Урок литературы на тему : " Легенда о любви в рассказе А.И. Куприна "Суламифь""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Иконка файла материала Урок литературы вводный13.doc
Уроки литературы (сочинение задается на дом) Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» Цели урока:  показать приемы Куприна в изображении определенного колорита описываемой   эпохи;   обсудить   возвышенные   чувства   главных   героев   и   способы   их изображения писателем с помощью определенных деталей — красок, звуков, ароматов, растений. Методические приемы: лекция учителя, беседа. Ход урока I. Слово учителя Рассказ Куприна «Суламифь» был опубликован в 1908 году в альманахе «Земля». Этот рассказ выходит из общего ряда произведений писателя о современном обществе и насущных   проблемах   жизни.   В   «Суламифи»   Куприн   обращается   к   древней   легенде, описанной в библейских историях. В качестве источников для рассказа автор использовал древние книги, в частности Книгу Песни Песней Соломона, легенды о царе Соломоне, мифы о языческих богах и др. Рассказ   «Суламифь»   опирается   на   библейский   сюжет   и   представляет   собой художественную стилизацию «Песни Песней». Именно на ней основан сам сюжет древней легенды об истории любви Соломона и Суламифи. Куприн,   работая   над   рассказом,   всецело   был   увлечен   необыкновенной   силой библейского   текста,   сам   переживал   за   своих   героев.   Не   случайно   во   время   создания «Суламифи» автор признавался своим друзьям: «... сцены в ней таковы, что я должен часто выбегать   на   улицу   раздевшись   и   глотать   снег   для   охлаждения   и   приведения   себя   в нормальное состояние». Особый   колорит   придают   произведению   разнообразные   заимствования   из восточных легенд, описания древних традиций. Благодаря им Куприну удалось создать в рассказе   необыкновенно   яркий   сказочный   мир,   наполненный   красотой,   радостью   и любовью. Поэтому читатель испытывает особое волнение, окунаясь в этот мир с древними восточными ароматами, окунаясь в сюжет своеобразной поэмы в прозе, рассказывающей о необыкновенной взаимной любви. II. Беседа — Что вы можете сказать о композиции произведения, о его структуре? (Произведение имеет несколько планов. В главах, посвященных историческим событиям,   рассказывается   о   деяниях   царя   Соломона   во   время   своего   правления. Читая их, мы понимаем, какое расстояние отделяет времена Соломона от времен читателя   рассказа.   Главы,   посвященные   философии,   дают   возможность   увидеть Соломона­мудреца, который постиг составление мира и действие стихий, ...начало, конец и середину времени». Знакомясь с содержанием этих глав, становится ясно, что мудрость Соломона, его слово остались вечными и дошли до потомков. Соединяет прошедшее и вечную мудрость тема любви, интимная тема, описанная в остальных главах произведения. И несмотря на то, что эта любовь длилась всего семь дней и семь ночей   (ведь   именно   столько   времени   провели   вместе   Соломон   и   Суламифь),   она изображена неподвластной времени, она вечна, как вечно само человечество. Вот как пишет   сам   Куприн   об   этом   не   подверженном   тлению   чувстве:   «...нежная   и пламенная, преданная и прекрасная любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».) — Определите основную тему, которой посвящено произведение Куприна.(Это тема любви.) — Расскажите, о чьей любви мы узнаем из рассказа Куприна? Что вы думаете об этом чувстве? (В   рассказе   описана   яркая   и   взаимная   любовь   царя   Соломона   и   простой девушки из виноградника по имени Суламифь. Всесильный владыка не может устоять перед ее необыкновенным женским обаянием, перед ее ясным и чистым голосом.) — На протяжении рассказа мы не раз встречаем описание Суламифи. С кем можно ее сравнить, какие ассоциации вызывает ее красота и любовь? (В описании главной героини можно найти сходство с греческой богиней любви и   красоты   —   Афродитой,   которая,   согласно   мифу,   родилась   из   морской   пены.   Не случайно мы находим в произведении Куприна такие строки: «И когда наступало утро, и тело Суламифи казалось пенно­розовым…» И еще: «Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды».) — Как воспринимается образ Суламифи благодаря сравнению с греческой богиней Афродитой (Такое сравнение дает право считать главную героиню рассказа, эту молодую прекрасную рыжеволосую девушку, символом любви.) — Вспомните признание. Соломона, обращенное к Суламифи. (Из   признания   царя   видно,   как   он   очарован   девушкой:   «О,   ты   прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!.. Ты прекрасна, как шатры Кидарские, как завесы в храме Соломоновом!») —  Какими средствами передает Куприн необыкновенную певучесть библейской речи? (Частые поэтические повторы, необыкновенная ритмика, изобилие эпитетов, сравнений — все это дает возможность читателю почувствовать в речи Соломона дыхание древнего Востока.) —  Какие   еще   средства   использует   Куприн   для   придания   особого   восточного колорита и для выражения идеи рассказа? (Автор искусно передает экзотику окружающей природы, роскошь интерьеров дворца,   пластику   и   грацию   движений   героев.   