"Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка +1
4 кл
23.04.2018
Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе "Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
Цели и задачи урока:
1. Продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.
2. Учить анализировать текст, рассуждать, мыслить.
3. Закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации.
4. Развивать устную речь, мышление. Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
5. Воспитывать культуру общения на уроке, чувства ответственности за других, тех, кто рядом. Формировать нравственные качества.
Оборудование урока:
• Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.
• Портрет С. Козлова.
• Выставка книг С. Козлова.
• Картинки с изображением Ёжика и Медвежонка.
• Магнитофон, кассета с записью С. Рахманинова «Вокализ».
• Запись песни «Песня о дружбе»
• Опорные слова
• Синтезатор.
• Самоанализ урока
Если меня совсем нет.doc
Интегрированный урок музыки и литературного чтения
изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня
в 4-м классе "Тема дружбы. Выразительные и
совсем нет"
Цели и задачи урока:
1. Продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.
2. Учить анализировать текст, рассуждать, мыслить.
3. Закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации.
4. Развивать устную речь, мышление. Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других
исполнительских навыков.
5. Воспитывать культуру общения на уроке, чувства ответственности за других, тех, кто рядом.
Формировать нравственные качества.
Оборудование урока:
Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.
Выставка книг С. Козлова.
Картинки с изображением Ёжика и Медвежонка.
Портрет С. Козлова.
Магнитофон, кассета с записью С. Рахманинова «Вокализ».
Опорные слова
Синтезатор.
Самоанализ урока
Запись песни «Песня о дружбе»
Оформление доски:
Для выставки:
Опорные
слова
14 апреля.
Выразительные и изобразительные
интонации.
С. Козлов «Если меня совсем нет».
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Друг дороже денег.
Говорить правду – потерять дружбу.
Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели
песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как
ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок лесовичок. Лунная
дорожка. Правда, мы будем всегда? Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая.
Присутствовали: учителя начальной школы, учителя – предметники гимназии.
План урока:
№ п/п
Этап урока
Время в
минутах 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Музыкальное приветствие.
Сообщение темы, задач и целей
урока.
Проверка Д/З.
Подготовительная работа.
Прослушивание музыки.
Беседа.
Работа с выставкой книг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтение сказки С. Козлова.
Анализ произведения.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Исполнение «Песни о дружбе»
Итог урока. Работа с пословицей.
Домашнее задание.
Итого по времени
Ход урока.
1
1
5
10
2
5
10
5
3
2
1
45
1. Музыкальное приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте!
Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
Сегодня у нас с вами снова необычный урок. Урок музыки и литературного чтения.
2. Сообщение темы, задачи и цели урока.
Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас.
Будем учиться определять характер музыки и характер героев произведения. Тема нашего урока записана на
доске. 3. Проверка домашнего задания.
а) Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака» стр. 140. (23 чел.)
б) Итог д/з.
О чем же это стихотворение? (О вечности жизни на Земле)
Какое переживание лирического героя становится главным?
(Размышление о жизни. Жизнь человеческая коротка. Пройдут века, а жизнь на Земле продолжится. Многое
изменится: нас не будет, но Жизнь останется для других.)
4. Слушание и анализ музыкального произведения.
Вы хорошо поработали над стихотворением, и теперь, когда вы поняли характер произведения, попробуйте
представить ту музыку, которая смогла бы передать такие же чувства. Давайте разберём её характер по
средствам выразительности: мелодия, лад, регистр, темп, ритм, динамика.
А теперь послушаем одно музыкальное произведение. С. Рахманинов «Вокализ».
Как вы думаете, совпадают ли эти 2 произведения по характеру?
А по средствам выразительности?
Какие чувства вы испытали, когда слушали музыку?
На предыдущем уроке мы говорили об интонации в музыке.
Что такое интонация? (Выразительность музыки)
Какие бывают интонации? (Выразительные и изобразительные)
А какие интонации вы услышали в этом произведении? (Выразительные, музыка выражает чувства человека)
Какие точные интонации? (Грустные, печальные, светлые; тоска, одиночество)
А, на мой взгляд, эта музыка по характеру больше подходит к произведению, с которым вы познакомитесь
дальше.
5. Работа с выставкой книг.
Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги с произведениями С. Козлова. Давайте вспомним,
какие произведения этого автора мы уже читали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(исполняются танцевальные упражнения под музыку)
6. Чтение нового произведения подготовленными учениками (по ролям). Стр. 141 – 144. (Учебник
литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.)
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением С. Козлова. Снова встретимся с его героями
Ёжиком и Медвежонком.
Вспомните этих героев. Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)
7. Анализ произведения.
Как вы думаете, что происходит с Ёжиком? (Он переживает за Медвежонка)
Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за
близкого)
Можно ли сказать, что Медвежонок глупый?
(Нет, так нельзя сказать.)
Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик? (Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному и без
Ёжика.
В тексте есть отрывок:
Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
А ты где?
Меня нет.
Так не бывает).
Найдите ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание?
(Мы друг у друга есть. Ты должен быть или у меня, или у себя дома. Если тебя нет, то и меня нет).
В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик очень дорог ему?
(Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду.
Побегу в соседний лес.
Переверну все вверх дном, и ты отыщешься).
Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок у С. Козлова очень разные. Почему же они вместе?
(Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц.
Любят мечтать. У них есть общие интересы, им друг с другом очень комфортно, приятно находиться рядом).
Что случилось с Медвежонком в конце сказки?
(Он рассердился, а, может, задумался)
Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа?
(Потому что обычно ночью легко думать, размышлять, мечтать, т.к. ничто не отвлекает.)
Что в этом пейзаже главное?
(Холодный свет луны, поднявшейся над лесом, разливающей свой свет на неразлучных друзей)
О чем он заставляет задуматься?
(О смысле жизни, о значимости одного человека для другого, о ценности дружеских отношений. Очень важно
знать, что ты комуто необходим, чувствовать поддержку когото, чьюто любовь, тогда и жить становится легче и
есть цель в жизни, ради которой стоит жить).
Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ? (Приятель, дружок, товарищ).
Какие бывают друзья? (Верные, настоящие, преданные).
Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?
(Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать).
Трудно быть настоящим другом? (Да, трудно)
Можно ли научиться быть хорошим другом? (Можно и нужно)
Какие пословицы подойдут к нашему произведению?
НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
ДРУГ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.
ГОВОРИТЬ ПРАВДУ – ПОТЕРЯТЬ ДРУЖБУ.
Есть ли какаято связь между стихотворением Ф. Тютчева и сказкой С. Козлова? (Есть. И в стихотворении и в сказке прослеживается мысль вечности. Нас не будет, но жизнь продолжится, и
такие чувства, как дружба и любовь останутся всегда. Поэтому необходимо ценить то, что мы имеем,
наслаждаться каждым мгновением, проведенным с близкими нам людьми. Неважно, кто это близкий человек
или просто друг).
8. Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
Какой момент изображен на иллюстрации?
Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке?
9. Исполнение «Песни о дружбе» слова В. Потоцкого, музыка В. Иванова.
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
10. Итог урока.
О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских
взаимоотношений).
Какие чувства вы испытываете после урока?
Что для себя взяли?
11. Д/З. стр. 141144, подготовиться читать по ролям. Нарисовать героев сказки.
"Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
"Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
"Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
"Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
"Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.