Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
21.04.2018
Цели: образовательная: повторить сведения о речи, культуре речи, учить находить в тексте имена прилагательные, изученные орфограммы, учить составлять ассоциации к слову, давать сравнительные характеристики героям произведения, знакомить с названиями цветов, с новыми словами, дать толкование этих слов, развивающая: развивать навык беглого, выразительного чтения, артистизм, умение пересказывать, расширять кругозор учащихся, развивать речь, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать навык работы со словарями, текстом, навык самостоятельной работы, исследовательской деятельности, воспитательная: воспитывать у учащихся аккуратность, ответственность, навык коллективизма, стремление постоянно самосовершенствоваться, умение видеть прекрасное, бережное отношение к живой природе, окружающему миру, цветам.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нестандартный
Форма проведения: урок – путешествие
Технология обучения: социоигровая педагогика
Методы обучения: наглядный, словесный, проектная деятельность
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Межпредметные связи: музыка, познание мира, изобразительное искусствоУрок литературы.
Красота - радость нашей жизни.docx
Интегрированный урок в 3 классе
«Красота – радость нашей жизни»
Литературное чтение Тема: Г. Х. Андерсен «Ромашка» (2 ой урок)
Русский язык Тема: Повторение пройденного.
Цели: Образовательная: повторить сведения о речи, культуре речи, учить находить в
тексте имена прилагательные, изученные орфограммы, учить составлять ассоциации к
слову, давать сравнительные характеристики героям произведения, знакомить с
названиями цветов, с новыми словами, дать толкование этих слов.
Развивающая: развивать навык беглого, выразительного чтения, артистизм, умение
пересказывать, расширять кругозор учащихся, развивать речь, орфографическую зоркость,
обогащать словарный запас, развивать навык работы со словарями, текстом, навык
самостоятельной работы, исследовательской деятельности
Воспитательная: воспитывать у учащихся аккуратность, ответственность, навык
коллективизма, стремление постоянно самосовершенствоваться, умение видеть
прекрасное, бережное отношение к живой природе, окружающему миру, цветам.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нестандартный
Форма проведения: урок – путешествие
Технология обучения: социоигровая педагогика
Методы обучения: наглядный, словесный, проектная деятельность
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная,
групповая, работа в парах
Межпредметные связи: музыка, познание мира, изобразительное искусство
Оборудование: карта путешествия, «Словарь настроений», словарь «Цветы», Толковый
словарь, поэтические тетради, цветы, текст – слова педагога Сухомлинского,
Музыкальное сопровождение: песни: «Голубой вагон», «Семь дорожек», «Звёздное
лето»,
«Песня о волшебном цветке», «Земля цветов»,
классическая музыка «Вальс цветов» 1 Организационный момент. Эмоциональный фон урока. Дети стоят в кругу.
Ход урока.
На лугу растут цветы небывалой красоты
(представление: «Я – роза, василёк, тюльпан и т д.)
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты,
Ветер дует иногда, только это не беда.
Наклоняются листочки, опускают лепесточки.
А потом опять встают и по – прежнему цветут.
(звучит «Вальс цветов», ребята танцуют)
2. Сообщение темы, целей урока.
Тема нашего урока «Красота – радость нашей жизни». Мы продолжим работу над
произведением Г. Х. Андерсена «Ромашка», будем давать характеристики героям, по
русскому языку повторим пройденный материал, поговорим о цветах, вы
познакомитесь с некоторыми географическими понятиями, будете учиться выражать
свои мысли, говорить ясно, правильно, конкретно. Сегодня я предлагаю отправиться в
увлекательное путешествие. Мы отправимся в «Цветочное царство». Наш маршрут
обозначен на этой карте (учитель показывает карту путешествия с обозначенными
остановками). Во время нашего путешествия вы должны быть внимательными, всё
запоминать, так как на «Станции Незабудка» последней остановке будет подведён
итог, узнаем, кто обогатил свои знания, совершая путешествие. (Звучит куплет песни В.
Шаинского «Голубой вагон», ребята садятся в «вагончики» и отправляются в путь. На
столе разложены ромашки по количеству детей)
Первая остановка «Ромашковое поле»
Учащиеся читают стихотворение А. Кунанбаева «Весна»
Как весенней порою шумят тополя!
Ходит ветер, цветочною пылью пыля,
Всё живое обласкано солнцем степным,
Пёстроцветным ковром зацветает земля.
(Беседа о красоте весенней природы)
Ребята, вы не раз слышали такое выражение: «Красота спасёт мир». Какие
ассоциации у вас возникают со словом «красота»?
