Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
05.02.2017
Это второй урок работы над сказкой А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане". На предыдущем уроке происходило знакомство учащихся с текстом сказки. Цель данного урока: научить анализировать литературную сказку, сравнивать её с народной. В ходе урока используется фронтальная, самостоятельная, а также групповая работа.
Жилина_урок_Сказка о царе Салтане.docx
Жилина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
МБОУ СОШ с УИОП №7 им. А.С.Пушкина
по теме А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение литературной сказки с народной.
Урок литературного чтения в 3 классе
Тип урока: решение частных задач
Цель: научить анализировать литературную сказку, сравнивать её с народной.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
Метапредметные:
анализировать содержание
сказки;
выявлять основные
специфические
особенности сказочного
текста;
сравнивать народные и
литературные сказки.
познавательные: замечать в литературных текстах
сравнения и эпитеты; анализировать их назначение в
тексте;
регулятивные: формулировать учебную задачу урока;
осуществлять рефлексию на протяжении всего урока;
оценивать работу одноклассников на уроке;
коммуникативные: соблюдать правила работы в группе,
учиться договариваться и находить общее решение в
совместной деятельности; учиться аргументированно
высказывать своё мнение.
Личностные:
воспитывать нравственные качества
личности: трудолюбие, способность к
взаимопониманию, уважение к мнению
других, личную ответственность за
выполнение коллективной работы;
содействовать воспитанию любви к
поэтическому слову, чувства красоты,
высоких моральных идеалов.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : карточки с тестами для проверки домашнего задания, детские рисунки, карточки с заданиями для
групп, карточкипомощницы для оценивания работы детей, аудиозапись пьесы «Три чуда» Н.А.РимскогоКорсакова, презентация к
уроку.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
1
2
Содержание
деятельности
учащегося
3
Формируемые УУД
4
I. Организация – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи. Показывают готовность Личностные: к уроку.
Приветствуют учителя.
Интересным,
творческим,
познавательным…
Внимательность,
активность,
старательность...
владеть навыками
психоло
педагогической
подготовки к уроку,
организовывать своё
рабочее место,
вежливо общаться со
сверстниками и
взрослыми.
начала урока
(2 мин.)
Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Желаю всем вам успеха.
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким?
У вас на столах есть карта успехов. Это «Ларец знаний»
(Приложение 1). В течение урока вы будете наполнять его
«орешками» (раскрашивать кружки). После выполнения заданий вы
будете сами оценивать свою работу. Если вы посчитаете, что
справились с заданием, то раскрашивайте кружок. Вашу работу в
группе оценят командиры групп при помощи имеющихся у них
жетонов.
1) Тест.
Ответьте на вопросы теста, впишите буквы и прочитайте ключевое
слово.
(Приложение 2)
II. Проверка
домашнего
задания
(5 мин.)
Работают
самостоятельно.
Читают ключевые
слова: САЛТАН,
ГВИДОН, ЛЕБЕДЬ,
ЦАРИЦА, СВАТЬЯ.
Регулятивные:
уметь слушать в
соответствии с
целевой установкой;
осуществлять
рефлексию.
Предметные:
отвечать на вопросы
(на основе
прочитанного
текста).
Оцените свою работу. Если у вас получилось ключевое слово,
раскрасьте орешек в «Ларце знаний».
Работают с листом
самооценки.
Что объединяет все эти слова?
2) На прошлом уроке мы говорили о героях сказки, давали им
характеристики. Поговорили и о том, что иллюстраторы чаще всего
изображают главных героев на обложках к сказкам. И вам было
предложено «поработать» художникамииллюстраторами. Обратите
Это герои «Сказки о
царе Салтане…» внимание на наш «Вернисаж».
Кто хочет представить свою работу?
Об остальных работах мы можем поговорить на ближайшем
внеурочном занятии «В мире слов».
Оцените свою работу, раскрасьте соответствующий орешек в «Ларце
знаний».
1) Актуализация необходимых знаний.
Мы с вами с большим удовольствием читаем и перечитываем сказки
А.С.Пушкина. А самто поэт любил слушать сказки? Вспомните, кто в
детстве рассказывал ему сказки.
Какие это были сказки?
III.
Постановка
темы и
учебной цели
(3 мин.)
Пушкин был заворожён, он горячо любил народное искусство и всю
свою жизнь изучал его. Мы тоже изучаем народные сказки, песни,
прибаутки, потешки, пословицы и поговорки. Вспомните, как
назывался раздел, где мы изучали эти жанры. Поможет вспомнить вам
название этого раздела оглавление учебника.
