В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Урок литературы.
«Золотое руно»
Андрея Белого (1880— 1934)
Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя,
показать особенности его поэтики.
Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург».
Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение.
I. Проверка домашнего задания
Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе.
Ход урока
II. Слово учителя
Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессораматематика Московского
университета, окончил естественное отделение физикоматематического отделения этого
университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева,
дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и
поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие
опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.
Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его
друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал
название этому кружку — «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы
«путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом, способным активно
содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов»
становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904
года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую
и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».
Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэтлирик, прозаик,
создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик
литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал
музыкальному началу жизни и творчества. Белый начал с прозаических «симфоний», в
которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный
порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике
стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин
или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому
идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.
Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов»,
которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель
обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с
эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь
«младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не
золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки,
«просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси»). В
стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
III. Чтение и анализ стихотворений
1. «Из окна вагона».
— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна
вагона»?
(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки,
погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя
и суровой немоты материродины подчеркивают выразительность трагической ситуации:
Мать Россия! Тебе мои песни, —
О немая, суровая мать! —
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.)
— Охарактеризуйте лирического героя стиха.
(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства
отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой
отчаянной пляски:
Что там думать, что там ждать,
Дунуть, плюнуть — наплевать:
Наплевать да растоптать,
Веселиться, пить да жрать.)
— Какова концовка стихотворения?
(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с
некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)
2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным
названием «Друзьям» (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
…
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь,
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может,
Проснусь —
Вернусь!
3. «Посвящение».
Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город»
слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная
атмосфера времени.«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909),
посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы,
отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого
сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического
героя.
— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?
(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном
под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и
лермонтовского пророков.
Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его
«страшный череп» увенчивают лаврами.)
— Какие символические образы вы можете отметить?
(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур
в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а»
сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).
IV. Заключительное слово учителя
Белогопоэта в современном сознании потеснил Белыйпрозаик, чей «Петербург»
(1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы
образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны,
избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между
Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую
неизбежную трагедию страны.
Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной.
Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из
оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем
Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно
экспериментируя ради обновления искусства слова.
V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)
Домашнее задание
Читать роман А. Белого «Петербург».