Урок литературного чтения, построенный на основе технологии модерации
Оценка 5

Урок литературного чтения, построенный на основе технологии модерации

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
10.01.2017
Урок литературного чтения, построенный на основе технологии модерации
Основываясь на возможности класса, мною для проведения урока была выбрана технология модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество урока за счет усиления мотивации всех учащихся. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направленны на активацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. При использовании технологии модерации меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником.урок литературного чтения (технология модерации)
Конспект урока литературного чтения построенного на основе технологии модерации.docx

Пояснительная записка к уроку литературного чтения, построенного на основе технологии модерации.

                            Информация

Учитель (ФИО)

Реймер Елена Владимировна  

Должность

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОАУ «Гимназия №8»

Город

г. Оренбург

Предмет

литературное чтение

Класс

2 б

Продолжительность

45 минут

                       Методическая информация

Тема урока

«Без друзей меня чуть-чуть……»

Тип урока

комплексное применение знаний

Используемые технологии

технология модерации, информационно-коммуникативные технологии, технология «Педагогики сотрудничества»

Группы формируемых компетенций

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий, умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из предложенных текстов, раздаточного материала, переработка полученной информации для формулировки выводов.

Цель

-сформировать у учащихся представление о дружбе как о нравственной ценности;

-учить ценить дружбу, друзей (на основе прочитанных самостоятельно произведений, пословиц, поговорок…, жизненного опыта), показать важность и ценность настоящей дружбы

Задачи урока

-совместно с учащимися дать определение понятию дружба и в чём её секрет;

-воспитывать доброжелательность, умение дружить и дарить тепло;

-формировать добрые взаимоотношения детей в классе;

-развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в группах

-учить детей правилам ведения диалога, кратко говорить, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;

-дать возможность учащимся продемонстрировать себя как членов дружного коллектива (сплоченность, организованность, дружелюбие);

-выработка умений работать с различными источниками информации, создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Компьютер, проектор, презентация. Стихотворения, пословицы, поговорки о дружбе. Нарисованные герои мультфильмов, кроссворд, конверты с материалами по теме для мозгового штурма, листы бумаги А3, маркеры, толковый словарь Ожегова. Пряжа (клубок). Песни о дружбе, рисунок дерева без корней,. отдельные части ромашек, карточки со словами: скромность, доброжелательность, эгоизм, злоба, хвастовство и тд., части солнышка. Плакат для ковра идей и листочки цветной бумаги.

Характеристика класса

Всего в классе 29 учеников, из них 16 девочек, 13 мальчиков.

Общий темп деятельности класса- выше среднего. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Все дети с удовольствием ходят в школу. По мнению учащихся и их родителей, хороший микроклимат, 100% учащихся чувствуют себя комфортно, 85% имеют высокий уровень мотивации , 15% - средний. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу.

Основываясь на возможности класса, мною для проведения урока была выбрана технология модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество урока за счет усиления мотивации всех учащихся. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направленны на активацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. При использовании технологии модерации меняется роль учителя. Он становится  консультантом, наставником.

                                                           Эффективное протекание ключевых процессов модерации на уроке:

1.      Взаимодействие (интеракция) участников группового процесса: для эффективного взаимодействия мною были сформированы микрогруппы, в которых  в дальнейшем шла основная работа. В процессе совместной  работы осуществлялись различные интеракции: учитель- микрогруппа, ученик-ученик, микрогруппа -микрогруппа,  учитель – класс. Для формирования групп нужна была предварительная подготовка. Группы были сформированы путем равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки. Во время взаимодействия участников группы на всех этапах урока мною контролировался ход группового процесса.

2.      Обмен информацией (коммуникации) между участниками процесса: для эффективного обмена информацией были подготовлены качественные источники информации. Применялась  техника правильной постановки вопросов и активного слушания. На протяжении обмена информацией мною шло стимулирование и контролирование развития коммуникаций в группах. Свободной коммуникации не будет, если идет одностороннее информирование. Должен быть переход от информирования к взаимодействию.

3.      Обеспечение наглядности хода и результатов процесса (визуализация): Весь урок сопровождался красочной презентацией, красочным оформлением доски, музыкальным оформлением. Для визуализации использовались картинки, рисунки, карточки, статьи из словарей и т.д.

4.      Мотивация участников процесса: мотивирующим фактором стали- нестандартность проведения урока, постановка ясных, близких для учащихся целей, работа в команде, личный вклад в достижении цели, использование игровых методов, наглядность, смена работ ы разминками, позитивный настрой. В конце урока я использовала методику раздумья.

5.      Мониторинг процесса: нужно придерживаться плана урока и времени. Отслеживать работу в группах и вовремя корректировать работу, но в тоже время доверять учащимся,  повышать самостоятельность и ответственность.

6.      Рефлексия: использование рефлексии на каждом этапе урока приводит к осмыслению новых знаний. Критически отнестись к себе, скорректировать свою работу. Все это толчок к анализу ценностей и принятию нравственных установок, оценки себя и своего поведения.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне.

