Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"
Оценка 5

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
10.08.2017
Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"
Урок литературы предназначен для учащихся 5 класса. Урок знакомит учащихся с основными фактами из жизни и творчества и некоторыми стихотворениями поэтов XX века, вырабатывает навыки выразительного чтения и навыки анализа лирического стихотворения, закрепляет знания об изобразительно-выразительных средствах. Данный урок даёт возможность работать в группах(парах) сменного состава. Не секрет, что научить ребёнка слушать и слышать, понимать поэзию - это тяжёлый труд. Работая в группах, учащиеся имеют возможность не только проанализировать стихотворение, но и создать свою иллюстрацию, отражающую свое понимание литературного произведения, написать синквейн.Урок литературы предназначен для учащихся 5 класса. Урок знакомит учащихся с основными фактами из жизни и творчества и некоторыми стихотворениями поэтов XX века, вырабатывает навыки выразительного чтения и навыки анализа лирического стихотворения, закрепляет знания об изобразительно-выразительных средствах. Данный урок даёт возможность работать в группах(парах) сменного состава. Не секрет, что научить ребёнка слушать и слышать, понимать поэзию - это тяжёлый труд. Работая в группах, учащиеся имеют возможность не только проанализировать стихотворение, но и создать свою иллюстрацию, отражающую свое понимание литературного произведения, написать синквейн.
Урок литературы в 5 классе.doc
Сергеева  Ольга  Владимировна   Муниципальное автономное  образовательное учреждение  «Средняя  общеобразовательная школа№16  имени  В.  П.  Неймышева»   г. Тобольска   Тюменской  области                                     УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ  Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века Класс: 5 УМК: Г. С. Меркин  Оборудование: компьютер, презентация к уроку, иллюстрации  учащихся  к   стихотворениям, портреты  поэтов,  сборники  стихотворений,  фломастеры,    краски, бумага  для  иллюстрирования. Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо;  информационно­ коммуникационные                                                                            Тип урока:  урок открытия нового знания.  Цель урока:  1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического  произведения 2. Развивающие цели:   развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное,  обобщать, доказывать и опровергать);  развитие элементов творческой деятельности;  развитие навыков устной и письменной речи;  развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;  повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы  работы. 3. Воспитательные цели:   Воспитание любви к прекрасному;  Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах,  активную жизненную позицию. Планируемые результаты: Предметные: научиться определять тему и идею произведения; находить и  интерпретировать средства художественной изобразительности в  лирическом  произведении. УУД:  коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения;  проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и  письменной форме, в том числе творческого и  исследовательского характера,  установление аналогий; построение рассуждений.                                 Ход  урока: 1.  Оргмомент. Здравствуйте. Ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке.  Проверим,  с  каким  настроением,  вы,  ребята,   пришли  сегодня  на  урок.   Если  у  вас  отличное  настроение,  помашите  рукой,  если  хорошее     настроение, один  раз  хлопните  в  ладоши.  Если  настроение  плохое,   посидите,  не делая  никаких  действий. Покажите  действиями  своё   настроение.  Замечательно! 1.  А каково значение слова “настроение”?  2.  А как вы думаете, есть ли настроение  у окружающего нас мира? (Ответы  учащихся) 3.  Какие художественные приёмы вы использовали в своих ответах? (метафоры, олицетворения)    Сейчас вы рассуждали как поэты и художники (т.к. представляли образы).  В  каждом человеке,  способном любить, радоваться, страдать, грустить, каждом   живет хоть искорка живого, конечно,  живет художник. Каждый из нас встречал  восходы солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от  летнего зноя, провожал закаты. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал  под   деревом дождь.     Словом, жил впечатлениями природы. И, конечно, из года в год, начиная с  самого детства, красота природы отпечатывалась в нашем сознании. Повсюду  нас сопровождают образы природы. 2  Определение темы урока.                                                                              Не то, что мните вы, природа:                                                                       Не слепок, не бездушный лик ­                                                                           В ней есть душа, в ней есть свобода,                                                                           В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютчев ­ Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том,  что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение,  душевное состояние) 3. Эмоциональный настрой учащихся.    