Анализ притчи «Польза совета»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 22.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческая работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №8 рабочего поселка Шолоховский Белокалитвинского района Ростовской области Гончаровой Анастасии, созданная в рамках учебы в региональной очно-заочной Школе для одаренных учащихся (2018-2019 учебный год). Название притчи: "Польза совета". Ссылка на текст притчи: https://pritchi.ru/id_5634.
Иконка файла материала Анализ притчи о советах. Гончарова.docx
Творческая работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №8 р.п. Шолоховский Ростовской области Гончаровой Анастасии Учитель­наставник: Кондрашова Л.Л. Анализ притчи «Польза совета» (https://pritchi.ru/id_5634) С большим интересом я познакомилась с суфийской притчей «Польза  совета». Она, как и большинство суфийских притч, поднимает важный  философский вопрос: что такое Истина и как ее постичь? В поисках ответа на него автор притчи приобщает своих читателей к размышлению над целым  рядом проблем: проблемой практической значимости совета, проблемой  правильной оценки человека, проблемой роли Истины в жизни человека. Эта  проблематика, безусловно, носит нравственно­философский характер. Композиция притчи тщательно продумана. Притча начинается с  такого  элемента сюжета, как экспозиция. В ее роли выступают первые два абзаца  текста, где читатель знакомится с главным героем произведения –  «благонравным и утонченным» человеком. Хотя для характеристики героя   здесь и используются оценочные эпитеты, подчеркивающие его мудрость, но  эта оценка, скорее, авторская. Окружающие же «не видели в нём ничего  особенно замечательного».  Так автор подчеркивает, что «обычные люди»  изначально неправильно относились к герою текста, что привело к  ошибочности общественного мнения о нем. Однако люди охотно принимали  советы того человека, не понимая до конца их важность и ценность. Завязкой сюжета является предложение, начинающееся со слов:  «Однажды несколько человек…» В данной части текста автор использует  такую форму речи, как диалог. В разговоре участвуют несколько человек:  «первый», «второй», «третий», другие люди, реплики которых не приводятся,  но говорится об их общем содержании, и руководитель. Из диалога  персонажей читатель узнает, что каждому из них в трудном путешествии,  объединившем собравшихся людей, помог совет некоего человека, которым  они воспользовались в тяжелой жизненной ситуации. Причем можно увидеть,  что эти советы носят не отвлеченный, а вполне конкретный, можно даже  сказать, что бытовой, характер: «учиться строительству плотов», «учиться  выращиванию цветов и садов», учиться «укрощать диких зверей». Все эти  мудрые советы автор текста называет «простыми вещами», однако именно они помогают «добиться прогресса в жизни». Но в притче с сожалением  подчеркивается, что «лишь немногие … поняли, насколько важным это могло  стать для их выживания». В реплике руководителя мы словно слышим слова автора притчи,  говорящего о главных жизненных приоритетах: «многие люди, приходившие к  нему (главному герою текста) за советом, смеялись над ним или забывалиего уроки, потому что не понимали, что в его советах мог быть скрытый  смысл». Кульминацией притчи является эпизод «узнавания»: «…руководитель  был именно тем человеком, жившим у подножья горы и давшим им  (путникам) совет. Они еле пришли в себя от изумления…». Затем наступает  развязка: руководитель­мудрец привел своих учеников «в присутствие  Истины — и затем они увидели, что Истина была не чем иным, как тем самым  человеком». Таким образом, композиция притчи кольцевая: путешественники  предстали перед тем человеком, к которому они обращались за советом в  начале текста. Нравственная идея притчи содержится в ее предпоследнем абзаце: чтобы  достичь Истины, надо пройти три стадии – «стадию совета и его принятия,  стадию путешествия и приложения своего знания, и стадию осознания самой  Истины». Иными словами, осознать Абсолютную Истину может только тот  человек, который соотносит свои намерения со способами достижения  результатов. Каждый получает именно то, что он ищет!