Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)
Оценка 4.9

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
22.01.2018
Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)
Урок ставит целью совершенствование навыков анализ поэтического текста на материале стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня...". Старшеклассники знакомятся с историей знакомства с Сергеем Эфроном. Анализ проводится на нескольких уровнях: содержательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом, мифологическом. Детальный анализ помогает понять глубинное содержание текста.
езда в остров любви.doc
Конспект урока по теме «Марина Цветаева» Тема урока: «Езда в остров Любви» Эпиграф: Каждый стих – дитя любви, Нищий незаконнорожденный, Первенец – у колеи На поклон ветрам – положенный. (1, 419) 14 августа 1918. Цель: - открытие мира чувств и образов, волновавших эту прекрасную и трагическую душу; - совершенствование навыков анализа поэтического текста; - развитие навыков выразительного чтения стихов. Форма урока: анализ стихотворения с использованием ИКТ. 1 учебная ситуация. На столе горит свеча. Открывается первый слайд. Слово учителя: Сегодня нам предстоит путешествие в страну Любви. Думаю, что каждый из нас переживает это прекрасное чувство по- своему. Поэтому мне хочется, чтобы вы записали в тетрадях свои мысли, чувства, ассоциации, связанные со словом Любовь. - запись в тетрадях. Социализация. Спасибо. Я же представляю любовь в образе горящей свечи. Смотрите, этот трепетный огонек легко зажечь, легко погасить. Но как трудно сохранить, сберечь его от холода равнодушия, сквозняков подозрений, ревности, непонимания и обид. Огонь дарит тепло и свет, но он может и обжечь, принести боль и страдания. Такова и любовь. - открывается второй слайд. «Езда в остров Любви» - так назывался первый на русском языке роман о любви, переведенный в 18 веке с французского первым русским лирическим поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским. Те 200 с лишним лет, которые прожила тема любви в русской литературе, были наполнены многочисленными открытиями на этой «терра инкогнита». И тем не менее каждый поэт вступал на этот остров первооткрывателем. Марина Цветаева была великим поэтом. Она была рождена любить. И вся ее жизнь освещена любовью к мужу – Сергею Яковлевичу Эфрону. - открывается третий слайд. Но оставаясь преданной ему, Марина Ивановна всегда была еще в кого-нибудь влюблена. Недолгое, но сильное увлечение вызывало к жизни бессмертные строки, и в поэзии Цветаевой перед нами раскрывается своеобразная энциклопедия человеческих чувств, рождаемых любовью. - возвращение ко второму слайду. Перечитаем строки эпиграфа к нашему уроку. Как вы теперь понимаете метафору «каждый стих – дитя любви… незаконнорожденное»? 2 учебная ситуация. Итак, начнем наше путешествие с истории рождения любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. - выступление учащихся. Что поразило вас в этой романтической истории? 3 учебная ситуация. - открывается слайд со стихотворением. - чтение учителем стихотворения «Кто создан из камня…» Коллективный анализ стихотворения. - как вы думаете, имеет ли это стихотворение отношение к нашему уроку? Попробуем разобраться вместе. - Кто герои этого стихотворения? (Марина и те, «кто создан из глины», то есть обыкновенные, смертные люди. Уже само это противопоставление заставляет задуматься над особенностью Марины). Работа с таблицей 1) Прочитайте внимательно стихотворение и выпишите в два столбика слова, относящиеся к этим героям Строфы Обыкновенные люди 1 строфа «камень», «глина» 2 строфа «камень», «плоть», «надгробные 3 строфа «сердце», «сети», «земная «гроб», плиты» соль» 4 строфа «гранитные колена» Статичность, несвобода, смерть Марина «серебрюсь», «измена», «бренная пена» «крещена», «непрестанно разбита» «сверкаю», «полет», «кудри «своеволие» «дробясь, воскресаю» Движение, свобода, жизнь беспутные», многообразие, 2) Проанализируем таблицу на уровне морфологии. Проведите небольшой статистический анализ частей речи в колонках таблицы. - слова, относящиеся к какой части речи, преобладают в 1 колонке? (имена существительные); - какую картину они создают? (статичность, несвобода, смерть); - слова какой части речи во второй колонке? (глаголы – движение, многообразие, свобода, жизнь). Запишем выводы в таблицу. 3) Обратим внимание на графику стихотворения. - Как построены предложения, относящиеся к обыкновенным людям? (стих синтаксически традиционный). - А к самой Марине? (разбивается авторским тире на более мелкие части). Вывод: т.о. противостояние наблюдается и на уровне морфологии. Процитирую в качестве вывода слова Всеволода «Смелое, Рождественского о языке поэзии Цветаевой: порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости, когда опускается все понятное само собой и остаются только самые необходимые акценты мысли, - становится особой приметой ее стиля». Сделайте наблюдения над звукописью стихотворения. 4) Лексический анализ стихотворения. Работа по группам. Вывод: Для Цветаевой любовь статичная, неразвивающаяся равносильна смерти; постоянно обновляющаяся – единственно возможный путь к жизни вечной. любовь многообразная, 5) Следующий, более глубинный уровень противопоставления – мифологический. - В каком мифе скульптор силой своего искусства, своей любви оживил изваянную им статую? (Пигалион и Галатея); - Кого Бог создал из глины? (Первого человека – Адама) - А кто возник из пены? (Венера). Значит, Цветаева отождествляет себя с богиней любви и именно в этом главное ее отличие от всех остальных – обывателей и поэтов. Она – богиня любви, воплощение любви, и поэтому она – всякая, поэтому ей «дело - измена», потому она воскресает. Демонстрация репродукции картины итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Мне кажется, эту картину тоже можно внести в геральдику поэзии Марины Цветаевой, как и рябину, которая стала символом горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения судьбы поэтессы. Домашнее задание: оформить наши наблюдения в форме сочинения-интерпретации стихотворения «Кто создан из камня…»

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)

Урок литературы на тему "Езда в Остров Любви" (11 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018