(На 12 ромашках в сердечках записаны слова «красивая», «красивый», «красивые».
Ребята выбирают ромашки, формируются 3 микрогруппы по 4 человека, на лепестках ромашек учащиеся
записывают существительные, соответствующие имени
прилагательном, затем читают вслух полученные словосочетания)
красивая
красивый
красивые
мама
цветы
одежда
жизнь
природа
девочка
места
мебель
буквы
фигура речь
человек
город
мир
цветок
автомобиль дом
люди
птицы
деревья
отношения
луна города
поступок лес
сёла
архитектура песня
памятники
2. Работа с Толковым словарём (толкование слова «красота»)
Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, всё красивое и
прекрасное.
Как научится познавать мир, видеть красоту, великолепие природы. Как
научиться общаться с животными, ухаживать за растениями? Этому учит нас
художественная литература. Обратимся к сказке, с которой мы познакомились на прошлом
уроке.(Звучит музыка, «поезд» отправляется дальше)
Следующая остановка «Плоскогорье Колокольчиков
»
(На обратной стороне цветочков записаны вопросы и задания)
3. Работа над произведением Г. Х. Андерсена «Ромашка»
1 Какие отношения сложились у Жаворонка и Ромашки? Расскажите, как
Жаворонок попал в клетку, а Ромашку вместе с дерном бросили в клетку к
Жаворонку. (Проверка домашнего задания: пересказ кульминационного эпизода
сказки, подведение итогов).
2 Какие чувства испытывают персонажи сказки, когда встречаются? (выборочное
чтение)
3 Как страдает Ромашка, когда ничем не может помочь Жаворонку? 4 Прочитайте о том, как любовь Ромашки находит отклик и понимание у
Жаворонка?
5. Какие отношения у героев? Нравится ли вам их поведение?
Вывод: Ромашка ради любви готова пожертвовать всем. Жаворонок ценит это.
6. Какой была Ромашка? Сравним её с другими цветами.
Ромашка
Пионы, тюльпаны
Бедненький, простенький цветок Пышные, гордые цветы,
благоухали
Незаметная в траве, маленькая, скромная Бросались в глаза (тюльпаны),
«Жёлтое сердечко сияло, как золото» Красивые, нарядные.
Счастлива, весела. Не завидовала,
не печалилась.
Радостно – застенчиво глянула.
Хотели стать больше.
Важничали, раздували щёки.
Вытянулись, надулись.
Готовы были лопнуть от злости.
Вывод: Ромашка представлена как живое существо, автор сравнивает её с человеком,
внешне неприметным, но добрым, приветливым, жизнерадостным. Есть красота
внутренняя, надо увидеть её. Скромность всегда украшает человека.
Ребята, что соседствует с красотой? (Ответы детей)
4. Социоигровое приобщение к делу.
Предлагаю игру «Видимо – невидимо!» Каждой команде даётся по плакату, на котором
разными цветами и разным шрифтом написано 15 слов, необходимо за 1 минуту запомнить
как можно больше слов, записать без ошибок. Команды обмениваются своими записями,
сверяют их с плакатом, вывешены для проверки. Проверяющие исправляют ошибки,
вписывают «неувиденные» другой командой слова. Выигрывает команда, в чьих записях
меньше ошибок и пропущенных слов. На плакате записаны такие слова:
удивление, познание, радость, творчество, жизнь, спокойствие, мир, здоровье, настрой,
увлекательность, бережливость, эмоциональность, искусство, улыбка
Вывод: Как красота влияет на человека? Какое настроение у человека вызывают цветы?
Работа по «Словарю настроений»
Весёлое
задумчивое
тихое
восторженное поэтическое и т. д
одухотворённое
Красота облагораживает нас. Во время Великой Отечественной войны фашисты, руша всё
на своём пути, не тронули Собор в городе Смоленске. Вот как красота влияет на сознание. Замечая красоту, человек стремится сам создать прекрасное.
Предлагаю обратиться к поэзии. ( Поезд едет, Путешествуя по цветочному царству)
Мы приблизились к его столице – «городу Орхидея».
В этом городе сейчас праздник День цветов. Вы будете цветоводами. Ваша задача:
расположить названия цветов в алфавитном порядке. (Названия цветов записаны на
карточках. Детям заранее было дано задание: составить словарь цветов, подводится итог:
объявляется победитель конкурса «Цветовод»).
А теперь совершим экскурсию в библиотеку этого города с красивым названием «Лилия».