Мир родной природы, красоты нашей русской земли в любое время года находили достойное воплощение в творчестве замечательных русских поэтов 20 века. Ученик.    Звенит, смеется   как    младенец,                     И   смотрит   солнышку   вослед,­ И   меж   берез, домов,  поленниц,                     Горит, струясь, небесный    цвет!                     Как  над   заплаканным   младенцем,                     Играя  с  нею   после   гроз,                     Узорным   чистым   полотенцем                     Свисает   радуга  с  берез.                     И   сладко, сладко   ночью   звездной                     Ей  снится  легкий   скрип   телег…                     И   вдруг  разгневается    грозно,                     Совсем, как   взрослый   человек!                     Как   человек    богоподобный,                     Внушает   в   гибельной   борьбе                     Пускай   не  ужас   допотопный,                     Но  поклонение  себе… Николай   Рубцов    «Природа» ­  Ребята,  кто  внушает   поклонение   себе? (Природа) ­Что   значит   поклоняться?  (Поклоняться – относиться  к   кому­нибудь  с  почитанием,  благоговейно  чтить). – Какова тема занятия? (Картины  родной  природы  в  стихотворениях поэтов  20 века) 4. Постановка целей и задач занятия – Посмотрите ещё раз на эпиграф  и  определите цель  нашего  урока.   Целью занятия будет на примере лирических произведений, музыки и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов 20 века Д.С.Мережковского, Н. М.  Рубцова, А. А. Блока ,  Виктора  Курильчука Учитель: Работать мы будем в группах, а главное условие такой работы – всем вместе  обсуждать вопросы, помогать друг другу и работать сообща 1. Ребята, а каким литературоведческим термином можно назвать изображение  природы?  2. Что означает слово «пейзаж»?.  (Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид   какой-либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой». В лирике о природе поэты, писатели, как и художники- пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.) За окном  замечательное  время  года  ­  весна.  Сегодня на уроке прозвучат  стихотворения  поэтов 20 века  о весне. 1. Что связано для вас со словом весна?  Запишите   ваши  ассоциации,   связанные со  словом  «Весна».  ФИЗМИНУТКА : «Вы, наверное, устали?» Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 5. Работа по группам в творческих мастерских (3 минуты).  В каждой группе есть литературовед, художники, чтец. ( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ. Звучит музыка Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»   во  время работы  групп.                                          1 группа                                    Стихотворение «Природа»      ПРИРОДА Ни злом, ни враждою кровавой Доныне затмить не могли Мы неба чертог величавый И прелесть цветущей земли. Нас прежнею лаской встречают Долины, цветы и ручьи, И звезды все так же сияют, О том же поют соловьи. Не ведает нашей кручины Могучий, таинственный лес, И нет ни единой морщины На ясной лазури небес.     Задания. 1.  Подготовьте  выразительное  чтение  стихотворения  (1 ученик  от группы  представляет:     читает стихотворение «Природа»). 2.  Определите   тему  и  идею  стихотворения (1 ученик  от группы  представляет). Тема  стихотворения – то, о  чём  говорится  в  стихотворении. Идея  стихотворения ­ 3. Проиллюстрируйте   стихотворение Д.С.  Мережковского «Природа»,   подготовьте  его  защиту:   что  нарисовали,  какую  цветовую  гамму использовали. (2 ученика от  группы  представляют) 4.Напишите синквейн о  весне. ( 1 ученик  от  группы зачитывает) Алгоритм. 1­я строка ­ кто? что? ­ 1 существительное 2­я строка ­ какой? ­ 2 прилагательных 3­я строка ­ что делает?  ­ 3 глагола 4­я строка ­ что автор думает о теме ­ предложение  5­я строка ­ кто? что? – итог ­ 1 существительное. Выставите  в оценочный  лист  с каждому  участнику  группы  оценку,   определите  общую оценку  группы                   2 группа Стихотворение «Звезда полей»              Звезда полей. Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей... Задания: 1. Подготовьте  выразительное  чтение  стихотворения  (1 ученик  от группы  представляет: читает стихотворение ). Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою. Задания: 1.  Подготовьте  выразительное  чтение  стихотворения  (1 ученик  от группы  представляет). 2. Что необычного  в  словосочетании «звезда полей»? Какой  показана «звезда  полей»  в  стихотворении  Н. М. Рубцова? (1 ученик  от группы представляет). 3.  Символом  чего является  звезда  в  народной  поэзии? ( 1  ученик  от  группы  представляет) 4.  