Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
07.04.2019
Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"
Цель данного урока - дать представление о жизненном и творческом пути писателя-земляка Федора Александровича Абрамова. В проведении урока участвуют учитель, учащиеся 10-го класса, библиотекарь. Проведение урока сопровождается презентацией, выставкой книг писателя. В уроке используются фрагменты из документальных фильмов об Абрамове.
Урок литературы в 10 классе. Слово о Ф.Абрамове.docx
Региональный компонент в преподавании литературы в 10­11 классах общеобразовательной школы Урок литературы в 10 классе (базовый уровень) Тема «Слово о писателе: Ф.Абрамов» Учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ № 12 г.Мирного Борисова Елена Васильевна, высшая квалификационная категория;  Цель  –   дать   представление   о   жизненном   и   творческом   пути   писателя­земляка Ф.А.Абрамова Задачи: 1. развитие умения выделять главное, существенное в представленном материале; 2. развитие познавательного интереса; 3. воспитание эстетического восприятия; 4. воспитание нравственных качеств (патриотизм). Форма урока – литературная гостиная Оборудование:   мультимедийный   комплекс,   презентация   о   жизни   и   творчестве Ф.Абрамова, выставка книг Ф.Абрамова, фрагменты из видеофильма А.Алина «Наедине с природой»   (1999   год),   фрагменты   из   телефильма   «Федор   Абрамов»   (по   сценарию Л.Крутиковой­Абрамовой) Ленинградское ТВ (1986 год), карточки с вопросами. Участники: учитель, ученики­ведущие. 1 Учитель (фрагменты из видеофильма А.Алина «Наедине с природой») Родной край, где ты родился и вырос, остается навсегда бесконечно дорогим. И чем старше мы становимся, тем острее чувствуем и глубже осознаем это. Недаром Д.С.Лихачев писал: «Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати­поле».  Архангельский Север – край самобытный, он замечателен  своей нежной красотой природы.   Он   славен   своей   историей   и   культурой.   Архангельский   Север   –   край литературный. Мы гордимся такими художниками слова, как Шергин и Писахов, Чапыгин и Рубцов, Фокина и Коковин.  Сегодня   мы   посвятим   нашу   традиционную   литературную   гостиную   жизни   и творчеству Ф.А.Абрамова. Мы обратим внимание на тесную связь писателя со своей малой родиной, на источник творческого вдохновения Ф.Абрамова, коим является родной край. Подтверждением являются слова самого писателя: «Я не могу жить, не могу писать, если не вдохну воздуха родного края, не пройду по родной земле»…  (портрет писателя, годы жизни, эпиграф урока). В ходе урока вы должны записать в тетради самые основные моменты, которые будут необходимы при работе над художественными произведениями автора. В этом вам помогут вопросы (на каждой парте): 1. Значение малой родины в жизни и творчестве Ф.Абрамова? 2. Темы произведений писателя? 3. Герои произведений? 4. Что ценил Абрамов в людях и воспевал в своих героях? 5. Основные произведения и сборники писателя? 1 ученик (на фоне фотографий с пейзажами Пинежья и Верколы) Абрамовский угор Ледяной сугроб сутулится,  хорохорится зима.  Здравствуй, северная улица,  пятистенные дома!  Нынче утро ой да ясное —  отсвистулила пурга!  За похиленными пряслами  меркнут мягкие снега.  А от птичника до птичника – снегириный перелет.  Прорезной узор наличника  посреди зимы цветет.  Бабы веркольские охнули,  всполошив частушкой тишь. И ворохнулися охлупни на коньках тесовых крыш. А у Дома да у самого запах пакли и сенца. Я на родине Абрамова — гражданина и певца. И сугробная, морозная, сосульками звеня, супит бровь природа грозная, 2 стужу гонит от меня. Дрогнут худенькие сосенки, хмуры хвойные верхи. Но — выпархивает солнышко воробьем из­под стрехи!   Геннадий Морозов  Учитель (фрагмент из телефильма «Федор Абрамов»)  Родина Фёдора Александровича Абрамова – Пинежье, суровая архангельская земля. У него чрезвычайно было развито чувство неразрывной связи с родимым краем, с отчими полями, лугами, лесами, со своей деревней, роднёй, домом, с братьями и сёстрами – в самом высоком значении слов. Где бы ни был Ф.