Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»
Цели урока: показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему; разобраться в авторской позиции.
Методические приемы: пояснения учителя, аналитическое чтение.
Цели урока: показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему; разобраться в авторской позиции.
Урок литературы.
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»
Цели урока: показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской
литературы тему; разобраться в авторской позиции.
Методические приемы: пояснения учителя, аналитическое чтение.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Повесть «Деревня» написана в 1910 году уже известным, сложившимся писателем.
В произведениях 10х годов усиливается эпическое начало, философские размышления о
судьбах России, о «душе русского человека». В повестях «Деревня» и «Суходол», в
рассказах «Древний человек», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Чаша жизни» и др. Бунин ставит задачу отобразить главные, как он считает, слои
русского народа — крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство, и наметить
исторические перспективы страны.
Тема деревни и связанные с ней проблемы русской жизни были основными в нашей
литературе на протяжении целого столетия.
II. Беседа
— В произведениях каких писателей поднимается тема деревни?
(Достаточно вспомнить Тургенева («Записки охотника», Отцы и дети»),
Толстого («Утро помещика», «Война и мир», Анна Каренина», «Власть тьмы»), Чехова
(«Мужики», «В овраге», «Крыжовник»).)
— Каков сюжет повести?
(В повести нет четкого сюжета. Повествование строится на чередовании
жанровых картин сцен обыденной деревенской жизни, портретных зарисовок
мужиков, описании их жилья, выразительных пейзажей.)
— В чем особенности повествования, авторской позиции?
(Все эти сцены, картины, эпизоды показаны сквозь призму субъективного
восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Деревня видится, главным образом
глазами этих персонажей. Картина деревенской, да и вообще российской жизни
вырисовывается из их бесед, споров, реплик. Таким образом достигается
объективность рассказа. Прямой авторской оценки нет, хотя иногда она явно
выступает из реплик героев. Тихон с раздражением заключает: «Эх, и нищета же
кругом! Дотла разорились мужики, трынкы не осталось в оскудевших усадьбишках,
раскиданных по уезду», и его мысли сливаются с взглядом и мнением автора. Мысль о
всеобщем обнищании и разоренье мужиков проходит через многие эпизоды.)
— Как Бунин изображает деревню? Приведите примеры описаний.
(Общий тон изображения, общий колорит повести мрачен и уныл. Вот
описание зимы в деревне: «За вьюгами подули по затвердевшему серому пасту полей
жесткие ветры, оборвали последние коричневые листья с бесприютных дубовых
кустарников в логах»; «Утро было серое, с жестким северным ветром. Под
затвердевшим серым снегом серой была деревня. Серыми мерзлыми лубками висело на
перекладинах под крышами пунек белье. Намерзало возле изб — лили помои,
выкидывали золу»; «Солнце село, в доме с запущенными серыми стеклами брезжил
тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюдимо и холодно» (гл. III). В этих
описаниях господствует навязчивый серый цвет. Осень в деревне изображается тоже
неуютной, слякотной, грязной, даже в картинах весны и лета нет радостных красок:
«Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам, спаленным жарою. У пороговерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого
цвета. За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной
— густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправлявшее свои
нужды, и намыливал голову голый мужик». Нищенская, серая, полуголодная, убогая
жизнь предстает в целой веренице крестьянских образов, образов жителей деревни
Дурновка, где разворачиваются основные события повести (отметим значимость
топонима «Дурновка»).)
— Какими видятся автору жители деревни, дурновцы?
(Посреди Дурновки стоит изба наиболее нищего и бездельного мужика с
выразительной кличкой Серый. Эта кличка под стать общему серому колориту
деревни, всей серой жизни дурновцев. «Наружность Серого оправдывала его кличку:
сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный,
валенки разбиты и подшиты бечевой». Темная его изба «неприятно чернела», «была
глуха, мертва», это «почти звериное жилье» (гл. III). Теснота, мрак, вонь, холод,
болезни. Жуткий крестьянский быт и нечеловеческие нравы — отвратительная жизнь.
Где же здесь любовь к России?
Жители деревни ленивы, апатичны, равнодушны, жестоки друг к другу. Они
разучились хозяйствовать на земле, вообще отвыкли работать. Серый, например,
«будто все ждал чегото», сидел дома, «поджидая малостей от Думы», «шатался
от двора к двору» — норовил попитьпоесть на дармовщинку.
Страшен образ мужика, который, услышав соловья, мечтательно говорит:
«Вот бы из ружьято его! Так бы и кувырнулся!» Бунин показывает, как извращена,
изломана психология крестьянина еще «крепостным наследством показывает, какая
темнота и дикость царят в деревне, где нормой жизни стало насилие.)
