Урок литературы на тему : " Сергей Есенин как национальный поэт"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Урок литературы вводный47.doc
Урок литературы.  Сергей Есенин как национальный поэт Цели урока:  познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С. А. Есенина. Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина.  Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений. Ход урока I. Слово учителя Сергея   Александровича   Есенина   представлять,   кажется,   не   надо   —   это   самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Есенин   —   единственный   среди   русских   великих   лириков   поэт,   в   творчестве которого   невозможно   выделить   стихи   о   родине   в   особый   раздел.   Все,   написанное   им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем  его) рисуется  образ родины­рая. Есенин  народный,  национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прости понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем­то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии   есть   что­то   природное,   лесное,   весеннее   —   и   никаких   псевдонимов,   столь популярных в его время, не понадобилось. II. Доклад­сообщение ученика о биографии Есенина III. Чтение и анализ стихотворений Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет — изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение. Читаем стихотворение «В хате» (1914). Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканьи лезут в паз.Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою —  Шелуха сырых яиц... Это стихотворение  стало событием  в русской  поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично — какие­то тараканы... И все же чем­то оно притягивает: наблюдатель костью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во   внимательном   и   нежном   отношении,   в   откровенности,   доверительности,   в   мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом   сострадания.   Известный   знаток   русской   поэзии,   профессор   Московского университета И. Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки: От пугливой шумоты Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой». Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. — Как Есенин изображает природу? (Природа   олицетворена,   одухотворена   Есениным.   Образ   живой   природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»;   «Край   ты   мой   заброшенный,   /   Край   ты   мой,   пустырь»;   «Черная,   потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»...) Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который   чаще   всего   озвучивает   есенинские   сюжеты:   звон,   поэт   использует   неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение  часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает / Сто­звоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить. В   поэзии   Есенина   есть   и   тихие   звуки:   «шелест   тростника»,   «шепот   сосняка», «говор  кроткий»,   «слабый  крик»,   «тягучий   вздох»,  «нежно   охает  ячменная  солома»,  и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов. Природу   поэт   ощущал   в   движении,   одно   явление   природы   мог   передать   через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись. Задание —  Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания. (В   стихах   Есенина   разнообразны   оттенки   красного   цвета:   розовый,   алый, малиновый,   багряный;   оттенки   желтого   часто   приобретают   «металлическое звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, ичерный,   и   серый   цвета,   но   в   целом   стихи   Есенина   окрашены   в   чистые,   ясные,   то нежные, то яркие цвета и оттенки.) В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи. Задание — Найдите примеры изображения запахов (даем время). («Запах   меда   от   невинных   рук»,   «пахнет   смолистой   сосной»,   «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т. д.) — Какие явления природы чаще всего изображает Есенин? (Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души — с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом. Найдем примеры.)  Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира,   мира   родной   природы­родины.   В   дальнейшем   проследим,   как   развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, в творчестве Николая Рубцова). В конце урока послушаем стихотворения Есенина, может быть, песни на его стихи. IV. Практикум по поэзии Есенина 1. Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии». —  Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, «словно живое существо»? Обоснуйте   свое   мнение   обращением   к   таким   стихам,   как   «Поет   зима   —   аукает...», «Выткался на озере...», «Сыплет черемуха снегом...». —  Как   вы  понимаете   мысль   К.   Л.   Зелинского   о   том,   что  природа   в   стихах   поэта «показана   не   созерцательно,   а  в   действии»?   Согласны   ли   вы  с  этим?   Обоснуйте   свое мнение. 2. Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина — звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового подражания...» — Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина — «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах? —  Какие приемы звуковой выразительности встречаются, например, в стихотворении «Поет   зима   —   аукает...»