Абрамов, что бы ни делал, думы о далёкой лесной стороне никогда не покидали его (фрагмент из телефильма «Федор Абрамов»). Человек большой культуры, истый интеллигент по роду своих занятий, он оставался сыном деревни, крестьянином по натуре и устремлениям, по складу души. Не потому ли и все книги Фёдора Абрамова, всё написанное им – только о деревне, северное крестьянство – единственный герой его произведений. 2 ученик Архангельская   область.   Пинежье.   Високосный   1920   год.   29   февраля   в   деревне Веркола в семье крестьянина родился сын Федор, Федор Абрамов.  Идет гражданская война. В Верколе находится штаб красных; белых только что выбили  из  монастыря за рекой ­ того самого  монастыря, который  неоднократно  будет описан Абрамовым в "Братьях и сестрах"…  Семья   была   большая   и   бедная:   отец   Александр   Степанович,   мать   Степанида Павловна, пятеро детей. Федя ­ младший. Из­за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся: за телом отца в распутицу, по бездорожью, ездил старший из детей ­ Михаил. Ему было тогда 15 лет. Шел 1921 год (фотографии родителей, фотография дома). 3 ученик Вспоминает сестра Фёдора Абрамова, Мария Александровна: «Нас осталось от отца пять человек. Мал мала меньше. Спасибо старшему брату, что не бросил нас, всех поднял на   ноги.   Некоторые   ребята   зарабатывают   деньги,   пьяные   идут.   А   наш   Михаил   идёт, обвешанный сушкой, как бусами, а то и конфеты несёт, на платье купит. Мама скажет: ­ Что ты, Миша, хоть себе покупай. ­ Да что ты, мама, их одевать надо! Особенно заботился Михаил о младшеньком, о Фёдоре. Никогда пальцем не давал обидеть, жалел его. И мать жалела. Помню бабы роптали: ­ Хоть бы этот умер­то, куда он без отца. А мать им:  ­ Не смейте так говорить! Он не умирать родился, а жить!» 2 ученик Однако семья не погибла: Степанида Павловна с пятью детьми подняла хозяйство и к тому   времени,   когда   Федору   исполнилось   10   лет,   семья   из   бедняков   выбралась   в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.  Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших. «Брат­ отец» ­ так будет писать о нем потом младший брат, Федор. И не случайно главного героя своей тетралогии, человека с похожей судьбой, назовет его именем.  3 4 ученик Федя начал учиться в 7 лет (фотография начальной школы, где учился Абрамов). Условия для занятий были трудные: не хватало учебников, тетрадей, мало было наглядных пособий.   Вспоминает   одноклассница   Фёдора   Абрамова:   «Парты   были   четырёхместные, крашенные охрой, чернильниц две в луночках. Парты были монастырские, тяжёлые. Фёдор башковитый был, подвижный, боевой…Теоремы доказывать любил. По математике я худо занималась. Так Фёдор мне решит и подаст или принесёт, когда учительница из класса выходила». И дома у Абрамовых сносных условий для учебы не было. «Жили они в небольшой избе всей семьей,— свидетельствует другая однокашница писателя, соседка по дому. — Стоял деревянный шкаф, выкрашенный красной краской. Чайник да всем по чашке. Стол. Кроватей не было. По стене нары были сделаны. Таза не было. Лоханка стояла под рукомойкой с рожком... Я помню, что в детстве Федор все в красной рубахе бегал. А брюки из холста крашеного сшиты». 5 ученик Уже в начальных классах у Федора проявляется особый интерес к художественной литературе, к чтению, к письму. В   3   классе   ему   дали   премию   за   хорошую   учебу:   материи   на   брюки   и   ситцу   на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье.  В   1932   году   Федя   окончил   начальную   школу,   веркольскую   четырехлетку.   Но   в только что созданную первую в округе семилетку его, первого ученика, не приняли: в первую   очередь   брали   всех   детей   бедняков,   красных   партизан,   а   его   сочли   сыном середнячки. По словам самого писателя, «это была страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье – все». К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, Федю приняли в школу в Кушкопале. А среднюю школу Федор заканчивает   в   Карпогорах.   Там   он   живет   в   семье   старшего   брата,   Василия,   который работает в районном отделе образования. Старшие Абрамовы по­прежнему заботились о младших: Василий сделал все, для того чтобы Федор, а впоследствии и Мария, получили высшее образование.  