Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.12.2018
Урок литературного чтения для учащихся 3 классов. Тип урока: интегрированный (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Цель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. Есенина «Берёза»; разбором и усвоением прочитанного по средством разнообразных форм, методов и видов работы. Ресурсы: портрет С. Есенина, иллюстрация берёзы, альбомные листы с образом березы (карандашный рисунок), свеча, акварель, губка, музыкальное сопровождение урока «Белая береза», П.И. Чайковский «Симфония №4, финал», картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, снежинки разных размеров для рефлексивной деятельности, презентация к уроку.
КОНСПЕКТ.docx
Ильина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4»
г. Ялуторовск, Тюменская обл
Тема: Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Тип урока: интегрированный
Форма проведения урока: коллективная и индивидуальная
Участники: 3 класс
Цель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. Есенина
«Берёза»; разбором и усвоением прочитанного по средством разнообразных форм, методов и видов
работы.
Планируемые результаты обучения:
Личностные УУД: учащиеся научатся выделять выразительные средства языка и на доступном
уровне объяснять их эмоциональносмысловые значения; находить рифмы, образные слова и
выражения, объяснять их смысл.
Регулятивные УУД: учащиеся научатся планировать собственные действия и соотносить их с
поставленной целью; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и
их оценки; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивать
правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной
работы; планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные УУД: учащиеся научатся выделять существенную информацию из текстов
разных видов; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных
произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения,
включающие определение причинноследственных связей в устной и письменной форме, в процессе
анализа литературного, музыкального, художественного произведений и на основании собственного
жизненного опыта;
Коммуникативные УУД: учащиеся научатся точно и последовательно передавать партнёру
необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
осуществлять взаимоконтроль;
Ресурсы: портрет С. Есенина, иллюстрация берёзы, альбомные листы с образом березы
(карандашный рисунок), свеча, акварель, губка, музыкальное сопровождение урока «Белая береза»,
П.И. Чайковский «Симфония №4, финал», картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, снежинки
разных размеров для рефлексивной деятельности, презентация к уроку.
Ход урока
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
(Образ Сказительницы):
Здоровья всем, добры молодцы и красны девицы, и вам гости дорогие и званые, долгожданные.
Прошла я дорогу не короткую и не длинную, а такую, в самый раз. Принесла вам загадку
старинную, разгадаете, честь и хвала вам. Готовы? Тогда слушайте
Отгадайте, что это за дерево?
С одного дерева
Да четыре дела:
Первое от тёмной ночи свет,
Второе – некопаный колодец,
Третье – старому здоровье, Четвёртое – разбитому связь. (Берёза)
1 дело
В старину, когда не было электрических лампочек, долгое время изба освещалась лучиной (показ
предмета). При её свете женщины и девушки в долгие зимние вечера пели песни. Теперь такое
освещение ушло в прошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, куда
падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в доме.
2 дело
Сок (показ предмета) из «некопаного колодца». Сок у берёзы собирают так, чтобы не нанести вред
дереву. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть.
3 дело
Русская баня всегда была полезна и молодым и старым. А какая баня без березового веника? Все
болезни вылечит, душу радует, тело молодит (показ предмета).
4 дело
Разбитому связь. С помощью бересты можно отремонтировать или сделать новую ёмкость для ягод
и грибов (показ предмета).
Кто догадался о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока.
Тема и цель урока Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёза воспета в
прозе и поэзии, в музыке и живописи. Береза – одно из любимых деревьев Сергея Есенина. И
это не удивительно: ведь в селе Константиново очень много берёз. Почти в каждом палисаднике
растёт это дерево. Удивительно красивое место. О своей родине Сергей Есенин сказал:
«Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать».
Сегодня мы убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только
быть внимательным, обладать «открытым» сердцем и широкой русской душой для того, чтобы
увидеть и почувствовать всю красоту.
Связь поэзии С. Есенина с музыкой П.И. Чайковского.
Есть много русских народных песен о берёзе, композитор П.И. Чайковский в финале
«Симфонии №4» одну из таких песен о березе превратил в симфоническую музыку, звучащую
то мягко и нежно, то печально и тревожно в сопровождении тяжелых ударов барабана.
Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню.
Проверим, кто был самым внимательным слушателем. Какую русскую народную песню
использовал Чайковский в симфонии?
Первичное восприятие текста (визуализация)
Берёзу считают символом русской земли. Сегодня на уроке мы познакомимся со
стихотворением Сергея Есенина «Береза»
Послушайте его. (Чтение стихотворения учителем)
Понравилось вам это стихотворение?
Какую картину вы представили себе, когда слушали стихотворение «Береза»? (Зимнее утро,
изза горизонта медленно поднимается солнце, иней покрыл ветви березы, снег искрится и
переливается разноцветными огоньками. Тишина. Маленький мальчик сидит в теплой
комнате и любуется красотой зимнего утра и березы.)
Какие свои чувства выразил поэт в этом стихотворении? (Любовь к природе, к своей деревне)
Какие чувства у вас вызвало это произведение?
Совместное «открытие» знаний (работа в группах).
