Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
04.11.2017
Разработка рабочего урока при изучении романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе на тему "Конфликт поколений". Целями урока являются: совершенствование умения учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения, развитие навыков анализа эпического текста., развивать интерес учащихся к чтению романа.
Урок Отцы и дети.doc
Урок литературы в 10 классе
Проблема поколений
(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Учитель Ромм И.Г.
Цели: I. Образовательные:
1. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и
дети».
2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную
характеристику персонажей художественного произведения.
3. Развивать умение школьников определять нравственные и
идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение
к тому или иному явлению действительности.
4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического
произведения.
5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в
художественном тексте.
II. Развивающие:
1. Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность,
гибкость и т.д.)
2. Способствовать развитию воссоздающего воображения
учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений
по данному описанию.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
III. Воспитательные:
1. Способствовать формированию нравственных качеств
(искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)
2. Развивать интерес учащихся к чтению романа.
Эпиграф:
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
1 Ф.И. Тютчев.
Ход урока:
Вступление. Слово учителя.
I.
Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во
всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме
в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов,
Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее,
лихое племя, богатыри – не вы!» восклицал герой Лермонтова.
Поколение – это общность людей, живущих в определенный
исторический отрезок времени. Различные политические, экономические,
бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена
поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь
духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски
копировать «отцов» необходимо творческое переосмысление их
жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам
предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей
новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема
вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних
хозяев?
Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего
жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).
II.
Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя.
Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На
сегодняшней консультации по литературе мы попытаемся с вами ответить на
интересующие вас вопросы:
В чем же смысл заглавия романа?
Как и почему идет спор между представителями разных
поколений, между аристократами и демократами, между
либералами и революционерамиразночинцами?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно
нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и
уметь подбирать из текста примеры.
(Запись на доске. Знать: идейнонравственные позиции героев романа
Тургенева Базарова и Кирсановых.
Уметь: подбирать примеры из текста.)
Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в
этих словах? (Противопоставление)
Обратимся к словарю лингвистических терминов.
противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).
Антитеза
2 Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем?
(Либеральной аристократии и нигилистов)
Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы. (Сообщения уч
ся).
Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к
лагерю «детей»?
III. Актуализация знаний.
Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.
Каково происхождение и социальная принадлежность героев?
Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на
основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод:
Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и
психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними
должен произойти конфликт.
На дом классу было задано составить сравнительную характеристику
образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была
предложена следующая таблица:
Базаров
П.П. Кирсанов
Философские,
Происхождение,
1.
социальная
принадлежность
2. Портрет
3. Речь
4.
общественно
политические взгляды,
нравственная позиция
5. Отношение к любви
6.
интересы
7. Отношение друг к
другу
Образ
жизни,
Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)
Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав
его портретное описание?
(Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки
и
утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в
одежде, руки с длинными розовыми ногтями.)
IV. Беседа с классом, анализ произведения.
3 В X главе происходит открытый идеологический конфликт между
героями. Что движет участниками спора?
Выделите основные вопросы спора.
1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по
этому вопросу?
2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?
3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер
русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.
Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и X
главы).
4 линия спора – взгляды на искусство и природу.
Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие
взгляды?
Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем
отношении к ней?
С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя,
почему? Обоснуйте свое мнение.
1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».
3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».
4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени –
отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».
5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее
время полезнее отрицание – мы отрицаем».
6) «Исправьте общество, и болезней не будет».
Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи,
употребляет поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет
иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).
IV. Подведение итогов урока.
Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или
просто выясняли отношения?
Слово учителя:
Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно
трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны
в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это
предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются
правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других.
Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и
любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в
романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.
4 Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов
братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная
противоположность им.)
Как вы считаете, на чьей стороне автор?
Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов».
Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и
отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их
стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность
и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения
«отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается
донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем
России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия
взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать
развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны
действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный
человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества.
Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса
между поколениями.
V. Выставление и комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Объяснить значение слова «нигилизм». Найти
сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова. Прочитать главы 13
19, 2527.
5 1.
Происхождение,
социальная
принадлежность
2. Портрет
3. Философские,
общественно
политические
взгляды,
нравственная
позиция
Сравнительная характеристика героев.
Базаров
П.П. Кирсанов
Разночинец, сын лекаря, закончил
Медикохирургическую академию.
Дворянин, аристократ,
бывший военный.
Ирония и спокойствие в улыбке,
самоуверенность и ум. Одежда
обличает демократизм и простоту
привычек, обнаженные красные руки
говорят о трудовой деятельности.
Носит длинные волосы.
1) От аристократов никакой пользы, их
основное занятие – ничегонеделание.
Они заботятся только о себе, живут за
чужой счет.
2) Отрицает всё: самодержавный
строй, религию, литературу, искусство.
3)Презирает необразованность и
суеверие народа.
4) Отрицает искусство, т.к. плохо
знает его. В природе видит источник и
поле человеческой деятельности.
Утонченная,
изысканная внешность.
Пристрастие к
иностранному в
одежде, руки с
длинными розовыми
ногтями.
1) В аристократах
видит основную
общественную силу. В
них сильно развито
чувство собственного
достоинства, их
самоуважение важно,
т.к. общество строится
на личности.
2) Стоит за сохранение
старых порядков.
3) Считает, что русский
народ
6 4. Речь
Простота, близость к народной речи,
поговорки и афоризмы.
патриархальный, свято
ценит предания, не
может жить без
религии.
4) Ценит искусство и
природу как источник
красоты.
Употребляет
иностранные слова,
искажает русские на
иностранный манер.
7
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.