В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10   классе   он,   отличник,   получал   стипендию   имени   Пушкина,   которая   присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта. Федор Абрамов окончил школу с отличием (фотографии школьных лет Ф.Абрамова). 4 ученик Ему везло. Первое везение — Ленинградский университет, куда он поступил в 1938 году   на   филологический   факультет.   Недосыпал,   жадно   поглощая   новые   знания   о литературе, живописи, градостроительстве. С самых первых дней студенчества и до смерти он не только высоко ценил европейскую культуру, но и неустанно «пополнял багаж», о чем говорят   записи   дневников,   свидетельства   очевидцев.   Когда   в   галерее   Уффици   во Флоренции не оказалось русскоговорящего гида, Абрамов экспромтом провел экскурсию для группы из Литфонда (фотография студента ЛГУ). 6 ученик В 1941 году студент­третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было».    Федор   Абрамов   не   любил   рассказывать   о   своих   окопных   буднях   и   фронтовых переживаниях. Так уж получилось в его творческой судьбе, что писательство он начал с рассказа о жизни тыла. Деревенская тема увлекла его сразу и надолго. А военную тему он 4 оставил   на   потом,   как   возможный,   последующий   этап   своего   творчества.   Но   так   и   не подошел к ней. Ясно одно: фронтовая страда Федора Абрамова была безмерно тяжкой. Она была исключительной   по   концентрации   трагических   обстоятельств:   горечь   отступлений, ранения, блокада, голод, ледовая дорога по Ладоге... Абрамов не однажды был на краю ги­ бели (фотографии военных лет). 7 ученик Был дважды ранен. Вот что рассказывает об этом друг Абрамова: «Ленинградский фронт. Ударному батальону приказано сделать лазы в проволочном заграждении. Зима, мороз   сковал   болото.   Местность   открытая.   Миномётный   обстрел.   Укрытие   –   трупы погибших товарищей. Фёдор пополз к заграждению, В одной руке ножницы, в другой – граната. Внезапно замечает перед собой немца. Бросает в него гранату, но немец успел выстрелить. Разрывные пули прошивают солдату ноги. Он теряет сознание, уткнувшись лицом в землю, истекает кровью. Позёмка заметает его. Ночью специальная похоронная команда подбирала убитых. Посчитали мёртвым и Фёдора Абрамова, волокут на плащ­ палатке в братскую могилу. Усталые, измученные солдаты с трудом передвигают ноги. Один из них спотыкается, падает и проливает из котелка воду мёртвому на лицо. Мёртвый застонал.   Так   чудом   остался   жить   Ф.Абрамов.   Абрамов   всю   свою   жизнь   считал   себя должником   тех,   кто   погиб   на   фронте.   Самые   тяжёлые   дни   блокады   пережил   в ленинградском госпитале, что расположился в том самом университете, где еще несколько месяцев назад Федор учился.  6 ученик В   ту   страшную   зиму   в   неотапливаемом   помещении   раненые   лежали   в   одежде,   в шапках, в рукавицах, укрытые сверху двумя матрасами. Абрамову грозила ампутация ноги. Но опять повезло: женщина­врач, похожая на тень, отказалась ампутировать ногу и вместо этого назначила мясные шарики дважды в день.  В   апреле   1942   года   Абрамова   вместе   с   другими   ранеными   эвакуировали   из Ленинграда по Дороге жизни в одной из последних машин.  Грузовики шли под обстрелом по слабому ладожскому льду. Машина впереди, с блокадными   ребятишками,   ушла   под   лед.   Машина,   что   шла   сзади,   с   ранеными,   тоже осталась на дне Ладожского озера. А та, в которой ехал Федор Абрамов, добралась до Большой земли. И это он считал еще одним чудом в своей жизни.  Ф. Абрамов много вспоминал об отдельных моментах «своей войны» (фотография после госпиталя). 7 ученик Даже   выступая   на   своём   последнем   литературном   вечере   в   Ленинградском   доме писателей им. Маяковского в апреле 1983 года, всего за месяц до смерти, он не обошел этой темы: «Нас уходило с филологического факультета 125 ребят. Вернулось 7 или 8. В моей родной деревне было 30 парней с 20­го, моего года рождения. Нас осталось всего двое! Я — великий счастливец. Но этот дар жизни надо все время оправдывать. Мы все, фронтовики, расплачиваемся за великое счастье жить, мы все стремимся работать за тех, кто не вернулся. Работать так, чтобы они в какой­то степени могли быть нами довольны...»  