Вспомним известный каламбур Пушкина — эпиграфы ко второй главе «Евгения
Онегина»: «O rus!», («О деревня!» Гораций, лат.) и «О Русь!» Как соотносятся понятия
«деревня» и «Россия» у Бунина?
(Деревня у Бунина — модель России. «Да она вся — деревня, на носу заруби себе
это! — выделяет Бунин курсивом. Размышления о деревне — размышления о судьбе
народа, о национальном характере, о судьбе родины Бунин развенчивает
славянофильский миф о «богоизбранности» русского народа. Ужас жизни в том, что
масса прекрасных задатков искалечена, изуродована. Бунин не злорадствует, глубоко
переживает за Россию, сочувствует ей. Он не зовет в прошлое, не идеализирует
крестьянина, патриархальные устои. В его «Деревне» — боль и страх за судьбу родины,
попытка понять, что несет новая, городская, буржуазная цивилизация России, народу,
отдельному человеку.)
— Какое место в повести занимают образы Тихона и Кузьмы Красовых?
(На примере судьбы братьев Красовых Бунин показывает «светлые и темные,
но почти всегда трагические основы жизни, две стороны национального характера.
Кузьма — изломанный жизнью неудачник, покинувший деревню, после долгих скитаний
устроившийся конторщиком в городе, поэтсамоучка, свободное время отдает
«саморазвитию... чтению то есть». Тихон — хозяин, сумевший выкупить дурновское
имение. Строгий, волевой, жесткий, властный человек, он «ястребом следил за
каждой пядью земли». В разговорах, в спорах братьев раскрываются взгляды на
Россию, на ее перспективы. Братьев Красовых объединяет ощущение обреченности
деревни. Тихон Ильич говаривал: «Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо,
но имей ввиду: своего я тебе трынки не отдам! Кузьма же не разделяет его гордости:
«Ты вот, вижу, гордишься, что ты русский, а я, брат, ох, далеко не славянофил! (...) не
хвалитесь вы, заради Бога, что вы — русские. Дикий мы народ!» И добавляет:
«Русская, брат, музыка: жить посвинячьи скверно, а всетаки живу и буду жить посвинячьи!» Потенциальное богатство — чернозем — остается лишь черной жирной
грязью, а «избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами», даже в богатых
дворах — убожество: «грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья. Окошечки
крохотные, и в жилой половине избы... темнота, вечная теснота…». (гл. II).)
— О чем спорят братья Красовы?
(Споры братьев касаются разных сторон жизни: истории, литературы,
политики, обычаев, нравов, быта и т. д. Для обоих характерны философские
размышления о смысле жизни, о цели ее. Оба уже немолоды, пора подводить итоги, а
они неутешительны. «Пропала жизнь, братуша! — говорит Тихон. — Была у меня,
понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и
истаскала его наизнанку... Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по
будням носить, — праздника, мол, дождусь, — а пришел праздник — лохмотья одни
остались... Так вот и я... с жизньюто своей. Истинно так!»)
— Есть ли в повести светлые образы?
(Эпизодически появляются в повести привлекательные персонажи:
Однодворка и ее юркий и сообразительный сын Сенька, безымянный мужик «с
чудесным добрым лицом в рыжей бородке», который восхитил Кузьму своей
внешностью и своим поведением, странник Иванушка, молодой крестьянин возница —
«оборванный, но красивый батрак, стройный, бледный, с красноватой бородкой, с
умными глазами». По самому тону описания понятно, каковы идеалы человека из
народа, каковы симпатии автора.
Поэтически изображена Молодая. Она хорошо даже в уродливом
крестьянском наряде, скромна и стыдлива, ласкова и отзывчива.)
— Каково значение образа Молодой?
(Образ Молодой (Евдокии) несет символическую нагрузку. Она олицетворяет
Россию. Судьба Молодой трагична: от безвыходности она идет замуж за дурака, хама
и лентяя Дениску. Свадьба, скорее, похожа на похороны: «все угорели. Угарно было и в
церкви, угарно, холодно и сумрачно — от вьюги, низких сводов и решеток в окошечках»;
рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей
свечи капал на оборки ее голубого платья...» Сценой свадебного «поезжанья»
заканчивается «Деревня». Эта сцена — аллюзия на гоголевскую Русьтройку:
свадебный поезд, несущийся в сумерках среди страшной вьюги «в буйную темную
муть».)
