Урок литературного чтения на тему: Б.Емельянов "Васька" (3 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
19.11.2017
Цели :
1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Я советую прочитать рассказы Б. Емельянова. У него ещё есть рассказы о собаках..
Например, «Как я покупал собаку» Он не зря писал о собаках, так как считал их самыми верными друзьями человека. Он писал, что не может жить и работать , если у него нет собаки.Урок литературного чтения на тему: Б.Емельянов "Васька"(3 класс)
Б.Емельянов Васька.doc
Тема урока: Б. Емельянов. Васька
Цели :
1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
1.Сообщение темы, цели.
2.Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Произведения из какого раздела мы сейчас читаем на уроках литературы?...
Какое произведение вам больше понравилось и запомнилось?
3. Усвоение нового материала.
1.Сегодня мы тоже прочитаем произведение, которое можно отнести к этому разделу. Его автор Борис
Александрович Емельянов .
Посмотрите на портрет этого человека
Каким вы представили себе Емельянова? (проницательный взгляд, порядочность, доброта,
наблюдательный)
Что бы вы хотели узнать о нём?
2.Работа в группах.
Познакомьтесь с фактами из биографии этого человека.Будьте внимательны, так как каждая группа
получает свой материал, и вам придётся поделиться с другими тем, о чём вы узнаете.
1 гр.
Борис Емельянов был очень весёлым и добрым человеком. Он очень любил детей и природу .Ему очень
нравилось рыбачить.
2 гр.
Писатель очень любил путешествовать. У него было много верных друзей .И жизнь его была богата
интересными событиями.
3 гр.
Борис Емельянов работал журналистом, а в годы войны был военным корреспондентом. Он печатал свои
статьи в военных газетах.
4 гр.
Борис Александрович Емельянов любил детей. Он был отличным рассказчиком и очень часто бывал в
школах. Ребята всегда с интересом слушали его.
5 гр.
Емельянов писал свои книги о животных : о кошках и собаках, о цыплятах и гусях. Он умел увидеть
много хорошего у них и рассказать об этом всем.
6 гр.
Произведения Емельянова не просто о животных – это прежде всего произведения о людях, об их добрых
качествах. Которые проявляются в общении с природой.
Что мы узнали о Б. А. Емельянове?
3.С некоторыми произведениями этого писателя заранее познакомились ребята и сейчас они
расскажут нам о них.
( выступления подготовленных детей.)
А) Зелёная букашина
б) Сапоги – собаки
в)Кот и собака
Интересно было вам слушать?
А сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется Васька
Запишите несколько ассоциаций к слову Васька
Как вы думаете, о ком или о чём может быть текст с таким названием?
Послушайте, о каком Ваське написал автор. 4.Чтение текста до слов: случилась большая неприятность. Предсказание.
Давайте попробуем предсказать развитие событий. Что могло произойти? Каковы ваши версии?
( ответы детей)
Вам интересно узнать, что же было на самом деле?
Чтение текста до конца.
От чьего имени ведётся повествование?
Назовите главных действующих лиц.
5. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?
Сказка
Рассказ
Повесть
Басня
Докажите: почему это произведение является рассказом?
6. Словарная работа.
В рассказе встретились слова, которые надо объяснить. Подберите синонимы.
Забредала ( иногда заходила)
Клочья летели от коврика( сильно трепал его )
Дать взбучку ( наказать )
7. Работа с текстом.. Анализ.
Читаем 1 часть с карандашом в руках.
.Задание: отметить все слова и выражения, характеризующие Ваську. Они помогут нам составить
портретную характеристику герою.
Какие слова и выражения вы отметили? ( внешность героя)
Какие приёмы использовал автор, чтобы характеристика была более полной?
Сравнения( шерстью, блестящей. как шёлк, точно срывался с цепи )
Эпитеты ( мягкая, волнистая )
Читаем 2 часть
Отличалось ли поведение Васьки в 1 части от поведения во 2 части, в то время, когда хозяин уходил на
работу.
Как это характеризует Ваську? ( баловался, был не совсем послушен, признавал только хозяина)
В этой части много глаголов, характеризующих действия Васьки.