Учитель Таким образом, фронт для Федора Абрамова явился еще одной и, конечно же, самой суровой   школой   духовной   закалки,   резкого   повышения   требовательности   к   себе, обостренного чувства личной ответственности за все происходящее на родной земле. С этих пор он навсегда, до конца дней своих, ощущает себя должником жизни. И в то же время военная страда дала будущему писателю много для углубленного познания души народа, нравственного величия и красоты советского человека. 5 5 ученик В мае 1942 года, еще не до конца оправившись, солдат Федор Абрамов получает отпуск. Он едет на родину, в Пинежье, некоторое время работает учителем литературы в Карпогорской школе, передвигаясь еще не без труда, с палочкой. Учащиеся старших клас­ сов   полюбили   молодого   учителя,   прямодушного   и   справедливого,   сдержанного,   но чуткого,   так   взволнованно   и   страстно   умевшего   говорить   о   замечательных   русских писателях. Лето того же года Ф. Абрамов провел в родной Верколе. Трогательной была встреча фронтовика со своими земляками. Но солдат не отдыхать вернулся в родные края. Вместе со всеми он трудился на колхозных полях, на сенокосе, на жатве, вместе со всеми делил лишения и невзгоды самого тяжелого второго военного лета. Там, в родных местах, на Пинежье, увидел то, что поразило его и запомнилось на всю оставшуюся жизнь: "…были "похоронки", были нужда страшная и работа. Тяжелая мужская работа в поле и на лугу. И делали эту работу полуголодные бабы" (фрагмент из телефильма «Федор Абрамов») Учитель Впечатления   от   жизни   деревни   той   поры   послужили   впоследствии   бесценным материалом   для   первых   книг   писателя.   Они   помогли   взять   верный   тон   в   рассказе   о «братьях и сестрах», достигнуть той меры художественной истины, без которой настоящая литература немыслима. 8 ученик С конца лета 1942 года Федор Абрамов снова на военной службе, но последствия тяжелого ранения не позволили ему вернуться в действующую армию. Сам Ф. Абрамов так рассказывал об этом периоде своей жизни: «Провел три месяца в родных краях, потом снова   ушел   в   армию,   служил   в   нестроевых   частях   с   лета   1941­го   по   1945­й:   был заместителем   политрука   роты,   год   работал   в   особом   отделе   Архангельского   военного округа». До февраля 1943 года был заместителем роты в 33­м запасном стрелковом полку Архангельского военного округа, затем ­ помощником командира взвода Архангельского военно­пулеметного училища.  С апреля 1943 года его переводят в отдел контрразведки "СМЕРШ", где он начинает службу с должности помощника оперативного оперуполномоченного резерва, уже в августе 1943   года   становится   следователем,   а   в   июне   1944   года   ­   старшим   следователем следственного отделения отдела контрразведки.  И   всю   жизнь   Федор   Абрамов   считал   себя   должником   тех,   кто   не   выжил   в   этой страшной войне. «Погибли, может быть, самые талантливые, самые гениальные ребята», ­ говорил он. И работал, сжигая себя без остатка, за себя и за них... У Ф.Абрамова нет произведений о Великой Отечественной войне, но тема войны красной нитью проходит через   всё   его   творчество.   С   какой   простотой,   незлобливостью,   мудрым   терпением рассказывает сам народ о своём прошлом, о военных и послевоенных лишениях, муках, страданиях,   бедах,   о   своём   подвижническом   труде,   о   нечеловеческой   выносливости (фотографии курсанта, следователя). (Звучит   выразительное   чтение   учениками   рассказов   «Вкус   победы»,   «Чтобы увековечить память сына».) (Фотографии жителей деревни Веркола). 1 ученик 27   ноября   1944   года   Федор   Абрамов   подает   рапорт   с   просьбой   разрешить   ему поступить   на   заочное   обучение   в   Архангельский   педагогический   институт   и   просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.  