Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.05.2019
Целевое назначение:
1. Познакомиться со стихотворением К.Симонова «Жди меня…», выявить нравственную актуальность темы в современном мире.
2. Формирование навыков анализа лирического произведения, монологических и диалогических коммуникативных навыков.
3. Способствовать формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности учащихся.
4. Воспитание интереса к произведениям К.Симонова
5. Формировать осознанное отношение к эпистолярному жанру, создавать условия для самовыражения.
6. Развивать навыки исследовательской работы.
7. Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре как одном из способов написания сочинения.
Задачи:
1. Формирование коммуникативных навыков через вовлечение в совместную проектную деятельность.
2. Развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт,
3. Воспитание личности, осознающей себя частью русской культуры.
Урок литературы в 11 классе.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. Заргалаева»
Урок литературы в 11 классе
«К.Симонов «Жди меня…»».
Провела учитель русского языка и литературы:
Карагишева А. А.
Целевое назначение:
1. Познакомиться со стихотворением К.Симонова «Жди меня…», выявить нравственную
актуальность темы в современном мире.
2. Формирование навыков анализа лирического произведения, монологических и диалогических
коммуникативных навыков.
Страница 1 из 7 3. Способствовать формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности,
формированию нравственных качеств личности учащихся.
4. Воспитание интереса к произведениям К.Симонова
5. Формировать осознанное отношение к эпистолярному жанру, создавать условия для
самовыражения.
6. Развивать навыки исследовательской работы.
7. Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре как одном из способов написания сочинения.
Задачи:
1. Формирование коммуникативных навыков через вовлечение в совместную проектную деятельность.
2. Развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт,
3. Воспитание личности, осознающей себя частью русской культуры.
Технология: проектная, ИКТ
Оборудование: 1. Портреты поэта.
2. Фотографии В. Серовой
3. Мультимедийный проектор
4. Стихотворение «Жди меня…»
5. Карточки
Ход урока.
Страница 2 из 7
Простой бумажный листок, как ты сердцу дорог, Когда приходишь к нам от близких и родных.
Листок бумажный, сколько разговоров
Ты вызываешь силой строк своих родных.
Тебя блиндажах и дзотах,
Под гром орудий и снарядов свист;
Тебя читают, сидя в самолетах,
Простой бумажный, долгожданный лист.
Косые строки пишет матьстарушка,
Дает наказ: «Проклятых немцев бей!»
Жена – о том, что сын растет послушный,
И все попрежнему гоняет голубей.
Из фронтового письма. 1944г. г. Шадринск,
автор неизвестен.
Учитель: В истории России множество дат. Есть красные даты, символизирующие праздники,
победы, трудовые успехи и достижения. Есть чёрные даты – даты горестные для нашего народа. Среди
всех выделяется 9 Мая – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это великий
праздник, благодаря которому продолжается жизнь, рождаются новые дети в нашей стране, взрослеют на
уроках мира, правды и добра. Это день великой скорби нашего народа, потому как огромной ценой
досталась нам эта Великая Победа. Каждая семья причастна к нашему главному празднику: у всех деды и
прадеды сражались, а бабушки работали в тылу. История Великой Отечественной войны связана со всеми
нами, живущими сегодня под мирным небом.
Выступление группы историков: (Показ хроники военных лет). Война… От Бреста до Москвы –
1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км, итого – 2600 км. Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа,
перебежками, попластунски – 4 долгих года.
В годы войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и
посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на
долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек.Забыть прошлое – значит, предать память о
людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить
минуту молчания, мир молчал бы 50 лет!!! ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Учитель: Наверное, каждая семья имеет, хоть небольшой, семейный архив. И это очень хорошо.
Молодое поколение должно знать и помнить своих предков. Особенно обостренно чувствуешь прошлое,
когда смотришь фотографии и читаешь старые письма. Многим из них уже более 60 лет. Написавших их
людей, может быть, давно нет в живых, но по письмам можно узнать их заботы, чувства, мечты.
