Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Оценка 4.7

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
28.05.2017
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Данный урок завершает работу над первым томом романа Толстого "Война и мир". В ходе урока десятиклассники должны понять, какие нравственные ценности утверждаются писателем. Считаю необходимой работу на уроке с текстом. Только авторское слово может быть убедительным и служить подтверждением мысли писателя. Урок, посвящённый анализу эпизода, позволяет учащимся понять роль данного эпизода для раскрытия характеров персонажей, а также роль эпизода в композиции романа.
Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.docx
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы. Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Федосова Галина Ивановна. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы. Цели урока: показать, какие ценности утверждаются Л.Н Толстым; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа. Задачи: развивать навыки анализа художественного текста. Тип урока: комбинированный Средства обучения: интерактивная доска, диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», Аудиоучебник для 10 класса «Литература 19 века» Структура урока 1.Организационный этап 1 мин. 2.Проверка домашнего задания 5 мин. 3. Актуализация ранее изученного материала 4 мин. 4 . Анализ эпизода. 1) Именины у Ростовых. Просмотр иллюстраций. 8 мин. 2) Лысые Горы. Просмотр фрагмента фильма (Анализ эпизода) 12 мин. 3) Работа с тренажёром 3 мин. 4)Иллюстрации аудиоучебника (Комментарии обучающихся) 5 мин. 5.Подведение итогов урока. Выводы. 5 мин. 6. Домашнее задание. 2мин. Ход урока Что нужно человеку для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Л.Н. Толстой (Эпиграф на доске) I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам письменно, в виде таблицы, предложено было показать, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в салоне А.П.Шерер. Учащиеся читают по тетради. Затем проверяют по таблице на экране. 1.Старшее поколение Вечер у А.П. Шерер Ведут себя неестественно и фальшиво. 2. Отношения в семье между взрослыми и детьми. В салоне Шерер нет детей. Ростовы Ростовы – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А.М. Друбецкой; Соня, воспитывающаяся в их семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины) Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).Верность 3.Отношения к гостям. У Шерер есть определённая иерархия: центральная фигура – виконт. 4. Отношение к войне. Модная тема. семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца) Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца) Ростовы встречают всех одинаково радушно. Центральная фигура – М.Д. Ахросимова. На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима. -По какому принципу мы сравнивали эпизоды? (по принципу контраста) -Как представлены главы о Ростовых? (Вперемежку с главами о смерти графа Безухова) - Что помогает понять приём сопоставления? (Сложность и многообразие жизни) В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез… с графом Безуховым сделался шестой удар. Эпизоды «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых» сцеплены по контрасту. Сцепление – так называл Толстой внутреннюю связь отдельных глав и картин. Итак, с самого начала романа приём сопоставления становится ведущим. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, её традиции и уклад. ( «Мысль семейная») Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы. - Как подчёркивает автор близость матери и дочери? (Одним именем – Натальи). У Толстого мать – символ мира семьи. -Какая атмосфера царит в доме Ростовых? (Именины двух Наталий. Сообщение учащегося) На экране иллюстрации (Ростовы). Предлагается обучающимся найти соответствующие строки в тексте. -Что говорит о Наташе М.Д. Ахросимова? (Найти в тексте) Здесь всё естественно, нет фальши. Вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечная любовь, благородство, чуткость, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть. В семье Ростовых царит атмосфера радости и веселья. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Н.А. Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея Болконского. Жизнь Болконских в чём-то сходна с жизнью Ростовых, но существуют и различия. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА (Н.А. Болконский провожает сына на войну, его напутственная речь) Сообщения учащихся. - Что отличает Болконских от Ростовых? Вывод. Болконских от Ростовых отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, характерной чертой является гордость. Тест на интерактивной доске. -Подумайте, какая семья ближе Л.Н. Толстому? Слово учителя. Начиная работать над романом, Толстой стремился определить характеры героев романа и составил на них своего рода «анкеты» по следующим рубрикам: имущественное, общественное, любовное, умственное, семейное. В процессе создания романа многие из первоначальных характеристик менялись, но основное содержание почти каждого из образов было взято Толстым из этих «анкет». Графа Ростова в ранних набросках романа писатель называет Толстым. Работа с иллюстрацией. -Что это за эпизод в романе? (Это Лысые Горы. Андрей Болконский и Марья Болконская). (Десятиклассники находят в тексте романа разговор молодого князя и сестры) В качестве вывода предлагаю материал аудиоучебника. Обращаемся к эпиграфу. У Л.Н. Толстого есть любимое им в полной мере счастливое русское семейство – Ростовы. Толстой пишет, что с молодым поколением в гостиную проникает луч солнца. Вывод. Подведение итогов урока. Роман построен на антитезах. Эта часть романа (1 том) является экспозицией всего романа: в ней показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни. Домашнее задание: написать в тетради, как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей. Индивидуальные задания по карточкам.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017