сергей) Лучший год. Год свинюшки к нам пришёл Все ребята рады, Потому что этот год В честь ребёнка назван. (Петрова Наташа) 2. Проекты о Л.Н.Толстом. ­ А сейчас послушаем учеников, которые расскажут о Л.Н.Толстом. Стихотворения детей: В школе.В школе мы танцуем,  В школе мы решаем,  В школе маршируем,  Там же и играем.  (Артемьева Анна) Когда придёт  сентябрь, И в школу мы  пойдём. Ручки, книги и  тетради Мы с собой возьмём. (Егоров Костя) 3. Игра "Собери пословицы". Каждой группе раздаётся карточка с пословицей (каждое слово на отдельном листочке). Группа должна собрать пословицу, прочитать и объяснить значение пословицы. 1. Хочешь много знать, надо мало спать. 2. Кто любит трудиться, тому без дела так и не сидится. 3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 4. Проекты про С.Я.Маршака. Ученики защищают свои работы. Двое прочитают свои любимые стихотворения С. Маршака. 5. Игра "Кто этот герой?" Карточки с отрывком из разных произведений раздаётся каждой группе. Они готовятся, прочитают отрывок  выразительно, называют героя и автора произведения. 1. Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял, А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет? (Ш.Перро. "Золушка") 2. Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала,  Шила рубашки, узор вышивала,  Лебедью белой в танце плыла: Кто мастерица эта была? (Царевна­лягушка ­ сказка "Василиса Премудрая") 3. Прокатиться мы решили С ветерком в автомобиле, Правда, в сказке вам сказали: Сами мы его создали. Ведь такого нет нигде. Ездит он на газ­воде. И сироп в нем вместо смазки, Из какой, друзья, мы сказки? (Сказка Носова "Приключения Незнайки и его друзей") 4.Оглядев с тревогой тир, Говорит в ответ кассир: ­ Вам придётся на колени, Дорогой товарищ, встать ­  Вы же можете мишени  Без ружья рукой достать. (С.Михалков. "Дядя Стёпа") 6. Проекты об Агнии Барто и Н.Носове. Творчество ученика: стихотворение "Я рано утром встану". Я рано утром встану И в поле побегу. Нарву букет цветов я И маме подарю. А вечером я маме Пирог есть помогу, А если торт предложат, И торт я съест смогу. (Андреев Олег) VII. Подведение итогов урока. ­ Вот и закончился наш урок. Вы все очень хорошо поработали. Молодцы! Использованная литература. 1. Василенко Г.И., Ерёменко Н.И., Касаткина Н.А. Дни наук в начальной школе. ­ Волгоград: Учитель, 2006.

Посмотрите также