Урок литературы на тему : " Трагизм поэмы С. Есенина "Черный человек""
Оценка 4.6
Контроль знаний +2
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный50.doc
Урок литературы.
Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»
Цель урока: показать, как создается трагический пафос поэмы.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение
поэмы.
Ход урока
I. Слово учителя
Поэма «Анна Снегина», которая заканчивается грустно, но романтически светло,
относится к январю 1925 года. А в ноябре того же года написана задуманная еще в 1923
году последняя поэма Есенина, «Черный человек». Само название настраивает на
трагический лад. Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и
в лирике: «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921); «Да! Теперь решено. Без возврата...»
(1922); «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...» (1922); «Цветы мне говорят — прощай...»
(1925). Читаем некоторые из этих стихотворений.
1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями,
очарованиями, крушением надежд и по отношению к России (в «Анне Снегиной» — и о
российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира), и по отношению к
собственной судьбе:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Из этих настроений и родился «Черный человек», трагический феномен
раздвоенного сознания, «двойниксамозванец», «фиктивный другой» (термины М.
Бахтина).
II. Аналитическая беседа с комментариями учителя
— Как бы вы определили жанр поэмы и ее композицию?
Поэма начинается с обращения:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Эти же строки повторяются в середине поэмы, деля ее пополам. Поэма построена
как диалог «черного человека» с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный
разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой, после
которой жить уже невозможно.
— Попробуем проследить, как создается трагический пафос 1й части поэмы.
Трагизм нарастает постепенно. В начале поэмы возникает образ, обычно
вызывающий усмешку:
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица. Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Быстро становится понятно, что так передается алкогольный бред, и становится
уже не до смеха. Одиннадцать раз в первой части появляется рефрен: «Черный человек»,
закрепляя навязчивое видение в сознании читателя.
«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его
постыдных деяний, отнять у него малейшую надежду на спасение. Незваный ночной
пришелец выворачивает перед грешником всю демоническую, им же вдохновленную,
сторону его жизни. Кроме нее ничего и не осталось. Страшно и то, что «прохвост и
забулдыга» имел в книге своей жизни «много прекраснейших мыслей и планов»,
неосуществленных и неосуществимых, конечно, «в стране / Самых отвратительных /
Громил и шарлатанов». Это о России, о родной стране?
— Какую роль в создании трагического пафоса играет лексика?
«Темная» лексика: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «тоска»,
«отвратительный»,
«авантюрист»,
«страх»,
«изломанный», «лживый», «скверная», «скандальный» и т. д. — оттеняется немногими
«светлыми» словами: «прекраснейший», «чистый», «веселый», «изящный», «милая»,
«счастье», «улыбчивый».
«шарлатаны»,
«громилы»,
«дьявол»,
— Понаблюдаем за цветовой гаммой. Что меняется по сравнению с традиционным
есенинским многоцветьем?
«Цветная» поэзия Есенина здесь оставляет почти один черный цвет. Упоминается
еще «до дьявола» чистый снег, какойто мальчик «желтоволосый, с голубыми глазами», а
любимый поэтом голубой цвет становится страшным эпитетом: «глаза покрываются
голубой блевотой».
— Как лирический герой реагирует на обвинения «черного человека»?
Герой еще пытается сопротивляться: «Черный человек! / Ты не смеешь этого!» Но
с ужасом принимает молчаливое обвинение, что он «жулик и вор, / Так бесстыдно и нагло /
Обокравший когото».
— Комментируем начало второй части. Вторая часть начинается как будто мирно:
Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники
Съехались в нашем саду.
Но уже в следующей строфе жуткое видение появляется снова: «Гдето плачет /
Ночная зловещая птица», деревья, только что казавшиеся мирными всадниками, «сеют
копытливый стук», тревожный стук, и опять возникает «черный человек».
— Есть ли отличия в описании «черного человека» в первой и второй частях
поэмы?
В первой части «черный человек» почти бесплотен. Правда, он садится на кровать,
«водит пальцем по мерзкой книге», гнусавит, читает, бормочет, глядит в упор, передает
свои мысли. То есть, он описан через действия. Во второй части «черный человек»
упоминается лишь дважды, но зато описание его конкретизируется:
Вот опять этот черный На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Это уже черт из видений Ивана Карамазова, например. Он уже не «бормочет», а
«хрипит», а сам «все ближе и ближе клонится». Он уже не просто читает книгу жизни
героя, он открыто издевается над ним:
Ах, положим ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирку?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Издевка сменяется ностальгической картиной детства героя: «жил мальчик / В
простой крестьянской семье, / Желтоволосый, с голубыми глазами...», «черный человек»
дразнит утерянной навсегда праведной дорогой. И снова издевка:
И вот стал он взрослым,
к тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какуюто женщину
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
— Какова развязка поэмы? Как она связана с развязкой судьбы поэта? Выносить
издевательства уже невозможно. Брошенная в «черного человека» трость приносит герою
не освобождение, а лишь опустошение: зеркало разбито, «черный человек» оказался
вторым «Я» героя («Я в цилиндре стою»). Рассвет, обычно символизирующий начало,
обновление, сопровождается безысходным: «...Месяц умер». Начало и конец последней
строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через полтора
месяца.
III. Тест по произведениям С. А. Есенина
Домашнее задание
1. Читать раннюю лирику Маяковского.
2. Индивидуальное задание: докладсообщение о биографии поэта.
Урок литературы на тему : " Трагизм поэмы С. Есенина "Черный человек""
Урок литературы на тему : " Трагизм поэмы С. Есенина "Черный человек""
Урок литературы на тему : " Трагизм поэмы С. Есенина "Черный человек""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.