В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Уроки литературы
(сочинение задается на дом)
Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь»
Цели урока: показать приемы Куприна в изображении определенного колорита
описываемой эпохи; обсудить возвышенные чувства главных героев и способы их
изображения писателем с помощью определенных деталей — красок, звуков, ароматов,
растений.
Методические приемы: лекция учителя, беседа.
Ход урока
I. Слово учителя
Рассказ Куприна «Суламифь» был опубликован в 1908 году в альманахе «Земля».
Этот рассказ выходит из общего ряда произведений писателя о современном обществе и
насущных проблемах жизни. В «Суламифи» Куприн обращается к древней легенде,
описанной в библейских историях. В качестве источников для рассказа автор использовал
древние книги, в частности Книгу Песни Песней Соломона, легенды о царе Соломоне,
мифы о языческих богах и др.
Рассказ «Суламифь» опирается на библейский сюжет и представляет собой
художественную стилизацию «Песни Песней». Именно на ней основан сам сюжет древней
легенды об истории любви Соломона и Суламифи.
Куприн, работая над рассказом, всецело был увлечен необыкновенной силой
библейского текста, сам переживал за своих героев. Не случайно во время создания
«Суламифи» автор признавался своим друзьям: «... сцены в ней таковы, что я должен часто
выбегать на улицу раздевшись и глотать снег для охлаждения и приведения себя в
нормальное состояние».
Особый колорит придают произведению разнообразные заимствования из
восточных легенд, описания древних традиций. Благодаря им Куприну удалось создать в
рассказе необыкновенно яркий сказочный мир, наполненный красотой, радостью и
любовью. Поэтому читатель испытывает особое волнение, окунаясь в этот мир с древними
восточными ароматами, окунаясь в сюжет своеобразной поэмы в прозе, рассказывающей о
необыкновенной взаимной любви.
II. Беседа
— Что вы можете сказать о композиции произведения, о его структуре?
(Произведение имеет несколько планов. В главах, посвященных историческим
событиям, рассказывается о деяниях царя Соломона во время своего правления.
Читая их, мы понимаем, какое расстояние отделяет времена Соломона от времен
читателя рассказа. Главы, посвященные философии, дают возможность увидеть
Соломонамудреца, который постиг составление мира и действие стихий, ...начало,
конец и середину времени». Знакомясь с содержанием этих глав, становится ясно, что
мудрость Соломона, его слово остались вечными и дошли до потомков. Соединяет
прошедшее и вечную мудрость тема любви, интимная тема, описанная в остальных
главах произведения. И несмотря на то, что эта любовь длилась всего семь дней и семь
ночей (ведь именно столько времени провели вместе Соломон и Суламифь), она
изображена неподвластной времени, она вечна, как вечно само человечество. Вот как
пишет сам Куприн об этом не подверженном тлению чувстве: «...нежная и
пламенная, преданная и прекрасная любовь, которая одна дороже богатства, славы и
мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит
и не боится смерти».)
— Определите основную тему, которой посвящено произведение Куприна.(Это тема любви.)
— Расскажите, о чьей любви мы узнаем из рассказа Куприна? Что вы думаете об
этом чувстве?
(В рассказе описана яркая и взаимная любовь царя Соломона и простой
девушки из виноградника по имени Суламифь. Всесильный владыка не может устоять
перед ее необыкновенным женским обаянием, перед ее ясным и чистым голосом.)
— На протяжении рассказа мы не раз встречаем описание Суламифи. С кем можно
ее сравнить, какие ассоциации вызывает ее красота и любовь?
(В описании главной героини можно найти сходство с греческой богиней любви
и красоты — Афродитой, которая, согласно мифу, родилась из морской пены. Не
случайно мы находим в произведении Куприна такие строки: «И когда наступало утро,
и тело Суламифи казалось пеннорозовым…» И еще: «Она вышла из бассейна свежая,
холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды».)
— Как воспринимается образ Суламифи благодаря сравнению с греческой богиней
Афродитой
(Такое сравнение дает право считать главную героиню рассказа, эту молодую
прекрасную рыжеволосую девушку, символом любви.)
— Вспомните признание. Соломона, обращенное к Суламифи.
(Из признания царя видно, как он очарован девушкой: «О, ты прекрасна,
возлюбленная моя, ты прекрасна!.. Ты прекрасна, как шатры Кидарские, как завесы в
храме Соломоновом!»)