Большое   внимание   в   рассказе   уделено звукам и ароматам, краскам и цветам.) — Найдите в рассказе описание звуков и ароматов. Какую роль они играют? (В   рассказе   можно   встретить   следующие   выражения   о   звуках:   «милый женский   голос»,   «сладостная   музыка»,   «простой   и   нежный   мотив»,   «рев   диких зверей». Что касается ароматов, то они на протяжении всего произведения как бы опьяняют читателя, дают ему возможность окунуться в атмосферу Востока. Среди ароматов   мы   встречаем   благовонные   масла»,   «ароматные   курения»,   «аромат цветущего   винограда»,   «смолистое   дыхание»,   исходящее   от   кипарисов,   «тонкий аромат резеды и вареного вина», «розовое масло», «благовонные снадобья».) — Какие краски преобладают в описании убранства интерьера, внешности людей, природы? (Золотые и красные оттенки: «золотые петли», «золотые гвозди», «пурпур, багряница   и   виссон,   шитый   золотом»,   «золотой   песок»,   «красное   дерево».   Также присутствуют зеленый, серебряный, белый и голубого цвета.) — Почему, по вашему мнению, Куприн использует яркие, глубокие и контрастные краски в своем рассказе? (Чтобы   изображаемый   писателем   мир   воспринимался   как   радостный, солнечный и красочный.) — Какие краски использует автор при описании царя Соломона? Почему?(Красный,   золотой,   пурпурный   и   серебряный.   Использование   этих   цветов связано   с   определенной   символикой.   Красный   цвет   это   цвет   силы   и   мужества, золотой   —   цвет   богатства   и   величия,   пурпурный   —   цвет   достоинства   и   власти, серебряный — цвет мудрости.) — Какие цвета использует автор при описании любви героев? (Красный   цвет   —   символ   любви;   серебряный   —   чистоты,   невинности   и радости;   зеленый   —   радости,   свободы,   надежды;   белый   и   голубой   —   символы нежности и любви героев.) — Узнав так много о символике цвета, нетрудно догадаться, почему у Суламифи было украшение «из каких­то красных сухих ягод». О чем вам напоминает эта деталь? (Можно   провести   параллель   между   тремя   героинями   Куприна   —   Олесей, Верой Шеиной и Суламифью. Каждая из них так или иначе была связана с украшением, в котором присутствовал красный цвет — символ любви.) III. Работа с текстом 1. Найти в тексте описание царя Соломона. — Показать идеализированный образ царя, обратить внимание на его портрет. — Зачитать описание глаз Соломона: «Глаза у царя были темны, как самый темный —  Какие   сравнения   использует   автор   в   описании   характера   и   портрета   царя агат». Соломона? 2. Найти в тексте описание Суламифи. Внешность и манера поведения главной героини дается в восприятии Соломона. Сначала он слышит «милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро», потом описывает   облик   девушки.   Прочитайте   описание   Суламифи   со   слов:   «Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо…» IV. Итог урока В   чем   заслуга   Куприна   —   создателя   рассказа   «Суламифь»?   Он   описывает   и прославляет светлое и радостное чувство, лишенное корысти и ревности. Его произведение —   своеобразный   гимн   любви,   молодости   и   красоте.   Древняя   библейская   легенда воссоздана   писателем,   чтобы   показать   вечность,   нетленность   любви:   любовь   «бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет, не забудется, потому что крепка,   как   смерть,   любовь,   потому   что   каждая   женщина,   которая   любит,   —   царица, потому что любовь — прекрасна! Безусловно, заслуга Куприна состоит в том, что он смог показать любовь так, как никто не изображал ее в литературе конца ХIX и начала ХХ века. Он показал это высокое чувство   без   страданий   и   темных   инстинктов,   связав   его   с   неизбежной   потребностью   в творчестве.   Не   случайно   в   финале   рассказа,   после   трагической   развязки,   мудрый   царь испытывает   поэтическое   вдохновение   и   приступает   к   созданию   своего   бессмертного творения.   Это   творение   —   «Песнь   песней»   —   и   послужило   спустя   века   основой   для произведения Куприна.

Посмотрите также