• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Уроки литературы.
Сонет Серебряного века
Цели урока: расширить представления учеников о жанре сонета; показать роль
сонета в творчестве поэтов Серебряного века; совершенствовать навыки анализа
стихотворений.
Ход урока
I. Совет как поэтический жанр Серебряного века
Одной их заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру
стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с
уверенностью использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто
встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно
назвать сонет.
Что это за жанр и как он возник? Его возникновение описал в ХVII веке
французский поэт и теоретик Никола Буало, считающий, что своим рождением этот жанр
обязан богу солнца Аполлону. «В тот день, когда он был на стихотворцев зол, законы
строгие сонета изобрел. Вначале, молвил он, должны быть два катрена; двумя терцетами
кончается сонет. Он указал размер и сосчитал все слоги, в нем повторять слова поэтам
запретил и бледный вялый стих сурово осудил».
II. История сонета. Выступление учащегося
Родиной сонета считается Италия. Именно там в 1292 году вышла первая книга
сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери — великий
западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Эта книга представляла собой лирическую
исповедь поэта, состоящую из двадцати шести сонетов, которые он посвятил своей
любимой — Беатриче.
Первым человеком новой эпохи — Возрождения, принято считать Франческо
Петрарку. Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью
стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Этот
сборник включал в себя 336 стихотворений, из которых 317 — сонеты. Все сонеты в
сборнике бы и посвящены прекрасной Лауре.
Из этого небольшого предисловия становится ясно, что на заре своего
возникновения сонет служил для выражения чувства влюбленного, содержал размышления
по поводу его переживаний.
Что собой представляет сонет как жанр и в чем его особенности?
Сонет является первой со времен античности формой поэзии, которая родилась
как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви,
давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете
признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая
сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр
самопознания.
Сонет — это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на
национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных
европейских литератур.
Сонет окончательно сложился в Европе только в ХVI веке. Именно в это время
интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали
выделять три основных типа европейского сонета — итальянский, французский и
английский.Много нового в содержание сонета внес Уильям Шекспир — великий английский
поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о
времени и об изменчивости мира. Особое внимание уделял поэт традиционной теме сонета
— теме любви. Именно в этом чувстве Шекспир видел единственную добрую силу, с
которой связано благородство души и все светлое, что происходит в этом мире.
Теперь необходимо вспомнить историю русского сонета, которая насчитывает уже
два с половиной столетия. Основное внимание уделили сонету поэты Золотого и
Серебряного веков русской поэзии.
В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А. С. Пушкин и
поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих
поэтов ХIХ века. Методы написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту»,
«Сонет» нашли свое продолжение и в ХХ столетии, в произведениях поэтов Серебряного
века.
III. Слово учителя
Благодаря рассказу об истории сонета становится ясно, какие глубокие корни
имеет этот поэтический жанр. Существуя со времен Средневековья и до наших дней, сонет,
безусловно, накопил определенные признаки, отличающие его от других жанров. Ведь
любой жанр представляет собой устойчивую форму, в которой заключены чувства и мысли
автора. Эта форма помогает придать эмоциям пишущего определенную направленность,
последующее развитие и завершение.
На примере истории сонета видно, какое длительное развитие претерпевают
жанры, как долго отбираются основные темы и принципы их раскрытия. Многие поколения
трудятся над тем или иным жанром, будь то поэзия или проза, и каждое поколение вносит
чтото свое, чтото новое и близкое для его времени. Так происходило со многими
жанрами литературы и искусства, когда на протяжении длительного периода их развития в
результате коллективного творчества многих поколений образовались своеобразные
формы, по которым можно узнать тот или иной жанр. Но нередко границы, содержание и
характер литературного жанра становятся нечеткими: он соединяется с другими жанрами,
имеет другое содержание. В результате, возможности использования жанра становятся
шире. Такой жанр называют «пластичным». «Пластичные» жанры на протяжении своего
развития (а живут они очень долго) постоянно меняются, то теряя свои классические
признаки, то опять возвращаясь к своим истокам. К таким жанрам и относится изучаемый
нами сонет.
