Урок литературы на тему : " Любовь в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Иконка файла материала Урок литературы вводный11.doc
Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Уроки литературы Цели урока: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать,   как   писатель   изображает   влияние   любви   на   человека;   пробудить   желание учащихся   философствовать   на   тему   любви,   учиться   отстаивать   свое   мнение,   приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использовать при обсуждении темы и другие литературные произведения, а также музыку, в частности; Вторую сонату Бетховена. Методические приемы: лекция учителя, беседа. Ход урока I. Слово учителя Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают   искать   философы,   художники,   композиторы,   писатели,   поэты   и   обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.­Б. Мольер: В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил... Сам же Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». (Учащимся можно предложить и другие высказывания о любви, а так же стихи поэтов разных времен.  Весь этот материал  записывается  на доске  или  читается  вслух. Наиболее понравившиеся высказывания о любви ученики могут записать в тетрадь, а затем обсудить в конце урока.) Одним   из   примеров   размышления   о   любви   является   стихотворение   В. Рождественского: Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждет? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот? Прежде   чем   непосредственно   перейти   к   обсуждению   произведения   Куприна,   к раскрытию   его   главных   тем,   к   обсуждению   характеров   героев,   проведем   специальную викторину.   Ее   вопросы   помогут   вам   вспомнить   детали   произведения,   а   ваши   ответыпокажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание и некоторые детали. II. Вопросы для викторины 1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.) 2. Где происходят события произведения? (Причерноморский город.) 3. Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.) 4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза­Булат­Тугановская.) 5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.) 6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.) 7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.) 8. Его должность? (Предводитель дворянства.) 9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.) 10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.) 11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплете».) 12. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Женни Рейтер.) 13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.) 14. С чем сравнивает Вера густо­красные гранаты? («Точно кровь!») 15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру, телеграфист.) 16. Как зовет Желткова его хозяйка? («пан Ежий».) 17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.) 18. О ком Куприн писал: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой   фигурой,   нежным,   но   холодным   и   гордым   лицом,   прекрасными,   хотя   довольно большими   руками,   и   той   очаровательной   покатостью   плеч,   какую   можно   видеть   на старинных миниатюрах...»? (О княгине Вере.) 19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.) 20. Чей это портрет? «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая   и   легкомысленная,   насмешница.   Лицо   ее   сильно   монгольского   типа   с   довольно заметными скулами, с узенькими глазами... пленяло какой­то неуловимой и непонятной прелестью...» (Анна.) 21.   О   ком   пишет   Куприн:   «...   очень   бледный,   с   нежным   девичьим   лицом,   с голубыми   глазами   и   упрямым   детским   подбородком   с   ямочкой   посередине;   лет   ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.) 22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.) 23.   Чей   это   портрет?   «Тучный,   высокий,   серебряный   старец,   тяжело   слезал   с подножия...   У   него   было   большое,   грубое,   красное   лицо   с   мясистым   носом   и   с   тем добродушно­величавым,   чуть­чуть   презрительным   выражением   в   прищуренных   глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...» (Генерал Аносов.) 24. О ком автор пишет: «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...»? (О Вере Шеиной.) 25.   Кому   принадлежат   следующие   слова?   «А   где   же   любовь­то?   Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? ... такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. ...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной   в   мире!   Никакие   жизненные   удобства,   расчеты   и   компромиссы   не   должны   ее касаться (Генералу Аносову.) II. Обсуждение рассказа Куприна — О чем рассказывается в произведении Куприна? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?