Урок литературы Тема "Художественное время". (7 класс)
Оценка 4.6

Урок литературы Тема "Художественное время". (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
15.05.2017
Урок литературы  Тема "Художественное время". (7 класс)
Данный урок представляет теоретический материал по теме "Художественное время" В ходе урока дается определение времени в художественной литературе. Рассматриваются все виды художественного времени: линейное, циклическое, историческое,бытовое, время человеческой жизни, мифологическое, фольклорное, сновидное, фантастическое и вечность. Рассматриваются приемы художественного времени и построение модели художественного времени.Данный урок представляет теоретический материал по теме "Художественное время" В ходе урока дается определение времени в художественной литературе. Рассматриваются все виды художественного времени: линейное, циклическое, историческое,бытовое, время человеческой жизни, мифологическое, фольклорное, сновидное, фантастическое и вечность. Рассматриваются приемы художественного времени и построение модели художественного времени.
39 худ. время.doc
Сабақ /Урок 39 Сынып/Класс 7 Дата______________ Пән/Предмет: Литература Тақырып/Тема: Художественное время. Мақсат/Цель: Изучение теоретического материала по теме «Художественное время». Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: Углубить представление о литературе как об авторском искусстве слова; ввести понятие художественного пространства и времени; познакомить учащихся с основами моделирования художественного мира. Осуществлять нравственное, эстетическое, экологическое и другие виды воспитания, используя тексты художественных произведений; показать, что литература человекоцентрична, ибо в центре внимания писателя всегда оказывается человек, его мысли, переживания, его взаимоотношения с окружающим миром. Сформировать навыки чтения, понимания, анализа и истолкования художественного текста и художественного мира литературы; развивать познавательный интерес к предмету. Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: учебник, тетрадь, презентация «Художественное время» Сабақ түрі/Тип урока: Урок изучения нового материала Әдіс-тәсілдер/Методы: Сабақ барысы/Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой. 2. Проверка домашнего задания: с. 204-207, с. 168-171 (х). Написать рассказ о лисице, изменив финал стихотворения, выучить наизусть стихотворение (по выбору) о животных. репродуктивный, частично-поисковый. Наглядно-иллюстративный, Продолжительность, 3. Работа с темой урока. 1) Слайд 3 Время – назовите ассоциации. ВРЕМЯ - 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи. длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. 3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время 4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. 5. (мн. в одном значение с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. 6. Пора дня, года. Вечернее время. Время детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разговорное). 7. в значение сказ., с неопр. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не время сидеть сложа руки. 8. Период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь Свободное время 9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. 2. 2) Слайд 4. Время – самое драгоценное из всех средств. Теофраст — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки. Разносторонний учёный; или Феофраст, Теофраст, является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Как вы понимаете данный эпиграф? 3) Слайд 5 Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. Г. Державин Назовите основную мысль стихотворения. 4) Слайд 6. Компоненты художественного мира Вспомните, что такое художественный мир? воплощенная в ХМ – это воображаемая реальность, художественном тексте. Выделяют разные виды художественных миров: жизнеподобный, исторический, романтический, сказочный, фантастический. Не только но и каждый жанр моделирует свой конкретный автор, художественный мир. Поэтому существует мир детектива, трагедии, комедии, мелодрамы, рассказа и романа. 5) Слайд 7. Характеристика основных видов художественного времени. Время считается категорией более сложной, чем пространство. Категория времени изучается разными науками, но под разным углом зрения. Проблема изучения художественного времени в литературе как словесном искусстве тесно соприкасается с лингвистической категорией времени, которое передается прежде всего через систему глагольных времен, характерную для определенного языка. Художественное время - это одновременно то представление о течении времени, которое характерно для автора-человека, и само время, изображенное в литературном произведении более или менее последовательно или дробно. Назовем основные характеристики видов времени. Настоящее, прошедшее и будущее время как три проявления одного текущего линейного времени. Циклическое время представляется совершенно иным, чем линейное время, так как движется не по прямой, а по кругу (время солнечного, лунного, годового, суточного, биологического циклов). Историческое время - одна из разновидностей линейного времени, рассмотренного в ретроспекции как совершённое и прошедшее. Историческое время может быть рассмотрено как большое время, которое противостоит малому времени человеческой жизни. Бытовое время - это время, измеряемое категориями человеческого быта, включающими труд и отдых, время завтрака, обеда и ужина, время сна и бодрствования, время праздника и будней. - это время, отведенное для человеческого бытия, которое состоит из периода детства, юности, зрелости, старости и завершается смертью. Мифологическое, фольклорное время - это особые формы времени, порожденные коллективным сознанием человечества и окончательно Время человеческой жизни Фантастическое время закрепленные в мифах, преданиях, легендах и фольклорных жанрах (сказках, былинах, песнях, обрядах). - это вымышленные формы времени, которые создает фантазия человека в искусстве. Оно встречается в литературной сказке, фантастическом рассказе, научной фантастике. Сновидное время - это особое время, существующее в сновидениях и мечтах (снах наяву) человека. Вечность - это остановленное настоящее время, которое не имеет прошедшего и будущего. 6) Слайд 8. Приемы Художественного времени Наблюдения за художественным временем позволили выделить такие приемы, как: а) замедление движения времени (ретардация) с помощью введения в текст описаний или диалогов; б) стяжение - сжатие времени, его убыстрение за счет пропусков отдельных временных отрезков (например, в тексте часто встречаются такие слова - прошло два года, через час он пришел, вечером началась метель, незаметно пролетели годы и др.); в) прием нарушения линейной последовательности событий (например, забегание в будущее или возвращение из настоящего в прошлое). Возвращение из настоящего в прошлое называют ретроспекцией. Общее представление об организации художественного времени складывается из соотнесенности различных видов времени. Часто движение сюжета строится как движение во времени. Например, в биографической трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» рассказывается о нескольких временных периодах жизни человека. 7) Слайд 9. Как строить модель художественного мира. (руководствуйтесь алгоритмом на 2-м форзаце) Строя модель художественного времени, обратите внимание на существительные, называющие отдельные единицы времени (час, месяц, год, сутки, минута, весна, осень, лето, день, ночь), на числительные, которые указывают на его длительность, на наречия (скоро, быстро, медленно), на формы глаголов, которые позволяют определить конкретные виды линейного времени (настоящее, прошедшее или будущее). Обратите внимание на используемые автором приемы организации художественного времени: замедление (ретардация), нарушение линейной последовательности; стяжение, возвращение из настоящего в прошлое (ретроспекция). На основании собранной информации можно построить воображаемую модель временной организации художественного мира. Строя модель художественного времени, вы легко научитесь создавать дневник событий. 8) Слайды 10-11. Работа с алгоритмом построения ХВ. Темпоральный - итал. tempo, от лат. tempus - время), степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего- либо; характеризующий темп процесса или события. 4. Практическая работа. Определение ХВ. Слайды 12-27. 5. Итог урока. Рефлексия. 6. Домашнее задание: с. 207-209, составить рабочий словарик по теме.

Урок литературы Тема "Художественное время". (7 класс)

Урок литературы  Тема "Художественное время". (7 класс)

Урок литературы Тема "Художественное время". (7 класс)

Урок литературы  Тема "Художественное время". (7 класс)

Урок литературы Тема "Художественное время". (7 класс)

Урок литературы  Тема "Художественное время". (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017