Почему жанр сонета на протяжении столетий не утратил, а только приумножил
своеобразие и красоту? Какие формы сонета использовали поэты разных поколений? На
эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.
Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из
главных признаков этого жанра. Не случайно его называют «твердой формой» и
определяют как стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два
четверостишия — катрена и два трехстишия — терцета. Но устойчивые признаки сонета,
определяющие основу этого жанра, и по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя
связывать только с определенной комбинацией катренов и терцетов (тем более на
протяжении времени эта комбинация нередко менялась).
Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко
называют «памятью жанра» (М. Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета
относится определенный круг тем — тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие
от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются
возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом. Примером такого сонета
можно считать сонет А. С. Пушкина «Мадонна».Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, среды медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В этом произведении поэтический труд одухотворен искусством и святыми
образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд законом
переходит в высокое и чистое чувство любви.
В связи с тем, что сонет считается жанром «пластичным», круг его тем не строго
ограничен, кроме тем любви и поэзии, этот жанр нередко включает в себя и другие
эмоциональные переживания. Поэтому сонет легко приспосабливается к разным
литературным направлениям и к стилям разных поэтов.
Следующим признаком, характерным для любого жанра, является использование в
процессе работы над ним типичных выразительных средств. Говоря непосредственно о
сонете, необходимо отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств. К
ним можно отнести: сложный и гибкий ритмический строй фразы; разные интонации — от
повествовательных до восклицательных; частые риторические вопросы и обращения;
всевозможные сравнения и уподобления; черты посланий; ритмичные черты слов.
Характерную сущность сонета определяет еще один его жанровый признак —
динамика лейтмотива. Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое
«русло», которое вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора.
Поговорим более подробно о динамике лейтмотива на примере еще одного сонета А. С.
Пушкина «Поэту».
Поэту
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Основным лейтмотивом этого поэтического произведения является лейтмотив
поэта и толпы. В его развитии можно выделить три основных этапа: развернутая
экспозиция, энергичное развитие главной эмоции и быстрое замедление, неожиданная
развязка. (Ученики сами работают с текстом и находят в нем подтверждение трех
основных этапов развития лейтмотива. Развитие лейтмотива в пушкинском сонете можно
изобразить графически.)
Пушкин в сонете «Поэту» придерживается канонов жанра и передает характерную
динамику лейтмотива, но в то же время вносит нечто новое в этот жанр. Это новое
заключается в «развязке» сонета, содержащей особый подтекст, иронию. Это
несвойственное сонету эмоциональное явление перестраивает и снижает возвышенный
строй стиха.
Неожиданное снижение возвышенного настроя присутствует в уже упомянутом
нами сонете «Мадонна». Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на
возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.
Особая тема — тема исторического «обзора» жанра сонета у своих
предшественников и современников, стала главной темой Пушкина в еще одном
поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется — «Сонет».
Сонет
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жанр любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворд его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели.
Пушкин вспоминает и «сурового Данта», и Петрарку, и ищет о тех поэтах, которые
пользовались и пользуются этим жанром в своем творчестве. Говоря о каждом из них,
Пушкин упоминает о тех темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах. Это и
любовь — у Петрарки, и скорбная мысль — у Камоэнса, и идеал природы — у Вордсворда,
и мечты — у «певца Литвы» Мицкевича. В «Сонете» Пушкин наглядно показал, как широк
круг тем у этого поэтического жанра.
Заслуга Пушкина — создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он
привил классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих
возвышенный эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое,поэт сохранил и активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского
сонета — любовного («Мадонна»), философскоисторического («Поэту») и оригинального
«сонета в сонете», который явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»).
Возможность вносить новшества в жанр сонета были возможны благодаря его
«пластичности» и способности взаимодействовать с другими поэтическими жанрами,
раздвигая привычные границы.
Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты
модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего
творчества и своеобразных экспериментов.