(В рассказе показано возвышенное  чувство — любовь. Эта любовь идеальна, необыкновенна и чиста. Сам автор позднее сказал, что ни чего более целомудренного он не писал. В произведении показано безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной.) — Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев? (Между   княгиней   Верой   и   мелким   чиновником   Желтковым   существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».) — Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княгиня? (Куприн   в   своем   рассказе   не   делает   особого   акцента   на   «неравенстве состояний»,   не   критикует   открыто   общество,   к   которому   принадлежит   главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной. Они   смеются   над   письмами   молодого   чиновника,   издеваются   над   его   чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему не доступно, легко могут признать простого человека сумасшедшим.) — Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа? (Первая   глава   представляет   собой   вступление,   на   долю   которого   выпала задача   подготовить   читателя   к   нужному   восприятию   последующих   событий. Благодаря   описанию   осеннего   пейзажа   с   его   опустевшими   дачами   и   клумбами, ощущаешь   неизбежность   увядания   окружающей   природы,   увядания   мира. Подчеркивают   это   и   слова   автора:   «Жалко,   и   грустно,   и   противно   было   глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».) — Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (Куприн  проводит параллель между описанием осеннего  сада и внутренним состоянием   главной   героини.   «Деревья   успокоились,   бесшумно   и   покорно   роняли желтые   листья».   В   таком   же   спокойном,   благоразумном   состоянии   пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спокойна».) — Когда происходит завязка действия рассказа? (Завязка происходит в день именин Веры Шеиной, 17 сентября.) — Что ждет от именин героиня и что происходит в этот день? (По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего­то счастливо­чудесного». Она получает подарок от мужа — серьги; подарок от своей сестры — запасную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж — браслет. Это подарок Желткова: «золотой, низкопробный, очень толстый... с наружной стороны весь сплошь покрытый... гранатами» браслет. Он выглядит безвкусной безделушкой рядом   с   дорогими   изящными   подарками.   Но   его   ценность   совсем   в   другом...   Ведь Желтков дарит самое ценное, что есть у него, — фамильную драгоценность. Глядя на густо­красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощущает приближение чего­ то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает   эти   красные   камни   с   кровью:   «Точно   кровь!»   —   восклицает   она. Спокойствие Веры Шеиной было нарушено.) — Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (Браслет   не   только   является   для   Желткова   символом   благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любаяфамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По   старинному   преданию,   сохранившемуся   в   нашей   семье,   он   имеет   свойство сообщать   дар   предвидения   носящим   его   женщинам   и   отгоняет   от   них   тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...») — Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Работа с текстом —  Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? На основании прочитанного дайте герою свою характеристику. — Как относится муж Веры к письмам Желткова? (Девятая глава) — Найдите в тексте ответ на вопрос: «Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе) —  Роль генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет». Его рассуждения о любви. —  Характеристика   Желткова,   данная   генералом   Аносовым:   «Безумец;   может быть,   это   просто   ненормальный   парень,   маниак,   почем   знать?   —   может   быть,   твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». —  Понимание   Верой   всей   исключительности   прошедшей   мимо   нее   любви   и предчувствие скорой смерти Желткова. — Найти в тексте и зачитать портрет Желткова. Основные выводы — Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? (Найти   в   тексте   слова   князя   Шеина,   которые   являются   ответом   на поставленный вопрос. «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» (десятая глава); «... я чувствую, что присутствую при какой­то громадной трагедии  души, и я не могу здесь поясничать» (одиннадцатая глава). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».) — Почему автор дал главному герою имя Георгий? (Имя Георгий означает — победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека».) — Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12­я глава). —  Как   вы   думаете,   почему   Вера   заплакала?   Что   стало   причиной   слез   — «впечатление смерти» или что­то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство? —  Вторая   соната   Бетховена.   Почему   Желтков   «заставил»   любимую   женщину слушать именно это бессмертное произведение? (Звучит соната Бетховена.) — В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви? (Любовь  возвышает   человека,  преображает его   душу.  Любовь   расцветает   в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим   чувством,   пренебрегая   всем   остальным.   Эта   идеальная,   чистая   любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон.   Любовь   Желткова,   та,   которая   бывает   «раз   в   тысячу   лет»,   осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным.)Домашнее задание Подготовиться к сочинению. Темы: 1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». 2.   «...Что   это   было:   любовь   или   сумасшествие?»   (По   рассказу   «Гранатовый браслет»)

Посмотрите также