Задание: продолжить предложения , найдя ответы в тексте. ( внимание)
Ловил… кошку за хвост
Таскал… коврик из угла в угол
Трепал… его так. что клочья летели
Гонял… миску с громом от двери до двери
Прятал… под диван домашние вещи соседей
Понимал…что хозяина нет дома и некому дать ему взбучку
Пересказ по – самарски с использованием глаголов, как ключевых слов
а) сильный ученик
Б) пересказ в парах
В) слабый ученик
Как вы думаете, для чего мы занимались пересказом? ( память)
Читаем 3 часть.
Что хотела сделать соседка?
Смогла ли она искупаться?
Что сделал Васька?
Какие чувства вызвал у вас отрывок? Почему было смешно? ( необычное поведение)
4 часть.
Почему соседка обиделась? Права ли она была, что рассердилась на Ваську?( нельзя давать собаке бесконтрольную свободу
действий, не всё должно быть дозволено)
Какие меры приняли хозяин и соседка?
Найдите: какие слова подобрал хозяин, чтобы успокоить собаку?( важно не только то, что сказал, но
и как сказал0
Как он говорил с Васькой? ( серьёзно, как с человеком)
Почему серьёзно? ( чтобы Васька понял, что хозяин им недоволен. Но в то же время он говорил с
ним, как с другом)
Что бы вы сказали Ваське?
Понял ли Васька, как следует вести себя, если хозяина нет дома?
Прочитайте до конца последнюю 5 часть молча и докажите это словами из текста
Каким стал Васька?
Почему изменилось поведение собаки? Только ли потому, что Васька испугался телефонной трубки?
Что происходило с Васькой, после того, как с ним поговорил хозяин?(он испытывал чувство вины)
Какой эпизод был самым напряжённым? А самым смешным?
Какому эпизоду соответствует иллюстрация на слайде?
А какой эпизод вам больше понравился?
Что интересного вы узнали о повадках животных?
Бывали ли похожие случаи с вашими домашними животными?
8. Закрепление. Творческая работа.
Индивидуальная работа . Написать эссе о похожем случае из жизни.
Групповая работа.
1 гр. Пятистишие к слову Васька
2 гр. Кому из героев принадлежат эти качества?
добрый
мудрый
любит животных
хорошо знает их повадки
Что ещё можно сказать о хозяине?
3 гр. Составить план( 1. охотничий пёс 2. хозяина нет дома 3.проделка Васьки
4.приказ хозяина 5. ужасная трубка 6. Васька исправился.)
4 гр. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
5 гр.Дайте портретную характеристику Ваське.(умный. ласковый, любит хозяина.. слушается его,
преданный, любит побаловаться, весёлый)
6 гр. Объясните смысл выражения: « Люди и животные нужны друг другу»
Проверка инд. работы Эссе « забавный случай из жизни моего дом. животного»
9. Итог. Дом. зад.
Чем хорош этот рассказ?
Как автор относится к своему герою и чему он нас учит?
( любит его, учит нас , что если мы взяли в дом животного, то мы в ответе за его воспитание,
поведение. Ведь у каждого животного есть свой характер и обязательно важно добиться
взаимопонимания с ним)
Какие чувства пробудил в вас рассказ? Выразите свои чувства в цвете. Раскрасьте свой квадрат теми цветами, которые наиболее полно
передают ваше отношение к прочитанному, ваши чувства.
Объясните, почему вы выбрали этот цвет?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Дом. зад – пересказ, инсценирование.
Я советую прочитать рассказы Б. Емельянова. У него ещё есть рассказы о собаках..
Например, «Как я покупал собаку» Он не зря писал о собаках, так как считал их самыми верными
друзьями человека. Он писал, что не может жить и работать , если у него нет собаки.
Урок литературного чтения на тему: Б.Емельянов "Васька" (3 класс)
Урок литературного чтения на тему: Б.Емельянов "Васька" (3 класс)
Урок литературного чтения на тему: Б.Емельянов "Васька" (3 класс)
Урок литературного чтения на тему: Б.Емельянов "Васька" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.