Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
08.05.2018
Данный урок поможет начинающему учителю - словеснику организовать работу на уроке по теме "Великая Отечественная война в литературе".Патриотическое воспитание - одно из главных условий национального возрождения нашего общества.я считаю, что учителю необходимо способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою Родину,народ.Урок
«До последнего дыхания...».docx
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Климовская школа»
«До последнего дыхания...»
( урок, посвященный ***летию Великой Победы)
**летию Великой Победы посвящается...
Разработчик:
Есина Марина Анатольевна, директор школы,
учитель русского языка и литературы, д. Климовское
2018
Цели:
1.
повторить тему «Великая Отечественная война в современной ли
тературе»; что такое тоталитарное государство;
2.
познакомить детей с творчеством И.Уткина, М.Джалиля, X. Калоева,
Чагылгана; отработать навыки анализа литературного произведения;
3.
организация диалога национальных культур как способ воспитания
толерантности учащихся; формирование культурного межнационального
общения, воспитание любви к поэзии различных народов.
4.
развивать творчество учащихся, способствовать воспитанию чувства
любви и гордости за свою Родину и народ.
Оборудование:
5. Презентация.
Ход урока:
Слайд №1.
Свет в кабинете приглушен, в центре «горит» Вечный огонь. Дети сидят
полукругом.
Слайд № 23. Урок начинается с просмотра слайдов «Великая
Отечественная война. Сталинградская битва»
1. Вступительное слово учителя :
Слад №4: Звучат слова:
Давнымдавно была война,
Давнымдавно прошла она,
Для тех, кто жил, она была когдато...
Итак, Великая Отечественная... Почему именно эта тема? Война
завершилась *** года назад, а в этом году, как вы знаете, **** я годовщина
Сталинградской битвы. Понятно, когда о ней говорили люди, пережившие эти
события — для них память о войне священна. А почему?
Хотя бы потому, что они пережили эту страшную войну, потому что в
условиях тоталитарного государства иначе нельзя было, потому что сильны
были чувства гражданина своей страны, любви к Родине.
А что, ребята, в наши дни подругому?
Да, отношение к войне нынешнего поколения неодинаково. Одни
считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша история. Не было бы их,
героев войны, не было бы нас. Другие никаких глубоких ощущений не
переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем случае
— чтото слышали.
1.
В наше сложное время, когда много мнений, оценок, трудно правильно
оценить, сформулировать свое отношение. Я считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной. Сегодня на уроке литературные
произведения вновь вернут нас к событиям той страшной войны...
2. Основная часть
Учитель:
1. За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те,
кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто стоял у станка, работая
на фронт, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал
подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны.
Поэтическая страничка.
2. Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за
свободу и независимость нашей страны. Бессмертен подвиг татарского поэта
Мусы Джалиля (слад №5), не сложившего своего оружия поэтического слова
в гитлеровских застенках: «...Я не боюсь смерти. Когда мы говорим, что
презираем смерть, это на самом деле так. Если я при жизни делал чтото
важное, бессмертное, то этим заслужил другую жизнь – «жизнь после смерти».
Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не
умирать». Эти проникновенные слова, обращенные к самым близким людям
жене и дочери написаны Джалилем в канун его отъезда на фронт. В них
определение и объяснение великого и творческого подвига, совершенного
поэтом, чье имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной
преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Муса
Джалиль казнен фашистами в тюрьме в 1944 году. Ему посмертно присвоено
звание Героя Советского Союза.
1 й учащийся декламирует стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»:
Они с детьми погнали матерей и яму рыть заставши,
А сами они стояли кучка дикарей и хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроился ряд бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами окинул
Мутный дождь гудел в листве соседних рощ и на полях, одетых мглою.
И тучи опустились над землею, друг друга с бешенством гоня.
Нет! Этого я не забуду дня, я не забуду никогда вовеки!
Я видел, плакали как детиреки, и в ярости рыдала мать земля.
Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами,
В последний раз детей поцеловала.
В последний раз.
Шумел осенний лес, казалось, что сейчас он обезумел.
Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг.
Я слышал мощный дуб свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, прижались к матерям, цепляясь за подо
лы.