В заключение нужно сказать еще об одном устойчивом признаке сонета —
принципе воздействия на читателя. Его смысл — в «обмане» ожиданий, в особой игре,
которая лежит в основе этого воздействия. Она заключается в том, что читатель, как
правило, знакомясь с поэтическим произведением, настраивается на растянутое и
спокойное развитие эмоций и мыслей, но вдруг этот поток чувств и размышлений
прерывается, и читатель вынужден настраиваться на другое развитие событий. Получается
особая игра автора с читательскими ожиданиями. Эта своеобразная игра, свойственная
сонету, очень привлекала поэтовмодернистов, о творчестве которых мы поговорим
позднее.
IV. Итоги (Подведение итогов «Что мы узнали о сонете?». Выделить
устойчивые признаки этого жанра.)
Схема ответа:
1. Основные темы, используемые в сонете.
2. Выразительные средства, свойственные этому жанру.
3. Особенности динамики лейтмотива.
4. Воздействие сонета на читателя.
V. Анализ стихов поэтовсимволистов. Выступления учеников
1. В. Брюсов. «Сонет о поэте»
Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается
Валерием Брюсовым него «Сонете о поэте». В нем поэт как бы продолжает размышления
Пушкина на эту тему, прозвучавшие в сонете «Поэту». Но в отличие от Пушкина, для
которого поэт — это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим
творчеством «благородный» подвиг, брюсовсквй поэт — поэт особой судьбы, он одинок,
он старается постигнуть истину, его ждет особая судьба.
Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта,
необходимо познакомиться с содержанием этого сонета.
Сонет о поэте
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,
Зачатие и смерть в себе самом храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня,
Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,
Что голосом мечты меня зовет вперед,
То властно над душой, весь мир мне заслоня,
О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!
Живу среди людей, но непонятно им,Как мало я делю их горести и смех,
Как горько чувствую себя среды них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир хранить в душе своей.
Если сравнивать сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным, что
Брюсов в своем произведении мысль о величии поэта и его творчества передает иными
художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэтсимволист прибегает к
сравнению, антитезе, различным символам и т. д.
Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный
небосвод». Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я знаю,
я поэт!» Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что
поэт «сам свой высший суд».
Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и
смерть», «горести и смех»... Эти образы наводят на размышление, показывают настроение
лирического героя.
В отличие от Пушкина, который написал сонетутверждение («Поэт!.. Ты царь:
живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд
за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью
размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но
непонятно им, / Как мало я делю их горести и смех, / Как горько чувствую себя среды них
чужим...»
Сонетразмышление всегда подразумевает присутствие в нем риторических
вопросов, есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовет вперед...», «И как могу, за
мглой моих безмолвных дней, // Видений целый мир таить в душе своей». Встречаются в
сонете и восклицания: «Я знаю, я поэт!», «О бездна!».
Если начало сонета Брюсова несет в себе жизнеутверждающие эмоции, то далее
появляется сомнение: «но что во мне поет...» И выясняется, что это «бездна». Именно ею
поэт «отгорожен ото всех!» Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот
образ не только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических
традиций времен Пушкина и Брюсова, еще этот образ очень символичен. Ведь бездна
представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую
судьбу лирического героя.
2. К. Бальмонт. «Хвала сонету»
Творческий путь Константина Бальмонта начался в конце ХIХ века; когда вышли в
свет два его сборника «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли
сонеты поэта. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны», в
который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот
сонетов.
К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами,
главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у
поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко
географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и
бескрайней Вселенной.
В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема
творца и творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой
для поэтов проблеме, является его сонет «Хвала сонету».Хвала сонету
Люблю тебя, законченность сонета,
С надменною твоею красотой,
Как правильную четкость силуэта
Красавицы изысканнопростой,
Чей стан воздушный с грудью молодой
Хранит сиянье матового света
В волне волос недвижнозолотой,
Чьей пышностью она полуодета.
Да, истинный сонет таков, как ты,
Пластическая радость красоты, —
Но иногда он мстит своим напевом.
