Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Оценка 4.9

Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—4 кл
14.08.2019
Урок  литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Конспект урока.docx
Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца Предмет: литературное чтение                          Класс: 4 «А» УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»  Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».  Тип урока: комбинированный, урок­закрепление Цели: Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить  находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей,  развивать навыки выразительного чтения. Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь. Воспитательные:  воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим,  убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами. Планируемые результаты: Предметные: Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать  художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе,  взаимопомощи и поддержке. Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать  выводы. Метапредметные:  Регулятивные   УУД:   формулирование   учебной   задачи   урока.   Исходя   из   анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.  Коммуникативные   УУД.   Ответы   на   вопросы   на   основе   художественного   текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста  Познавательные   УУД.   Анализ   художественного   текста,   выделение   в   нем   основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.  Метапредметные связи: русский язык Ресурсы: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 ­ 16. ­   М: Просвещение, 2016 г.; компьютер, проектор, экран, презентация. карточки Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок, костюмы для героев Ход урока : 1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока  ­ Что летит быстрее мысли И не имеет ни начала, ни конца? ­ Вчера было, Сегодня есть И завтра будет. Почему я загадала загадки о времени? Какое произведение вы готовили к сегодняшнему уроку? Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы? На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в ней вымысел, а что могло произойти реально?  2.Беседа о сказках. Произведение называется «Сказка о потерянном времени» Чем сказка отличается от других литературных произведений ? Сказка ­ повествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и  событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)  Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок) Гадкий утенок, Царевна­лягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко,  Дюймовочка, Айболит, Финист­ясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):  Кто лишний?  А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин­ Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)­не писал сказок.  Что общего у остальных писателей ? Русские писатели Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке? Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. Одну из них  вы прочитали дома. А каким человеком вы представляете Шварца ? 3. Новый материал  ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ . Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.  В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного  университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста,  посвятив жизнь театральному искусству и литературе.  Весной 1917 года был призван в армию.В 1921 году он приехал в Петроград в составе  ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. Свои произведения начал писать с 1923 года. С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака.  Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ». В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал  писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42­43 годах  Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву.  После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его  работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья­искусница», «Дон­Кихот».  Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц. Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61­летнем возрасте.  Писатель похоронен на Богословском кладбище. Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра  кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму. Словарная работа «Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые  требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно. Окладистая (борода) – широкая и густая. Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина. Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто. Ситный­хлеб из просеянной муки. Подберите синонимы к словам:  хмурый – угрюмый, невесёлый сберечь – сохранить, спасти, сэкономить. Подберите антонимы к словам: состариться –помолодеть трудиться – лениться, бездельничать. В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите их и объясните смысл : терять время понапрасну – тратить время бессмысленно, без пользы держать ухо востро – быть осмотрительным как сквозь землю провалился – исчез, пропал и в ус не дует – не переживает с ног сбиться – устать; изнемочь от хождения Физминутка:  Кто там ходит влево­ вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно  И твердит: «Тик­так, тик­так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево) А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка. Птица дверцу отворяет, Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в  стороны) А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте) Что уже пора вставать. (Потянуться) Заранее подготовленные учащиеся переодеваются в костюмы. Итак, сказка начинается. (Показ отрывка из произведения как Петя зубов становится  стариком)  Беседа по содержанию : ­ Как звали главного героя сказки? Петя Зубов ­ Что с ним случилось? Он внезапно постарел  Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы­ ходики, газета «Пионерская правда» Где случилась эта история ? В городе Куда попал Петя ? В чащу леса  Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет ?»  Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно? Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …» Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович Выборочное чтение: Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники . Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ? Как выглядел город утром? Что делали люди? Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя? Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу? Блиц­опрос: ­Сколько раз звонил Петя в дверь? 3 ­Что лежало в избушке в углу? Сено ­Как назывались часы? Ходики ­Сколько было табуреток в избушке? 4 ­ На чём считали время злые волшебники? на счётах  ­ Как Петя узнал, что всё в его руках?  услышал разговор злых волшебников. ­ Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка. ­ Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду  ­ В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77 На каком повороте волшебники стали стариками? На 40 Найдите главные слова в сказке.  Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников? 4. Проверка домашнего задания. Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их. 5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация 6. Итог ­ Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь  своими размышлениями. (Ответы детей) ­ Для чего придумана эта сказка автором? ­ Какую проблему поставил автор? ­ Какой совет даёт нам автор в сказке? ­ Является ли эта проблема актуальной и сегодня? 7.Рефлексия. Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку  зрения. А кто думает по­другому ? Для чего нам нужен материал, изученный сегодня? Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца : Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю  силу, во весь голос  то, что думаешь. Спасибо за урок !

Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок  литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок  литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок  литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок  литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок  литературного чтения по произведению Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2019