Урок литературы на тему : " Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы»"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре-менном мире; формирование воспитание гуманистического мировоззрения, националь¬ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Иконка файла материала Урок литературы вводный59.doc
Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» Урок литературы.  Цели урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. Методические приемы: проверка знаний учащихся; разъяснение понятий (теория литературы); рассказ учителя; лекция с элементами беседы по тексту романа. Утопии   выглядят   гораздо более осуществимыми, чем в это верили   прежде.   И   ныне   перед нами   стоит   вопрос,   терзающий нас  совсем   иначе:  как  избежать их окончательного осуществления?   Н. А. Бердяев I. Проверка домашнего задания (чтение и анализ 2—3 сочинений по роману А. А. Фадеева «Разгром»). Ход урока II. Работа с эпиграфом Запишем эпиграф и вспомним, что такое утопия. Утопия  (от греч.  U  — «нет» и  topos  — «место») в литературе — развернутое описание   общественной,   государственной   и   частной   жизни   воображаемой   страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» — от названия произведения Т. Мора. Классические образцы утопий — «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Утопия — мечта. —  Почему  же  философ   Н. Бердяев  предостерегает  от осуществления   утопии? Ответим на вопрос в конце урока. III. Слово учителя Роман Замятина «Мы», написанный в 1921—22 годах, впервые опубликован на английском языке в 1924 году в Нью­Йорке, впервые на русском языке — там же, в 1952 году.   В   нашей   стране   роман   увидел   свет   лишь   в   1988   году   в   4—5   номерах   журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба его автора. Евгений Иванович Замятин — одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий. Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника. Стал кораблестроителем.  О выборе профессии  писал  так: «В гимназии я получал  пятерки с плюсом   за   сочинения   и   не   всегда   легко   ладил   с   математикой.   Должно   быть,   именно поэтому   (из   упрямства)   я   выбрал   самое   что   ни   на   есть   математическое: кораблестроительный   факультет   Петербургского   политехникума».   Дух   противоречия привел Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке». В   годы   Первой   мировой   войны   Замятин   уезжает   в   Англию   экспертом   по строительству   ледоколов   для   русского   флота,   в   частности   участвует   в   постройкезнаменитого   «Красина»   (освоение   Арктики).   Однако   уже   в   сентябре   1917   года возвращается в революционную Россию. В 1922 году Замятин публикует рассказы («Пещера», «Дракон» и др.), в которых революционные   события   предстают   как   разгулявшаяся   стихия,   которая   разрушает сложившееся   бытие.   В   рассказе   «Пещера»   на   смену   былому   образу   жизни,   духовным интересам,   нравственным   представлениям   приходит   одичавшая   жизнь   с   убогими ценностями: «В центре этой вселенной — бог. Коротконогий, ржаво­рыжий, приземистый, жадный, пещерный бог: чугунная печка». Замятин   не   встал   в   ряды   оппозиции,   но   спорил   с   большевизмом,   не   мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью потерь. Как писатель он был всегда честен: «У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется  правдой».  Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В октябре 1931 года благодаря   посредничеству   Горького   Замятин   выехал   за   границу   и   с   1932   года   жил   в Париже. IV. Предварительная беседа по роману — Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далекое будущее, ХХХI век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До ХХ века это будущее обычно представлялось прекрасным. Со времен долитературных фантазия работала в основном в направлении   «технического   усовершенствования»   мира   (ковры­самолеты,   золотые яблочки, сапоги­скороходы и т. п.). — Для чего изображается это далекое будущее? (Обсуждение.)  Комментарий учителя: Замятин   почти   не   дает   воли   своей   инженерно­технической   фантазии.   Он прогнозирует не столько пути развития техники, покорения и преобразования природы, сколько   пути   развития   человека,   человеческого   общества.   Его   интересуют   проблемы взаимоотношений   личности   и   государства,   индивидуальности   и   коллектива.   Прогресс знания, науки, техники — это еще не прогресс человечества. «Мы» — не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия. Антиутопия   —   изображение   опасных,   пагубных   последствий   разного   рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в ХХ веке и приобрел статус футурологического прогноза, «романа­предупреждения». V. Практическая работа Задание.  Замятин   активно   пользуется   оксюморонами   (сочетание противоположностей). — Найдите их в тексте. Дикое состояние свободы,  благодетельное иго разума,  математически безошибочное счастье,  наш долг заставить их быть счастливыми,  неомраченные безумием мысли лица,  самая трудная и высокая любовь — это жестокость,  вдохновение — неизвестная форма эпилепсии, душа — тяжелое заболевание.— Чему служат оксюмороны? Оксюмороны   подчеркивают   искусственность,   противоестественность   отношений между   людьми   и   отношений   между   государством   и   людьми;   вывернутые   наизнанку представления о человеческих ценностях. VI. Заключительное слово учителя Жанр   антиутопии   пережил   в   ХХ   веке   настоящий   расцвет.   Среди   лучших антиутопий — «О дивный новый мир» (1932) и «Скотный двор» (1945) Хаксли, «1984» Оруэлла   (1949),   «451°   по   Фаренгейту»   Брэдбери   (1953).   «Мы»   —   первый   роман­ антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации утопической идеи. Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Вспомним представления Л. Н. Толстого о движущих силах истории в романе «Война и мир». После 1917 года была сделана попытка «выпрямить» эту запутанную нить история. И   Замятин   проследил   логический   путь   этой   прямой   линии,   которая   ведет   к   Единому Государству. И вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором   мечтали   поколения   социалистов­романтиков,   обнаруживает   бездушный казарменный строй, в котором обезличенные «нумера» «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», слаженный неодушевленный механизм. Домашнее задание Ответить на вопросы: — Как устроено «счастливое» общество будущего? — О чем предупреждает Замятин своей повестью?  — Насколько актуально это предупреждение сегодня? — Подумайте над эпиграфом к уроку.

Посмотрите также