И не однажды в сердце поражал
Сонет, несущий смерть, горящий гневом,
Холодный, острый, меткий, как кинжал.
В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и
молодой красавицей. Поэт рисует определённую связь между красотой и законченностью
сонета и безупречностью силуэта девушки.
Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно
сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается
поток светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные
признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с
прекрасным и четким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несет смерть:
«Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно
видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.
3. О. Мандельштам. «Казино»
Представитель акмеистов, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью
художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером
тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.
Казино
Я не поклонник радости предвзятой,
Подчас природа — серое пятно.
Мне, в опьяненьи легком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.
Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно,
И бездыханная, как полотно,
Душа висит над бездною проклятой.
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой;
И, окружен водой зеленоватой,
Когда, как роза, в хрустале вино, —
Люблю следить за чайкою крылатой!Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать
удовольствие от «жизни небогатой». Но всетаки чувствуется вся тяжесть жизни,
усиливается ее безысходность. В ней ничего не остается, его душа «как полотно... висит
над бездною...» Опять перед нами символичная бездна. Здесь она мгла, тупик жизни. Вдруг
настроение лирического героя меняется, и появляется новый образ — образ казино: «...я
люблю на дюнах казино».
Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва,
несмотря на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве —
казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и
неудачи.
В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о
них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого
конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света — казино, дает право лирическому
герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить всетаки стоит.
4. И. Северянин. «Блок»
Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению
классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма
сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди
поэтовфутуристов, бережно пользовавшихся в своем творчестве сонетом, можно назвать
Игоря Северянина.
Прежде чем непосредственно перейти к анализу сонетов этого поэта, и в частности
его сонета «Блок», необходимо напомнить о футуризме — направлении в русском
искусстве и литературе начала ХХ века.
Футуризм в переводе с латыни значит «будущее». Представители этого течения
главной своей задачей считали преобразование существующего мира, и сделать это они
хотели с помощью созданного ими сверхискусства.
Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство
первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней
помещено более ста сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Мы
остановимся на одном из сонетов — сонете о Блоке. В нем даны некоторые
проницательные и объективные характеристики знаменитого поэта.
Блок
Красив, как Демон Врубеля для женщин,
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...
Благожелательный к меньшим и меньшим,
Дерзал — поэтно видеть в эле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел,
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял: — Незнакомка —
У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит Блок. С ним — от его стиховЛучащаяся — странничья котомка...
Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене
И. Северянин создает, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой —
иронизирует над ним: «Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем». Далее ирония
отсутствует, и поэт восхищается деяниями Блока, его стремлением постичь тайны жизни:
«Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан».
Затем снова появляется ирония, но по сравнению с иронией в начале сонета, эта
ирония достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал: / Ее здесь нет...».
В конце сонета появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не
случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует мудрость и
святость, а «лучащаяся — странничья котомка» — это та самая главная награда, которая
предназначена поэту за его труд.
В этом сонете Игорь Северянин создал достаточно сложный образ поэта и добился
он этого за счет совмещения торжественности и иронии. Портрет Блока, в связи с этим,
вызывает и противоречивые эмоции: преклонение и иронию. Такие приемы в поэзии были
свойственны футуризму.
Для этого направления также свойственно и языковое противоречие —
перемешивание слов высокого стиля с простыми словами, а также использование в тексте
новых, выдуманных самим автором слов. Эту характерную для футуристов особенность
использовал в своем сонете и Игорь Северянин. Употребляя для описания портрета поэта
слова высокого стиля — «демон», «стан», «увенчан», «тщетно», «явила», — автор вводит в
текст и слово собственного творчества — «поэтно».
5. И. Бунин. «Вечер»
Иван Бунин не относился ни к одному из модернистских течений ХХ века.
Написанные им сонеты продолжают традиции А. С. Пушкина и отличаются лиричностью,
плавностью и строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является
хорошим примером работы Бунина в этом жанре.