6 В августе 1945 года приходит ответ ректора ЛГУ профессора А.А. Вознесенского с просьбой   демобилизовать   Федора   Абрамова   и   отправить   в   Ленинград   для   завершения учебы.  В 1948 году Федор Абрамов, получив диплом с отличием, поступает в аспирантуру. В 1951 году Федор Абрамов защитил кандидатскую диссертацию. На защиту аспирант пришел   в   старых   рваных   ботинках.   После   защиты   сотрудники   преподнесли   ему   новые ботинки ­ в подарок (фотография 5 курс ЛГУ). Учитель И   вдруг   неожиданный   для   всех   поворот:   Фёдор   Абрамов   оставил   университет, прекратил   учебно­педагогическую   деятельность   и   целиком   посвятил   себя художественному творчеству. Теперь этапами его биографии стали книги, и вся жизнь определялась только фактами творчества. 8 ученик Тетралогия "Братья и сестры" состоит из четырёх книг:     «Братья и сёстры» (1958 г.) «Две зимы и три лета» (1968 г.) «Пути­перепутья» (1973 г.) «Дом» (1978 г.) Тетралогия     Абрамова   оказалась   очень   непохожей   на   прежние   произведения   о деревне,   она   получилась   непривычно   суровой.   И   странное   дело   именно   эта   суровость больше всего и нравилась в романах. В   романах   писателем   показаны   нелегкие   судьбы   земляков.   Повествование   о Пряслиных охватывает период от Отечественной войны до начала 1970­х годов. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин, взваливший на себя заботы о доме («Братья и сестры»). Пройдя войну, фронтовик Абрамов писал о незамеченном подвиге и великом страдании тех, кто был в тылу. Повествуя о Пряслиных, Абрамов рассказал, как и почему выстояли мы в страшное лихолетье Второй мировой войны (фрагмент из телефильма «Федор Абрамов»). Учитель Последний, ставший завещанием писателя, пряслинский роман «Дом» рассказывает о мирном   времени.   Уходят   старики,   спиваются   бывшие   фронтовики,   погибает   Лизавета Пряслина, а брат­отец Михаил Пряслин, хозяин и труженик, ничего не может сделать с разрушением   Дома   на   фоне   всеобщего   распада.   Почему?   В   одном   из   частных   писем Абрамов писал: «Я считаю, что в наших мерзостях немалая заслуга и нашего великого народа. И потому я всю жизнь кричу: встань на ноги! Оглянись кругом. Не давай каждой сволочи ездить на себе».  Обо   всех   проблемах   Абрамов   писал   прямо,   не   отступая   от   своего   призыва, прозвучавшего еще в 1954 г.: писать «только правду — прямую и нелицеприятную».  9 ученик Дом для Абрамова – это образ многозначный, символичный. Это извечная крепость человека,   его   гнездо,   прибежище,   в   крестьянской   жизни   особо,   органически   слитное   с духовным миром его хозяина, с особенностями его характера, семейного уклада.  Дом   –   это   и   отдельный   человек,   его   внутренний   мир.   В   романе   автор   этим   словом определяет главное основание в человеке, которое «ни в огне не горит, ни в воде не тонет, крепче всех кирпичей и алмазов» (фрагмент из телефильма «Федор Абрамов»). И, конечно, дом – это разные формы братского единения людей, это деревня, весь крестьянский мир, вся страна наша, наша родная земля… Таков диапазон этого образа – от души одного человека до олицетворения жизни всей страны, от показа тревог отдельного труженика до осмысления забот всеобщих, задач государственных.  7 10 ученик Федор Александрович пишет и другие вещи: в 1969 году была опубликована повесть "Пелагея", в 1970 ­ "Деревянные кони", а в 1972 году увидела свет "Алька".  Своеобразным завершением писательского пути Ф.Абрамова можно считать цикл его рассказов­миниатюр «Трава­мурава». (на   фоне   фрагмента   из   видеофильма   А.Алина   «Наедине   с   природой»   идет диалог 10 и 11 ученика) Ведущий 1: Что ж это за травка­муравка? Ведущий 2: Травка­муравка, что не знаешь? Да чего не знать­то? Глянь под ноги­то. На травке­муравке стоишь. Все, все трава­мурава. Где жизнь, где зелено, там и трава­ мурава.   