Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Оценка 4.7

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
08.05.2018
Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Данный урок поможет начинающему учителю - словеснику организовать работу на уроке по теме "Великая Отечественная война в литературе".Патриотическое воспитание - одно из главных условий национального возрождения нашего общества.я считаю, что учителю необходимо способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою Родину,народ.Урок
«До последнего дыхания...».docx
муниципальное общеобразовательное учреждение  «Климовская школа» «До последнего дыхания...» ( урок, посвященный ***­летию Великой Победы) **­летию Великой Победы посвящается... Разработчик: Есина Марина Анатольевна, директор школы, учитель русского языка и литературы, д. Климовское  2018 Цели: 1. повторить   тему   «Великая   Отечественная   война   в   современной   ли­ тературе»; что такое тоталитарное государство; 2. познакомить детей с творчеством И.Уткина, М.Джалиля, X. Калоева, Чагылгана; отработать навыки анализа литературного произведения; 3. организация   диалога   национальных   культур   как   способ   воспитания толерантности   учащихся;   формирование   культурного   межнационального общения, воспитание любви к поэзии различных народов. 4. развивать   творчество   учащихся,  способствовать   воспитанию   чувства любви и гордости за свою Родину и народ. Оборудование: 5. Презентация. Ход урока: Слайд №1. Свет в кабинете приглушен, в центре «горит» Вечный огонь. Дети сидят полукругом. Слайд   №   2­3.   Урок   начинается   с   просмотра   слайдов   «Великая Отечественная война. Сталинградская битва» 1. Вступительное слово учителя : Слад №4: Звучат слова: Давным­давно была война, Давным­давно прошла она, Для тех, кто жил, она была когда­то... ­ Итак,   Великая   Отечественная...   Почему   именно   эта   тема?   Война завершилась ***­ года назад, а в этом году, как вы знаете, **** ­я годовщина Сталинградской битвы. Понятно, когда о ней говорили люди, пережившие эти события — для них память о войне священна. А почему? ­ Хотя бы потому, что они пережили эту страшную войну, потому что в условиях тоталитарного государства иначе нельзя было, потому что сильны были чувства гражданина своей страны, любви к Родине. ­ А что, ребята, в наши дни по­другому? ­ Да,   отношение   к   войне   нынешнего   поколения   неодинаково.   Одни считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша история.  Не  было бы их, героев   войны,   не   было   бы   нас.   Другие   никаких   глубоких   ощущений   не переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем случае — что­то слышали. 1. В наше сложное время, когда много мнений, оценок, трудно правильно оценить,   сформулировать   свое   отношение.   Я   считаю   важными   вопросы, связанные с Великой Отечественной войной. Сегодня на уроке литературные произведения вновь вернут нас к событиям той страшной войны... 2. Основная часть Учитель: 1. За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто стоял у станка, работая на фронт, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны. Поэтическая страничка. 2. Сотни   литераторов,   сражавшихся   с   фашистами,   пали   в   борьбе   за свободу и независимость нашей страны. Бессмертен подвиг татарского поэта Мусы Джалиля (слад №5), не сложившего своего оружия ­ поэтического слова ­ в гитлеровских застенках: «...Я не боюсь смерти. Когда мы говорим, что презираем смерть, это на самом деле так. Если я при жизни делал что­то важное, бессмертное, то этим заслужил другую жизнь – «жизнь после смерти». Цель   жизни   в   этом   и   заключается:   жить   так,   чтобы   и   после   смерти   не умирать». Эти проникновенные слова, обращенные к самым близким людям ­ жене и дочери ­ написаны Джалилем в канун его отъезда на фронт. В них определение   и   объяснение   великого   и   творческого   подвига,   совершенного поэтом,   чье   имя   стало   символом   стойкости,   героизма,   беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Муса Джалиль казнен фашистами в тюрьме в 1944 году. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 1 ­ й учащийся декламирует стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»: Они с детьми погнали матерей и яму рыть заставши, А сами они стояли ­ кучка дикарей и хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроился ряд бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами окинул Мутный дождь гудел в листве соседних рощ и на полях, одетых мглою. И тучи опустились  над землею, друг друга с бешенством гоня. Нет! Этого я не забуду дня, я не забуду никогда вовеки! Я видел, плакали как дети­реки, и в ярости рыдала мать земля. Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами, В последний раз детей поцеловала. В последний раз. Шумел осенний лес, казалось, что сейчас он обезумел. Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг. Я слышал  мощный дуб свалился вдруг. Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, прижались к матерям, цепляясь за подо­ лы. Раздался резкий звук, прервав проклятье, что вырвалось у женщины од­ ной, Мальчишка ­ мальчуган больной головку спрятал в складках платья, еще не старой женщины. Она смотрела, ужаса полна ­ Как не лишиться ей рассудка? Все понял, понял все малютка: «Я, мама, жить   хочу,   не   надо   умирать!   Спрячь,   мамочка,   меня!»   Он   плачет,  и, как лист, ДИТЯ!   Что   ей   всего   дороже?   Нагнувшись,   подняла   обеими   руками сдержать не может дрожи. мать, Прижала к сердцу против дула прямо. Пусти меня, пусти! Не надо умирать! — Не бойся, мальчик мой, сейчас заснешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, чтобы живым не закопал тебя палач! Терпи, сынок, терпи, сейчас не будет больно. Н он закрыл глаза, и заалела кровь, по шее лентой извиваясь. Две жизни наземь падают сливаясь. Две жизни ­ и одна любовь! Гром грянул, ветер свистнул в тучах, заплакала земля   в   тоске   глухой.   О,   сколько   слез   горячих   и   горючих!   Земля   моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят! Но выше протяни великой славы знамя! Омой его следы   кровавыми   слезами,   и   пусть   его   пронзят,   Пусть   уничтожат беспощадно тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно ­ кровь наших матерей» Учитель: В одном из стихотворений Франко писал: «Поэт всегда новобранец, всегда ученик». Таким новобранцем был осетинский поэт Хазби Калоев (слайд №6). Хазби   всегда   искал.   Он   не   мог   удовлетвориться   одной   манерой,   одним стилем, одной формой изложения. Чем особенно дороги нам сегодня стихи Хазби Калоева? Прежде всего, за беззаветную любовь к своему народу, земле. Мало прожил молодой горец ­ всего 22 года, он погиб в бою под Белгородом в 1943 году. 2 ­ й учащийся читает наизусть стихотворение осетинского поэта Хазби Калоева «Прощальный привет»: Гнула буря дерево сурово ­ вся в росе, лежит под ним земля... Скакуна оседлываю снова и скачу в далекие поля. Мне нельзя сворачивать с дороги­ счастье добывается в бою... Не гляди так мрачно, друг мой строгий, Лучше разверни гармонь свою! Требую я мужества большого, дружбы настоящей, навсегда... Кто коня удержит вороного? Вот упала ранняя звезда... После нас ты будешь жить на свете –  Дорог нам прощальный твой привет... Одного хочу в мгновенья эти: подари улыбки свет! Учитель: Незаконченным будет наш разговор, если мы не вспомним поэтов земли Олонхо,  поэтов   Якутии.  Один   из   них  —  Чагылган  (слайд   №7).  Как  поэт, Чагылган   формировался   в   тесном   общении   с   духовной   жизнью,   языком, бытом и нравами якутов. О Якутии он писал: «Вот колыбель моего детства, колыбель,   овеянная   буйными   ветрами   Севера,   колыбель,   качавшаяся   под мерный   речитатив   сказочника   ­   олонхосута,   родного   якутского   Баяна».   О войне   Чагылган   знал   не   понаслышке.   Он   воевал   в   составе   легендарного батальона   якутских   снайперов   —   стрелков,   писал   стихи,   которые   сразу появлялись   на   полосах   фронтовых   газет.   С   Твардовским   мечтал познакомиться молодой поэт. 3 ­ й ученик читает стихотворение якутского поэта Чагылгана «Воину ­ якуту», написанное им в 1944 году: В бранной жизни твоей, в снах тревожных твоих, В перерывах между боями Пусть звучат над тобой Олонхо 1 дивный стих  О боях наших дедов с врагами. И народа наказ помни в трудные дни: Бей повсюду врага неустанно, И, вздохнув глубоко, навсегда  сохрани сладкий запах родимой поляны. Утомленье твое после долгих  атак пусть развеется воспоминанием  О безмолвных и светлых якутских ночах  И о северном ярком сиянье. Чтобы был в бою и упорней и злей, Чтобы был ты к врагу беспощадней, Вспомни край свой родной, вспомни  Лены своей Красоту и простор неоглядный. Учитель: Окрыляющая, романтическая в своей идеальности красота России посвоему передана   в   лирике   военных   лет   Иосифа   Уткина   (слайд   №8).   «Его   стихи, написанные   в   годы   войны,   пожалуй,   самые   сильные   в   его   поэтическом наследстве»,—   отмечает   в   своих   воспоминаниях   Е.   Долматский.   Иосиф Уткин погиб 13 ноября 1944 года в авиакатастрофе, возвращаясь в Москву с фронта. Пол года он не дожил до Победы... Летом того же года, перед гибелью, у него вышел сборник стихов «О Родине. О дружбе. О любви». Образ   Родины   красной   нитью   проходит   через   все   творчество   Уткина   ­в русской   природе,   в   Пушкине,   слушающем   песню   няни,   в   русской   речи,   в любимой женщине. 