III. Заключительное слово учителя
Русский характер, русский народ в массе своей предстает как богатая, но
невозделанная почва. Талантливость, наивность, непосредственность соседствуют с
непрактичностью, бесхозяйственностью, неумением приложить свои силы к настоящему
делу, с неразвитостью сознания. Но безысходности в восприятии Бунина нет. Наряду с
косностью и беспросветностью жизни передается и состояние всеобщего недовольства,
ожидание перемен, стремление както изменить свою судьбу и судьбу страны. Мир
бунинской деревни трагичен, но светел, прежде всего чувствами, переживаниями самого
автора.
Повесть Бунина была высоко оценена критикой. Многие увидели в ней «глубоко
пессимистическое, почти отрицательное», «безотрадные и отвратительные краски». В связи
с этим обратимся к оценке М. Горького (из письма к И. А. Бунину, 1910):
«Конец «Деревни» я прочитал — с волнением и радостью за Вас, с великой
радостью, ибо Вы написали первостепенную вещь. Это — несомненно для меня: так
глубоко, так исторически деревню никто не брал. (...) Я не вижу, с чем можно сравнить
Вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромный, скрытый, заглушенныйстон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это
ново. Так еще не писали. (...)
Не считайте моих речей о «Деревне» приподнятыми и преувеличенными, это не
так. Я почти уверен, что московские и петербургские всех партий и окрасок иваны
непомнящие и незнающие, кои делают критические статьи для журналов, — не оценят
«деревни», не поймут ни существа, ни формы ее. Угроза, скрытая в ней, тактически
неприемлема как для левых, так и для правых, — угрозы этой никто не заметит.
Но я знаю, что когда пройдет ошеломленность и растерянность, когда мы
излечимся от хамской распущенности — это должно быть или — мы пропали! — тогда
серьезные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей,
«Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское
общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом —
быть или не быть России? Мы еще не думали о России, — как о целом — это произведение
указало нам на необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».
Домашнее задание
1. Перечитать рассказ «Господин из СанФранциско».
2. Найти образысимволы, определить их значение.
3. Определить роль эпизодических лиц.
Дополнительный материал для учителя
1. Место повести «Деревня» в литературном процессе
Первое крупное произведение И. А. Бунина «Деревня» было опубликовано в 1910 году, но
и в наши дни эта повесть остается актуальной и предоставляет значительный материал для
современных литературоведов, размышляющих о проблемах «русской души» и «национального
характера». Эти темы в творчестве Бунина до сих пор приковывают внимание критиков к
небольшому произведению, созданному писателем еще в начале прошлого века. И это не случайно,
ведь русская критика всегда стремилась найти ответ на вопрос: что такое «русская душа» и
русский человек в целом? Потому и не угасает внимание к повести «Деревня», что она является
очень емким произведением русской литературы, в котором все внимание автора обращено к
животрепещущим проблемам народной жизни и проблемам русской деревни, в котором объективно
отражена действительность того времени.
Описание Буниным деревенской жизни в России не оставило равнодушными
современников. Сразу же после выхода повести в свет появились разные оценки этого
произведения. Одни читатели возмущались лживостью изображения русской деревни и ее жителей,
а другие нашли для себя главный вопрос, поставленный автором: «...быть или не быть России?» (М.
Горький).
Анализируя произведение Бунина, критики не могли не затронуть темы изображения
«русской души», не могли не обратить внимания на «бунинские пророчества» в отношении
будущего России, так как все произведение пронизано описанием актуальных проблем тех лет,
размышлениями о судьбах крестьянства и, конечно, о своеобразии национального русского
характера.
Замыслу писателя в реалистическом отображении действительности отвечал особый жанр
написанного им произведения — жанр повестихроники, где на первый план выведены простые
мужики, а свидетели происходящего, свидетели «со стороны», оставлены на втором плане.
Задачам, поставленным перед автором, соответствовал и сюжет «Деревни», который лишен
интриги, неожиданных событий, фабульного развития, четкой развязки. Все в повести Бунина
погружено в стихию медленно идущей жизни, устоявшегося быта. Но каждая композиционная часть
произведения открывает перед читателем все новые неожиданные и потрясающие воображение
стороны деревенской действительности.
Повесть «Деревня» представляет собой произведение откровенно полемическое. Правда, в
отличие от других произведений, к примеру А. П. Чехова, в повести Бунина о народе рассуждает неинтеллигенция, а люди, вышедшие из крестьян. Откровенный и страшный вопрос задается одним из
героев повести: «Есть ли кто лютее нашего народа?» И в произведении читатель находит на него
ответ, к сожалению, не менее страшный: русский народ не хочет и не умеет победить в себе темное,
звериное начало.