Коя  кустышком,   коя  цветочком,  а   коя   и   один  стебелёк,   да   и   тот   наполовину ощипан – это уж как Бог даст. Ведущий   1:   Так,   значит,  вот   почему   ранней   весной,   «когда   половодьем   взыграют северные реки и озёра, немного подсохнет, да и проклюнется зелёная трава, потянется на Север всякий странствующий люд». Ведущий 2: Вы спросите: «Зачем?» А вот зачем «в край добра и чудес, где семь вёрст до небес и всё лесом да лесом» устремляются люди: приобщиться к животворным истокам национальной культуры, красотой и словом Севера возвысить свою душу. Ведущий 1: Деревня – преобладающая тема в произведениях писателя Ф.Абрамова, а он гордился своим деревенским происхождением. Ведущий 2: «Я, например, горжусь, что я из деревни. Потому что человек, который родился в городе, ведь он же обворован жизнью, он не знает по­настоящему мира природы, не   знает   животных,   трав,   воды,   не   знает   по­настоящему   сказок,   былин,   живого   слова, родников, бьющих оттуда. Когда я приезжаю в деревню, я буквально омываюсь в живых родниках речи. Колодец пополняется   живой   водой.   Слушая   родную   мне   северную   «говорю»,   я   чувствую   себя счастливым. Через слово возвращается ко мне моё детство, открывается та среда, откуда вышел я и все мои герои. Ведущий 1: А умеем ли мы ценить самое дорогое в жизни? Простое человеческое слово, просторы земли и неба, хлеб насущный и хлеб духовный, солнечный свет, чистую воду, свежий воздух, зелёную траву? Ведущий 2: В давние времена непоколебимо верили в целебное, врачующее слово, способное творить чудеса. Вы только вдумайтесь в строчки любимой абрамовской песни: «Хожу я по траве, хожу по мураве!» Какой одухотворённой любовью наполнены они. Ведущий   1:   Не   случайно   Абрамов   использует   их   в   качестве   эпиграфа   в   своём любимом цикле рассказов­миниатюр «Трава­мурава». Ведущий 2: Здесь всё перемешано – радостное и горькое,   трагическое и смешное, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе рассказывает сам народ. Ведущий   1:   Готовя   к   изданию   «Траву­мураву»,   Ф.Абрамов   сделал   в   дневнике многозначительную запись: «Я­то думал: всё, пропала Русь, одна шушера осталась, а читая «Траву­мураву», вдруг понял: жива Россия. И выживет. Какие прекрасные люди населяют рассказы!   Ведь   не   выдуманы   же   они.   Они   из   жизни   взяты»   (фрагмент   из   телефильма «Федор Абрамов»). Прототипами   абрамовских   рассказов   становятся   жители   Д.Веркола:   Анастасия Степановна Вороницина, Ефимья Фёдоровна Клевакина.  Ведущий 2: Давайте­ка прислушаемся к абрамовским миниатюрам. (звучит выразительное чтение учеником миниатюры «Афанасий, соври­ко») Ведущий 1: Герои миниатюр – люди рядовые, простые, незаметные, как трава­мурава, но   одарённые   самым   высоким   талантом   –   человечностью,   добротой,   любовью   к   земле. 8 Удивительная красота русской души – скромная, неброская открывается в этих маленьких рассказах.  Ведущий 2: Сюжет из «жизни» представлен в миниатюре «Самая богатая невеста» (звучит выразительное чтение учеником миниатюры). Ведущий   1:  Потаённую   красоту,   истоки   народной   культуры,   родной   северной «говори»,   «деревянную   музыку   Пинежья   открываем   мы,   перелистывая   странички абрамовских книг. 8 ученик В   это   же   лето   1981   года   Федор   Абрамов   наметил   свои   творческие   планы   на ближайшие годы.  Своим лучшим произведением Абрамов считал «Чистую книгу», материал к которой он собирал 25 лет, с конца 1950­х годов. Вдова писателя Людмила Крутикова вспоминает: «Перед   роковой   операцией   в   1983   г.   Федор   Абрамов   сказал   мне:   «Если   случится катастрофа — живи за двоих и заверши мои писательские дела. Если не я, кто и когда возьмется за «Чистую книгу»? А она так нужна людям. Особенно сейчас» (фотографии Л.Крутиковой­Абрамовой). Увы!   Замыслам   писателя   не   суждено   было   сбыться:   Федор   Александрович   успел написать лишь начало «Чистой книги», остальная часть ­ как и большинство задуманных вещей ­ осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой­Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…  В 2000 году книга стараниями вдовы была издана.  1 ученик …О болезни Федора Абрамова знали только близкие. 14 мая 1983 года писателю была сделана   операция,   которая,   по   словам   врачей,   прошла   успешно.   