Урок литературы
Оценка 4.6

Урок литературы

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.03.2018
Урок литературы
Урок литературы в 5 классе на тему "Солнечная светлость книжной премудрости". Данный урок был посвящён открытию Года литературы в России. Действующие лица данной разработки: ведущий, чтецы стихов, Королева Книга, учитель, Филиппок, мальчик. Цель проведения такого урока: приобщение учащихся к чтению художественных книг.Урок литературы.
Внекл. меропр-е по экологии.docx
Внеклассное  мероприятие   по экологии   « КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР…» ( для учеников  5­6  классов) Учитель  русского  языка  и  литературы:                             Титова Людмила Александровна   2013г. Внеклассное мероприятие по экологии« КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР…»                                                                                                       ( для учеников  5­6  классов) Цели:­развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;              ­учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления;              ­овладевать методами научного познания окружающей среды, её преобразования;              ­обучать правильному поведению и деятельности в природе,               выявлять случаи негативного  отношения к ней. Задачи: • Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.  • Познакомить с лесным сообществом, как взаимосвязью всех элементов.  • Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.  • Воспитывать любовь к природе.  • Учить видеть прекрасное.  • Развивать экологическое мышление, память, внимание.  Оборудование: •Проектор, экран, ноутбук;  компьютерная  презентация.  • Выставка книг о природе. Эпиграф:"Счастье ­ быть с природой, видеть её, говорить с ней".  Л.Н. Толстой. Ведущая: Каждую весну отмечаются три международных праздника, которые утверждены  Организацией Объединенных Наций:  День Птиц, День Воды, День Земли. Что же такое экология? Это слово происходит от слов ойкос — дом и логос — наука или  учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего — четыре стены и крыша,  для зверя — лес, поле, горы, для рыб — море, озеро, река. Значит, у всего живого — свой  дом, а для всех вместе — наша планета Земля. Мы любим лес в любое время года.  Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного света Такие, что светлей на свете жить.  Природой называется все это,  Давайте же с природою дружить.  Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым. Все это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим.  Прощальный вальс танцует с ветром лето. Дрожит в окне вечерняя звезда. Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда! Природа — это дом, в котором мы живем. И в нем шумят леса, текут и плещут реки.  Под сводом голубым, под светом золотым. Хотим мы в этом доме жить вовеки. Наше познавательно­интеллектуальное мероприятие называется « Как прекрасен этот  мир,,.». Ведущая:Мы сегодня совершим путешествие в Мир Природы и посетим несколько  станций: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Мои меньшие друзья», «Остроглаз»,  «Маленькие тайны природы», «Охрана природы». В этом путешествии мне будет помогать старичок­лесовичок. Лесовик: Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло­голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года­ Это все вокруг природа! Сегодня я узнаю : «Знаете ли вы природу, умеете вы с ней правильно обращаться или нет,  сможете вы ее защитить и от кого?» Первая наша станция  называется «Зеленый друг». Кто из вас первыйответит на вопрос получит жетон. Кто больше всех  наберет жетонов  станет победителем. Внимание! 1. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают , а у ели нет? Ответ: сосна – светолюбивое растение. 2. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? Ответ: В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые  поедают опасных  вредителей леса. 3. Какую роль играет ива для берега реки? Ответ: своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.        4. Какое дерево цветет позднее всех? Ответ: липа.        5. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? Ответ: бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ложная лисичка и др.  Отгадайте загадки: 1.Видишь, гриб волнуется, Ясно почему: Как бы не испортили шляпки бахрому. ­Что это за гриб? (Волнушка) 2.Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я ­ ... (Подосиновик.) 3.Вдоль лесных дорожек Стоят на крепких ножках В шляпках разноцветных Издали заметных Собирай не мешкай Это... (Сыроежки.) 4.Розова ль изнанка? Загляни под капюшон… С бледною поганкой Чтоб не спутать…(Шампиньон) Лесовик: Следующая станция называется «Лесная аптека». Из целебных трав и цветов получают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от  разных болезней. Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст,  лечебных кремов. Все, что нужно, год от года Нам дает сама природа, И поэтому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных, Без лесов, полей и рек Жить не может человек. 1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? Ответ: приложить лист подорожника. 2. Плоды каких кустарников богаты витамином С.  Ответ: черной смородины, шиповника. 3. Каким лечебным свойством обладает мать – и­ мачеха? Ответ: отвар из листьев и цветов – хорошее средство от кашля. 4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? Ответ: валериана. Капли, настои употребляют при нервных расстройствах, бессоннице.  5.Как нужно собирать лекарственные травы? Ответ: цветки – в начале цветения, корни и корневища – весной или осенью, листья – в  сухую погоду. А теперь загадки: 1. Зелена, а не луг, бела, а не снег,     Кудрява, а не голова. (береза) 2. Я из крошки­бочки вылез,     Корешки пустил и вырос     Стал высок я могуч,     Не боюсь ни гроз, ни туч.     Я кормлю свиней и белок ­     Ничего, что плод мой мелок. (дуб) 3. С моего цветка берет     Пчелка самый вкусный мед     А меня все ж обижают,     Шкуру тонкую сдирают. (липа) 4. Бусы красные висят     Из кустов на нас глядят.     Очень любят бусы эти     Дети, птицы и медведи. (малина) 5. Мне зеленый кипяток     Ноги голые обжег,     У заборов он бывает,     Никогда не остывает.  (крапива) Лесовик:Третья станция «Мои меньшие друзья».  1. Кто кукует у кукушки? Ответ: самец. 2.Какая птица умело подражает голосам многих птиц? Ответ: скворец. 3. Ранней весной муравьи удаляют из муравейника все проростки травы. Зачем  они это делают? Ответ: Чтобы молодая трава не разрушила структуру муравейника, не создавала  затенения, что может быть причиной высокой влажности муравейника.  4.В самый разгар зимы у медведицы появляется потомство – 1­2 медвежонка  величиной со щенка. Какое значение имеют размеры и медленный рост  медвежат? Ответ: В берлоге мало места, а у медведицы молока. Лесовик: Следующая станция «Остроглаз». 1 Что означает «плач» березы весной, почему? Ответ: сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает  наружу. 2. Какое значение имеет листопад? Ответ: приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями. 3 Во время тёплой осени нередко наступают заморозки, многие деревья  погибают. А при постепенном похолодании деревья выживают. Чем это можно  объяснить?  Ответ: при резких заморозках вода, которая передвигается по сосудам дерева  замерзает, в результате чего сосуды лопаются, а при постепенном вода успевает  оттечь из верхушки к корням.  4. Белки большую часть жизни проводят на деревьях, питаясь орехами. Какие  особенности строения позволяют им вести такой образ жизни? Ответ: острые коготки на лапках и хвост, который направляет движения  5. Я ответ у вас найду, Вам подумать лишь придётся, Что имели вы в виду,  Говоря: «Крапива жжётся»? Ответ:острые волоски крапивы вонзаются в поры кожи и обламываются,  содержащаяся в них муравьиная кислота вызывает ощущение ожога. Лесовик: Пятая станция «Маленькие тайны природы». 1. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? Ответ: она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого  жучка. 2.Назовите самого прожорливого хищника планеты. Ответ: стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.  3. Какое дерево « переодевается», становится то серым, то серебристым, то  зеленым?  Ответ: осина, это дрожат её листочки, что может быть даже в безветренную погоду,  так как черешок листа в верхней части  сильно сплющен.  4. Здесь идет борьба за свет У берёзы с юной елью. Дайте правильный ответ,  Кто своей добьётся цели? Ответ: победит ель, она более выносливая порода, она перерастет берёзу и, лишив ее  необходимого света, погубит.  5. По какой такой причине Так высоко на осине, Присосавшись, как полип, Появился старый гриб?  