Урок литературы "Идея художественного произведения"
Оценка 4.7

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
11.01.2017
Урок литературы "Идея художественного произведения"
Урок литературы в 5 классе "Идея художественного произведения" предлагает нетрадиционный подход к определению такого сложного литературоведческого понятия, как "идея". Через беседу, особый психологический настрой, рисунок ребята выходят на основную мысль произведения. Важно, чтобы учитель одновременно с детьми рисовал основные картины произведения, т.е. выполнял работу вместе с детьми.
Идея художественного произведения.doc
Урок по литературе для учащихся 5 класса ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Цели: 1. Выработать навык определения темы, идеи произведения. 2. Формировать грамотность чтения. 3. Воспитывать бережное отношения к природе. Оформление урока: Высказывание В.Катаева, эпиграф, плакат с изображением черемухи, репродукции с  изображением картин природы Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя.         Ребята, вы умеете читать? Казалось бы, какой простой вопрос, на который каждый из  вас в душе ответил: «Да вы что, Светлана Ивановна! Конечно, мы ведь уже в 5 классе!» Но, к сожалению, не все могут понимать, что хотел автор написать. Я знаю, что вы умеете  слагать слова из букв и произносить их про себя или вслух. Но чтение бывает разным.  Существует три степени понимания текста:  можно прочитать и ничего не понять; можно прочитать и понять только то, что написано; можно прочитать и понять даже то, что не написано.         А скажите, вы знаете, как пишутся художественные произведения?  А ведь каждое произведение  пишется для кого­то. Именно об этом говорил писатель  В.Катаев: «Меня никогда  не покидает мысль, что я пишу для кого­то. Обязательно для  кого­то». А что значит – «для кого­то»? А это значит – для тебя, для меня. Автор хочет  своим произведением что­то сказать вам, донести какую­то свою мысль. Но прямо об этом  он говорит весьма редко, т.к. талантливый читатель, грамотный читатель всегда поймет,  что хотел автор сказать своим произведением. Важно только уметь найти эту скрытую  мысль. Именно об этом говорит и М.Цветаева, слова которой  я взяла в качестве эпиграфа  к сегодняшнему уроку:  «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов». А как вы, ребята, понимаете это высказывание известной поэтессы? Вот сегодня мы с вами и будем заниматься этим извлечением тайного, скрытого, мы будем  отгадывать, что же хотел автор сказать нам своим произведением, то есть будем  определять идею произведения. Но вначале ответьте мне на вопрос: как же происходит общение между писателем и нами?  Конечно, через книгу. Книга – это связующее звено между автором и читателем. Давайте  нарисуем сейчас на всю страницу вашей тетради  развернутую книгу. А сейчас я прочту вам текст. Вы внимательно меня слушайте, следите за содержанием и обязательно постарайтесь вообразить то, о чем услышите.         3.   Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Черемуха»         4.   Беседа по прочитанному. ­Я прочитала вам текст. Кстати, вы согласны со мной, что это текст? Почему? ­Теперь нам надо определиться с родом литературы, к которому относится данное  произведение. Что это – эпос, драма или лирика? Почему? 1 ­Ну, а каков жанр этого произведения? Это сказка? Или басня? А, может, повесть?  Почему? ­Вы заметили, что этот текст был без названия. Как определить тему?  (учащиеся отвечают на вопросы, используя ранее полученные знания по теории  литературы) 4. Работа над раскрытием понятия «идея». Тему мы определили, а вот идею так сразу назвать, наверное, не каждый сможет.  Напомните мне, что это такое – идея произведения? Давайте воспользуемся толковым словарем, ведь в нем собраны значения всех слов, порой  даже самых непонятных для нас. Что скажет нам он?      5.  Определение идеи произведения Л.Н. Толстого. Действительно, идея произведения ­  это то, ради чего автор написал свое произведение.  Это то, что он хотел нам сказать. Как вы знаете, сюжет невозможен без действия. Какие  картины,  какие действия представлялись вам, когда вы слушали этот рассказ? Учащиеся называют картины, которые представили во время чтения: 1 картина – черемуха вокруг цветов 2 картина – начало рубки дерева 3 картина – попытка свалить дерево 4 картина – дерево упало Нарисуйте эти четыре картины на страницах нашей «развернутой книги». (учащиеся рисуют 4 картинки на страничках «развернутой книги»)  А сейчас обратимся к нашей первой картинке, к вашему первому рисунку. Зачитайте,  пожалуйста, в тексте слова, относящиеся к нему. Что автор дает нам? (описание дерева) Следовательно, ключевое слово – дерево. Запишите его под первой картинкой. Вторая картинка или второе действие, которое нам представлялось, ­ это начало рубки  