5.Работа с поэтическими тетрадями
В них записаны стихотворения о цветах разных поэтов, есть стихотворения А. Кунанбаева
ребята выбирают понравившееся стихотворение и подготавливают выразительное чтение.
Индивидуальная работа: выученное дома наизусть стихотворение читает ученик
А. Шымгин «Разноцветный шар земной»
Если б в поле расцветали только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Хорошо, что непохожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!
(Беседа о полевых и садовых цветах. Нахождение в Толковом словаре толкование слова
«оранжерея»)
Вывод: Каждый цветок красив по – своему, каждый человек уникален, каждый народ
имеет свою культуру, традиции, язык. Надо уважать всё это, беречь и приумножать.
Задание: Выпишите названия цветов, определите число имён существительных.
(Дети садятся в вагончики, проезжают «Пустыню Кактусов».
Посмотрите, как мало растений мы встречаем на пути. Некоторые цветы являются
редкими. Они занесены в Красную книгу. Знайте и охраняйте их: прострел поникший,
венерин башмачок, мак лапландский, колокольчик татарниколистный, пролеска розена,
нарцисс узколистный, тюльпан Грейга, лилия однобратственная.(показ иллюстраций) Остановка в городе Мимоза
Мы попадаем в один из замечательных театров этого города. Здесь идёт постановка сказки
«Цветик – Разноцветик». Посмотрим и мы эту сказку. (Инсценирование сказки заранее
подготовленными артистичными учащимися)
На лесной поляночке вырос небольшой цветочек. Листья, стебель,
лепестки цветочка были синего цвета. «Мои листочки белого цвета, а серединка –
жёлтого», хвасталась Ромашка. « А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я
прекрасна», высокомерно вступила в разговор Роза. Василёк радовался цвету своих
цветов. И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору. «Какой же я
безобразный», грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так
ему было обидно за себя. На рассвете Синий цветочек поднял голову к восходящему
Солнцу. «Я хочу быть разноцветным», простонал цветочек, вытирая слёзы. И вмиг
перед ним возникла волшебница из царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила
синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным.
Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они
нигде и никогда не видели. Цветы гордились своим соседством с Цветиком –
Разноцветиком.
(Беседа о внутренней красоте человека, дружбе и умении заметить в другом хорошее, о
самоуважении, достоинстве. Ребята рисуют цветок своей мечты.)
«Песня о волшебном цветке» Слова Пляцковского. Музыка Чичкова
Есть на свете цветок алый, алый
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Припев:
Может там за седьмым перевалом
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
2 В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь ни был крут и далёк,
Отыскать на земле небывалый,
Самый, самый красивый цветок. 3 Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно находят не все. (показ рисунков детей)
Мы продолжаем экскурсию и попадаем «в Музей Фиалок»
На цветочках записаны пословицы, ребята читают, объясняют и записывают их.
Какой должна быть речь человека?
В каком случае речь становится яркой, выразительной? (употребление пословиц,
имён прилагательных)
(Звучит музыка, продолжаем путешествие)
Наш путь лежит к «Папоротниковой горе». Пока мы в пути, я поведаю вам о таком
поверье: если в праздник Ивана Купалы найти цветущий папоротник, то любое желание
исполнится. Сейчас вы тоже будете искать, но только задание будет другим: найти в тексте
все имена прилагательные. Итак, представьте себя скалолазами, вы должны спуститься с
«горы». (Задание выполняется индивидуально: каждому ученику дается текст это слова
замечательного педагога В.А. Сухомлинского. Словосочетания записаны лесенкой, в
каждом из них необходимо найти имя прилагательное, ребята находят прилагательные в
тексте и подчеркивают их. Подводится итог: кто из ребят первым «спустится с вершины
горы», то есть найдёт все имена прилагательные).
6.Работа с текстом: нахождение имён прилагательных.
На фоне спокойной музыки учитель читает текст:
«Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего
сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живёт в его
душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим для того,
чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.
«Красота – радость нашей жизни. Человек стал Человеком, потому что увидел
глубину лазурного неба,
мерцание звёзд,
розовый разлив вечерней зари,
прозрачную дымку степных просторов,
багряный закат перед ветреным днём,
трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега,
журавлиную стаю в голубом небе,
отражение солнца в мириадах капель утренней росы,
серые нити дождя в пасмурный день
фиолетовое облако на сиреневом кусте
нежный стебелёк и голубой колокольчик
подснежника
увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в
изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветет благородство. Перед
человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и
песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных
колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон
метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал и,
затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и
ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её».