1  Олонхо — якутский героический эпос. Стихотворение Иосифа Уткина «Если я не вернусь, дорогая...»  читает 4­й учащийся: Если я не вернусь, дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это ­ другая. Это значит... сырая земля. Это значит, дубы­нелюдимы  Надо мною грустят в тишине, А такую разлуку с любимой  Ты простишь вместе с Родиной мне Только вам я всем сердцем и внемлю, Только вами я счастлив и был: Лишь тебя и родимую землю  Я всем сердцем, ты знаешь, любил. И доколе дубы­нелюдимы  Надо мной не склонятся, дремля, Только ты мне и будешь любимой, Только ты да родная земля! 3. Анализ стихотворения проводит учитель: ­  Ребята,  перед  вами   стихотворение  «Если   я  не   вернусь,  дорогая».  Вам предлагается провести анализ данного стихотворения. 1. Дата написания с историческим или биографическим комментарием. 2. Связь стихотворения с эпохой (для понимания основной идеи). 3. Тема и идея стихотворения: а) о каких явлениях жизни говорит поэт; б) как я понимаю мысли и оценки, данные поэтом, описываемые явления жизни. 4. Пафос   стихотворения   (с   греческого   ­   чувство,   страсть,   страсть, воодушевление, подъём). 5. Структура стихотворения : а) метрика (тоника, силлабо­ тоника) б) ямб, хорей, дактиль... 6. Рифмика­неточная, мужская ­ женская 7. Строфика. а) катрен — четверостишие; б) способы рифмовки – парная 8.   Изобразительно   ­   выразительные   средства   иносказания,   используемые автором. 9. Интонационно — синтаксические фигуры и их речевые особенности. 10. Лексико ­ морфологические средства языка. 11. Моё собственное восприятие. 4. Рефлексия. ­ Прозвучали поэтические произведения авторов разных народов. ­ Что их связывает? (Дом, семья, Родина). ­ Что двигало этими людьми и другими, что поднимало их на борьбу? (Выходим на понятия героизм, патриотизм, любовь к Родине). ­ Можно ли сказать, что поэты тоже внесли свой вклад в дело Победы? ­ Какой ценой досталось победа советскому народу? ­ Что лежало в основе героизма советских людей? ­ Вся страна — единый военный лагерь. Объясните смысл этих слов. 5. Работа в группах. ­ Существует точка зрения, что невозможно было бы достичь быстрой перестройки экономики, людских ресурсов, если не было бы тотлитарного государства.   Попробуем   обсудить   этот   вопрос.   Работа   в   группах,   их   три, каждая из которых будет работать в определенной позиции: ­ ­ ­ «ЗА» ­ защитники; «ПРОТИВ» ­ оппоненты; «КОМПРОМИСС»   ­   аналитики,   которые   находят   слабые   и   сильные стороны позиций «за» и «против». ­ Используя   литературные   произведения,   прозвучавшие   на   уроке, подтвердите или опровергните эту точку зрения. ­ Еще один вопрос группам. Как вы считаете, необходимо ли в наши дни говорить   о   Великой   Отечественной   войне?   (Обучающиеся   обсуждают   и высказываются). 6. Итог урока. Слайд №9. Подвести итоги обсуждению можно строками поэта Ю.Воронова: А может, нам о них забыть? Опять война, опять блокада... Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить». Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне. И о блокаде полистали стихов достаточно вполне. И может показаться: правы и убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда — не права! Чтоб снова на земной планете  Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память — наша совесть. Она как сила нам нужна. Эти строки и будут ответом на вопрос: «Надо ли говорить о войне?» Учитель: — Почтим героев и защитников Великой Отечественной войны МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. Слайд №10 Помните! Через века, Через года, Помните! О тех, Кто уже не придет никогда, Помните!! ! (читает обучающийся) 7. Домашнее задание Написать   письмо   ­   обращение   участника   Великой   Отечественной   войны нам, живущим в XXI веке. Завершает урок песня «День Победы». Приложение №1.  Иосиф Уткин ЕСЛИ Я НЕ ВЕРНУСЬ, ДОРОГАЯ... Если я не вернусь, дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это ­ другая. Это значит... сырая земля. Это значит, дубы­нелюдимы  Надо мною грустят в тишине, А такую разлуку с любимой  Ты простишь вместе с родиной мне. Только вам я всем сердцем и внемлю.  Только вами и счастливя был: Лишь тебя и родимую землю  Я всем сердцем, ты знаешь, любил. И доколе дубы­нелюдимы Надо мной не склонятся, дремля,  Только ты мне и будешь любимой,  Только ты да родная земля! Презентация:

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!

Урок литературы на тему "Великая Отечественная война в литературе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018