Ответ: гриб появился из споры, занесённой ветром в трещину ствола осины. Лесовик:Последняя станция «Охрана природы». Выходят три грибочка и  инсценируют  стихотворение «Береза». 1Г ­От чего березка плачет?       Не пойму,что это значит? 2Г ­Кто б ответить нам помог?      Почему березка плачет? 3Г­Кто её обидеть мог?     Отчего так горько белой,     Хоть кругом звенит весна. 1Г­ Если б говорить умела,      Рассказала бы она. 2Г­Отчего березка плачет?      Я ответ теперь нашёл, 3Г ­Ведь какой­то глупый мальчик      У березки ранил ствол. 1Г­ Да… И зачем губить деревья? За последние 20 лет человек вырубил столько леса,  сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о  пожарах, которые возникают по вине человека. Усиленно идет "облысение" планеты. 2Г­ Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.  3Г­ Знаете ли вы?...Один гектар леса вырабатывает за 1 час кислорода столько,  сколько нужно для дыхания двухсот человек. 1Г­ Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает  ощущать красоту  человека. 2Г­ Иногда человек причиняет вред природе неумением вести себя 3Г­ Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не причинит вред  животному. 1Г ­Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во  время прогулок, существуют особые правила.  Ребята! Вы знаете правила поведения на природе? 2Г ­Если в лес пришел гулять,       Свежим воздухом дышать.       Бегай, прыгай и играй,      Только, чур, не забывай,      Что в лесу нельзя шуметь,       Даже очень громко петь.       Испугаются зверюшки,      Убегут с лесной опушки. 3Г­ Ветки дуба не ломай,       Никогда не забывай       Мусор с травки убирать,       Зря цветы не надо рвать,      Из рогатки не стрелять.      Ты пришел не убивать! 1Г­ Бабочки пускай летают,       Ну кому они мешают!       Здесь не нужно всех ловить,       Топать, хлопать, палкой бить.       Ты в лесу всего лишь гость.       Здесь хозяин — дуб и лось.      Их покой побереги,       Ведь они нам не враги.  Лесовик:А вот мы грибочки. Сейчас узнаем:имеют ли ребята знания об охране  природы. 1 Какой самый страшный враг леса? Ответ: лесной пожар. 2. Экологи считают, что в целях охраны природы рубить лес нужно по глубокому снегу. Почему? Ответ: не нарушается почвенный покров во время транспортировки срубленных деревьев. 3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? Ответ: они растут там, где чистый воздух. 4. Как называются охраняемые территории, где запрещена любая хозяйственная  деятельность человека?  Ответ:заповедник  Ведущий:Ребята сегодня мы повторили материал, который необходимо знать  каждому человеку. Мы с рождения привыкли видеть все, что нас окружает: лес, реки, луга. И вот я сейчас вам расскажу о той природной среде, где мы с вами проживаем. А живем мы в зоне  смешанныхи широколиственных лесов.  Подведение итогов: Мы рубим лес, устраиваем свалки,  Но кто же под защиту все возьмет?  Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.  Подумайте, а что нас дальше ждет?  Пора бы человечеству понять,  Богатство у природы отбирая,  Что Землю нужно тоже охранять:  Она, как мы, такая же – живая!  Давайте будем беречь планету!  Во всей Вселенной красивей нету,  Во всей Вселенной она одна,  Что будет делать без нас она!  Использованная литература:  1.Бактерии. Грибы. Лишайники”. – М.: "Просвещение”, 1996.  2. Белавина И. Г. Планета – наш дом. – М., 1995.  3. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших  школьников. – М., 2002.  4. Журнал "Лес и человек” – М., 1990.  5. Петров В. В. Лес и его жизнь. – М.: "Просвещение”, 1986.  6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М.: "Просвещение”, 1991.  7. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М., 1995.  8. Рохлов В. Занимательная ботаника. – М., "АСТ – Пресс”, 2002. У писателя Паустовского есть такие слова: "И если мне хочется иногда жить до 120  лет, то только потому, что мало одной  жизни, чтобы испытать до конца все  очарования нашей природы.” ___________________________________________________________________________________________ Давайте будем беречь планету!  Во всей Вселенной красивей нету,   Во всей Вселенной она одна,    Что будет делать без нас она!

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы

Урок литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018