 

 

Этапы урока по технологии модерации

Метод обучения (способ, прием, техника), цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Инициация

«Вместе мы -одна семья..» упражнение

Цель: психологический настрой на урок, создание атмосферы приятия, дружелюбия

-Ребята, посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь. передайте частичку добра другому.

 Возьмитесь за руки, мы свами сыграем в игру «Вместе мы -одна семья».

 

 

 

-Думаю, что наш урок пройдет в доброжелательной обстановке.

 

 

Звучит музыка «Улыбка». Дети входят в класс и рассаживаются по кругу.

 

 

Дети выполняют движения по слова, которые произносит учитель.

2. Вхождение в тему. Сообщение цели.

Деление детей на 5 групп по 4 человека.На спинках стульев наклеены герои мультфильмов (Кот Леопольд, Карлсон, Винни-Пух, Буратино, Незнайка). Так получится 5 групп. Каждая группа будет иметь эмблему сказочного героя.

Цель: создание групп для участия в интеракции. Отработка умения работать в группах. Соблюдая правила общения. Выработка умения работать с различными источниками знаний.

-О чем будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Ясно этим другом был Добрый Гена….

2.В телефонной будке жил, бедняжка.

   Но однажды решил друга найти……

3.С голубого ручейка начинается река.

   Ну, а дружба начинается с …..

4.Я- героиня книжки и со мной всегда 7 гномов…

5.Всех излечит, исцелит

   Добрый доктор …..

6.Собираясь что-то сделать,

   Наберись терпения,

   Навсегда тогда исчезнет

   Плохое……

-Какое слово получилось по вертикали?

На доске открывается изображение солнца без лучей, со словом Дружба, и тема: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много..»

-Мы сегодня постараемся подняться по ступенькам до нашего солнышка.

-Какую цель вы себе поставите на уроке?

-Что бы вы хотели узнать?

 

 

На доске открываются ступеньки-цели к солнцу.(с помощью детей)

 

-Какое прекрасное слово «Дружба».

- Произнесите  его. Какие ассоциации возникают при произношении этого слова?

 

Дети отгадывают.

 

 

Крокодил, Чебурашка, улыбка, Белоснежка, Айболит, настроение.

 

 

 

 

 

 

 

Получилось по вертикали слово

Дружба

 

 

 

 

 

 

Узнать:

-Что такое дружба?

- Кто такой друг?

-Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-Что значит дружить?

 

 

Дети называют ассоциации:

-вспоминаю друга, с которым интересно играть. читать….

-вспоминаю маму, вспоминаю любимую кошку. Собаку,

-вспоминаю героев рассказов Носова, Драгунского……и тд.

 

3.Формирование ожиданий учеников.

Метод «Мозговой штурм Дружба- это..»

Каждой группе выдается конверт с заданиями (рисунки, фотографии, словарные статьи, отрывки из рассказов),  которые показывают понятие дружба. Учащимся предлагается подумать, что такое дружба, зачем она нужна?

Поразмышляв, учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате.

 

4.Передача и объяснение информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа над понятием «настоящий друг»

Метод «Презентации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация под музыку.

Цель: снять напряжение

 

 

 

Групповая работа

 

Цель: выработать необходимые качества, которыми должен обладать настоящий друг, дать понятие слову друг

 

 

 

 

1.Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

 В толковом словаре С.И. Ожегова:

«Друг-это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью»

В.И. Даль приводит такое определение: «Дружба-это бескорыстная приязнь»

На первое место В.И. даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-В определении были новые для вас слова?

- вы можете их объяснить?

После высказываний учитель зачитывает объяснение эти слов в словаре В.И.Даля.

-Вам стало понятно значение этих слов?

- Как вы думаете, почему дружба должна быть бескорыстной?

 -У слова «бескорыстие», есть антоним- «корысть».

«Люди, которые дружат с другими только для того, чтобы получить выгоду, пользу, имеют такое качество-корыстность»

-Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

-Какое качество отталкивало других от неё?

Слайд 5

 

2. –Посмотрите на выставку книг, здесь представлены произведения, по теме» Дружба» в свободное время вы можете прочитать любую из них, если вы еще не читали.

А сейчас давайте проверим ваш багаж знаний по теме: «Дружба и друзья»

(зачитываются отрывки из произведений разных авторов)

 

-Кто такой друг?

-Как вы думаете, зачем человеку друг?

 

 

 

Учитель зачитывает текст для релаксации.

 

 

-Друзья нам нужны, это мы выяснили.

- А какой он настоящий друг?

 

 

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг.

У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить?

Составьте ромашку, а на лепестки наклейте качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга (5 качеств)

На карточках слова: добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, богатый, доверчивый, ленивый, веселый, общительный, готовый прийти на помощь в любую минуту.

 

-Какие качества вы выбрали? Почему?

