Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
28.05.2017
Данный урок завершает работу над первым томом романа Толстого "Война и мир". В ходе урока десятиклассники должны понять, какие нравственные ценности утверждаются писателем. Считаю необходимой работу на уроке с текстом. Только авторское слово может быть убедительным и служить подтверждением мысли писателя. Урок, посвящённый анализу эпизода, позволяет учащимся понять роль данного эпизода для раскрытия характеров персонажей, а также роль эпизода в композиции романа.
Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.docx
Урок литературы в 10 классе.
Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Учитель МКОУ «Охочевская средняя
общеобразовательная школа»
Федосова Галина Ивановна.
Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы. Цели урока:
показать, какие ценности
утверждаются
Л.Н Толстым; выявить
сопоставление и контраст как
основной композиционный
принцип романа.
Задачи: развивать навыки
анализа художественного
текста.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: интерактивная доска, диск «Уроки
литературы Кирилла и Мефодия», Аудиоучебник для 10
класса «Литература 19 века»
Структура урока
1.Организационный этап 1 мин.
2.Проверка домашнего задания 5 мин.
3. Актуализация ранее изученного материала 4 мин.
4 . Анализ эпизода.
1) Именины у Ростовых. Просмотр иллюстраций. 8 мин.
2) Лысые Горы. Просмотр фрагмента фильма (Анализ
эпизода) 12 мин.
3) Работа с тренажёром 3 мин.
4)Иллюстрации аудиоучебника (Комментарии
обучающихся) 5 мин.
5.Подведение итогов урока. Выводы. 5 мин.
6. Домашнее задание. 2мин.
Ход урока Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь с
возможностью делать
добро людям.
Л.Н. Толстой (Эпиграф на
доске)
I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам
письменно, в виде таблицы, предложено было показать, в
чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев на
именинах у Ростовых и в салоне А.П.Шерер.
Учащиеся читают по тетради. Затем проверяют по
таблице на экране.
1.Старшее поколение
Вечер у А.П. Шерер
Ведут себя
неестественно и
фальшиво.
2. Отношения в семье
между взрослыми и
детьми.
В салоне Шерер нет
детей.
Ростовы
Ростовы –
хлебосольны,
простодушны, просты,
доверчивы, щедры
(эпизод с деньгами
для А.М. Друбецкой;
Соня,
воспитывающаяся в их
семье). Отношения
между родителями –
взаимоуважение,
почтение. Положение
матери – положение
хозяйки дома
(именины). Отношение
к гостям – радушие ко
всем без почитания
чинов (именины)
Доверчивость, чистота
и естественность
(рассказы Наташи
матери обо всех своих
увлечениях).
Уважение друг к
другу, желание
помочь без нудных
нотаций (история с
проигрышем Николая).
Свобода и любовь,
отсутствие жёстких
воспитательных норм
(поведение Наташи во
время именин; пляска
графа
Ростова).Верность 3.Отношения к гостям. У Шерер есть
определённая
иерархия:
центральная фигура –
виконт.
4. Отношение к войне. Модная тема.
семейным отношениям
(Николай не отказался
от долгов отца)
Главное в отношениях
– любовь, жизнь по
законам сердца)
Ростовы встречают
всех одинаково
радушно. Центральная
фигура – М.Д.
Ахросимова.
На войну идут
сыновья, поэтому эта
тема действительно
значима.
-По какому принципу мы сравнивали эпизоды? (по принципу
контраста)
-Как представлены главы о Ростовых?
(Вперемежку с главами о смерти графа Безухова)
- Что помогает понять приём сопоставления?
(Сложность и многообразие жизни)
В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез…
с графом Безуховым сделался шестой удар.
Эпизоды «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых»
сцеплены по контрасту.
Сцепление – так называл Толстой внутреннюю связь
отдельных глав и картин.
Итак, с самого начала романа приём сопоставления
становится ведущим.
Тонкий исследователь человеческой души, Толстой
утверждал, что «Люди как реки, у каждого своё русло, свой
исток.
Исток этот – родной дом, семья, её традиции и уклад.
( «Мысль семейная») Духовную общность всех членов семьи автор
обозначает одним словом – Ростовы.
- Как подчёркивает автор близость матери и дочери? (Одним
именем – Натальи). У Толстого мать – символ мира семьи.
-Какая атмосфера царит в доме Ростовых? (Именины двух
Наталий. Сообщение учащегося)
На экране иллюстрации (Ростовы).
Предлагается обучающимся найти соответствующие строки
в тексте. -Что говорит о Наташе М.Д. Ахросимова? (Найти в тексте)
Здесь всё естественно, нет фальши.
Вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные.
Для Ростовых характерны такие качества, как простота,
радушие, естественность поведения, сердечная любовь,
благородство, чуткость, вместе с тем соблюдение светского
образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят
расчёт и корысть. В семье Ростовых царит атмосфера
радости и веселья.
Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение
генерал-аншефа Н.А. Болконского, где ожидают
отправляющегося на войну князя Андрея Болконского.
Жизнь Болконских в чём-то сходна с жизнью Ростовых, но
существуют и различия.
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА (Н.А. Болконский
провожает сына на войну, его напутственная речь)
Сообщения учащихся.
- Что отличает Болконских от Ростовых?
Вывод. Болконских от Ростовых отличает глубокая работа
мысли, высокий интеллект всех членов семьи, характерной
чертой является гордость.
Тест на интерактивной доске.
-Подумайте, какая семья ближе Л.Н. Толстому?
Слово учителя. Начиная работать над романом, Толстой
стремился определить характеры героев романа и составил
на них своего рода «анкеты» по следующим рубрикам:
имущественное, общественное, любовное, умственное,
семейное.
В процессе создания романа многие из первоначальных
характеристик менялись, но основное содержание почти
каждого из образов было взято Толстым из этих «анкет». Графа Ростова в ранних набросках романа писатель
называет Толстым. Работа с иллюстрацией. -Что это за эпизод в романе? (Это Лысые Горы. Андрей
Болконский и Марья Болконская).
(Десятиклассники находят в тексте романа разговор
молодого князя и сестры)
В качестве вывода предлагаю материал аудиоучебника.
Обращаемся к эпиграфу.
У Л.Н. Толстого есть любимое им в полной мере счастливое
русское семейство – Ростовы. Толстой пишет, что с молодым
поколением в гостиную проникает луч солнца.
Вывод. Подведение итогов урока.
Роман построен на антитезах. Эта часть романа (1 том)
является экспозицией всего романа: в ней показаны
основные слои русского общества, намечаются основные
сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие
жизни.
Домашнее задание: написать в тетради, как относится автор
к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы
нравственные ценности этих семей.
Индивидуальные задания по карточкам.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.