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышан на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Эти строки наполнены особой жизнеутверждающей энергией, от них веет счастьем,
радостью жизни и покоем. Сонет написан простым языком, плавно, в нем нет перепадов
настроения и перемен темы.Сонет Бунина имеет классическую форму, но только в форме поэт следует
традициям жанра. Содержание сонета, сам предмет, изображения — это новое слово
Бунина в написании этого жанра, и в этом заслуга поэта.
Ключевыми образами совета являются образ природы и образ вечера, которые
наводят на раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к
сотворчеству. Образ вечера является ключевым в соне те, и этот образ очень символичен.
Ведь вечер здесь не просто время суток, а время для раздумий о прошедшем дне,
своеобразное подведение итогов, зрелость в жизни и сознании человека.
В начале сонета — размышление о счастье, которое, по словам поэта, чувствуется
«всюду». Правда, оценить это счастье и уметь насладиться им суждено не всем, ведь
«...счастье только знающим дано». Только «знающие» понимают, что жить, наслаждаться
природой — это уже счастье.
И как итог размышлений Бунина — последние строки сонета, где звучит признание
поэта: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Заслуга Бунина в написании сонетов состоит в том, что, не изменяя устойчивым
традициям предшествующих поколений поэтов, он показал, как можно расширять границы
русского стиха, расширять и совершенствовать его содержание.
VI. Закрепление полученных знаний
Вопросы
1. Где роди сонет? (Италия.)
2. Назовите основоположников этого поэтического жанра. (Данте, Петрарка,
Шекспир.)
3. Из чего состоит сонет, его традиционная форма? (Два катрена и два терцета.)
4. Что такое катрен? (Четверостишие.)
5. Что такое терцет? (Трехстишие.)
6. Основные темы сонета? (Любовь, творчество.)
7. Назовите, кто обращался к жанру сонета в России? (Пушкин, Фет, Тютчев,
Бунин, поэтымодернисты.)
8. Назовите сонеты А. С. Пушкина. («Поэту», «Мадона», «Сонет».)
9. Какие темы и традиции классического сонета использовали и развивали поэты
модернисты? (Темы любви, творчества; философичность.)
10. В чем заслуга модернистов в развитии жанра сонета? (Расширение тем,
изменение развития лейтмотива, ирония, использование новых выразительных
средств.)
Викторина
1. Назовите настоящие имена и фамилии следующих писателей и поэтов:
— Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев);
— Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев);
— Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников);
— Ахматова (Анна Андреевна Горенко);
— Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг);
— Ирина Одоевцева (Ираида Густавовна Гейнеке);
— Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).
2. Чьи это строки?
— «Тень несозданных созданий...» (В. Брюсов);
— «Тройною бездонностью мир богат...» (З. Гиппиус);
— «С мирным счастьем покончены счеты...» (А. Блок);
— «Широкий вид в туманное окно... (О. Мандельштам);
— «Но лучше б ястребом ягненка мне когтить...» (А. Ахматова);— «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд...» (Н. Гумилев);
— «Сметает смехом смерть...» (А. Белый);
— «Я повсеградно оэкранен! / я повсесердно утвержден!» (И. Северянин);
— «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!..» (А. Блок);
— «Белых тучек нарвал средь лазури...» (А. Белый);
— «Слабеет жизни гул упорный...» (А. Блок);
— «Быть может, все в жизни лишь средство...» (В. Брюсов);
— «Все расхищено, предано, продано...» (А. Ахматова);
— «О, знал бы я, что так бывает...» (Б. Пастернак);
— «Уведи меня в ночь, где течет Енисей...» (О. Мандельштам);
— «Я изысканность русской медлительной речи...» (К. Бальмонт);
— «Мать Россия, о родина злая...» (А. Белый);
— «Да, я знаю, я вам не пара, я пришел из иной страны...» (Н. Гумилев);
— «Среди миров, в молчании светил, одной звезды я повторяю имя...» (И.
Анненский);
— «Я бежала за ним до ворот...» (А. Ахматова).