-Какие качества у вас совпали?

-Какие качества являются отрицательными для дружеских отношений?

-Вы дома писали свои высказывания о друге. Давайте прочитаем их.

-А послушайте определение слова друг из словаря:

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь»

- Мы с вами точно определили качества настоящего друга. Издавна народ восхищался умением дружить.

Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах пословицы. Составьте их, соедините начало и конец. Объясните смысл.

-Ребята сейчас вы тоже учитесь дружить. А как вы думаете, может ли дружба распасться?

Группы, после обсуждения, выдвигают представителей, которые знакомят с определением «дружбы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся

«приязнь», «бескорыстие»

 

 

 

 

Высказывания учащихся

 

 

 

Подготовленная  ученица  читает наизусть стихотворение А.Л.Барто «Срочно требуется друг»

 

 

Высказывания учащихся

-корысть

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся:

Бременские музыканты (Петух, Кот, Пес, Осел), Слоненок, Герда выручила своего друга Кая, Карлсон, Пудель Артемон…

 

Высказывания учащихся

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе..»

 

Дети закрывают глаза и представляют всё, что говорит учитель

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся:

ромашку

Учащиеся выполняют задание под музыку

слова Пляцковского М.,

музыка Савельева Б. «Настоящий друг»

 

В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску (под солнышко)

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся

 

 

 

Учащиеся читают свои высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют пословицы о друге, объясняют смысл.

 

 

 

Высказывания учащихся

5. Эмоциональная разминка

«Клубочек» упражнение

 

Цель: повысить уровень энергии в группе, почувствовать дух команды

Учитель вместе с детьми

Учащиеся по очереди называют имена друг друга со словами: « Я рад, имя, что ты рядом со мной..» Наматывают нить от клубка на палец и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы.(поднять и опустить руки, чтобы круг не разорвался)

6.Проработка содержания темы

Методика «Ковер идей»

 Цель: анализ существующей проблемы, поиск решения

 

Работа проводится в пять этапов, в форме групповой работы

 

Этап первый-понимание проблемы.

Участникам предлагается ответить на вопрос:

-Так как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам?

 

 

 

Этап второй-поиск решений. Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

 

 

Этап третий- индивидуализация деятельности

Что лично я смогу сделать, тобы дружба не распалась?

 

Этап четвертый- оценивание идей.

 

Этап пятый- составление правил дружбы

-Давайте мы с вами составим правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся их соблюдать (на столах лучики от солнышка и листы с правилами дружбы)

 

 

-Вот посмотрите наше солнышко засияло

Это оно радуется вашей дружбе. Что вы так дружно работали.

 

Каждая группа получает цветные листы и маленькие цветные клейкие листочки.

Ученики отвечают на вопрос проблемы. Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист. Потом вывешивается на плакат «Ковер идей»

 

Каждая группа предлагает ответы и записывает на листах цветной бумаги.

 

 

 

Каждый  предлагает свои ответы и записывает на маленьких цветных клейких листочках

Индивидуальное принятие решения: что сделаю я или постараюсь сделать..

Высказывания учащихся

 

 

 

Учащиеся  приклеивают правило дружбы на свои лучики и прикрепляют лучики к солнцу

7.Подведение итогов.

Рефлексия

Рисунок «Дерево дружбы»

Цель: систематизировать и пропустить через себя тему урока

 

-Раскрасьте свое дерево и нарисуйте у него столько корней, сколько у вас друзей.

 

 

 

 

-Подумайте, что нужно сделать, чтобы корней у вашего дерева стало больше?

Дети получают листочки с изображением дерева без корней

Выполняют задание под музыкальный фильм о классе

 

 


 

Пояснительная записка к уроку литературного чтения, построенного на основе технологии модерации

Пояснительная записка к уроку литературного чтения, построенного на основе технологии модерации

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урокаКомпьютер, проектор, презентация

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урокаКомпьютер, проектор, презентация

Обеспечение наглядности хода и результатов процесса (визуализация):

Обеспечение наглядности хода и результатов процесса (визуализация):

Кот Леопольд, Карлсон, Винни-Пух,

Кот Леопольд, Карлсон, Винни-Пух,

Метод «Мозговой штурм Дружба- это

Метод «Мозговой штурм Дружба- это

Создание проблемной ситуации 2

Создание проблемной ситуации 2

Какие качества вы выбрали? Почему? -Какие качества у вас совпали? -Какие качества являются отрицательными для дружеских отношений? -Вы дома писали свои высказывания о друге

Какие качества вы выбрали? Почему? -Какие качества у вас совпали? -Какие качества являются отрицательными для дружеских отношений? -Вы дома писали свои высказывания о друге

Методика «Ковер идей» Цель: анализ существующей проблемы, поиск решения

Методика «Ковер идей» Цель: анализ существующей проблемы, поиск решения

Урок литературного чтения, построенный на основе технологии модерации

Урок литературного чтения, построенный на основе технологии модерации