Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
18.05.2017
Урок внеклассного чтения проведен с использованием новых подходов в обучении: диалоговое обучение, элементы критического мышления (кластер для пробуждения интереса, составление дискуссионной карты, эссе на этапе рефлексии), ИКТ (презентация учащихся).
ФОПД учащихся - фронтальная и групповая. В ходе урока формируются умение мыслить, рассуждать, выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, работать самостоятельно и коллективно. Воспитываются нравственные качества: честь, долг, совесть
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина.doc
Урок по повести В. Распутина «Живи и помни», 11 класс
Тема: Две судьбы: трагедия и тупик. (Образы Настены и Андрея
Гуськова в повести "Живи и помни" В.Распутина).
Цели:
1) найти ответы на вопросы: почему погибли главные герои повести,
кто виноват, почему так трагически сложилась их судьба?
2)развивать умение мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения;
работать самостоятельно и коллективно;
3)воспитывать нравственные качества: честь, долг, совесть; интерес к
творчеству В.Распутина.
Оборудование: портрет писателя (работы учащихся); выставка
произведений В.Распутина, презентация
Эпиграфы к уроку:
1. Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и
испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество,
вызванное слабостью твоей, неразумением ли, оборачивается еще
большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя.
В.Астафьев
2.Человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит
по ней до конца.
В.Распутин
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Много на свете книг: хороших и не очень. В них все мы ищем ответы на
«вечные вопросы»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? И что
ненавидеть? Как правильно поступить?» В поисках ответа на свои
вопросы, зачастую мы обращаемся к произведениям, в которых рядом с
обыденным, бытовым всегда присутствуют духовные ценности,
нравственные законы. Что сегодня происходит с молодыми и с миром?
Почему вместо увеличения любви и добра все больше разъединение и
отчуждение людей друг от друга и от природы? Почему стремление к
сытости и комфорту, материальным благам становится главным в
жизни людей? Почему многие в суете, в нетерпении жить легкой
жизнью забывают о своей душе, перестают жить в согласии с собой, со
своей совестью? Ответы на эти вопросы можно найти, читая
произведение В.Распутина, - одного из самых беспокойных и
совестливых писателей нашего времени.
2.Презентация – представление писателя и его
творчества( подготовлена группой учащихся).
3. Слово учителя:
Война... Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах.
Сколько людей погибло во время Великой Отечественной войны!... Но,
погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и
близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель
человека. Именно об этом рассказывает повесть В.Распутина "Живи и
помни".
II.Работа над произведением.
1. Стадия вызова
Проблемный вопрос: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
слышите слова трагедия, тупик? (Составление кластера) люди обреченность
безвыходность
смерть ТРАГЕДИЯ боль безнадежность
ТУПИК стена
горе непонимание
поражение
Нам нужно больше информации, чтобы расширить свой ассоциативный
ряд по этим двум понятиям. Возможно, они появятся сейчас, когда вы
поделитесь своими впечатлениями о прочитанной повести.
Выступление учащихся по теме «Мои впечатления о повести и ее
героях».
2. Аналитическое прочтение повести – диалогическая беседа.
- О чем повесть «Живи и помни»?
- Как вы думаете, в чем сила этого произведения, почему оно до сих пор
вызывает интерес, привлекает всеобщее внимание к себе? (интрига в
сюжете, необычность темы, психологизм, трагедией - путешествием
вглубь человеческой души).
Для справки: О дезертирах в годы «народной, священной войны»
писали в свое время Юрий Гончаров в повести «Дезертир»(1950 г.),
Чингиз Айтматов «Лицом к лицу»(1957 г.), Василь Быков «Сотников».
- С какого события (факта) начинается повесть? (с пропажи топора) -
зачитать.
- Что символизирует собою топор? (символ беды, нависшей над
Гуськовыми, орудие убийства).
- Как жили Настена и Андрей до войны?
- Чем отличались характеры Настены и Андрея? Какие черты характера
явились доминирующими у каждого?
Настена
Андрей
трудолюбие
себялюбие
терпение
эгоизм
человечность
обреченность
- Любила ли Настена своего мужа?
- Что для нее любовь? (благодарность, что взял замуж, вина, что не
было детей, т.е. любовь - привычка)
- Любил ли Настену Андрей? (для меня ты - свет в окошке).
- Кто должен был умереть? (Гуськов, а гибнет Настена. А значит,
дезертир умирает дважды: никогда и ни в ком он уже не продолжится,
никогда и никто не будет понимать его так, как Настена; умер он
духовно, умрет и физически: дни его сочтены).
- Какую роль играет пейзаж в повести (зачитать эпизоды). 3. Дискуссия (работа в группах: каждая группа составляет вопросы, а
потом задают их друг другу, чтобы образы предстали цельными и
помогли бы нам ответить на вопрос: «В чем трагедия героев»?).
1 группа
2 группа
вопросы по образу вопросы
по образу
Настены А.
Гуськова
4.Составление кластера
решительность любовь сострадание
доброта НАСТЕНА терпение
милосердие долг верность душевная
щедрость
Обида
одиночество АНДРЕЙ злость
страх
5. Составление дискуссионной карты.
Вопрос: Было бы лучше, если Гуськов не вернулся, а пропал без вести?
(обмен мнениями)
ДА? НЕТ?
Почему? (учащиеся вступают в диалог)
Если кто-то в ходе диалога поменяет точку зрения, может перейти в
другую группу.
III. Обобщение
- В чем трагедия героев? (прослушать учащихся, сделать свой вывод)
У Андрея - от его вины.
У Настены - пошла против совести, совершила грех.
Духовная - Андрея.
Физическая - Настены и ее неродившегося ребенка; река забирает ее,
освободив от какого - либо другого выбора.
- Какую героиню литературы XIX века напоминает Настена? (Закончить
кластер).
IV.Рефлексия - эссе «Кто виноват в гибели Настены и Андрея Гуськова?»
V. Итоги урока.
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Живи и помни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.