Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
15.11.2017
Урок разработан по учебнику «Родная речь» составители М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова / «Просвещение», 2000 г., Второй урок по этой теме.
На данном уроке создавала условия для осмысливания прочитанного, для формирования отношений ребёнка к читаемому, героям, событиям. С помощью межпредметных связей воздействовала на эмоциональную сферу, развивая духовные качества личности.Урок разработан по учебнику «Родная речь» составители М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова / «Просвещение», 2000 г., Второй урок по этой теме.
приемыш.doc
Разработка урока по литературному чтению
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» 4 класс
Цели:
1) Развивать умения анализировать характеры и поступки героев,
развивать философское видение мира;
2) Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, развивать
способность видеть красоту окружающего мира;
3) Развивать у детей литературный вкус, умение ценить красоту слова,
выражать свои чувства.
Оборудование: картина «Лебеди» Горбуновой А., аудиозапись «Танец
маленьких лебедей», макет телевизора, «Дерево мудрости», плантаблички
разного цвета, книга «Я познаю мир»
I.
Оргмомент.
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом МаминаСибиряка
"Приемыш".
– Давайте прочитаем эпиграф нашего урока:
Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
II.
II. Постановка целей и задач урока.
Урок начнём с улыбки. Подарите друг другу улыбки. Итак, урок
литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, слушать друг
друга, читать рассуждать и рассказывать. Главную проблему я
сформулировала словом
Красо
»
ы
т
с
и
л
а
н
р
у
Ж
«
а
р
г
И
а
к
т
у
н
и
м
т
ь
л
у
к
з
и
Ф
и
к
е
в
о
л
е
Ч
«
а
ц
и
л
б
а
Т
»
а
ц
и
т
п
з
а
к
с
с
а
р
й
о
М
а
к
о
р
у
и
л
е
Ц
о
г
е
н
ш
а
м
о
д
а
к
р
е
в
о
р
П
я
и
н
а
д
а
з
л
о
т
с
й
и
к
с
ф
о
с
о
л
и
Ф Перед вами план работы. По мере выполнения плана будем переворачивать
карточки и увидим их цвета.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Кто его автор?
Почему рассказ называется «Приёмыш»?
Составим кластер на тему «Лебедь».
Птица
гордая
царская
красивая
вольная
умная редкая
Царская птица «Я познаю мир» стр. 174.
Редкая на Алтае в верховьях Оби, на озёрах Большом и Малом
Камышном водится лебедькликун. Охота на них запрещена круглый год, они
взяты под охрану.
Красивая – картина, грамзапись, стихотворение С.А. Есенина
«Лебёдушка».
Вот о красоте, которая будит в душе человека добрые чувства, мы и
поговорим на уроке. Мы справились с первым этапом урока, перевернём
карточку (красный цвет)
Цели урока
III. Проверка домашнего задания:
Какое было домашнее задание? (выразительно читать произведение)
Покажите как вы научились красиво читать.
Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовили домашнее задание, можно
перевернуть следующую карточку (оранжевый цвет)
чтение по ролям (стр. 219, автор и Тарас);
чтение диктора (стр. 221, 1, 2 абзацы)
Домашнее задание
IV. Игра «Философский стол».
Во все времена мудрецыфилософы собирались вместе и рассуждали о
жизни, пытались открыть её законы, по которым должны жить люди. А теперь
представьте себе, что вы все философы.
Ваша цель: отыскать в тексте
I группа – Отрывки о Тарасе, расположив их как указано в карточке II группа – Отрывки о лебеде
Работа по группам. Проверка результатов работы, зачитывание отрывков
каждой группой.
Вот мы и ответили, и порассуждали по всем пунктам планакарточки.
Можем перевернуть следующую табличку (жёлтая)
Философский стол
V. Игра «Журналисты»
Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения приглашаю, сесть под
дерево мудрости. Остальные – журналисты.
Задача «журналистов» задать интересный необычный вопрос героям. Задача
«героев» произведения – дать полный хороший ответ.
Предполагаемые вопросы:
Тарасу – Почему вы так переживаете за Приёмыша, ведь он улетел с такими
же лебедями? Может, лучше было его не отпускать, а запереть и подождать
когда стая улетит?
Приёмышу – Почему ты не улетел сразу со стаей? Почему ты не остался жить
со стариком и Соболькой?
Молодцы, «журналисты»! «Герои» наши тоже дали исчерпывающий ответ на
столь каверзные вопросы. Поэтому перевернём ещё одну табличку
(зелёный цвет)
Игра «Журналисты»
VI. Физкультминутка.
Раз мы говорим о природе, проведём физкультминутку :
Гуси серые летели,
На полянку тихо сели.
Походили, поклевали,
Затем быстро побежали.
Полетели, полетели,
И на место тихо сели.
Перевернём следующую табличку (голубой цвет)
Физкультминутка
VII. «Таблица».
Следующий этап урока называется Таблица «Человек и птица».
Давайте сравним этих двух героев, находя некоторые сходства в их судьбе и
характере
Тарас
бобыль (потерял семью)
«Князь князем живу»
Приёмыш
сирота (потерял семью)
вольная птица Тарас понимает, что Приёмыш может затосковать и погибнуть, если его
оставить у себя. Но в то же время, если выпустить, может не вынести тягот
дальнего перелёта (книга «Я познаю мир» стр. 174).
Как бы вы поступили на его месте?
Ответы детей.
Перевернём табличку (синий цвет)
Таблица «Человек и птица»
VIII. Мой рассказ.
Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть
мир глазами других, понимать его. Представьте себя героями нашего рассказа
Тарасом или Приёмышем и расскажите о себе.
Рассказы детей.
Перевернём табличку (фиолетовый цвет)
«Мой рассказ»
IX. Итог урока.
Что же мы получили в результате нашей работы?
Красота – это радуга красок. Приходилось ли вам слышать выражение
«Красота спасёт мир». От чего его надо спасать? Как это может сделать
красота?
Пока существует красота, она воздействует на человеческие души,
пробуждая доброту, сострадание. Дай Бог, чтобы было меньше людей,
поднявших руку на красоту.
Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит многоточие?
X. Домашнее задание.
Приготовить рассказ от имени одного из героев.
Оценивание. Оцените свою работу на уроке по следующей цветовой таблице:
удовлетворительно
хорошо
отлично Приёмыш.
Приложение.
1. Первая встреча с лебедем.
2. Появление птицы на Светлом озере.
3. Умная, гордая птица.
4. Приёмыш подружился с Соболькой.
5. Лебедь затосковал «Пусти, дедушка, к товарищам».
6. Прощание лебедя с Тарасом (Спасибо за хлеб – соль). Приложение.
Тарас
1. Кто такой Тарас? Чем он занимался?
2. Как жил Тарас на озере?
3. Как он относился к природе?
4. Почему он приютил лебедя?
5. Как Тарас относился к Приёмышу?
6. Какие чувства испытал после отлёта лебедя? Чудо - дерево
Приложение.
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Урок литературного чтения на тему Д. Н. Мамин -Сибиряк "Приемыш" 4класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.