дерева. Зачитайте все, что относится к этому действию. А какое слово неприятно, больно,  как­то особенно отозвалось в вашей душе? (хлюпать) Что хлюпало, когда дерево рубили? (сок) А где находится сок? (внутри дерева) Дереву нанесли рану – захлюпал сок…Что напоминает вам это? Какие ассоциации  возникают в вашем сознании? (ощущение хлюпающей крови) А ведь кровь бывает только у живых. Значит, ключевое слово этой картины – живой. Третье действие – это попытка свалить черемуху. Описывая это действие. Автор  использует глаголы. Назовите их. (задрожало, закапала) Отчего можно дрожать? (страх, холод) Какие ассоциации возникают, когда капает роса? (капают слезы) Кто еще может дрожать и проливать слезы? (человек) Итак, ключевое слово третьей картинки – человек. И четвертое действие – дерево свалили. Какими словами сопровождается это действие? 2 (вскрикнуло, заплакало – это глаголы, которые обозначают действия, свойственные  живому существу) А сейчас, опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать идею рассказа. Что же хотел сказать Л.Н. Толстой нам своим произведением? Дерево – живое, оно, как и человек, может испытывать страх, боль,  страдание. Это и будет идеей данного произведения. Послушайте стихотворение С.Островского: Убили дерево, убили… Сначала топором рубили,  А где не взяли – там пилой. Оно не билось, не кричало,  А только ветками качало И тихо сделалось золой. ­А почему автор выбирает такой глагол – убили? (убить – значит лишить жизни что­то живое) Вернемся к композиции. Почему Л.Н. Толстой выбрал именно такое построение  сюжета? Почему он не писал  сначала о том, что срубил дерево, а потом бы вспоминал о нем, о том, каким оно было?      Конечно, он хотел заставить нас  полюбить эту черемуху, «заразить» нас ее  красотой, а потом  заставил нас пережить гибель этой красоты.  Почему он сделал именно так?      Да, он хотел, чтобы нам было очень жаль ее – красавицу, такое построение сюжета –  умышленно. Итак, Л.Н. Толстой хотел сказать нам о том, что дерево – живое, оно тоже  испытывает боль, но всегда ли мы помним об этом?  Послушайте стихотворение З. Александровой «Белая черемуха», идея которого  созвучна  с идеей нашего рассказа. Расцвела черемуха около ручья, На апрельском солнышке ветками шепча. Легкая, как облачко, чистая, как снег, Радовался деревцу каждый человек. Приходили девочки посидеть под ней, И могла цвести она Много­много дней… ­Это чья черемуха? ­Да она ничья! Белая черемуха около ручья… Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг, Сразу от черемухи отломила сук. Городские школьники шли в далекий путь, Увидав черемуху, стали ветви гнуть. Прибежали девочки, а Снегурки нет, Лишь в пыли валяется вянущий букет. А была черемуха чистая, как снег, Радовался деревцу каждый человек. 3 Конечно, человек – сильное существо, но нельзя забывать о том, что рядом находится  то, что делает нашу жизнь прекрасной, то, что несет нам радость и умиротворение. Все  это гораздо слабее нас и нуждается в нашей поддержке. Это трава и цветы, это кусты и  деревья, которые могут так же, как и мы страдать, плакать, мучиться, радоваться,  рождаться и умирать. А мы порой, просто проходя мимо, срываем цветок, ломаем  ветки, срубаем на Новый год елочку, не задумываясь о том, что доставляем им боль и  страдание. И никто не может  остановить нас в эту минуту. Разве что силы природы. (Звучит стихотворение А. Барто «Весенняя гроза») Черемуха, черемуха в овраге  Расцвела. Черемуха, черемуха стоит  Белым­бела. Ходили за черемухой  Девчонки вчетвером. Да оборвать черемуху Им не позволил гром. Сначала он неполный Неполный подал голос, Потом от желтых молний  Все небо раскололось. Все громче, громче слышится, Гремит через огонь: ­Черемуху, черемуху. Черемуху не тронь! Вы же понимаете, что в реальной жизни не прозвучит это предупреждение. Оно должно  исходить от нас самих – людей. В ответ на их красоту, на ту радость, которую они  дарят нам, мы должны беречь и охранять их. Ведь они – наши друзья, мы должны их  беречь.                          (стихотворение О. Высотской «Берегите друг друга») Берегите друг друга Добротой согревайте, Берегите друг друга Обижать не давайте. Берегите друг друга, Суету позабудьте, И в минуты досуга Рядом с другом побудьте. Берегите друг друга Без притворства и лести,  Берегите друг друга Ненадолго мы вместе. На сегодняшнем уроке мы научились определять с вами идею художественного  произведения. ­Что значит идея произведения? ­как вы будете определять идею произведения? Ну, что ж. я желаю вам, чтобы каждое чтение для вас превращалось в разгадывание,  извлечение тайного, оставшегося за строчками , за пределами слов. 4

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"

Урок литературы "Идея художественного произведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017