Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс
Оценка 4.6

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
16.10.2019
Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс
Тема урока :Богатырская" Сказка про Илью Муромца"Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах. Урок проводиться в 3 классе. На уроке используются репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри», аудиозапись А.П.Бородина «Богатырская». На уроке дети рассуждали над вопросом "Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла?"
урок Сказка про Илью Муромца.doc
Урок литературного чтения  Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Цель:  Обобщить   и   углубить   знания   учащихся   о   русском   богатыре   Илье   Муромце,   о былинах. Задачи урока: Обучаюшая: ­ формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту, находить в тексте предложе­   ния, которые подтверждали  бы  высказанную мысль,  умения  формулировать  основную    мысль текста.    Развивающая: ­ развивать  умение  находить  в  тексте  слова,  предложения  для  характеристики  героя,   выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять  устный    рассказ о герое произведения;     ­ способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру   речи, способствовать обогащению словарного запаса.  Воспитательная: ­ воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу. Оборудование: Репродукция   картины   М.В.Васнецова   «Богатыри»,   аудиозапись   А.П.Бородина «Богатырская», таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, учебник, тетрадь по чтению; выставка книг и детских рисунков. Ход урока. 1. Организационный момент. ­  Посмотрите   друг   на   друга   и   подарите   улыбку   своему   соседу,   подарите улыбку   гостям,   подарите   улыбку   мне.   Спасибо.   А   я   подарю   вам   урок литературного чтения. А чтобы он прошёл интересно, я вам предлагаю для работы 2 девиза: 1. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». 2. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». ­ Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только   читателю   дано   постичь   тайны   творчества,   ощутить   волшебную магию… Мотивация. ­ Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам богатырских сказок. Слайд 3.   Разгадывание ребусов. ­   Чтобы   отгадать   слово,   надо   назвать   первые   звуки   слов   –   предметов, изображённых на картинках. 2. Актуализация знаний. Слайд 4. ­ Произнесём хором БЫ­ЛИ­НЫ. ­ Что обозначает это слово? (Былины   –   это   жанр   устного   народного   творчества.   Их   сочиняли талантливые  люди, но не записывали, поэтому  былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись, а пропевались. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. ) Показ картинки гусляра. Слайд 5. ­ Кто был героем былин, мы узнаем, разгадав второй ребус. Слайд 6. ­ Читаем хором БО­ГА ТЫ­РИ. ­ Кто такие богатыри? (Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной   силой,   удалью,   мужеством   и   умом.   В   былинах   народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.) Рисунки учащихся «Каким я представляю богатыря?». ­Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли музыку. Послушайте фрагмент симфонии А.П.Бородина «Богатырская». Работа по картине М.В.Васнецова «Богатыри».   Слайд ­Кто изображён на картине? Кто знает их имена? ­ В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа – Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович, у него не только лук со стрелами, но и гусли. ­ Зачем вышли в дозор богатыри? (Богатыри стоят на страже русской земли.) ­   Что   вы   чувствуете,   глядя   на   этот   богатырский   дозор?   Какие   чувства вызывает у вас эта картина? Рассказ об Илье Муромце.       В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый   богатырь   Илья   Муромец.   Илья   Муромец   –   реальная историческая личность, воин, служившей киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» ­ с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.         В   древнем   Муроме   на   высоком   берегу   Оки   установлен   памятник легендарному богатырю. 3. Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». ­ Как вы думаете, кому будет посвящён наш урок? (Илье Муромце – русскому богатырю.) ­ Цель нашего урока – узнать о жизни русского богатыря Ильи Муромца. 1). Выборочное чтение 1 части: ­ Откуда родом Илья Муромец? (Из города Мурома, села Карачарова.) ­ Как звали отца и мать Ильи? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна.) ­ Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.) ­ Что огорчало родителей? (Илья не мог ходить.) ­ Как можно озаглавить 1 часть? (Горе стариков.)  2 часть: ­ О каких событиях мы узнали во 2 части? ­ Какое чудо сотворили странники с Ильёй? (Поставили Илью на ноги, дали ему богатырскую силу.) ­ Какой наказ ему дали? Прочитайте. (Не обижать беззащитных, бить вора – разбойника.) ­ Как можно озаглавить 2 часть? (Волшебная вода странников. .Встреча со странниками.) 3). Чтение 3 части. ­ Как, по – вашему, события будут продвигаться дальше? Словарная работа по ходу чтения: обух топора – тупая сторона топора; подсоблять – помогать. Уточняющие  вопросы: ­ Как мать с отцом узнали о силе своего сына? ­ Зачем старики корчевали(вырывали, вытаскивали) пни в лесу? (Чтобы была свободная земля для посева пшеницы.) ­Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? (После тяжёлой работы все заснули от усталости.) ­ Какую работу выполнил Илья? (Срубил весь лес, помог корчевать пни. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболобе – преувеличении.) ­ Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? (Если не будет урожая, то наступит голод.) ­ Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? ­ Как напутствовали Илью отец с матерью? (Благославили.) ­ Что значит благославили? (Перекрестить   человека,   произнося   слова   молитвы,   напутствия, пожелания.) ­ На что благославили родители Илью? Прочитайте. («Заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора – разбойника.) ­ Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким  должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) ­ Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Наказ – это наставление, поучение; напутствие – наказ человеку,  отправляющемуся в путь.) ­ Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в  Киев.) Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманы, т.к. они были другой веры, Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе прозвали Владимир Красно Солнышко. ­ Расскажите о первой битве Ильи. ­ Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? (Пожалел их. «Да больно вы молоды!») ­ Как можно озаглавить 3 часть? (Помощь Ильи защитникам Чернигова. Есть кому постоять за землю  Русскую.) Физкультминутка. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри!      (руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо     (поворот вправо) Оглядимся величаво,  И налево надо тоже          (поворот влево) Поглядеть из­под ладошек И направо, и ещё              (поворот вправо) Через левое плечо             (поворот влево) Буквой «л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо Получается на славу! 4. Тест.    Слайд 5. Итог урока. Беседа о жанровых особенностях сказки. ­ Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри   –   не   плод   народной   выдумки.   Почему   же   тогда,   история, прочитанная нами, называется сказкой? (Много сказочного.) ­ Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются они богатырские.) ­ Что в прочитанной истории правдиво? (Реальные события.) ­ А какие события можно назвать сказочными, волшебными? ­ Найдите в сказке другие сказочные приметы. Начало (зачин) сказки (жил – был…); .герой – помощник конь богатырский;  волшебная вода странников, дающая силу;  борьба добра и зла;  победа добра;  хорошая концовка.  Наличие архаизмов, устойчивых выражений  –  выпивает единым духом, не пуще, не прекословил.) ­ Всё ли мы узнали об Илье Муромце? (Нет.) ­ О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике? (О том, как Илья стал богатырём.) ­ В каких словах выражена главная мысль сказки? ( «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!») ­ Кто в наши дни мог бы сказать такие слова? (Воины,   защитники   нашей   Родины.   И   вы   можете   стать   защитниками своей   земли,   Родины.   Защищать   её   от   врагов   и   быть   верными   сынами своей земли.) ­ Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла? (Потому что она о героях, которые защищали свою Родину.) 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия.   Слайд ­ Поднимите руки, кто сегодня открыл для себя что­то новое? ­ Кому сегодня было интересно на уроке? ­ И это не удивительно, ведь вы мне и себе подарили прекрасную работу.   «Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим». Спасибо за работу!

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения "Сказка про Илью Муромца" 3 класс

Урок литературного чтения  "Сказка про Илью Муромца" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2019