Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Оценка 4.8

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
04.11.2017
Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Разработка рабочего урока при изучении романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе на тему "Конфликт поколений". Целями урока являются: совершенствование умения учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения, развитие навыков анализа эпического текста., развивать интерес учащихся к чтению романа.
Урок Отцы и дети.doc
Урок литературы в 10 классе Проблема поколений (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)                                                       Учитель Ромм И.Г. Цели: I. Образовательные:  1. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и  дети». 2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения. 3. Развивать умение школьников определять нравственные и  идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение  к тому или иному явлению действительности. 4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического  произведения. 5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в  художественном тексте. II. Развивающие: 1. Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность,  гибкость и т.д.) 2. Способствовать развитию воссоздающего воображения  учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений  по данному описанию.  3. Развивать устную и письменную речь учащихся. III. Воспитательные: 1. Способствовать формированию нравственных качеств  (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.) 2. Развивать интерес учащихся к чтению романа. Эпиграф: Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век: Как ваших жалоб, ваших пений Неправый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости,  Навстречу солнцу и движенью, За новым племенем брести! 1 Ф.И. Тютчев. Ход урока: Вступление. Слово учителя. I.          ­ Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах  и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в   своем   творчестве.   Семьи   Ромео   и   Джульетты,   Чацкий   и   Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» ­ восклицал герой Лермонтова.           Поколение   –   это   общность   людей,   живущих   в   определенный   исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые   условия   накладывают   свой   отпечаток   на   жизнь   людей.   Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный   опыт   человечества.   Разумеется,   они   не   должны   рабски копировать   «отцов»   ­   необходимо   творческое   переосмысление   их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.   В   эпоху   социальных   потрясений   такая   переоценка   ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних хозяев? ­   Приведите,   пожалуйста,   примеры   противоречий   поколений   из   своего жизненного опыта. (Дискуссия учащихся). II. Сообщение темы и целей урока.  Слово учителя.  ­   Мы   продолжаем   изучение   романа   Тургенева   «Отцы   и   дети».   На сегодняшней консультации по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас вопросы: ­ В чем же смысл заглавия романа? ­ Как   и   почему   идет   спор   между   представителями   разных поколений,   между   аристократами   и   демократами,   между либералами и революционерами­разночинцами?             Чтобы   ответить   на   эти   вопросы,   мы   должны   определить   идейно­ нравственные   позиции   героев   романа   Тургенева   Базарова   и   Кирсановых   и уметь подбирать из текста примеры. (Запись   на   доске.   Знать:   идейно­нравственные   позиции   героев   романа Тургенева Базарова и Кирсановых. Уметь: подбирать примеры из текста.)    ­  Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление) ­   Обратимся   к   словарю   лингвистических   терминов. противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).  Антитеза  ­ 2 ­ Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной аристократии и нигилистов) ­ Обратимся к исторической справке.  Нигилизм. Либералы.  (Сообщения  уч­ ся). ­  Кого   из   действующих   лиц   романа   можно  отнести  к   лагерю «отцов»  и   к лагерю «детей»? III. Актуализация знаний.       ­ Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа. ­ Каково происхождение и социальная принадлежность героев? ­ Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании   происхождения   и   портретного   несходства   героев?   Вывод: Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому   облику,   что   при   всей   их   сдержанности   между   ними должен произойти конфликт.            ­ На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов   Павла   Петровича   Кирсанова   и   Евгения   Базарова.   Ученикам   была предложена следующая таблица:  Базаров П.П. Кирсанов Философские,   Происхождение, 1. социальная принадлежность 2.  Портрет  3. Речь 4.   общественно­ политические   взгляды, нравственная позиция 5. Отношение к любви 6. интересы 7.   Отношение   друг   к другу   Образ   жизни, ­ Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу) ­ Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?   (Демократизм   Б.:   длинные   волосы,   балахон,   красные   руки     и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми ногтями.) IV. Беседа с классом, анализ произведения. 3 ­ В X главе происходит открытый  идеологический конфликт между героями. Что движет участниками спора?        ­ Выделите основные вопросы спора.           1 линия –  об аристократии и её принципах.  Какова позиция героев по этому вопросу?        2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?         3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.       ­ Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и X главы).       4 линия спора – взгляды на искусство и природу.            ­ Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?            ­ Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?          ­ С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему? Обоснуйте свое мнение. 1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» 2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит». 3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». 4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». 5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем». 6) «Исправьте общество, и болезней не будет». ­   Сопоставьте   речь   Базарова   (простота,   близость   к   народной   речи, употребляет   поговорки,   афоризмы)   и   Павла   Петровича(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).   IV. Подведение итогов урока. ­ Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения? Слово учителя: ­ Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в   известной   степени   правы…   Подтверждает   ли   текст   романа   это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные   представления о других. Мы   не   можем   согласиться   со   взглядами   Базарова   на   искусство   и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.  4 Но   как   можно   принять   образ   жизни,   примитивность   интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.) ­ Как вы считаете, на чьей стороне автор? ­   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя   своего   героя,   он   хотел   показать   как   положительные,   так   и отрицательные   качества   людей   нового   времени.   Он   восхищался   их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов».   Рисуя   лучших   представителей   этого   лагеря,   Тургенев   пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России.   Писатель   на   собственном   примере   понимает   сложность   принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие   естественным   наукам,   прекратить   отрицать   явные   стороны действительности,   но,   в   тоже   время,   нельзя   отрицать   весь   накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями. V. Выставление и комментирование оценок. VI. Домашнее задание.  Объяснить   значение   слова   «нигилизм».   Найти сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова.  Прочитать главы 13­ 19, 25­27. 5 1. Происхождение, социальная принадлежность 2.  Портрет  3. Философские, общественно­ политические взгляды,  нравственная позиция Сравнительная характеристика героев. Базаров П.П. Кирсанов Разночинец, сын лекаря, закончил  Медико­хирургическую академию. Дворянин, аристократ,  бывший военный. Ирония и спокойствие в улыбке,  самоуверенность и ум. Одежда  обличает демократизм и простоту  привычек, обнаженные красные руки  говорят о трудовой деятельности.  Носит длинные волосы. 1) От аристократов никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание.  Они заботятся только о себе, живут за  чужой счет. 2) Отрицает всё: самодержавный  строй, религию, литературу, искусство. 3)Презирает необразованность и  суеверие народа. 4) Отрицает искусство, т.к. плохо  знает его. В природе видит источник и  поле человеческой деятельности. Утонченная,  изысканная внешность.  Пристрастие к  иностранному в  одежде, руки с  длинными розовыми  ногтями. 1) В аристократах  видит основную  общественную силу. В  них сильно развито  чувство собственного  достоинства, их  самоуважение важно,  т.к. общество строится  на личности. 2) Стоит за сохранение  старых порядков. 3) Считает, что русский народ ­   6 4. Речь Простота, близость к народной речи,  поговорки и афоризмы. патриархальный, свято  ценит предания, не  может жить без  религии. 4) Ценит искусство и  природу как источник  красоты. Употребляет  иностранные слова,  искажает русские на  иностранный манер.   7

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс

Урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017