Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»
Оценка 5

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
27.08.2019
Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»
Используемые материалы помогут разнообразить урок литературного чтения, привлечь внимание детей к устному народному творчеству, подтолкнуть их к дальнейшему, более глубокому изучению русского фольклора. На уроке ребята будут слушать и читать самостоятельно отрывки из сказок, отгадывать загадки про литературных героев, работать с памятками и таблицами, выполнять творческие задания, учиться оценивать свою работу.
Урок литературного чтения.docx
Золотова Марина Витальевна,  учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49», г. Новосибирск  Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»    Тип урока: комбинированный   Цели урока:  образовательная    выявить   общие   закономерности   построения   художественных произведений   развивающая      формирование системного мышления, моделирования,    развитие умения строить суждение на конкретном материале,  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,   рефлексия собственных мыслительных процессов.  воспитательная      воспитывать чувство слова и культуру чувств,  продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей,   учить вырабатывать собственную позицию и способ действия.  Мотивационно­ориентировочный этап  1. Организационный момент  Встаньте ровно и красиво.  Прозвенел уже звонок.  Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок.  Будем   мы   писать, трудиться,  Ведь заданья нелегки. Нам   друзья   нельзя лениться,  Так как мы ученики.  2. Эмоциональная речевая разминка  В синем небе звёзды блещут,  В синем море волны хлещут,  Туча по небу идёт,  Бочка по морю плывёт.    Из какой сказки этот отрывок, назовите автора.   Красивая картина описана в первых двух строках. Вокруг красивый мир, но «туча по небу идёт, бочка по морю плывёт». Что бы это означало? (Автор пытается донести до читателя красоту природы и между тем сочувствует своим героям.)   Прочитайте   отрывок   ещё   раз   выразительно,   постарайтесь   показать   голосом любование картиной природы и грусть.  Вот и к нашему школьному берегу сегодня прибило «волшебную бочку». Если на уроке у вас возникнут затруднения, она поможет справиться с ними.  3. Постановка проблемного вопроса   Из «волшебной бочки» выглядывают различные предметы: сапоги ­ скороходы, шапка   ­   невидимка,   ковёр   –   самолёт.   Посмотрите   на   эти   предметы   и   назовите   тему сегодняшнего урока (Сказка)     А знаете ли вы сказку, в которой можно встретить все эти предметы?  4. Постановка учебной задачи   Но такой сказки действительно нет, что же мы можем сделать?  5. Создание учебной ситуации, определение собственных задач урока   Чему вы будете учиться на уроке? (сочинять сказки)  6. Выбор цели урока  Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Создать свою сказку.)  Что   помогает   героям   всех   сказок   преодолевать   трудности?   (Дружба, взаимовыручка, смекалка.)   Вот  и  вы  должны   во  всем   быть  дружными  и   помогать  друг  другу,  поэтому сочинять  сказки   вы   будете  в   группах.   Вы   сегодня   будете  сказочниками.   А   в  работе   вам поможет народная мудрость из нашей «Волшебной бочки»: «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу   слово».   Как   вы   понимаете   эти   слова?   (Нужно   быть   внимательными   к   своим товарищам и не обижать их даже словами.)  Давайте вспомним правила работы в группе.  1 2 Уважай своего товарища.  Умей каждого выслушать.  3 Не согласен – предлагай!  Операционно­исполнительский этап  1. Определение зачина    Сказка начинается с зачина.  Вспомните, как могут начинаться сказки. (Жили – были...)  2. Выбор зачина к сказке   Выберите тот зачин сказки, который вам нравится или предложите свой вариант.  Памятка «Зачины»  Жили – были…  В тридесятом царстве, небывалом государстве… В некотором царстве, в некотором государстве…   О чём ещё можно узнать в зачине сказки? (Называются герои сказки.)  3. Определение сказочных героев   Отгадайте загадки:  Сидит парень на печи,  Уплетает калачи,   Прокатился по деревне  И женился на царевне. (Емеля)  У всех жёнушки как жёны,  У него – лягушка,  Но в итоге будет рад  Этому   Ванюша.  (Иван   – царевич)  И гусляр, и певец.   Кто   же   этот   молодец? (Садко) том,  Болото – неуютный дом,  Жильцу в нем одиноко.  Мечтает   каждый   день   о Как он взлетит высоко.  Мечта останется мечтой,  Летать не может (Водяной)   Он разбойник, он злодей,  Свистом он пугал людей. (Соловей­разбойник)  Болото – дом ее родной.  К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)  Скок–поскок, через море и лесок!  По пути нашёл Жар–птицу и красавицу­девицу,  Ну а глупого царя обмануть сумел не зря.  Так Иванушке помог умный маленький конёк,  Всем известный… (Горбунок)  Подарит новое корыто,  И   новый   дом,   и   слуг   в придачу.  