Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Оценка 4.8

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.12.2018
Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Урок литературного чтения для учащихся 3 классов. Тип урока: интегрированный (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Цель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. Есенина «Берёза»; разбором и усвоением прочитанного по средством разнообразных форм, методов и видов работы. Ресурсы: портрет С. Есенина, иллюстрация берёзы, альбомные листы с образом березы (карандашный рисунок), свеча, акварель, губка, музыкальное сопровождение урока «Белая береза», П.И. Чайковский «Симфония №4, финал», картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, снежинки разных размеров для рефлексивной деятельности, презентация к уроку.
КОНСПЕКТ.docx
Ильина Татьяна Владимировна учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4» г. Ялуторовск, Тюменская обл Тема: Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза». Тип урока: интегрированный Форма проведения урока: коллективная и индивидуальная Участники: 3 класс Цель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. Есенина «Берёза»; разбором и усвоением прочитанного по средством разнообразных форм, методов и видов работы. Планируемые результаты обучения:   Личностные УУД:  учащиеся  научатся  выделять выразительные средства языка и на доступном уровне   объяснять   их   эмоционально­смысловые   значения;   находить   рифмы,   образные   слова   и выражения, объяснять их смысл. Регулятивные УУД:  учащиеся научатся  планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные   УУД:  учащиеся   научатся  выделять   существенную   информацию   из   текстов разных   видов;   сравнивать   и   классифицировать   жизненные   явления,   типы   литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно­следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного, музыкального, художественного произведений и на основании собственного жизненного опыта; Коммуникативные   УУД:  учащиеся   научатся   точно   и   последовательно   передавать   партнёру необходимую   информацию;   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую   взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; Ресурсы: портрет   С.   Есенина,   иллюстрация   берёзы,   альбомные   листы   с   образом   березы (карандашный рисунок), свеча, акварель, губка, музыкальное сопровождение урока «Белая береза», П.И. Чайковский «Симфония №4, финал», картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, снежинки разных размеров для рефлексивной деятельности, презентация к уроку. Ход урока      Актуализация знаний и постановка учебной задачи.    (Образ Сказительницы): ­ Здоровья всем, добры молодцы и красны девицы, и вам гости дорогие и званые, долгожданные. Прошла   я   дорогу   не   короткую   и   не   длинную,   а   такую,   в   самый   раз.   Принесла   вам   загадку старинную, разгадаете, честь и хвала вам. Готовы? Тогда слушайте ­ Отгадайте, что это за дерево?  С одного дерева Да четыре дела: Первое ­ от тёмной ночи свет, Второе – некопаный колодец, Третье – старому здоровье, Четвёртое – разбитому связь. (Берёза) 1 дело В старину, когда не было электрических лампочек, долгое время изба освещалась лучиной (показ предмета). При её свете женщины и девушки в долгие зимние вечера пели песни. Теперь такое освещение ушло в прошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, куда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в доме. 2 дело Сок (показ предмета) из «некопаного колодца». Сок у берёзы собирают так, чтобы не нанести вред дереву. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. 3 дело Русская баня всегда была полезна и молодым и старым. А какая баня без березового веника? Все болезни вылечит, душу радует, тело молодит (показ предмета). 4 дело Разбитому связь. С помощью бересты можно отремонтировать или сделать новую ёмкость для ягод и грибов (показ предмета). Кто догадался о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока.      Тема и цель урока Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёза воспета в прозе и поэзии, в музыке и живописи. ­ Береза – одно из любимых деревьев Сергея Есенина. И это не удивительно: ведь в селе Константиново очень много берёз. Почти в каждом палисаднике растёт это дерево. Удивительно красивое место. О своей родине Сергей Есенин сказал: «Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать».      Сегодня мы убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным, обладать «открытым» сердцем и широкой русской душой для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.      Связь поэзии С. Есенина с музыкой П.И. Чайковского. Есть   много   русских   народных   песен   о   берёзе,   композитор   П.И.   Чайковский   в   финале «Симфонии №4» одну из таких песен о березе превратил в симфоническую музыку, звучащую то   мягко   и   нежно,   то   печально   и   тревожно   в   сопровождении   тяжелых   ударов   барабана. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню.  Проверим,   кто   был   самым   внимательным   слушателем.   Какую   русскую   народную   песню использовал Чайковский в симфонии?      Первичное восприятие текста (визуализация) Берёзу   считают   символом   русской   земли.   Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   со стихотворением Сергея Есенина «Береза» Послушайте его. (Чтение стихотворения учителем) ­ Понравилось вам это стихотворение?  ­ Какую картину вы представили себе, когда слушали стихотворение «Береза»? (Зимнее утро, из­за горизонта медленно поднимается солнце, иней покрыл ветви березы, снег искрится и переливается   разноцветными   огоньками.     Тишина.   