Раздался резкий звук, прервав проклятье, что вырвалось у женщины од
ной, Мальчишка мальчуган больной головку спрятал в складках платья, еще
не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна
Как не лишиться ей рассудка? Все понял, понял все малютка: «Я, мама,
жить хочу, не надо умирать! Спрячь, мамочка, меня!» Он плачет, и,
как лист,
ДИТЯ! Что ей всего дороже? Нагнувшись, подняла обеими руками
сдержать не может дрожи.
мать, Прижала к сердцу против дула прямо.
Пусти меня, пусти! Не надо умирать! — Не бойся, мальчик мой, сейчас
заснешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь, чтобы живым не закопал тебя палач!
Терпи, сынок, терпи, сейчас не будет больно. Н он закрыл глаза, и заалела
кровь, по шее лентой извиваясь. Две жизни наземь падают сливаясь. Две
жизни и одна любовь! Гром грянул, ветер свистнул в тучах, заплакала
земля в тоске глухой. О, сколько слез горячих и горючих! Земля моя,
скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас, Но
испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое? Страна
моя, враги тебе грозят! Но выше протяни великой славы знамя! Омой его
следы кровавыми слезами, и пусть его пронзят, Пусть уничтожат
беспощадно тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно
кровь наших матерей»
Учитель:
В одном из стихотворений Франко писал: «Поэт всегда новобранец, всегда
ученик». Таким новобранцем был осетинский поэт Хазби Калоев (слайд №6).
Хазби всегда искал. Он не мог удовлетвориться одной манерой, одним
стилем, одной формой изложения. Чем особенно дороги нам сегодня стихи
Хазби Калоева? Прежде всего, за беззаветную любовь к своему народу, земле.
Мало прожил молодой горец всего 22 года, он погиб в бою под Белгородом в
1943 году.
2 й учащийся читает наизусть стихотворение осетинского поэта Хазби
Калоева «Прощальный привет»:
Гнула буря дерево сурово вся в росе, лежит под ним земля...
Скакуна оседлываю снова и скачу в далекие поля.
Мне нельзя сворачивать с дороги счастье добывается в бою...
Не гляди так мрачно, друг мой строгий,
Лучше разверни гармонь свою!
Требую я мужества большого, дружбы настоящей, навсегда...
Кто коня удержит вороного?
Вот упала ранняя звезда...
После нас ты будешь жить на свете –
Дорог нам прощальный твой привет...
Одного хочу в мгновенья эти: подари улыбки свет! Учитель:
Незаконченным будет наш разговор, если мы не вспомним поэтов земли
Олонхо, поэтов Якутии. Один из них — Чагылган (слайд №7). Как поэт,
Чагылган формировался в тесном общении с духовной жизнью, языком,
бытом и нравами якутов. О Якутии он писал: «Вот колыбель моего детства,
колыбель, овеянная буйными ветрами Севера, колыбель, качавшаяся под
мерный речитатив сказочника олонхосута, родного якутского Баяна». О
войне Чагылган знал не понаслышке. Он воевал в составе легендарного
батальона якутских снайперов — стрелков, писал стихи, которые сразу
появлялись на полосах фронтовых газет. С Твардовским мечтал
познакомиться молодой поэт.
3 й ученик читает стихотворение якутского поэта Чагылгана «Воину
якуту», написанное им в 1944 году:
В бранной жизни твоей, в снах тревожных твоих,
В перерывах между боями
Пусть звучат над тобой Олонхо 1 дивный стих
О боях наших дедов с врагами.
И народа наказ помни в трудные дни:
Бей повсюду врага неустанно,
И, вздохнув глубоко, навсегда
сохрани сладкий запах родимой поляны.
Утомленье твое после долгих
атак пусть развеется воспоминанием
О безмолвных и светлых якутских ночах
И о северном ярком сиянье.
Чтобы был в бою и упорней и злей,
Чтобы был ты к врагу беспощадней,
Вспомни край свой родной, вспомни
Лены своей Красоту и простор неоглядный.