В   этот   же   день   в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.  19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей. Разглядывая, как птицы, словно прощаясь с Федором Александровичем, сделали круг над полями, люди переговаривались: "журавли провожают только праведников"…  (фотография могилы писателя). Федора Абрамова нет с нами, но его книги, статьи, а также люди, близкие ему по духу, продолжают  то,  что  он  делал  ­ и  призывал  делать  других  ­ всю  жизнь:  "Будить Человека в человеке".  Учитель Каковы же заветные идеи и мысли, выраженные во всём творчестве Ф. Абрамова? Самая насущная, святая мысль писателя — о верности родимой земле. Тема Родины — основная в его творчестве. Ф. Абрамов вообще считал, что без трепетного ощущения Отечества никакая литература невозможна, без чувства родины нет человека. «Родина — это то, без чего невозможно представить жизнь человека». Но   ощущение   родины   в   людях   всегда   конкретно.   Поэтому   любовь   к   отечеству проявляется прежде всего через страстную привязанность к малой родине, к породившей тебя отчей земле. Для Ф.Абрамова — это северный деревенский мир, родное Пинежье. «Когда я говорю о Родине, да и для многих людей, родившихся в деревне, она — прежде всего — родная земля, по которой протопал босыми ногами еще в детстве, где пришлось испытать первые радости и пролить первые слезы. Это та самая земля, в которой 9 захоронен   прах  моих   предков,   на   которой   дорогие   могилы   отца   и   матери.   При   одном воспоминании об этом щемит сердце...» Для писателя это чувство малой родины особенно насущное, незаменимое. Он не может творить, постигать мир без опыта, без школы, пройденной на родной земле, не может успешно осваивать жизнь без этой постоянной призмы. А в разговоре с сотрудниками газеты «Правда Севера» признавался: «Я не могу жить, не могу писать, «если не вдохну воздуха родного края, не пройду по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми». 10 ученик Памяти Федора Абрамова  Он так любил березы и космеи И пинежский напевный говорок, День ото дня сильнее и сильнее Его тянуло на родной порог. Здесь сердце отдыхало и болело, Искало вновь ответа на вопрос: Куда идем? Так в чем, скажите, дело? Земля скудеет, лес и сенокос. Герои мы на час? Да неужели? А Родина просила защитить От подлости, пассивности, безделья, От сердца равнодушного в груди. И он вставал. Он словом бил в упор! Он, как на фронте, снова был бойцом! И, выйдя на Абрамовский угор, Я чувствую, как ветер бьет в лицо! Татьяна Бечина (фотографии музея Ф.Абрамова в Верколе). Учитель (Выставка   книг   писателя).   Книги   Ф.Абрамова   интересны   и   увлекательны.   Они пронизаны духом северной земли. Дом, семья, дети – вечные ценности человеческой жизни ­   воспеты   писателем   в   художественных   произведениях.   На   уроках   литературы   по творчеству писателя будем знакомиться с миниатюрами из сборника «Трава­мурава», а также с тетралогией «Братья и сестры».  Домашнее  задание  – сочинение  –  миниатюра  «Источник  творческого  вдохновения Ф.Абрамова». Литература 1. Программа регионального компонента по литературе для 5­11 классов/ Авторы:  Скепнер Л.С., Артюгина Т.Ю., Валькова Е.И. – АОИППКРО, 2007 2. Литературный Север: Книга для учащихся 5­8 классов/ Составитель Л.С.Скепнер. –  Архангельск: Изд. Поморского педуниверситета, 1995. 3. "В мире Федора Абрамова" (подг. Л.В. Крутикова­Абрамова, Г.Г. Мартынов): СПб,  инф.­изд. агентство "ЛИК", 2005 г. 10 4. www.fabramov.ru ­ сайт, посвященный Федору Абрамову  5. Слово Федора Абрамова: Сб. статей/ Сост. и науч. ред. Е.Ш. Галимова:  Архангельск: [Архангельский центр Русского географического общества РАН,  Архангельский областной краеведческий музей, Правда Севера], 2001. 6. Воспоминания о Федоре Абрамове: М.: Сов. писатель, 2000.  7. Галимов Ш.З. Федор Абрамов: Творчество, личность.: Архангельск, Сев.­Зап. кн.  изд­во, 1989. Биография, воспоминания, анализ книг, письма Федора Абрамова  автору. 11

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"

Урок литературы в 10 классе "Слово о писателе: Ф.Абрамов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019