Напишите  четверостишие на тему  «Звезда  полей». Рядом  со   стихотворением  сделай  иллюстрацию( 2ученика  от  группы представляют) Звезда полей _____________________ Горит___________________________ Горит ___________________________ Докажите, что образ звезды – основной в стихотворении. Что означает звезда? Ответ: Звезда - это свет, тепло. А как нужны именно здесь, в морозной мгле, ее приветливые лучи, побеждающие мрак и холод. - Символом чего является звезда в народной поэзии? Ответ: Это один из главнейших символов судьбы, красоты и счастья. Звезда - это точка, поля-просторы. Звезда - не только часть вселенских просторов, но и их оберег. Звезда — многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.) Сливаясь, все это образует мир, Вселенную, позволяет нам явно представить образ Родины, ее картины. Просторы земные и небесные, Вселенная - это и есть природа, космос в поэзии Рубцова. Каждый человек имеет свое место во Вселенной, свою судьбу. Значит природа – сфера бытия человеческого Докажите, что образ звезды – основной в стихотворении. Что означает звезда? Ответ: Звезда - это свет, тепло. А как нужны именно здесь, в морозной мгле, ее приветливые лучи, побеждающие мрак и холод. - Символом чего является звезда в народной поэзии? Ответ: Это один из главнейших символов судьбы, красоты и счастья. Звезда - это точка, поля-просторы. Звезда - не только часть вселенских просторов, но и их оберег. Звезда — многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.) Сливаясь, все это образует мир, Вселенную, позволяет нам явно представить образ Родины, ее картины. Просторы земные и небесные, Вселенная - это и есть природа, космос в поэзии Рубцова. Каждый человек имеет свое место во Вселенной, свою судьбу. Значит природа – сфера бытия человеческого И  счастлив ______________________     В народной поэзии   звезда – главнейший  символ  судьбы,  красоты  и   счастья. Звезда – это  не только  часть вселенских  просторов,  но  и их  оберег.   Звезда – многозначный  символ света,  надежды, символ верной дороги. Если   есть  в душе  и  в  жизни звезда,   на  которую  можно идти,  то  всё в  жизни   будет одухотворено светом. Выставите  в оценочный  лист  с каждому  участнику  группы  оценку,   определите  общую оценку  группы 3 группа                        Стихотворение «Ветер принес издалека…». Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где­то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалека Звучные песни твои. Задания. 1.  Подготовьте  выразительное  чтение  стихотворения  (1 ученик  от группы  представляет). 2. Какая картина предстает пред нами? О каком времени года идет речь? Свой  ответ докажите строчками из  стихотворения. (1 ученик  от группы  представляет). ( Начало весны) 3. Подготовьте  рекомендации  жителям 10 микрорайона  «Сохраним природу   родного края» 4.Напишите синквейн о  весне. ( 1 ученик  от  группы зачитывает) Выставите  в оценочный  лист  каждому  участнику  группы  оценку,   определите  общую оценку  группы                                                            4 группа Стихотворение «Пушится инеем Тобольск» На АлафЕевской горе  Флуоресцентят фонари.  В неграфский век, где нет карет,  Вновь завтра брызнут из зари  По снежным фетрам снегири.  И в ожиданьи первых звёзд  Кокардой золотится Кремль.  Пушится инеем Тобольск,  Как фантастический ларец,  На АлафЕевской горе. Задания: 1.  Подготовьте  выразительное  чтение  стихотворения  (1 ученик  от группы  представляет). 2. Каким  настроением  наполнено  стихотворение? Какие  картины  природы   родного  города       предстают пред нами?  3. Нарисуйте  плакат «Сохраним  природу   города  Тобольска»,  подготовьте   его защиту. 4.Напишите синквейн о  весне. (1 ученик  от  группы зачитывает) Выставите  в оценочный  лист  каждому  участнику  группы  оценку,   определите  общую оценку  группы 6. Выступление  групп ( 3 минуты  на  каждую  группу) 7. Вывод  по  уроку: Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к  идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, ощущение неразрывной  связи человека с окружающим миром. 8.  Рефлексия. Я начинаю предложение, а вы продолжаете:  Вопросы для рефлексии урока: Сегодня я узнал… Было интересно…   Я понял, что…  Я почувствовал, что…  Я научился…  У меня получилось …   Меня удивило…   Урок дал мне для жизни…   Мне захотелось…  Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.  Вот и подходит к концу наша короткая встреча с удивительной поэзией Д.  Мережковского, А.Блока и Н.Рубцова,  Виктора  Курильчука. Они создавали  свои произведения благодаря любви к Родине и  показали  по­своему красоту  окружающего нас мира природы.   "Любовь к родной стране начинается с любви к природе".   К. Паустовский Проверим,  с  каким  настроением  вы  заканчиваете  урок. Если  у  вас   отличное  настроение,  помашите  рукой,  если  хорошее    настроение, один  раз   хлопните  в  ладоши.  Если  настроение  плохое,  посидите,  не делая  никаких   действий. Покажите  действия  своё  настроение.  Замечательно! Дома: 1.  Выучить стихотворение  А. А. Блока,  Н. М. Рубцова    наизусть (по  выбору).              2.  Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению. Секции: Современные педагогические технологии                      Сведения  об  авторе  Сергеева  Ольга  Владимировна  Тюменская область,  город  Тобольск   Муниципальное  автономное  образовательное учреждение  «Средняя   общеобразовательная школа№16  имени  В. П.  Неймышева»  Учитель русского языка  и  литературы  Olga­sergeeva­[email protected]  892­248­178­00

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"

Урок литературы "Картины природы в стихотворениях русских поэтов 20 века"

Урок  литературы "Картины  природы   в  стихотворениях  русских поэтов 20 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2017