Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цель: Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления через чтение и письмо (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме: М. М. Пришвин «Выскочка». (Начальная школа 21 век, ФГОС)Конспект урока чтения
Открытый урок Веселкова Н.П.
Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка»
Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия
«Пирамида критика» ) у учащихся 3 класс в предметной
области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов
обучения:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке
зрения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости,
сопереживания;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:
- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые
высказывания;
- формирование умения работать в паре и группе;
- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
- формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального
читателя на основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии
РКМЧП.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных
результатов обучения:
-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- развитие умения анализировать текст, поступки героев.
Ход урока.
Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам Вас сегодня встречать.
Начнём же урок, нельзя время терять.
1. Мотивационно-целевой этап.
С добрым утром, 3 класс,
Всё готово ли у вас?
Все на парты посмотрели,
А теперь тихонько сели.
– Ребята, а каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
– Что нужно делать, чтобы урок был именно таким?
– И, конечно же, хорошее настроение.
«Я нашёл для себя любимое дело – искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человека». (М.М.Пришвин) (Слайд 1)
– Как вы считаете, кому принадлежат эти слова?– Правильно, М.М.Пришвину. Его рассказы не только увлекают
занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас
встреча с природой станет чудесным открытием.
– Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и
поделиться ими с другими?
(Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)
– Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который
называется «Выскочка».
– Попробуйте сформулировать цель нашего урока, а я вам покажу
небольшую подсказку.
- Именно такой читатель может создать …(пирамиду критика).
Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу
М.М.Пришвина «Выскочка». (Слайд ⁿ)
-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в
соответствии с поставленной целью. (В группе.) (Слайд 3)
-Чему мы будем учиться?
Выразительно читать.
Делить текст на части.
Анализировать литературное произведение.
Давать характеристику героям.
Составлять план.
Слушать и уважать мнение своих товарищей.
Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
Работать в паре или группе
Ориентироваться в тексте
Давать оценку своей работе.
- Обоснуйте свой выбор.
Приём «Предположение».
- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».
- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
Выскочка это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей
очереди, привлекает к себе внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным)
слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
(Из «Толкового словаря» Ожегова). (Слайд 4)
-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?
(предполагает тот, кто не читал рассказ)
-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.
2. Ориентировочный этап.
– Что же нам поможет при решении поставленных задач? (Учебник.) К
кому мы можем обратиться за помощью? (К учителю, родителям, …)
3. Поисково-исследовательский этап.
А)– Перед чтением проведём словарно-лексическую работу в парах.
Кто закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему
сигналу. Правило «Стоп».
Соедините слова и
выражения с их значением:
Выводок
Сородичи
Улучила
Поскакала дуром
- нашла подходящее время
(Словарь С.И.Ожегова )
– родственники.
– птенцы или детеныши С заскоком и с
пыльцой в голове
млекопитающих, ещё
живущие с матерью.
– не умная, глуповатая
-
не попорядку,
как
попало, не думая. (Словарь
В.И. Даля)
Б) Приём «Чтение с остановками».(2 остановки)
Чтение 1 части.С.144-145,до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки:
скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки.
- Кто является героем рассказа?
- Какой породы была Вьюшка?
- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность,
бдительность?
- Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части. С. 145-147,до слов «Вот только-только бы подняться
сороке, как Вьюшка схватила её за хвост, - и кость выпала…»
Вопросы после 2 остановки.
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что
сороки у неё утащили кость?
- Чем же отличалась одна из сорок?
- Как про таких говорят?
-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше
будут развиваться события?
Чтение 3 части до конца.
Вопросы после прочтения всего текста.
- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?
- Что поразило?
- За что сороки осуждали Выскочку?
– Почему она так поступила?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
– О чём говорит заглавие?
– Какой это рассказ?
4. Практический этап.
А)– А сейчас проверим вашу внимательность. Какой литературный приём
использует автор в произведении? (Описание.) Найдите и прочитайте
описание Вьюшки. (Слайд 5)
– Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
(Сравнение – ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как
чеснок.)
– Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-
ласкательные суффиксы.)
– Как автор описал Выскочку? (Он использовал народную мудрость «…с
заскоком, в семье не без урода».)
– Что о сороке думает автор? А как к ней относится?
– Шесть сорок и одна. Какой это приём? (Противопоставление.) Что
сделали эти шесть сорок? («Повели правильное наступление».)
– А это какой приём? (Метафора – скрытое сравнение. Шесть сорок,
наступающих на Вьюшку, сравнивает с противником.) Метафора
используется для создания ярких образов.
– Есть ли ещё какой-то литературный приём? (Эпитеты: хвост радужный,
весёлая собачка, блестящая, пёстрая воровка, шарик пёстрый.)
– Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?
Почему?– Почему эта история закончилась именно так?
Б) Стратегия «Пирамида критика».
– Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою
пирамиду критика.
- Помните правила работы в группе.
Активность всех членов группы
Выслушивание точки зрения каждого
Взаимоуважение и вежливость
Правило «Стоп».
- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается
инструкционная карта.
Инструкционная карта.
1. Распределите обязанности в группе:
-чтец вопросов
-регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)
- художник-оформитель
- докладчик - выступающий
2.Составьте пирамиду по плану.
1. О чём рассказ? (Одно слово.)
2. Место и время действия. (Два слова.)
3. Главные события в рассказе. (Три слова.)
4. Главные герои, какие они? (Четыре слова.)
5. Что хотел донести автор этим произведением?
6. Собственное мнение о прочитанном. Ваша
(Пять слов.)
реклама/антиреклама, рекомендация книги.
(Шесть слов)
Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения,
составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве
консультанта .
Дети презентуют свои пирамиды.
Пример: 1. Животные.
2. Охота осенью.
3. Сороки украли кость.
4. Вьюшка – сторож, Выскочка – воровка.
5. Не считать других глупее себя.
6. Нам рассказ понравился, прочитай, не пожалеешь!
В) Работа с пословицами (если останется время) (В группе).
– Обсудите пословицу. Докажите, что она подходит к нашему
произведению. (Каждой группе по одной пословице.)
Семь раз отмерь – один отрежь.
Всякий совет к разуму хорош.
Хитрость и смекалка родные сёстры.
Один якал, якал, да и заплакал.
Голова без ума, что фонарь без огня.
– Какая из них больше всего подходит?
5. Рефлексия.
-Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно»,
«Трудно». (Слайд 6)
Интересно ___ зелёный
кружок
Не очень интересно -
жёлтый
скучно__ красный
легко __ зелёный кружок
Не очень трудно __ жёлтый
кружок
трудно ___ красный кружок-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.
Листы самооценки
Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства
________________________________
Рассказ помог понять
__________________________________________________
На уроке мне
понравилось______________________________________________
- 2-3 человека зачитывают листы самооценки.
- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и
думаю» М.Пришвин (Слайд 7)
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда
вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да
заплакал»)
– Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в
жизни людей такое встречается? ( Главная мысль произведения: не
считать других глупее себя! Быть всегда вместе, держаться друг за
друга.)
– Давайте вернёмся к цели урока. (Слайд8)
– Какие задачи мы решали, двигаясь к цели?
Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.
Предлагаю выбрать домашнее задание: (Слайд 9)
– Подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора(слабые).
Пересказ творческий от лица какого-либо героя (сильные).
Всем большое спасибо. (Слайд 10) Вы меня сегодня очень
порадовали своей работой.
Урок закончен. Попрошу всех встать и попрощаться с нашими
гостями.