Урок литературы на тему : "" Золотое руно" Андрея Белого"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Иконка файла материала Урок литературы вводный20.doc
Урок литературы.  «Золотое руно» Андрея Белого (1880— 1934) Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики. Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург». Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение. I. Проверка домашнего задания Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе. Ход урока II. Слово учителя Борис   Николаевич   Бугаев   вырос   в   семье   профессора­математика   Московского университета, окончил естественное отделение физико­математического отделения этого университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия   Вл.   Соловьева   заворожила   молодых   людей,   определила   их   первые   творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый. Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку — «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали»   за   своим   «золотым   руном»   —   новым   словом,   способным   активно содействовать   преображению   мира.   Предметом   постоянного   обсуждения   «аргонавтов» становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов». Андрей   Белый   был   человеком   редкой   одаренности:   поэт­лирик,   прозаик, создавший   новый   тип   романа,   исследователь   русской   и   мировой   культуры,   теоретик литературы,   критик   и   публицист,   мемуарист.   Особое   значение   писатель   придавал музыкальному  началу  жизни и творчества. Белый начал  с прозаических  «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце» Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно В золотую ослепительность. Ликующее   мироощущение   было   потеснено   наплывом   «мистических   ужасов», которые   виделись   Белому   в   современной   ему   России.   От   надмирных   высот   писатель обращается   к   земному,   русскому,   крестьянскому   в   сборнике   1909   года   «Пепел»   с эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь «младосимволистов»   и   подернутой   пеплом   страждущей   русской   земли.   Здесь   уже   не золото   и   лазурь,   символы   духовного   экстаза,   а   «свинец   облаков,   зловещие   кабаки, «просторы   голодных   губерний»   («Родина»,   «Отчаяние»,   «Веселые   на   Руси»).   В стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой —  Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? III. Чтение и анализ стихотворений 1. «Из окна вагона». —  Какие   литературные   ассоциации   вызывает   у   вас   стихотворение   «Из   окна вагона»? (Стихотворение   «Из   окна   вагона»   напоминает   некрасовские   образы:   кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери­родины подчеркивают выразительность трагической ситуации: Мать Россия! Тебе мои песни, —  О немая, суровая мать! —  Здесь и глуше мне дай, и безвестней Непутевую жизнь отрыдать.) — Охарактеризуйте лирического героя стиха. (Лирический   герой   —   бродяга,   висельник,   горемыка.   Им   владеют   чувства отверженности   и   одиночества.   Они   оттеняются   и   усиливаются   ритмами   лихой отчаянной пляски: Что там думать, что там ждать,  Дунуть, плюнуть — наплевать: Наплевать да растоптать,  Веселиться, пить да жрать.) — Какова концовка стихотворения? (Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».) 2.   Образ   смерти,   причем   собственной   смерти,   и   в   стихотворении   с   невинным названием «Друзьям» (1907): Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел. Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел. … Пожалейте, придите;  Навстречу венком метнусь,  О, любите меня, полюбите — Я, быть может, не умер, быть может,  Проснусь —  Вернусь! 3. «Посвящение». Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую  тему. В цикле «Город» слышны   отзвуки   уличных   митингов,   демонстраций   1905   года,   ощутима   напряженная атмосфера времени.«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном   В.   Я.   Брюсову.   «Пепел»   переживаний   поэт   собрал   в   «урну»   формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя. — Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»? (Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под   античность   и   вызывающем   воспоминания   о   трагической   судьбе   пушкинского   и лермонтовского пророков. Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.) — Какие символические образы вы можете отметить? (Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»). IV. Заключительное слово учителя Белого­поэта в современном сознании потеснил Белый­прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком   и   Западом,   противоречив,   это   противоречие   и   заключает   в   себе   грядущую неизбежную трагедию страны. Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова. V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги) Домашнее задание  Читать роман А. Белого «Петербург».