Урок литературного чтения М. Пришвин "Выскочка" (3 класс, Начальная школа 21 века)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка» Цель: Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления через чтение и письмо (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме: М. М. Пришвин «Выскочка». (Начальная школа 21 век, ФГОС)Конспект урока чтения
Иконка файла материала Открытый урок Веселкова Н.docx
Открытый урок Веселкова Н.П. Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка» Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 3 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка». Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; -формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. - воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; - формирование умения работать в паре и группе; - развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций; - формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: -познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»; - развитие умения ориентироваться в тексте; - развитие умения анализировать текст, поступки героев. Ход урока. Приветствие гостей. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам Вас сегодня встречать. Начнём же урок, нельзя время терять. 1. Мотивационно-целевой этап. С добрым утром, 3 класс, Всё готово ли у вас? Все на парты посмотрели, А теперь тихонько сели. – Ребята, а каким вы хотите видеть сегодняшний урок? – Что нужно делать, чтобы урок был именно таким? – И, конечно же, хорошее настроение. «Я нашёл для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека». (М.М.Пришвин) (Слайд 1) – Как вы считаете, кому принадлежат эти слова?– Правильно, М.М.Пришвину. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. – Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.) – Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка». – Попробуйте сформулировать цель нашего урока, а я вам покажу небольшую подсказку. - Именно такой читатель может создать …(пирамиду критика). Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка». (Слайд ⁿ) -Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью. (В группе.) (Слайд 3) -Чему мы будем учиться?  Выразительно читать.  Делить текст на части.  Анализировать литературное произведение.  Давать характеристику героям.  Составлять план.  Слушать и уважать мнение своих товарищей.  Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.  Работать в паре или группе  Ориентироваться в тексте  Давать оценку своей работе. - Обоснуйте свой выбор. Приём «Предположение». - Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка ­ это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание. - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка –   это   человек,   который   выдвинулся   (отличился,   стал   заметным,   известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.                                                             (Из «Толкового словаря» Ожегова). (Слайд 4) -Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) -Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. 2. Ориентировочный этап. – Что же нам поможет при решении поставленных задач? (Учебник.) К кому мы можем обратиться за помощью? (К учителю, родителям, …) 3. Поисково-исследовательский этап. А)– Перед чтением проведём словарно-лексическую работу в парах. Кто закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу. Правило «Стоп». Соедините слова и выражения с их значением:  Выводок  Сородичи  Улучила  Поскакала дуром - нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова ) – родственники. – птенцы или детеныши С заскоком и с пыльцой в голове  млекопитающих, ещё живущие с матерью. – не умная, глуповатая - не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля) Б) Приём «Чтение с остановками».(2 остановки) Чтение 1 части.С.144-145,до слов «Тогда, откуда ни  возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки» Вопросы после 1 остановки. - Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? - Как могут дальше развиваться события? Чтение 2 части. С. 145-147,до слов «Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост, - и кость выпала…» Вопросы после 2 остановки. - Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? -Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события? Чтение 3 части до конца. Вопросы после прочтения всего текста. - Поднимите руки, чьи предположения оправдались? - Что поразило? - За что сороки осуждали Выскочку? – Почему она так поступила? - Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? – О чём говорит заглавие? – Какой это рассказ? 4. Практический этап. А)– А сейчас проверим вашу внимательность. Какой литературный приём использует автор в произведении? (Описание.) Найдите и прочитайте описание Вьюшки. (Слайд 5) – Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (Сравнение – ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.) – Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы.) – Как автор описал Выскочку? (Он использовал народную мудрость «…с заскоком, в семье не без урода».) – Что о сороке думает автор? А как к ней относится? – Шесть сорок и одна. Какой это приём? (Противопоставление.) Что сделали эти шесть сорок? («Повели правильное наступление».) – А это какой приём? (Метафора – скрытое сравнение. Шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает с противником.) Метафора используется для создания ярких образов. – Есть ли ещё какой-то литературный приём? (Эпитеты: хвост радужный, весёлая собачка, блестящая, пёстрая воровка, шарик пёстрый.) – Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?– Почему эта история закончилась именно так? Б) Стратегия «Пирамида критика». – Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика. - Помните правила работы в группе.  Активность всех членов группы  Выслушивание точки зрения каждого  Взаимоуважение и вежливость  Правило «Стоп». - Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта. Инструкционная карта. 1. Распределите обязанности в группе:     -чтец вопросов -регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду) - художник-оформитель - докладчик - выступающий 2.Составьте пирамиду по плану. 1. О чём рассказ? (Одно слово.) 2. Место и время действия. (Два слова.) 3. Главные события в рассказе. (Три слова.) 4. Главные герои, какие они? (Четыре слова.) 5. Что хотел донести автор этим произведением? 6. Собственное мнение о прочитанном. Ваша (Пять слов.) реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Шесть слов) Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве консультанта . Дети презентуют свои пирамиды. Пример: 1. Животные. 2. Охота осенью. 3. Сороки украли кость. 4. Вьюшка – сторож, Выскочка – воровка. 5. Не считать других глупее себя. 6. Нам рассказ понравился, прочитай, не пожалеешь! В) Работа с пословицами (если останется время) (В группе). – Обсудите пословицу. Докажите, что она подходит к нашему произведению. (Каждой группе по одной пословице.) Семь раз отмерь – один отрежь. Всякий совет к разуму хорош. Хитрость и смекалка родные сёстры. Один якал, якал, да и заплакал. Голова без ума, что фонарь без огня. – Какая из них больше всего подходит? 5. Рефлексия. -Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно». (Слайд 6) Интересно ___ зелёный кружок Не очень интересно - жёлтый скучно__ красный легко __ зелёный кружок Не очень трудно __ жёлтый кружок трудно ___ красный кружок-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки. Листы самооценки Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства ________________________________ Рассказ помог понять __________________________________________________ На уроке мне понравилось______________________________________________ - 2-3 человека зачитывают листы самооценки. - «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин (Слайд 7) -Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал») – Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое встречается? ( Главная мысль произведения: не считать других глупее себя! Быть всегда вместе, держаться друг за друга.) – Давайте вернёмся к цели урока. (Слайд8) – Какие задачи мы решали, двигаясь к цели? Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге. Предлагаю выбрать домашнее задание: (Слайд 9) – Подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора(слабые). Пересказ творческий от лица какого-либо героя (сильные). Всем большое спасибо. (Слайд 10) Вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Урок закончен. Попрошу всех встать и попрощаться с нашими гостями.