— Какими средствами передает Куприн необыкновенную певучесть библейской
речи?
(Частые поэтические повторы, необыкновенная ритмика, изобилие эпитетов,
сравнений — все это дает возможность читателю почувствовать в речи Соломона
дыхание древнего Востока.)
— Какие еще средства использует Куприн для придания особого восточного
колорита и для выражения идеи рассказа?
(Автор искусно передает экзотику окружающей природы, роскошь интерьеров
дворца, пластику и грацию движений героев. Большое внимание в рассказе уделено
звукам и ароматам, краскам и цветам.)
— Найдите в рассказе описание звуков и ароматов. Какую роль они играют?
(В рассказе можно встретить следующие выражения о звуках: «милый
женский голос», «сладостная музыка», «простой и нежный мотив», «рев диких
зверей». Что касается ароматов, то они на протяжении всего произведения как бы
опьяняют читателя, дают ему возможность окунуться в атмосферу Востока. Среди
ароматов мы встречаем благовонные масла», «ароматные курения», «аромат
цветущего винограда», «смолистое дыхание», исходящее от кипарисов, «тонкий
аромат резеды и вареного вина», «розовое масло», «благовонные снадобья».)
— Какие краски преобладают в описании убранства интерьера, внешности людей,
природы?
(Золотые и красные оттенки: «золотые петли», «золотые гвозди», «пурпур,
багряница и виссон, шитый золотом», «золотой песок», «красное дерево». Также
присутствуют зеленый, серебряный, белый и голубого цвета.)
— Почему, по вашему мнению, Куприн использует яркие, глубокие и контрастные
краски в своем рассказе?
(Чтобы изображаемый писателем мир воспринимался как радостный,
солнечный и красочный.)
— Какие краски использует автор при описании царя Соломона? Почему?(Красный, золотой, пурпурный и серебряный. Использование этих цветов
связано с определенной символикой. Красный цвет это цвет силы и мужества,
золотой — цвет богатства и величия, пурпурный — цвет достоинства и власти,
серебряный — цвет мудрости.)
— Какие цвета использует автор при описании любви героев?
(Красный цвет — символ любви; серебряный — чистоты, невинности и
радости; зеленый — радости, свободы, надежды; белый и голубой — символы
нежности и любви героев.)
— Узнав так много о символике цвета, нетрудно догадаться, почему у Суламифи
было украшение «из какихто красных сухих ягод».
О чем вам напоминает эта деталь?
(Можно провести параллель между тремя героинями Куприна — Олесей,
Верой Шеиной и Суламифью. Каждая из них так или иначе была связана с украшением,
в котором присутствовал красный цвет — символ любви.)
III. Работа с текстом
1. Найти в тексте описание царя Соломона.
— Показать идеализированный образ царя, обратить внимание на его портрет.
— Зачитать описание глаз Соломона: «Глаза у царя были темны, как самый темный
— Какие сравнения использует автор в описании характера и портрета царя
агат».
Соломона?
2. Найти в тексте описание Суламифи.
Внешность и манера поведения главной героини дается в восприятии Соломона.
Сначала он слышит «милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро», потом
описывает облик девушки. Прочитайте описание Суламифи со слов: «Невыразимо
прекрасно ее смуглое и яркое лицо…»
IV. Итог урока
В чем заслуга Куприна — создателя рассказа «Суламифь»? Он описывает и
прославляет светлое и радостное чувство, лишенное корысти и ревности. Его произведение
— своеобразный гимн любви, молодости и красоте. Древняя библейская легенда
воссоздана писателем, чтобы показать вечность, нетленность любви: любовь «бедной
девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет, не забудется, потому что
крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица,
потому что любовь — прекрасна!
Безусловно, заслуга Куприна состоит в том, что он смог показать любовь так, как
никто не изображал ее в литературе конца ХIX и начала ХХ века. Он показал это высокое
чувство без страданий и темных инстинктов, связав его с неизбежной потребностью в
творчестве. Не случайно в финале рассказа, после трагической развязки, мудрый царь
испытывает поэтическое вдохновение и приступает к созданию своего бессмертного
творения. Это творение — «Песнь песней» — и послужило спустя века основой для
произведения Куприна.