В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Урок литературы.
Сочинение по творчеству
И. А. Бунина и А. И. Куприна
Темы сочинений:
1. Метафоричность названий произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна (по
выбору).
2. Философская проблематика произведений И. А. Бунина.
3. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.
4. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А.
Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
5. «Три гордые признания человека« (по повести Куприна «Поединок»).
6. Талант любви в произведениях А. И. Куприна.
7. Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина»
I. Введение
Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра,
красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре;
противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских
удовольствий.
II. Основная часть
1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:
— внимание к внутреннему миру отдельного человека («маленький человек»);
патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; «скрытая теплота патриотизма» —
Толстой; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм.
2. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его
творчества:
— Родина,
— любовь,
— смерть.
2.1. Изображение России как основы жизни:
а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в
«Антоновских яблоках»:
— ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и
настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как
непреходящие ценности человека.
б) размышления о России в повести «Деревня»:
— попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России
(деревня как модель России); «критический» патриотизм — изображение антиидеала
(страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью
утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа. «Сквозь поруганную,
оскверненную человечность опять светится оправдание добра, и опять склоняешься перед
святыней души» (Ю. Айхенвальд). Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески
изображает русскую нищету (...) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории,
на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России
в эмиграции.
2.2. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:
— любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся
под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество,
которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь — великое
счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) — пафос цикла «Темные аллеи».
Примеры из 2—3 рассказов.
2.3. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни,
расставляющий все по своим местам. «Господин из СанФранциско»:
— ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как
разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и
абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл
произведения.
III. Заключение
Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных
ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность,
тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.
Рекомендация для учителя:
В качестве домашнего задания можно подготовить тезисные планы сочинений (темы дать
заранее) и обсудить их на консультации. Объем введения и заключения вместе не должен
превышать одной трети объема сочинения. На сочинении в классе допустимо пользоваться
конспектами лекций (что стимулирует эту работу в классе), текстами произведений и словарями.
Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать. На сочинениях
в классе учиться рассчитывать время работы. Поощрять собственные суждения, мысли, находки
учеников. Зачитывать в классе при анализе сочинений не только лучшие, но и слабые работы, не
называя фамилии ученика. Вместе с учениками разбирать ошибки, работать над стилем, умением
находить логические, фактические, грамматические, речевые ошибки и исправлять их. Каждому
ученику рекомендуется в тетради выписывать и исправлять прежде всего собственные ошибки. Нал
исправлением орфографических ошибок работать индивидуально и на консультациях.
Домашнее задание
Прочитать несколько рассказов А. Т. Аверченко (по выбору).
Индивидуальное задание: подготовить доклад или реферат по политической
сатире Аверченко.