Из этого ответа вытекает и основная проблема, поднятая в бунинской повести: беда или
вина русского народа в том, что он живет такой убогой, страшной и скудной жизнью? И на примере
судьбы двух братьев Красовых автор показывает трагическую предрешенность судьбы русского
народа, который зависит от свойств своей психики. Один из братьев — кабатчик и торговец Тихон
Ильич Красов — мужик сильный, крепкий, хитрый. Он воплощает силу, активность и упорство.
Другой брат — Кузьма — мягче, добрее и тоньше. Он воплощает душевную теплоту, лиричность и
мягкость. Несмотря на то, что два родных брата так непохожи друг на друга, жизнь их приводит к
одному — к бессилию и духовному опустошению. Даже они, вышедшие из народа и поднявшиеся на
ступеньку выше, остались несчастны.
Виной такого исхода Бунин считает психику русского народа и дает ей свое определение
— «пестрая душа». Поясняя эти слова, он приводит высказывание самого народа: «Народ сам
сказал про себя — “из нас, как из древа, — и дубина и икона” — в зависимости от обстоятельств,
от того, кто это древо обработает: Сергий Радонежский или Емельян Пугачев».
Объяснение понятия «пестрая душа» автор вкладывает в уста самого Тихона Красого,
который восклицает: «Чудной мы народ! Пестрая душа! То чистая собака человек, то грустит...
нежничает, сам над собою плачет».
Неслучаен финал повести — свадьба, больше похожая на похороны. Ведь Евдокия, по
прозвищу Молодая, выходит замуж за самого развращенного и гадкого мужика деревни. Эту
свадьбу можно истолковать символически: Красота погибает под натиском уродства, и пурга
заметает жилье. Русская деревня исчезает под снежными сугробами, как исчезли под слоем песка
древние города.
Такой мрачный финал вытекает из самой жизни деревни с выразительным названием
Дурновка. Все в ней носит алогичный характер, не имеет смысла и самое главное — выходит за
пределы нормы. Деревня неуклонно и быстро гибнет: разрываются семейные и общественные связи,
рушится сложившийся веками уклад жизни. Не в силах приостановить гибель деревни и бунт
крестьян, он только ускоряет этот процесс, о чем с болью повествует автор повести.
Бунин в «Деревне» очень наглядно показал, что мораль, которой определялась жизнь
русской деревни в прошлом, совершенно утрачена. А существующая жизнь без нравственных начал,
главная цель которой — выживание, недостойна человека.
По словам автора повести, он «взял типическое», именно то, что происходит в жизни
русской деревни. Бунин также говорил, что его в первую очередь интересует «душа русского
человека», «души русских людей вообще», а не мужики сами по себе.
Поднятые в повести проблемы русского характера и жизни народа волновали и до сих пор
волнуют литературоведов, поэтому произведение Бунина «Деревня» и в наше время актуально и
способно дать ответы на некоторые вопросы, поставленные самой российской жизнью. Актуальны и
по сей день необыкновенные «пророчества» Бунина о «русской душе» и о «судьбе русского
народа».
2. Статья В. В. Розанова «Не верьте беллетристам...»
В качестве дополнительного материала в процессе изучения повести Бунина «Деревня»
можно предложить учащимся обсуждение статьи знаменитого русского философа, литературного
критика и публициста Василия Васильевича Розанова (18561919 гг.). Прежде чем перейти
непосредственно к обсуждению предлагаемой статьи, необходимо сказать несколько слов о ее
авторе и познакомить учеников с его мировоззрением и жизненной философией.
Трудно точно определить, кем был В. В. Розанов — философом, критиком или
литератором. Его месту в русской культуре непросто дать привычную классификацию. Мысль
Розанова стремилась отразить мир во всех проявлениях, отсюда — обилие и разнообразие идей и
тем, затрагивающихся его творчеством. Сам Розанов так отзывался о своих сочинениях:
«Вывороченные шпалы. Шашки. Песок. Камень. Рытвины. “Что это? — ремонт мостовой? — Нет,
это “Сочинения Розанова”. И по железным рельсам несется уверенно трамвай».Розанов жил и писал посвоему, нередко был непоследовательным в своих философских,
политических и эстетических идеях и суждениях, не стремился к единству и идее и не придавал
значения мнению современников.
В. Розанова принято в первую очередь считать одним из самых ярких и самобытных
представителей русской религиозной философии. Именно эта философия видела свою главную
задачу в осмыслении места и назначения человека в мире. Розанов всегда был философом, который
задумывался о судьбах мира.