Маленький   мальчик   сидит   в   теплой комнате и любуется красотой зимнего утра и березы.) ­ Какие свои чувства выразил поэт в этом стихотворении? (Любовь к природе, к своей деревне) ­ Какие чувства у вас вызвало это произведение?      Совместное «открытие»  знаний (работа в группах). А сейчас прочитайте стихотворение про себя и заполните таблицу (в группах). О чем вам надо договориться? (Кто будет писать, а кто диктовать) Есенинское определение № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. понятие берёза ветки кайма бахрома тишина огонь серебро Посмотрите, сколько красивых слов и художественных приемов нашел Есенин для описания красавицы березки. Давайте подумаем, почему именно эти слова выбраны. Эта таблица поможет нам в дальнейшей работе. ­ Какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение). Чтение первого четверостишия. ­  С   чем   сравнивает   снег   автор?  (С   серебром)  Почему?  (Снег   искрится,   переливается   и напоминает блеск серебра.)  ­ Какой глагол встречается в этом четверостишии? (Принакрылась) Как вы понимаете значение слова принакрылась? (Накрылась слегка.)  – Как вы думаете, почему Есенин выбрал именно это слово? (Береза накрылась не полностью, слегка, она как бы стесняется своей красоты в это зимнее утро.) Чтение второго четверостишия. ­ Используя словарь и иллюстрации, давайте уточним значение слов: кайма, бахрома. Кайма – полоса, обшивка по краю чего­нибудь. Бахрома – тесьма для обшивки чего­нибудь с рядом свободно свисающих шнурков или кистей. ­ Что сравнивает автор в стихотворении с каймой, бахромой? (Иней.)  – Для чего Сергей Есенин использует приём сравнения. (Чтобы читатель лучше представил берёзу в зимнем наряде)  ­Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Пушистый, снежный, белый.)   ­ Какие еще определения можно подобрать к слову иней? (Серебристый, голубой, искрящийся и т.д.) Чтение третьего четверостишия. ­ Найдите в этом четверостишии слова, которые употреблены автором в переносном значении? (Золотой   огонь,   сонная   тишина.)  ­   Объясните,   почему   автор   называет   тишину   сонной? (Потому   что   вся   природа   ещё   не   проснулась,   она   только   начинает   пробуждаться, находится в сонном состоянии.)    ­ В начале стихотворения снег прикрывал березу, словно серебром, в конце стихотворения Есенин говорит, что «снежинки горят в золотом огне». Как вы думаете, что произошло в природе за   это   время?  (Солнце   поднялось   выше,   его   лучи   больше   освещают   березу,   и   снежинки блестят уже как золото.) Чтение четвертого четверостишия. ­ Что изображает Сергей Есенин в этом четверостишии как живое существо. (Зарю) ­  Почему заря обходит березку «лениво»?  (Зимнее утро наступает очень медленно, как бы нехотя; зимой очень не хочется просыпаться, хочется больше поспать) ­ Как видим, поэт очень любит это дерево и в описании использует различные художественные приемы: и эпитеты, и сравнения, и метафоры, и олицетворения.      Связь поэзии С. Есенина с музыкой 1. Связь поэзии С. Есенина с творчеством русских художников      ­   Если   бы   вы   были   художниками,   то   какие   краски   взяли,   чтобы   нарисовать   березу   из стихотворения С.А. Есенина?  (Белую, голубую, светло – сиреневую, серебристую, золотую, разовую).           А сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно назвать эту картину? (Берёзы. Берёзы зимой.) Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где­то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег.) Игорь   Эммануилович   Грабарь   назвал   свою   картину   “Февральская   лазурь”.   Слово   “лазурь” означает   оттенок   синего   цвета,   яркий,   с   красноватым   отливом.   Именно   такими   красками изобразил   художник   небо   и   снег.   Но   художник   и   отличается   от   нас   тем,   что   он   очень внимательно   всматривается   в   окружающий   нас   мир   и   подмечает   что–то   особенное,   это особенное он и открыл нам в своей картине. Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем? Какие отличия? (Есенин пишет про одну берёзу, а на картине художника их много, хотя в центре одна, самая красивая!) Ребята, мыс вами уже нарисовали березу карандашом, а какой фон для своей картину вы бы нарисовали? Расскажите. ­Сейчас мы с вами будем не просто художниками, а волшебниками.  Рисование берёзы в разных техниках.  1. Продолжаем работу свечкой – обводим карандашный рисунок свечкой, дорисовываем темные участки на коре ствола березы, снежинки, сугробы. 2.   Переходим   к   работе   акварелью.   Раскрашиваем   фон   вокруг   дерева   краской,   обильно разбавленной водой (используем губку для мытья посуды). В конце урока сделаем выставку работ. 2. Связь поэзии С. Есенина с музыкой Пока вы рисуете, я приготовила сегодня для вас еще один сюрприз. Больше всего любил Сергей Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню “Берёза” в исполнении Академического хора Русской песни Всесоюзного радио. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос после прослушивания. (Звучит песня, смотри ссылку в Интернете на сайте www.domosed.net/fullnews.php?id=9290) Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню? Какую картину представили? Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем?     Выставка работ      Итог.     С. Есенин – исконно русский поэт. Его поэзия мелодична, музыкальна. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.      Рефлексия деятельности ­ Подумайте, понравилось ли вам быть читателем, слушателем и художником. Отметьте это. Оцените свою работу. (Дети выбирают снежинку определенного узора и украшают березу). Можно   сделать   вывод,   что   среди   вас   есть   внимательные   читатели,   слушатели,   талантливые художники.      Домашнее задание Выучить стихотворение С.А. Есенина наизусть Составить синквейн.

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018