Учитель:
Окрыляющая, романтическая в своей идеальности красота России посвоему
передана в лирике военных лет Иосифа Уткина (слайд №8). «Его стихи,
написанные в годы войны, пожалуй, самые сильные в его поэтическом
наследстве»,— отмечает в своих воспоминаниях Е. Долматский. Иосиф
Уткин погиб 13 ноября 1944 года в авиакатастрофе, возвращаясь
в Москву с фронта. Пол года он не дожил до Победы... Летом того же года,
перед гибелью, у него вышел сборник стихов «О Родине. О дружбе. О любви».
Образ Родины красной нитью проходит через все творчество Уткина в
русской природе, в Пушкине, слушающем песню няни, в русской речи, в
любимой женщине.
1 Олонхо — якутский героический эпос. Стихотворение Иосифа Уткина «Если я не вернусь, дорогая...» читает 4й
учащийся:
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это другая.
Это значит... сырая земля.
Это значит, дубынелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с Родиной мне
Только вам я всем сердцем и внемлю,
Только вами я счастлив и был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
И доколе дубынелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!
3. Анализ стихотворения проводит учитель:
Ребята, перед вами стихотворение «Если я не вернусь, дорогая». Вам
предлагается провести анализ данного стихотворения.
1. Дата написания с историческим или биографическим комментарием.
2. Связь стихотворения с эпохой (для понимания основной идеи).
3. Тема и идея стихотворения:
а) о каких явлениях жизни говорит поэт;
б) как я понимаю мысли и оценки, данные поэтом, описываемые явления
жизни.
4. Пафос стихотворения (с греческого чувство, страсть, страсть,
воодушевление, подъём).
5. Структура стихотворения :
а) метрика (тоника, силлабо тоника)
б) ямб, хорей, дактиль...
6. Рифмиканеточная, мужская женская
7. Строфика.
а) катрен — четверостишие; б) способы рифмовки – парная
8. Изобразительно выразительные средства иносказания, используемые
автором.
9. Интонационно — синтаксические фигуры и их речевые особенности.
10. Лексико морфологические средства языка.
11. Моё собственное восприятие.
4. Рефлексия.
Прозвучали поэтические произведения авторов разных народов.
Что их связывает? (Дом, семья, Родина). Что двигало этими людьми и другими, что поднимало их на борьбу?
(Выходим на понятия героизм, патриотизм, любовь к Родине).
Можно ли сказать, что поэты тоже внесли свой вклад в дело Победы?
Какой ценой досталось победа советскому народу?
Что лежало в основе героизма советских людей?
Вся страна — единый военный лагерь. Объясните смысл этих слов.
5. Работа в группах.
Существует точка зрения, что невозможно было бы достичь быстрой
перестройки экономики, людских ресурсов, если не было бы тотлитарного
государства. Попробуем обсудить этот вопрос. Работа в группах, их три,
каждая из которых будет работать в определенной позиции:
«ЗА» защитники;
«ПРОТИВ» оппоненты;
«КОМПРОМИСС» аналитики, которые находят слабые и сильные
стороны позиций «за» и «против».
Используя литературные произведения, прозвучавшие на уроке,
подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Еще один вопрос группам. Как вы считаете, необходимо ли в наши дни
говорить о Великой Отечественной войне? (Обучающиеся обсуждают и
высказываются).
6. Итог урока. Слайд №9.
Подвести итоги обсуждению можно строками поэта Ю.Воронова:
А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада...
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде полистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она как сила нам нужна.
Эти строки и будут ответом на вопрос: «Надо ли говорить о войне?»
Учитель:
— Почтим героев и защитников Великой Отечественной войны МИНУТОЙ
МОЛЧАНИЯ.
Слайд №10 Помните!
Через века,
Через года,
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда,
Помните!! !
(читает обучающийся)
7. Домашнее задание
Написать письмо обращение участника Великой Отечественной войны
нам, живущим в XXI веке.
Завершает урок песня «День Победы».
Приложение №1.
Иосиф Уткин
ЕСЛИ Я НЕ ВЕРНУСЬ, ДОРОГАЯ...
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это другая.
Это значит... сырая земля.
Это значит, дубынелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.
Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастливя был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
И доколе дубынелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!
Презентация:
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.