Выступление группы краеведов: Изучать Великую Отечественную войну можно не по сводкам
информбюро, не по картам боевых действий, а по живым свидетельствам непосредственных участников
великих и трагических событий нашей Родины по фронтовым письмам. Та семья, которая имеет в своем
архиве фронтовые письма родственников, может этим гордиться. Фронтовые письма заставляют нас
задуматься о долге нашего поколения перед поколением военных лет, о долге памяти и несут для нас
образец патриотизма и беззаветной преданности Родине Солдатские письма, фронтовые треугольники
последняя нить, связывающая живых с погибшими. Они живы в этих письмах и по сей день. Слышится их
голос, близки и понятны радости и огорчения, боль и надежда. Во время войны было много различных
форм писем, но основную часть составляли знаменитые в то время треугольники. Сохранилось большое
количество писем открыток с изображением советских солдат с надписями: «Смерть немецким
оккупантам!», «Отвоюй свободу родным людям!», «Бей фашистов!» Многие письма написаны в
драматической обстановке, но поражают своим спокойствием. Солдаты сознательно избегают темных
красок, чтобы семьи меньше беспокоились. Со школьной скамьи ушел на фронт Анатолий Галюков. В
конце 1942 г он на Сталинградском фронте. Ни слова в его письмах о том, как трудно приходится
вчерашнему мальчику участвовать в тяжелейших военных операциях: «Живу нормально, т.е. по
фронтовому…Обо мне не беспокойтесь жив, здоров…» таков основной смысл 12 писем
Анатолия.Читая большую часть писем с фронта, не ощущаешь жестокости войны, ведь они написаны
Страница 3 из 7 родным. Какой человек захочет расстраивать свою жену, мать описанием жертв фашистов? Во фронтовых
письмах встречаются яркие выражения, пословицы и поговорки:
«Не жди пушку, лови немца на мушку». «Не тот удал, кто пальнул, да пропал, а тот, кто бьет да
долго живет». «И короткими очередями можно вести длинный счет». «Снайпера узнают по выстрелу,
разведчика по «языку».Встречаются и мудрые воинские изречения А.Суворова; т.е. через 150 лет после
смерти полководца становились лозунгами для бойцов, призывали к совершению благородного
подвига:«Сам погибай, а товарища выручай». «Суворовский завет свят: гвардейцы насмерть стоят!»
«Русские прусских всегда бивали!»Фронтовой опыт, мудрость бойца отражаются в новых пословицах,
читаемых в письмах. В них мировоззрение бойца, его представления о долге, чувство морального
превосходства над противником, уважение к смелым людям, и презрение к трусам.Насыщенность
фронтовых писем стихотвореньями, строками из песен, частушками говорит нам об эмоциональности.
Обострение чувств в критических, стрессовых ситуациях заставляет простых людей для выражения своих
переживаний переходить к стихотворной, поэтической форме. Широко распространился в годы войны
жанр любовных писем, написанных стихами они шли с фронта и на фронт. В них были ярко видны
чувства и стремления бойца, который и в окопах не забывал образ любимой. Основной темой писем была
тема «Жди меня жду тебя». Девушка в письмах просила, чтобы боец писал ей обо всем.
Все проходят раны
Поздно или рано.
Но любовь, мой милый,
Не проходит, нет. (Из фронтового письма Киселева Е.П.)
Тема «жди меня жду тебя» породила массу частушек. Бойцы писали письма домой.. А, может быть, в
тылу ждала солдата невеста? будущее рисовалось мирным и прекрасным.
Надо было дать ей весточку, и солдат писал:
Из далекого Прусского края,
Из далеких болотистых мест
Шлю тебе, дорогая Танюша,
Свой горячий танкистский привет.
Учитель: Стихотворение К.Симонова «Жди меня…» это своего рода письмозаклинание, обращенное к
любимой девушке.
Звучит стихотворение.
Выступление группы литературоведов: История создания стихотворения «Жди меня…». 27
июля 1941 года Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте — в Вязьме,
под Ельней, близ горящего Дорогобужа. Он готовился к новой поездке на фронт — от редакции “Красной
звезды”; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя. «За эти семь дней, — вспоминал он,
— кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал “Жди меня”, “Майор привез
мальчишку на лафете” и “Не сердитесь, к лучшему”. Я ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине и
утром остался там, никуда не поехал. Сидел на даче один и писал стихи. Кругом были высокие сосны,
много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. На несколько часов даже захотелось
забыть, что на свете есть война. Наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне,
Страница 4 из 7 сколько о своей собственной судьбе на ней. И вообще, война, когда писались эти стихи, уже
предчувствовалась долгой. «..Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не
для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...». Поздней осенью, уже в Северной армии, Симонов
читал еще не напечатанное стихотворение «Жди меня» целому десятку людей сразу. Из воспоминаний
поэта: «Наша “Красная звезда” помещалась тогда в том же самом здании, что и “Правда” и “Комсомолка”.
После возвращения из Феодосии (Симонов вернулся в Москву с Южного фронта 9 января.) я встретился в
редакционном коридоре с редактором “Правды”. И он повел меня к себе в кабинет попить чаю. Посетовав,
что за последнее время в “Правде” маловато стихов, Поспелов спросил, нет ли у меня чегонибудь
подходящего. Я сначала ответил, что нет.
— А мне товарищи говорили, будто вы недавно тут чтото читали.
— Вообщето есть, — сказал я. — Но это стихи не для газеты. И уж во всяком случае, не для “Правды”.
— А почему не для “Правды”? Может быть, как раз для “Правды”.
И я, немножко поколебавшись, прочел Поспелову не взятое в “Красную звезду” “Жди меня”. Когда я
дочитал до конца, Поспелов вскочил с кресла, глубоко засунул руки в карманы синего ватника и забегал
взад и вперед по своему холодному кабинету.
— А что? Помоему, хорошие стихи, — сказал он. — Давайте напечатаем в “Правде”. Почему бы нет?
Только вот у вас там есть строчка “желтые дожди”... Нука, повторите мне эту строчку.
Я повторил:
— «Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди...»
— Почему “желтые”? — спросил Поспелов.
Мне было трудно логически объяснить ему, почему “желтые”. Наверное, хотел выразить этим словом свою
тоску.
