Тема: С. Михалков «Быль для детей».
Цель урока: познакомить учащихся с произведением С.В. Михалкова “Быль для
детей”.
Задачи:
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым
произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка
монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения,
речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения
о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма,
любви к Родине, уважения к защитникам Отечества
Формирование УУД на уроке:
Познавательные:
-воспринимать художественное произведение,
-работать по иллюстрации к тексту.
Личностные:
-содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Коммуникативные:
-использовать речь для регуляции своего действия,
-воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;
-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать
результат своей деятельности. Оборудование: Оборудование: учебник «Литературное чтение»
авт.Л.А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2011; рабочая
тетрадь «Литературное чтение» авт. Л.А. Ефросинина, 2 класс. М.:
«Вентана-Граф», 2011; карточки с заданиями для работы в парах.
Звуковой ряд: аудиозапись голоса Левитана о начале войны, 1 куплет
песни «Священная война». Зрительный ряд: портрет С.В. Михалкова;
картинки Кривоногов «Победа» Ветеран Великой Отечественной
войны; слайдовая презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология продуктивного чтения
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель:
- С каким настроением вы пришли на урок? Посмотрите друг на друга и
подарите друг другу улыбки.
Учитель:
Зачем человеку нужно чтение?
УУД на данном этапе: Л: воспринимать речь учителя, выражать свое
отношение.
II. Актуализация знаний
1. Повторение жанров произведений из изучаемого раздела. Работа в
парах (на парте - карточки с заданием)
-Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах.
Вспомним правила делового сотрудничества.
(Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть
внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и
слышать друг друга).
-Прочтите задание и обсудите, как вы будете его выполнять.
Приступайте к работе.
Задание: Прочти отрывки произведений левого столбика и соедините с
жанром правого столбика. Вспомните автора и название произведения.
Карточка (левый столбик) 1) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и
одеть трёх своих дочерей.
2) При солнышке тепло –
При матери добро.
3) Малиночка сладенька,
Спи, доченька, маленька.
Берёзонька, скрип, скрип,
А доченька, спит, спит…
4) Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом
побежал и догнал старушку.
5) Их деды сажали
Своими руками
Себе на потеху
И внукам на память.
Карточка (правый столбик)
рассказ
народная сказка
пословица
стихотворение
народная песня
2. Проверка Слайд1
1 - татарская народная сказка «Три сестры»;
2 – пословица;
3 – народная песня;
4 – рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком»;
5 – стихотворение В. Солоухин «Деревья». -Что объединяет эти произведения?
(Произведения о семье, раздел «Семья и я».)
Похвалите те, которые сделали все правильно; допустили ошибки.
УУД на данном этапе: Р: воспринимать учебные действия учителя по
заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
оценивать результат своей деятельности. К: согласовывать усилие по
решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Л:
применять навыки сотрудничества
III. Речевая разминка
- Прочтите предложение про себя. Что прочитали?
«Береги землю родимую, как мать любимую» (Слайд 2)
( Пословицу)
-Объясни смысл пословицы. Прочитай по слогам, медленно, с
вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.
- Определите тему пословицы.( О Родине)
-Как по-другому можно назвать родимую землю? Назовите синонимы
( Родина, мать, Россия, Отчизна, Отечество)
IV. Формулирование темы урока (3 мин)
Звуковой ряд: Объявление Левитана о начале войны, куплет
песни «Священная война» (15 сек).
Учитель: Ребята, вы догадались, о чем будем читать? (О Великой
Отечественной войне, о Родине.)
УУД на данном этапе: Р: формулирование темы после обсуждения. К:
умение слушать собеседника.
IV. Работа над новым материалом.
V. Работа над новым материалом. (18 - 20мин)
1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: организация мыслительной операции в познавательном
процессе.
1. Антиципация.
-Посмотрите на выставку книг писателя чье произведение будем
читать.
-Кто назовет автора.
Перед вами портрет Сергея Владимировича Михалкова. Слайд 3
Откройте учебник стр 91 , прочитайте название произведения
( Сергей Михалков «Быль для детей») Слайд 4
- Что такое быль?
( Рассказ о том, что было или бывает на самом деле)
- Как вы думаете, о чем оно?
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: знакомство с произведением.
1. Первичное чтение текста
Учитель: В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее
героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен.
Послушайте. (Читает учитель)
2. Проверка первичного восприятия.
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Какие чувства испытали?