Проверка выполненной работы. Дети занимают «вагончики».
Пока наш поезд едет в «город Тюльпанов», Лена Орехова расскажет вам об этих цветах.
Первые сорта тюльпанов стали выводить в Турции. В Голландии лучшие садовники
активно занимались разведение этих чудесных цветов. Из глубокой древности дошла к нам
легенда о тюльпане. В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До
этого счастья никто не мог добраться, не было такой силы, которая бы открыла его бутон.
Но по лугу прошла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким
смехом подбежал к цветку, и золотой бутон раскрылся. Беззаботный детский смех
совершил то, что не смогла сделать никакая сила. Тюльпан считается символом любви,
счастья.
Остановка «Город Тюльпанов»
7. Чтение предложений, нахождение изученных орфограмм
«Всё известно вокруг!» скажешь милый мой друг,
Тем не менее, на земле ещё много того,
Что достойно, поверь, удивления.
Удивляйтесь росе, удивляйтесь цветам,
Удивляйтесь упругости стали, Удивляйтесь тому, чему люди порой
По привычке плохой
Удивляться уже перестали.
Видя красоту, человек восхищается, радуется жизни. Чему мы радуемся? Я хочу
подарить вам тюльпанчики, на них записаны предложения.
8. Работа в парах. Списывание предложений
(нахождение орфограмм, выразительное чтение вслух записанных предложений)
1пара: Мы радуемся птицам в просторной синеве,
Запутанным тропинкам, росинкам на траве.
2пара: Мы радуемся рекам, звенящим серебром,
И звёздам над вихрастым, улыбчивым костром.
3пара: Мы радуемся шутке весёлой, озорной,
Ромашкам на поляне и ветру за спиной.
4пара: Мы радуемся школе, сдружившей крепко нас,
Звонку, что приглашает в знакомый светлый класс.
5 пара: Мы радуемся сказкам, что снятся в детстве нам,
Зеркальным тёплым лужам, пушистым облакам.
6пара: Мы радуемся снегу, разбуженной весне,
Земле своей прекрасной и мирной тишине.
И вновь предлагаю занять места в вагончиках нашего поезда.
Ребята, с нами в поезде едет наш музыкальный руководитель Сергей Анатольевич, чтобы
нам было веселее в пути, он предлагает нам по гитару спеть замечательную песню.
Звучит песня в исполнении музыкального руководителя, дети поют припев.
«Земля цветов» Слова И. Шаферана Музыка Е. Мартынова
1 Радуга, как будто вдруг упала радуга,
И на земле осталась радуга,
Таким запомню я тебя, мой край родной.
Радуют, цветы всегда сердца нам радуют,
Своею доброй красотой.
Припев: Разные, мечты у всех, конечно, разные,
И всё же самые заветные
Перекликаются мечты. Только бы над миром небо было ясное,
Над всеми небо было ясное,
И на земле росли цветы.
2 По сердцу, всё на земле мне этой по сердцу,
Всё до росинки малой по сердцу,
И самому себе завидовать готов,
Просятся, цветы к любимым сами просятся,
Ко всем хорошим людям просятся,
Ну что за радость без цветов?!
Припев.
Итог урока: Итак, мы прибыли на станцию «Незабудка»
Каждому из вас, уважаемые мои ребята, я подарю блокнот со словами
замечательного педагога В. А. Сухомлинского. Не забудьте эти слова:
«Красота – это радость нашей жизни» «Красота – гимнастика души» «Красота –
это яркий свет, озаряющий мир» «То, что ты смотришь на окружающий мир и
видишь его, таит в себе и добро и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как
увидишь»
Подведение итогов «путешествия»: дети получают жетоны – цветочки за ответы на
вопросы по теме урока, объявляется команда – победительница, вручаются призы: краски,
другой команде вручаются альбомы для рисования. Ребята «на поезде возвращаются» в
класс.
Заканчивается наш урок. Ребята, хочу пожелать вам, чтобы ваши сердца были полны
любви, замечайте и берегите красоту, дорожите ею. Пусть ваши глаза будут зоркими,
чтобы видеть всё многоцветие жизни.
Домашнее задание: написать мини – сочинение на выбранную тему:
«Красота золотой осени» «Красота летнего утра» «Красота родной природы»
Комментирование оценок.
Автор разработки: учитель Шубенок Ольга Николаевна
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Урок литературного чтения "Красота - радость нашей жизни" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.