Поспелов еще немножко походил взад и вперед по кабинету и позвонил Ярославскому. Пришел седоусый
Емельян Михайлович Ярославский в зябко накинутой на плечи шубе.
— Прочитайте, пожалуйста, стихи Емельяну Михайловичу, — сказал Поспелов.
Я еще раз прочел свое “Жди меня”, теперь уже им обоим.
Ярославский выслушал стихи и сказал:
— Помоему, хорошо.
— А вот как вам кажется, Емельян Михайлович, эти “желтые дожди”... Почему они желтые? спросил
Поспелов.
— А очень просто, — сказал Ярославский. — Разве вы не замечали, что дожди бывают разного цвета?
Бывают и желтые, когда почвы желтые...
Он сам был живописцемлюбителем и, наверное, поэтому нашел для моих желтых дождей еще один довод,
более логический и убедивший Поспелова больше, чем мои собственные объяснения. Потом оба они
попросили меня в третий раз прочесть стихи. Я прочел и оставил их Поспелову, сказавшему: “Будем
печатать”. А через несколько дней, вернувшись изпод не взятого еще, вопреки ожиданиям, Можайска,
увидел свое “Жди меня”, напечатанным на третьей полосе “Правды”.
Много лет прошло с тех пор. Много лет тому назад Лев Кассиль первый слушатель, которому
посчастливилось услышать это стихотворение сказал Симонову, что стихотворение это очень похоже на
заклинание... И он был прав... Это действительно заклинание. И оченьочень сильное заклинание.
Выступление группы поисковиков: Адресат стихотворения «Жди меня…» Стихотворение
Константина Симонова, опубликованное в январе 1942 г. в газете «Правда», обращалось к одной женщине
– Валентине Серовой. Эти стихи стали жизненно необходимы миллионам людей в самое тяжелое для них
время.
Звезду советского кинематографа тридцатыхпятидесятых годов зрители обожали. Но в то время не
существовало «глянцевых» журналов, способных удовлетворить интерес поклонников к личной жизни
актрисы, поэтому вакуум неизбежно заполнялся множеством мифов и легенд. Актриса рано овдовела (ее
первым мужем был Герой Советского Союза летчик Анатолий Серов) и вскоре связала свою судьбу с
известным поэтом Константином Симоновым. Именно она вдохновила его на создание знаменитого
стихотворения «Жди меня», которое стало всенародно любимым в годы Великой Отечественной войны.
Страница 5 из 7 В стихотворении воспевалась верность женщины ушедшему на фронт мужу. Но именно в это время прошел
слух о бурном романе Серовой с маршалом Рокоссовским…
Говорили, что Сталин, любовно называвший Серову «дочкой», настаивал на поддержании государственной
легенды любви Поэта и Актрисы. Но он смог понять и своего военачальника. Когда ему доложили о
«факте морального разложения» и спросили: «Что будем делать с Рокоссовским?», вождь ответил: «Что
будем делать? Завидовать ему будем!» Валентина Серова – женщина вне времени. Та «великая» эпоха
воспевала совсем других женщин – деятельных, несгибаемых, противостоящих жизненным невзгодам,
суровым лишениям и трудностям, без конца преодолевающих тернии на пути к социалистическим звездам.
А Серова не противостояла и не преодолевала – просто жила и любила. И ее любили. Любили отчаянно,
самозабвенно, любили так, как многие женщины только мечтают быть любимыми.
Выступление группы исследователей: Анализ стихотворения Симонова «Жди меня». Это
стихотворение завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах,
заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых
и убитых…
Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно
обращено к конкретному лицу (Валентине Серовой.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта
любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди,
повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном
итоге и зависит жизнь и победа.
Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» это главная мысль произведения. Она
проста и пожитейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в
молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.
Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель
понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит;
надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по
настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит:
«Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень».
Во второй строфе преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица.
Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (стихотворение написано в 1941 г.,
когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с
ожиданием скорой победы, читается здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать»,
действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права.
Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто
большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на
фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души»,
откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.
Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди
скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви,
приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня».
Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается
просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в
лихолетья – «как никто другой».
Учитель: Стихотворение «Жди меня» это послание, письмо с фронта любимой девушке.
А что вы знаете о письме, об эпистолярном жанре? Приведите примеры.
А какие правила переписки вам известны?
Учитель: Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я
понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и
Страница 6 из 7 интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно
читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого
не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих
условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку
затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу
там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое
великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.
Это стихотворение нашло отклик в душе каждого человека нашей страны.
Рефлексия. Заполнение карточки «Оценивание»
Итоги урока. И сегодня, в дни подготовки к празднованию памятной даты – Победы нашего народа в
Великой Отечественной войне – мы вспоминаем всех, кто ковал Победу в тылу, кто защищал грудью нашу
Родину на передовой, всех, кто дошёл до Победы и кто пал смертью храбрых. Низкий им поклон! Вечная
им память!
Домашнее задание. Написать письмо солдату.
Страница 7 из 7
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Урок литературы в 11 классе «К.Симонов «Жди меня…»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.