(Чувство гордости за своих дедов. Радость. Страх.)
3. Лингвистическое комментирование: -Кто такие советские люди? (До 1991 года Россия называлась Советский Союз, а
люди светские)
- О каком советском народе идет речь? (народы, которые жили в
советских республиках: азербайджанцы, латыши, армяне, белорусы,
украинцы, казахи…)
- Объясни значение слова "фронт» ( Фронт – место военных действий.)
Слайд 5
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение слов по
слогам, целыми словами, хором) Слайд 6
Читают по указке учителя хором с доски:
Солдаты (Рядовой военнослужащий.)
Адмиралы (Высшее звание командного состава военноморских сил)
Генералы (Звание или чин высшего командного состава армии,)
Затемнены
Павшие
5. Работа над содержанием стихотворения.
- Сколько частей в были? (3)
- Прочтем вступление
6. Подготовка к выразительному чтению 1 части.
- Прочтем 1 часть (читают по четверостишию)
Вопросы :
- Когда началась война? (Летней ночью, на рассвете)
-Назовите точную дату начала ВО войны.
- Кто дал немецким войскам приказ? (Гитлер)
-Кто это?
- При помощи, каких слов автор передаёт своё отношение к народу?
- Как встали русские полки? Прочитайте.
(И от моря и до моря встали русские полки)
Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.
Слайд 7
Учитель: В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня
гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели
поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны,
разграбить или уничтожить её культурные ценности.
На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины
ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли
окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной
армии.
Озаглавьте 1ю часть?
Как будите читать эту часть ?
(С тревогой. С ненавистью к врагу.)
Физминутка
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Ведь читать сейчас нам нужно.
Прочтем 2 часть стихотворения.
С кем сравнивает автор наш народ? ?( С богатырями)
Кто бился за нашу Родину? Прочитайте
Найдите эпитеты в этой части стихотворения
(«показал себя на деле богатырский наш народ») -Для чего нужны эпитеты?
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой,
красивой, выразительной.
- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и
силу армии, народа, страны)
- О каких городах говорится в стихотворении? (О Москве, Орле)
Как можно озаглавить 2ю часть?
- Как будите читать её? ( С гордостью. Передать напряжение сражений, мощь
нашей армии.)
V. Физминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
VI. Работа над выразительным чтением третьей части
стихотворения.
- Прочти про себя 3 часть. О чем она?(О Победе)
Кого прославляет поэт?
Какая весть разлетелась во все концы?
Как можно озаглавить 3ю часть?
Как нужно читать 3 часть ? ( С восхищением, радостью, торжественно.)
- И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный
праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей
Земле.
- Ответь на третий вопрос стр 93 учебника.
(1 часть- с тревогой 2 часть- с гордостью 3 часть – с восхищением,
радостью, торжественно).
Прочитайте выразительно стихотворение.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
На листках выполните модель обложки
Проверьте Слайд 8
VIII. Работа с текстом после чтения.
1. Работа по иллюстрации к тексту.
- Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение
передает художник?
(Победа! Салют! Но горесть в глазах солдата - тяжелой ценой
досталась ему эта победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат
преклонил голову перед могилой воина)
2. Составление синквейна на тему «Родина». (1 ученик у доски)
Взаимопроверка
IX. Обобщение по теме урока.
Работа в тетради на печатной основе. С. 50.
Задание 1. Кого прославляет поэт? Кого должны всегда помнить люди?
Подчеркни ответы самостоятельно.
Прочитайте слова, которые подчеркнули.
(После выполнения задания дети выходят к ленте памяти и прикрепляют к ней
заранее приготовленные или фотографии родственников, воевавших или листок,
на котором написаны данные о них.)
- Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну. (Ветераны)
- С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те,
кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной
войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки
и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними,
спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны помнить
о том, какой ценой завоёван мир на Земле.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
X. Домашнее задание
1.Стр. 9193. Подготовить выразительное чтение стихотворения; П.т стр 51 №2,3
2. Выучить наизусть стихотворение или отрывок.
3.Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ
«В моей семье живет память о войне».
4.Нарисовать иллюстрацию к книге.
XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
- О чём оно? Почему автор назвал его былью?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а теперь знаете?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Оцените свою работу. Продолжите предложения.
- Мне понравилось… - Мне было трудно…
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Урок литературного чтения С.В.Михалков "Быль для детей" ( 2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.