Вполне обоснованно можно назвать В. Розанова и литературным критиком, ведь он всегда
размышлял о литературном развитии, о писателях и их судьбах, о роли книги в современном
обществе. Именно по поводу книг современников им написано много статей и рецензий, среди
которых и статья «Не верьте беллетристам...», опубликованная в газете «Новое время» 5 января
1911 года.
Статья явилась своеобразным читательским откликом Розанова на рассказ Н. Олигера
«Осенняя песня» и на обзор К. Чуковского последних литературных трудов. Среди них были
представлены произведения И. Бунина, повествующие о русском крестьянстве; М. Горького — о
мещанах; А. Толстого — о помещиках; Ив. Рукавишникова — о купеческой жизни, К. Чуковский в
своем обзоре говорил о критическом отношении писателей к русской действительности и отметил
талант их авторов.
В. Розанов в статье «Не верьте беллетристам...» не соглашается с изображением русской
жизни в этих произведениях, считает, «что беллетристы, все пятеро, просто врут». Критик
воспринимает предложенные художественные произведения с позиции простого читателя, для
которого личный житейский опыт и здравый смысл служат критерием оценки прочитанного.
Розанов считает, что искусство должно изображать правду жизни, поэтому писатели обязаны
показывать саму действительность, жизнь страны и народа, в частности, его здоровье,
экономическое и социальное положение.
Поэтому с изображением «беллетристов» Розанов не намерен соглашаться: «Ну, если
правду они говорят, тогда России уже в сущности нет, одно пустое место, сгнившее место, которое
остается только завоевать “соседнему умному народу”, как о том мечтал уже Смердяков в
“Братьях Карамазовых”».
«Но есть и другая очевидность, довольно внушительная, что Россия просто стоит, тысячи
гимназистов и гимназисток по утру бежит учиться, и все лица такие ядрененькие, свежие; что
откудато они приходят, вероятно — из семьи, где не все же «братья живут с сестрами»; что
какуюто огромную «живность» съедает Россия ежедневно, и едва ли это все «коровы с
отрезанными сосками и т. д. ...». Приводя такие аргументы своего несогласия с «беллетристами» по
поводу изображенной ими жизни в стране, Розанов и делает вывод, что они «просто врут».
Критик считает, что художественное произведение должно «указать» на собственный
опыт читателя, на реальную жизнь и действительность, тем более если произведение претендует на
звание «реалистического», изображающего все «правдивое» и «типическое». И как бы писатель ни
«модернизировал» действительность, такое произведение должно показывать жизнь, знакомую
читателю.
Розанов считает неразрывными понятие «правды искусства» и талантливость писателя.
Разве можно произведение назвать талантливым, если его автор «врет», изображая
действительность? Талантливый писатель это тот писатель, взгляд которого на жизнь и
изображение ее в произведении полностью соответствует самой «правде жизни».
Мнение Розанова по поводу талантливости авторов упомянутых произведений звучит
эмоционально и резко: «Да что “талантливо”то? Написаны они “талантливо”: так ведь это
мастерство руки, привычка к технике письма, и, словом, чернила и бумага».
Одной из причин недостаточно правдивого изображения жизни писателями В. Розанов
считает их ограниченность в видении окружающего мира, объясняя это тем, что писательская
среда, как и любая профессиональная среда, является замкнутой на себе самой. Ссылаясь на свой
жизненный опыт, критик говорит о повседневной жизни «беллетристов», показывая писателей в
«Театральном клубе», шикарном дворце князей Юсуповых.
Так из какого «жизненного» пространства, из какой среды писатель может увидеть
действительность, если его среда так замкнута? Поэтому и присутствует в произведении писателяего собственное представление о стране, о народе, о крестьянстве... А жизнь простого народа
служит для него только «материалом», необходимым для подтверждения этих представлений.
Отсюда и появляется в произведении авторское видение действительности. Что же касается
произведений, упомянутых Розановым, то в них как раз отразились авторские взгляды и идейные
установки, свойственные писателям того времени. Практически каждый из них приписывал своим
героям собственное видение мира.
После всего сказанного становятся понятны слова, сказанные И. Буниным о своем
творчестве: «Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности, я
занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир смотрю только своими глазами
и никак не могу взглянуть на него какнибудь иначе!»
В статье «Не верьте беллетристам...» В. Розанов свободно и мастерски изложил свою
точку зрения на недостатки, присутствующие в произведениях определенных писателей. И сделал
это, не очень заботясь о логических доказательствах, постоянно проводя параллели между
реалиями литературы и «правдой жизни» и свободно выражая свои эмоции по поводу несогласия с
упомянутыми авторами в изображении действительности.