А сейчас прочитайте стихотворение про себя и заполните таблицу (в группах). О чем вам надо
договориться? (Кто будет писать, а кто диктовать)
Есенинское определение
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
понятие
берёза
ветки
кайма
бахрома
тишина
огонь
серебро
Посмотрите, сколько красивых слов и художественных приемов нашел Есенин для описания
красавицы березки. Давайте подумаем, почему именно эти слова выбраны. Эта таблица поможет
нам в дальнейшей работе.
Какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).
Чтение первого четверостишия. С чем сравнивает снег автор? (С серебром) Почему? (Снег искрится, переливается и
напоминает блеск серебра.)
Какой глагол встречается в этом четверостишии? (Принакрылась) Как вы понимаете значение
слова принакрылась? (Накрылась слегка.)
– Как вы думаете, почему Есенин выбрал именно это слово? (Береза накрылась не полностью,
слегка, она как бы стесняется своей красоты в это зимнее утро.)
Чтение второго четверостишия.
Используя словарь и иллюстрации, давайте уточним значение слов: кайма, бахрома.
Кайма – полоса, обшивка по краю чегонибудь.
Бахрома – тесьма для обшивки чегонибудь с рядом свободно свисающих шнурков или кистей.
Что сравнивает автор в стихотворении с каймой, бахромой? (Иней.)
– Для чего Сергей Есенин использует приём сравнения.
(Чтобы читатель лучше представил берёзу в зимнем наряде)
Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Пушистый, снежный, белый.) Какие
еще определения можно подобрать к слову иней? (Серебристый, голубой, искрящийся и т.д.)
Чтение третьего четверостишия.
Найдите в этом четверостишии слова, которые употреблены автором в переносном значении?
(Золотой огонь, сонная тишина.) Объясните, почему автор называет тишину сонной?
(Потому что вся природа ещё не проснулась, она только начинает пробуждаться,
находится в сонном состоянии.)
В начале стихотворения снег прикрывал березу, словно серебром, в конце стихотворения
Есенин говорит, что «снежинки горят в золотом огне». Как вы думаете, что произошло в природе
за это время? (Солнце поднялось выше, его лучи больше освещают березу, и снежинки
блестят уже как золото.)
Чтение четвертого четверостишия.
Что изображает Сергей Есенин в этом четверостишии как живое существо. (Зарю)
Почему заря обходит березку «лениво»? (Зимнее утро наступает очень медленно, как бы
нехотя; зимой очень не хочется просыпаться, хочется больше поспать)
Как видим, поэт очень любит это дерево и в описании использует различные художественные
приемы: и эпитеты, и сравнения, и метафоры, и олицетворения.
Связь поэзии С. Есенина с музыкой
1. Связь поэзии С. Есенина с творчеством русских художников
Если бы вы были художниками, то какие краски взяли, чтобы нарисовать березу из
стихотворения С.А. Есенина? (Белую, голубую, светло – сиреневую, серебристую, золотую,
разовую).
А сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал
русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно
назвать эту картину? (Берёзы. Берёзы зимой.)
Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть
изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два
ствола, три, гдето рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит
снег.)
Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину “Февральская лазурь”. Слово “лазурь”
означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Именно такими красками
изобразил художник небо и снег. Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает что–то особенное, это
особенное он и открыл нам в своей картине.
Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем?
Какие отличия? (Есенин пишет про одну берёзу, а на картине художника их много, хотя в центре
одна, самая красивая!)
Ребята, мыс вами уже нарисовали березу карандашом, а какой фон для своей картину вы бы
нарисовали? Расскажите.
Сейчас мы с вами будем не просто художниками, а волшебниками.
Рисование берёзы в разных техниках.
1. Продолжаем работу свечкой – обводим карандашный рисунок свечкой, дорисовываем темные
участки на коре ствола березы, снежинки, сугробы.
2. Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева краской, обильно
разбавленной водой (используем губку для мытья посуды).
В конце урока сделаем выставку работ.
2. Связь поэзии С. Есенина с музыкой
Пока вы рисуете, я приготовила сегодня для вас еще один сюрприз.
Больше всего любил Сергей Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и
дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Многие композиторы создавали музыкальные
произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню “Берёза” в исполнении
Академического хора Русской песни Всесоюзного радио. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова
и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос после прослушивания. (Звучит песня, смотри ссылку в
Интернете на сайте www.domosed.net/fullnews.php?id=9290)
Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню?
Какую картину представили?
Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем?
Выставка работ
Итог.
С. Есенин – исконно русский поэт. Его поэзия мелодична, музыкальна. Он воспевал в своих
стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень
мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что
российская деревня дала миру гениального художника слова.
Рефлексия деятельности
Подумайте, понравилось ли вам быть читателем, слушателем и художником. Отметьте это.
Оцените свою работу. (Дети выбирают снежинку определенного узора и украшают березу).
Можно сделать вывод, что среди вас есть внимательные читатели, слушатели, талантливые
художники.
Домашнее задание
Выучить стихотворение С.А. Есенина наизусть
Составить синквейн.
Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Урок литературного чтения "Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.