Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Оценка 4.7

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
27.02.2018
Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Урок литературы в 8 классе "Русские семейства Мироновых и Гриневых" (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). Цели: показать ту среду, которая воспитала главных героев повести; приобщить детей к русской национальной культуре; воспитывать в детях объективное отношение к семье и семейным ценностям.
открытый урок литературы.doc
Тема:   «Русские   семейства   Мироновых   и   Гриневых»   (по   роману   А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).  Цели: ­ показать ту среду, которая воспитала главных героев повести; ­ приобщать детей к русской национальной культуре; ­ воспитывать в детях объективное отношение к семье и семейным ценностям. Технология: технология развития критического мышления. Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, презентация, фонограмма песни.                                                                               Эпиграф:                                                                               Ребёнок учится тому,                                                                               Что видит у себя в дому.                                                                               Родители – пример ему.                                                                                                       Себастьян Брант 1. Стадия «Вызов».  Ход урока. Звучит песня “Ой, мороз, мороз”. После прослушивания песни вопрос: /3 мин/ – Как относятся герои песни друг к другу? – Взаимоотношения мужчины и женщины в семье волновали людей с незапамятных времён, и мы с вами сегодня рассмотрим этот вопрос на подробном сопоставлении двух семей, изображённых Пушкиным в повести “Капитанская дочка” – семьи Гриневых и семьи Мироновых. А сейчас попробуем составить кластер в парах на два слова: «семья» и «любовь», если что­то не успеете сделать сразу, можно будет продолжить потом. Еще вам необходимо подумать, на какие вопросы вы хотели бы сегодня найти ответы. /5­6 мин/ 2. Стадия «Осмысление» /12 мин/ Рассматриваем кластеры, обсуждаем. Отвечаем на вопросы. ­ Скажите, что мы знаем о семье, в которой воспитывался Петруша Гринев? /Это дворяне,   Петр   Гринев   получил   типичное   воспитание,   ничем   не   отличающееся   от воспитания в других семьях/ ­  Семья   –   это,   как   правило,   быт.   Что   говорится   о   быте   Гриневых?  /   Варится варенье,   есть   голубятня,   девичья,   погребец   с   чайным   прибором,   узлы   с   булками   и пирогами/ ­  Какими словами напутствовали, благословляли  родители Петрушу?  /Зачитать отрывок из главы 1, стр. 204 (210, 211)/ ­   Таким   ли   был   дом   другой   семьи   –   Мироновых?   Найдите   описание   первого впечатления Гринева от избы Мироновых.  /«У ворот я увидел старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».   «Я велел ехать к коменданту,   и   через   минуту   кибитка   остановилась   перед   деревянным   домиком,   выстроенным   на высоком месте, близ деревянной церкви». «Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю». «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по­старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский   за   стеклом   и   в   рамке;   около   него   красовались   лубочные   картинки,   представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота»./ ­ Мироновы богаты? Что говорит об их бедности? /За столом выясняется: «А у нас, мой батюшка, всего­то одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна  беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить». Еще говорится в главе 7­ой: «Другие таскали  перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»/. Физминутка /2 мин/ Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной, теперь встаньте на другую. Встаньте парами, лицом друг к другу, возьмитесь за руки.  Когда   было   легче   удержаться   на   одной   ноге?   Что   вам   помогло?   (поддержка, взаимопомощь). ­   Поддержка   человеку   нужна   всегда,   а   особенно   в   семье,   потому   что   на взаимопонимании держатся семейные отношения.  ­   Итак,   мы   имеем   представление,   как   выглядела   русская   изба   примерно   времен Мироновых. Настало самое время сравнить семьи Гриневых и Мироновых. Заполняют таблицу, работая в парах. /3 мин/ Сравнительная таблица Семья Гриневых Семья Мироновых достаток 300 тыс. душ, дворянская усадьба. Крестьянская   изба,   из   крепостных   – девка Палашка. В   модных,   типичных   для   того времени традициях. По­видимому,   Маша   воспитывалась только своей матерью и отцом. воспитание детей глава в доме Андрей Петрович. Василиса Егоровна. отношения в семье, главные жизненные принципы Доброта, честность,   любовь,   взаимопомощь, верность   домочадцам   и   присяге, сохранение чести мундира. Доброта, честность,   любовь,   взаимопомощь, верность   домочадцам   и   присяге, сохранение чести мундира. ­ Просмотр отрывка из к/ф «Капитанская дочка» /5­7 мин/ (2.32 по 2.39) ­  Что   доказывает   чистую,   бескорыстную   любовь   Гринева   к   Маше?  /Вызывает Швабрина   на   дуэль,   обижается   на   слова   отца   в   письме,   спасает   ее   от   произвола пугачевцев;   решает   ехать   один   из   Оренбурга   в   Белогорскую   крепость,   а   ведь   это опасно!/ ­   Работа   по   карточке.  Прочитайте   приведенный   ниже   фрагмент   текста   и выполните задания. /7 мин/            Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.     Слух   о   моем   аресте   поразил   все   мое   семейство.   Марья   Ивановна   так   просто рассказала   моим   родителям   о   странном   знакомстве   моем   с   Пугачёвым,  что   оно   не только   не   беспокоило   их,   но   еще   заставляло   часто   смеяться   от   чистого   сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение   престола   и   истребление   дворянского   рода.   Он   строго   допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что­де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились   и   с   нетерпением   стали   ждать   благоприятных   вестей.   Марья   Ивановна сильно   была   встревожена,   но   молчала,   ибо   в   высшей   степени   была   одарена скромностию и осторожностию.      Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов. 1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? /просить помощи у императрицы/  2.  Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна? /преданность, доброту/ 3. Почему Гринев не мог оправдаться? /не хотел впутывать Машу/ 4. Кто донес на Гринева? /Швабрин/ 5.  Чей   это   портрет:   «Она   была   в   белом   утреннем   платье,   в   ночном   чепце   и   в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие,   а   голубые   глаза   и   легкая   улыбка   имели   прелесть   неизъяснимую…»? /императрица/ 6.  Как   называется   изобразительное   средство:   «бедная  сирота»,   «гнусный  бунт», «милая капитанская дочка»? /эпитет/ 7.  Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? /фразеологизм/ 8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? /утверждение идеалов чести/ 9. Как звали родителей Марии Мироновой и Петра Гринева? /Иван Кузьмич и Василиса Егоровна; Андрей Петрович и Авдотья Васильевна/  3. Стадия «Рефлексия» /3 мин/ ­ Составим синквейн Ключевые слова: семья, любовь Например,        Семья                                                                       Любовь                дружная, счастливая                                            вечная, родительская              благословит, поможет, выручит                поддержит, порадует, пожертвует              Семья есть благо                               Чем больше любишь, тем больше страдаешь               взаимопонимание                                                      дружба  ­ Как вы думаете, на каких жизненных принципах строилась семья Петра и Маши Гриневых?  ­ Верно, на тех самых принципах, которые были заведены еще их родителями. И я думаю,   что   и   вы   многое   почерпнете   из   этого   урока,   когда   будете   создавать   свои собственные семьи, где главным будет любовь, верность и все, что связано с добром.

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Урок литературы «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018