2 – 3 ученика
рассказывают о своих
рисунках.
Работают с листом
самооценки.
Няня Арина
Родионовна и бабушка
поэта.
Народные. Арина
Родионовна
рассказывала
старинные русские
сказки, легенды,
сказания, пела песни.
Работа с оглавлением
учебника.
Регулятивные:
формулировать
учебные задачи
урока;
уметь слушать в
соответствии с
целевой установкой.
Коммуникативные
:
аргументированно
высказывать своё
мнение.
Личностные:
уважительно
относиться к мнению
одноклассников.
Как одним словом можно назвать устное народное творчество?
Фольклор.
2) Формулирование учебной задачи.
Как вы думаете, зачем мы сейчас говорим об отношении
А.С.Пушкина к фольклору? Как это может быть связано с нашим
сегодняшним уроком?
Высказывают свои
мнения, уточняют,
дополняют. Сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу.
В любом исследовании есть гипотеза. Давайте вспомним, что это такое.
Гипотеза – это
предположение.
Предлагаю за гипотезу взять слова С. Я. Маршака «Пушкинская
сказка – прямая наследница сказки народной».
Что дальше мы должны сформулировать?
Какую же цель вы поставите перед собой?
1) Игра «Кто больше?»
Вспомните отличительные особенности волшебной сказки.
IV. Работа над
темой урока.
Работа
в
группах.
(8 мин.)
Цель исследования.
Формулируют цель:
Выявить сходства
народной волшебной
сказки и «Сказки о
царе Салтане…»)
Работают в группах. На
карточках записывают
признаки волшебной
сказки. Читают вслух,
не повторяясь:
1) Особая композиция.
2) Положительные и
отрицательные герои.
3) Троекратные
повторы.
4) Волшебные
предметы.
5) Волшебный
помощник.
6) Волшебные события.
7) Устойчивые
выражения.
8) Эпитеты.
9) Добро побеждает
зло.
Предметные:
формулировать
отличительные
особенности
волшебной сказки;
дополнять, уточнять
высказанные мнения.
Регулятивные:
владеть навыками
работы в группе;
уметь оценивать
друг друга.
Личностные:
проявлять
взаимопонимание,
уважение к мнению
других;
чувствовать личную
ответственность за Командиры, оцените работу членов своей группы. Дайте жетоны
наиболее активным.
2) Проведение исследовательской работы по группам.
Сейчас каждая группа получит задание. На его выполнение я дам вам
5 минут. Вы можете рассчитывать на мою помощь. Я буду переходить
от группы к группе. С каждой группой я могу поработать ровно 30
секунд. Не забудьте обсудить, кто и как будет представлять работу
группы.
Выполняйте под музыку следующие движения:
Изобразите волны, набегающие на берег.
Изобразите летящую царевну Лебедь.
Изобразите Гвидона, натягивающего лук.
Изобразите танцующую белку, поющую песенки.
Изобразите богатырей, выходящих из моря.
– Кто из вас знает, что за музыка звучала?
– Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал
её русский композитор Николай Андреевич РимскийКорсаков в честь
100летия со дня рождения А. С. Пушкина
3) Презентация групповых работ.
Слушайте внимательно, если возникнут вопросы или замечания,
высказывайтесь, пожалуйста.
V. Физкульт
минутка.
(2 мин.)
VI.
Подведение
итогов работы
в группе.
(20 мин.)
Командиры оценивают
работу учащихся в
группах.
выполнение
коллективной
работы.
Каждая группа
получает карточку с
заданием
(Приложение 3).
Работают в группах.
Выполняют
физкультминутку
согласно заданиям.
Отвечают на вопрос.
Личностные:
воспитывать
ценностное
отношение к
произведениям
искусства.
Командир каждой из
групп озвучивает своё
задание, представляет
того, кто будет
отчитываться о работе
группы.
После каждого
выступления командир
оценивает работу
группы, выдаёт
жетоны.
Коммуникативные
:
соблюдать правила
взаимоотношений и
сотрудничества.
Предметные:
формулировать
ответы на вопросы;
аргументировать
свои ответы;
использовать Словесную оценку
выступлений детей
делают сами ученики
(из других групп),
опираясь на карточку
помощницу.
(Приложение 4)
полученную
информацию и
имеющиеся знания.
Регулятивные:
владеть навыками
самоанализа,
взаимооценивания.
4) Вывод исследования.
Давайте вернёмся к нашей гипотезе. Кто может вспомнить слова
С.Я.Маршака?
