Творческая работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №8 рабочего поселка Шолоховский Белокалитвинского района Ростовской области Гончаровой Анастасии, созданная в рамках учебы в региональной очно-заочной Школе для одаренных учащихся (2018-2019 учебный год). Название притчи: "Польза совета". Ссылка на текст притчи: https://pritchi.ru/id_5634.
Творческая работа ученицы 10 класса
МБОУ СОШ №8 р.п. Шолоховский Ростовской области
Гончаровой Анастасии
Учительнаставник: Кондрашова Л.Л.
Анализ притчи «Польза совета»
(https://pritchi.ru/id_5634)
С большим интересом я познакомилась с суфийской притчей «Польза
совета». Она, как и большинство суфийских притч, поднимает важный
философский вопрос: что такое Истина и как ее постичь? В поисках ответа на
него автор притчи приобщает своих читателей к размышлению над целым
рядом проблем: проблемой практической значимости совета, проблемой
правильной оценки человека, проблемой роли Истины в жизни человека. Эта
проблематика, безусловно, носит нравственнофилософский характер.
Композиция притчи тщательно продумана. Притча начинается с такого
элемента сюжета, как экспозиция. В ее роли выступают первые два абзаца
текста, где читатель знакомится с главным героем произведения –
«благонравным и утонченным» человеком. Хотя для характеристики героя
здесь и используются оценочные эпитеты, подчеркивающие его мудрость, но
эта оценка, скорее, авторская. Окружающие же «не видели в нём ничего
особенно замечательного». Так автор подчеркивает, что «обычные люди»
изначально неправильно относились к герою текста, что привело к
ошибочности общественного мнения о нем. Однако люди охотно принимали
советы того человека, не понимая до конца их важность и ценность.
Завязкой сюжета является предложение, начинающееся со слов:
«Однажды несколько человек…» В данной части текста автор использует
такую форму речи, как диалог. В разговоре участвуют несколько человек:
«первый», «второй», «третий», другие люди, реплики которых не приводятся,
но говорится об их общем содержании, и руководитель. Из диалога
персонажей читатель узнает, что каждому из них в трудном путешествии,
объединившем собравшихся людей, помог совет некоего человека, которым
они воспользовались в тяжелой жизненной ситуации. Причем можно увидеть,
что эти советы носят не отвлеченный, а вполне конкретный, можно даже
сказать, что бытовой, характер: «учиться строительству плотов», «учиться
выращиванию цветов и садов», учиться «укрощать диких зверей». Все эти
мудрые советы автор текста называет «простыми вещами», однако именно они
помогают «добиться прогресса в жизни». Но в притче с сожалением
подчеркивается, что «лишь немногие … поняли, насколько важным это могло
стать для их выживания».
В реплике руководителя мы словно слышим слова автора притчи,
говорящего о главных жизненных приоритетах: «многие люди, приходившие к
нему (главному герою текста) за советом, смеялись над ним или забывалиего уроки, потому что не понимали, что в его советах мог быть скрытый
смысл».
Кульминацией притчи является эпизод «узнавания»: «…руководитель
был именно тем человеком, жившим у подножья горы и давшим им
(путникам) совет. Они еле пришли в себя от изумления…». Затем наступает
развязка: руководительмудрец привел своих учеников «в присутствие
Истины — и затем они увидели, что Истина была не чем иным, как тем самым
человеком». Таким образом, композиция притчи кольцевая: путешественники
предстали перед тем человеком, к которому они обращались за советом в
начале текста.
Нравственная идея притчи содержится в ее предпоследнем абзаце: чтобы
достичь Истины, надо пройти три стадии – «стадию совета и его принятия,
стадию путешествия и приложения своего знания, и стадию осознания самой
Истины». Иными словами, осознать Абсолютную Истину может только тот
человек, который соотносит свои намерения со способами достижения
результатов. Каждый получает именно то, что он ищет!