Но если уж она сердита,  С   ней   вместе   уплывёт удача!  Исчезнет всё, и в море зыбком  Растёт золотая … (рыбка)  «Было яичко у нас золотое,  А осталось лукошко пустое…» ­  Плачет дед, плачет баба,  Но их утешает … (курочка Ряба)  Работать, умея красиво и ловко,  В деле любом, проявляя сноровку,  Хлебы пекла и скатерти ткала,  Шила рубашки, узор вышивала,  Лебедью белой в танце плыла… Кто   мастерица   эта   была?  (Василиса Премудрая)  Красна девица грустна:  Ей не нравится весна,  Ей на солнце тяжко!  Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)  Стрела молодца угодила в болото,  Ну где же невеста? Жениться охота!  А вот и невеста, глаза на макушке.  Невесту зовут … (Царевна – лягушка)  Все отгадки складываются в пять конвертов:   Герои (Емеля, Иван – царевич, Садко)  Героини (Василиса Премудрая, Снегурочка, Царевна – лягушка)  «Отрицательные» персонажи (Кикимора, Соловей – разбойник, Водяной)  Герои – помощники (Курочка Ряба, Конёк – горбунок, Золотая рыбка)  Предметы   –   помощники  (Сапоги   ­   скороходы,   ковёр   –   самолёт,   скатерть   – самобранка)   Выберите   героев   для   своей   сказки.   (По   1   человеку   от   группы   подходят   и вынимают из каждого конверта по одной карточке.)   исключить.   Проанализируйте, кого из выбранных героев можно исключить, а кого нельзя Опишите   главных   героев   своей   сказки.   Можете   использовать   таблицу противоречий, составленную на прошлых уроках.    Герой       Внешний вид    Характер    Настроение    Возможно ли использовать фразеологические обороты при описании действий героев? Объясните их смысл.  Душа ушла в пятки Задал стрекоча  Вышел сухим из воды  4. Работа над сюжетом произведений  Работа в группах и сочинение сюжета сказки.  Можно   предложить   детям   упражнение   «системный   лифт»   для   определения   места сказочного события.  (Царство – государство, стольный град, резной терем, светёлка. За тридевять земель, в дремучем лесу, в топком болоте.)  Памятка «Сказочный конструктор»  1 2 3 4 Исходное существование запрета  Герои нарушают запрет  Последствия нарушения  Герои   уходят   из   дома,   чтобы   всё исправить.  5 6 7 8 9 Поиск спасительной магии  Добрые герои борются со злыми героями  Герою приходят на помощь  Спасение  Герой возвращается домой с наградой  Проверка: Какая сюжетная линия у вас получилась?  5 Вот мы и дошли до выбора окончания сказки. Давайте немного отдохнём.  Физминутка «Наоборот»  Когда   я   говорю   «хлоп»,   вы   тихонько   топаете   ногами.   Когда   я   говорю   «топ»,   вы хлопаете в ладоши.  6    Выбор окончания сказки      Будет ли вашим читателям интересно, если на этом закончить сказку?  Всегда ли сказки заканчиваются хорошо?  Как бы вы хотели закончить свою сказку?  Памятка «Концовка сказки»  Стали жить – поживать – добра наживать. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.    Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!   В волшебной бочке есть ещё мудрые слова: «Сказка, ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»  Чему учит ваша сказка?  7. Работа над заголовком произведения  Можно ли будет узнать  вашу сказку среди других?  Что нам  необходимо сделать? (Придумать заголовок.)    Какой заголовок подойдет к вашей сказке? Докажите, соответствует ли название сказки её содержанию? Почему? На уроке изобразительного искусства вы будете создавать диафильм к своему произведению, т.е. рисовать по кадрам действия сказки.  8. Домашнее задание   Наверняка в вашей жизни или в жизни ваших родных и близких были ситуации, требующие принятия нестандартных решений. И домашнее задание будет связано именно с ними.   Коровы потеряли голос и не могут мычать. Придумайте, как в сказке они могут общаться друг с другом.  Рефлексивно­оценочный этап  Проверка результатов деятельности групп      Самооценка работы в группе      1 2 Лист самооценки     Утверждение  Я в полной мере участвую  в выполнении всех заданий  При разногласиях я  принимаю другое решение  Большинство решений  предложено мной  Если не согласен, я не  спорю, предлагаю другое  решение  Работать в группе труднее, чем одному  Мне интереснее и  полезнее работать в  Полностью  согласен    Частично  согласен    Не  согласен    Затрудняюсь  ответить группе    Вывод: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!  3 Рефлексия      Смогли ли выполнить задачи, которые ставили перед собой?    1 Библиографический список: Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897­ФЗ  2 Утёмов   В.   В.,   Зиновкина   М.   М.   Структура   креативного   урока   по   развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ­ТРИЗ // Концепт. – 2013.  3 4 М. Р. Львов. Школа творческого мышления. Москва: «Астрель», 2003 г.  Н. Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. Москва: «ВАКО», 2009 г.

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019