«Пушкинская сказка –
прямая наследница
сказки народной».
Какой вывод вы можете сделать, проведя сегодня на уроке
исследование?
Отвечают на вопрос.
VII. Домашнее
задание.
(2 мин.)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной
фантазии. Мы видим, что он питал вдохновение в фольклоре, беря за
основу русскую народную сказку. Многие исследователи творчества
А.С.Пушкина одним из прототипов «Сказки о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» называют русскую народную сказку «Во
лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»
К следующему уроку внеклассного чтения, я предлагаю прочитать
эту сказку дома и сравнить её с пушкинской.
Где вы будете искать сказку?
Если вы будете испытывать затруднения в поиске русской народной
сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»,
обращайтесь ко мне. Я постараюсь вам помочь.
Домашнее задание к следующему уроку: Придумать присказку и
Познавательные:
уметь выбирать
нужные источники
информации.
В школьной или
городской библиотеке,
в Интернете. VIII. Итог
урока.
Рефлексия.
(3 мин.)
зачин к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
– Когда мы перечисляли особенности волшебных сказок, то сказали,
что в сказках добро всегда побеждает зло. Простил ли автор сестер в
сказке?
– А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
– Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так
считаете?
– Чему научила нас эта сказка?
Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
Достигли ли вы её.
Оцените работу командира. Вам поможет Карточкапомощница.
Сколько жетонов вы дадите командиру?
Давайте заглянем в свои «Ларцы знаний». Раскрасьте ещё столько
орешков, сколько жетонов вы получили.
Вы довольны своей работой на уроке?
Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что злость,
ненависть, корысть и зависть обречены на гибель, потому что
первоначальны в жизни добро и любовь. Помните об этом всегда.
Творите добро!
Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке!
Аргументированно
отвечают на вопросы.
Доброте, терпению,
мужеству, умению
прощать и любить
близких, не завидовать,
а учиться радоваться за
других людей.
Отвечают на вопросы
учителя.
Дают оценку работе
командира группы.
(Приложение 4)
Проводят рефлексию.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
осуществлять
рефлексию;
оценивать работу
одноклассников.
Коммуникативные
:
высказывать своё
мнение,
аргументировать
ответы.
Предметные:
дополнять и
уточнять
информацию по теме
урока.
Личностные:
оценивать
нравственный
потенциал
литературной сказки;
учиться оценивать
характеры и
поступки героев. Приложение 1
Ларец
Знани
Ф.И.______________________ Приложение 2
Ф.И.__________________________________________
Тест 1
Прочитай, ответь на вопросы, обведи букву рядом с правильным ответом.
1.Куда уехал царь Салтан?
О) на охоту
Т) в путешествие
С) на войну
2. Какой ответ отправил царь Салтан царице?
М) бросить царицу и ребёнка в воду
А) ждать его возвращения
Е) наказать ткачиху и повариху
3. Что произошло с царским посланием?
4. Кто посадил царицу и ребёнка в бочку и бросил в воду?
Л) Оно было заменено на другое
Б) вообще не было доставлено никакого послания
Г) оно было доставлено по назначению
Е) ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха
О) царь
Т) бояре
5. Куда вынесла волна царицу и сына?
У) на берег соседней страны
А) на необитаемый остров
М) на остров, где был большой город
6. Кого Гвидон увидел на острове?
Л) чайку и ворона
Р) лебедя и ястреба
Н) лебедя и коршуна
Впиши обведённые буквы по порядку в клеточки и прочитай ключевое слово: Ф.И.___________________________________________
Тест 2
Прочитай, ответь на вопросы, обведи букву рядом с правильным ответом.
1.Что увидели царица с сыном на следующее утро после того, как оказались на необитаемом острове?
О) роскошный завтрак
Г) прекрасный город
С) россыпь драгоценных камней
2. Кем стал царевич?
А) царём
Б) королём
В) князем
3. Кто прибыл к Гвидону в гости?
4. Чему юноша опечалился?
И) купцы
Н) другие царевичи
Е) странствующие рыцари
К) его обидели гости
Д) он хотел видеть отца
Т) он хотел видеть всех своих родственников
5. О чём рассказали корабельщики Салтану в первый раз?
У) о чудесной белке
О) о новом городе на острове
А) о богатырях
6. Что делала в сказке белка?
Л) танцевала польку
М) рассказывала сказки
Н) пела песенки
Впиши обведённые буквы по порядку в клеточки и прочитай ключевое слово: Ф.И.___________________________________________
Тест 3
Прочитай, ответь на вопросы, обведи букву рядом с правильным ответом.
1. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
Л) коршун
М) ястреб
Н) орёл
2. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Д) луна
Е) месяц
З) звезда
3. Кем приходятся царевне Лебеди 33 богатыря?
4. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
А) слуги
Б) братья
В) никем
У) Берендей
О) Бэримор
Е) Черномор
5. Что было внутри орешков, которые грызла белка?
С) алмазы
Д) изумруды
К) бриллианты
6. Из чего был сделан домик для белки?
Т) из дерева
П) из драгоценных камней
Ь) из хрусталя
Впиши обведённые буквы по порядку в клеточки и прочитай ключевое слово: Ф.И.___________________________________________
Тест 4
Прочитай, ответь на вопросы, обведи букву рядом с правильным ответом.
1. Что хотела сделать третья девица, если стала бы царицей?
П) на весь мир наткать полотна
Ц) родить богатыря
Т) устроить пир на весь крещёный мир
2. О чём хотела царица сообщить мужу в послании ?
Е) что у неё всё попрежнему
А) что она родила богатыря
О) что её обижают сёстры
3. Как звали жену царя Салтана?
С) Бабариха
Т) Буяна
Р) В сказке имя не упоминается
4. При помощи чего совершили путешествие по морю молодая царица и ее сын?
А) корабль
О) плот
И) бочка
5. Как назывался остров, к которому причалила бочка?
Ц) Буян
Щ) Баян
Х) Батан
6. Как звали царевича?
О) Салтан
Е) Черномор
А) Гвидон
Впиши обведённые буквы по порядку в клеточки и прочитай ключевое слово: Ф.И.___________________________________________
Тест 5
Прочитай, ответь на вопросы, обведи букву рядом с правильным ответом.
1. Как звали сватью?
П) Боровиха
С) Бабариха
Т) Барабуля
2. Сколько сестёр было у жены царя Салтана?
А) три
В) две
Б) одна
3. Какое оружие смастерил царевич?
О) копьё
А) лук
У) меч
4. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
С) Посадил в тюрьму
Р) Посадил в бочку
Т) Отпустил домой
5. О ком рассказала Бабариха?
Ц) о белке с золотыми орешками
Щ) о тридцати трёх богатырях
Ь) о прекрасной царевне
6. Чем закончилась сказка?
О) наказанием царя Салтана
Е) свадьбой Гвидона и царевны Лебеди
Я) радостным пиром
Впиши обведённые буквы по порядку в клеточки и прочитай ключевое слово: Задания для 1 группы
Приложение 3
1. Вспомнить названия композиционных частей волшебной сказки, найти их в «Сказке о царе Салтане». Заполнить таблицу:
«Сказка о царе Салтане»
Какие слова чаще всего используются
Название части
1.
2.
3.
4.
2. Представьте свою работу, используя Карточку помощницу (на обороте).
(выписать слова)
Карточкапомощница
Мы знаем, что волшебная сказка состоит из ….
Присказка может быть, например, такой ….
В «Сказке о царе Салтане» присказка …..
В сказке Пушкина, которую мы сейчас изучаем зачин ….
Последняя часть волшебной сказки ….
В «Сказке о царе Салтане» она ….
Зачин обычно начинается со слов ….
Выявить наличие троекратных повторов в сказке А.С.Пушкина. Привести как можно больше примеров.
Задание для 2 группы
Расскажите, какие волшебные предметы и помощники присутствуют в «Сказке о царе Салтане». Для более яркого представления
работы своей группы можете попытаться их изобразить или воспользоваться папкой с картинками.
Задание для 3 группы
Вспомните волшебные события в «Сказке о царе Салтане». Докажите, что это сказка.
Задание для 4 группы
Найдите в «Сказке о царе Салтане» и выпишите устойчивые «сказочные» выражения и эпитеты. Чтобы вспомнить, что такое
«эпитет», загляните в свои литературоведческие словарики.
Задание для 5 группы Приложение 4
КАРТОЧКА – ПОМОЩНИЦА
Как оценить работу командира группы?
1. Правильно организовывал совместную работу, следил за дисциплиной в группе.
2. Внимательно слушал всех учеников в группе, дополнял их.
3. Справедливо оценивал всех участников группы.
КАРТОЧКА – ПОМОЩНИЦА
Как оценить презентацию групповой работы?
1. Материал изложен в полном объёме, не требует дополнений.
2. Выступающий интересно рассказывал (не читал).
3. Выступающего было хорошо слышно.
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Урок литературного чтения в 3 классе "Сказка о царе Салтане"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.