?   Как   вы   думаете,   соответствует   ли   звуковой   рисунок стихотворения названию «Воробышки», под которым оно было опубликовано впервые в 1914 г.? 3. Исследователь А. А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок... Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила,   «со   звонами»   плачут   глухари,   заливаются   бубенцы,   слышится   «дремная   песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом — мягкая лень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым». —  Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами. —  Как   вы   считаете,   о   каком   восприятии   природы,   каком   отношении   к   ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом? 4. К. Л. Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту.   Строй   сравнений,   образов,   метафор,   всех   словесных   средств   взят   из   родной крестьянской жизни, родной и понятной».— Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»? — Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта? — Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни»? — Прав ли исследователь, утверждая, что в родной природе все «мило поэту»? Разве нет того, что вызывает его неприятие? 5. Литературовед Н. В. Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пейзажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком». — Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто «пейзажными»? Почему? — Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается? 6.   А.   А.   Козловский   утверждает,   что   «за   бросающейся   в   глаза   красочностью   и многозвучностью» ранней поэзии Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением   радостного   приятия   земного   бытия   чуть   сквозит,   чуть   брезжит,   но обязательно присутствует некая тайна — тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где­то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья». —  Согласны ли вы с тем, что в ранних стихах Есенина (например, «Поет зима — аукает...», «Подражанье весне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черемуха снегом...» и др.) «всегда виднеется нечто грустное и печальное»? Если да, то в чем вы это заметили? — В каких стихах Есенина, по вашему мнению, «сквозит», «брезжит», «присутствует» «тайна краткости, конечности человеческой жизни»? —  Согласны   ли   вы   с   тем,   что   даже   в   «радостных   стихах   где­то   глубоко   внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты? 7.   Критик  Г.   Лелевич   писал  в   1924  г.:   «Не  в   том  дело,   что  Есенин   в   первых   книгах сознательно защищал интересы кулаков, а в том, что так воспринимать мир могли только кулаки.   Разве   поэт,   связанный   с   середняцкими   и   бедняцкими   массами,   мог   совершенно пройти в своих стихах мимо страданий предреволюционной деревни, мимо гнета и унижений, мимо безземелья и нужды? Лишь изредка звучит в первых стихах Есенина смутная тоска, слышатся неопределенные порывы. Но это тоска не об общественных бедствиях, порывы эти не к борьбе за свободу, а к простому молодому озорству сытого кулацкого сынка». —  Вы   заметили   в   ранней   поэзии   Есенина   «смутную   тоску»   и   «неопределенные порывы»? Если да, то с чем эти порывы связаны? Может быть, с тем, о чем писал Г. Лелевич? —  Производит ли ранняя лирика Есенина впечатление, что он «сознательно защищал интересы кулаков» (как их понимает Лелевич), что сам поэт — «сытый кулацкий сынок» (опять же в понимании Лелевича)? Если да, то в чем вы это увидели? 8. Максим Горький писал: «…драма Сергея Есенина в высокой степени характерна… Это драма   деревенского   парня,   романтика   и   лирика,   влюбленного   в   поля   и   леса,   в   свое деревенское   небо,   в   животных   и   цветы.   Он   явился   в   город,   чтобы   рассказать   о   своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте». — Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?— Согласны ли вы с тем, что в стихах Есенина жизнь деревни и природы предстает как «примитивная жизнь», как «простая красота»? Если да, то в чем ее «примитивность» и «простота»? 9. Критик А. Дерман писал в июле 1918 г. о книге «Голубень»: «Книжка стихов Есенина читается со смешанным чувством радости, досады и страха. Радости за его свежий, играющий талант, досады за то, что этот талант портит, и страха перед мыслью — устоит ли этот талант в борьбе с разрушительными силами. Есенин — поэт из народа. Богатством народного языка и   народных   поэтических   образов   он   владеет   легко,   свободно,   как­то   весело   и непринужденно». — Какие богатства «народного языка и народных поэтических образов» вы встречали в лирике Сергея Есенина? Как вы думаете, какую роль выполняют в его поэзии образные средства, заимствованные из устного народного творчества? — Не напоминают ли вам стихи Сергея Есенина своеобразные переработки народных песен, сказок, частушек и т. п.? Если да, то какими чертами? Домашнее задание Сопоставить   стихотворения   Тютчева   «Чародейкою   зимою»,   Фета   «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза» (можно по группам). Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).