Урок литературы в 5 классе "Путешествие в Лукоморье"
Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
русская литература
5 кл
07.04.2017
Урок литературы в 5 классе по сказкам А.С.Пушкина. Проводится в форме путешествия. Использованы разные виды работы: викторина по сказкам Пушкина, определение героев сказок по рисункам , угадывание персонажей, ответы на вопросы. Урок проводился с целью воспитания в детях добрых чувств, развития образного мышления, речи, памяти.
Путешествие в Лукоморье.doc
Путешествие в Лукоморье.
(Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе)
Цель: обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина
Задачи:
закрепить знания по сказкам великого русского писателя;
развивать образное мышление, речь, память;
формировать представления об особенностях жанра;
прививать интерес к предмету , любовь к чтению
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
развивать коммуникативные навыки;
вызывать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть
преимущество добра над злом, воспитывать обучающихся через поступки
героев.
Форма урока: диалог с элементами путешествия.
Оборудование: мультимедиа, иллюстрации учащихся, выставка книг, портрет
поэта.
ХОД УРОКА:
1. Сообщение темы и задач урока. Эмоциональный настрой учащихся
на работу.
2. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен
гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с
раннего детства. Если я обращусь к вам с вопросом: «Творчество каких
поэтов вам знакомо?», вы, как правило, первой называете фамилию
Пушкина. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну сказок,
придуманную Александром Сергеевичем для вас. Она называется
Лукоморье. Ребята , а каким вы представляете Лукоморье? (Слайд 1)
(Ответы учащихся)
А вам хочется попасть в эту сказочную страну?
Да.
Хорошо. Только транспорт в сказку должен быть сказочным. Давайте
вспомним, какие средства передвижения используют герои сказок
Пушкина. Ступа, бочка, корабль, борода колдуна, конь, шмель и т.д.(Слайд 2)
Что мы выберем?
(Ответы учащихся)
Прекрасно! Приобретаем билеты. А цена их чтение отрывка из любой
сказки Пушкина.
(Чтение отрывков из сказок)
Все уселись? Готовы? Закройте глаза. Теперь все вместе скажем:
«4,3,2,1 в Лукоморье мы летим!»
(Звучит фонограмма музыки «Полет шмеля»)
Открываем глаза. Вот и прибыли мы в стану сказочную – Лукоморье.
А здесь нас ждут телеграммы. От кого же они? Кто еще кроме нас
должен прибыть сюда? Давайте, ребята, вместе узнаем, от кого же
пришли телеграммы!
Телеграмма 1: « Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой
хочу море морщить, да проклятое племя корчить!» (Балда)
Телеграмма 2: «Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова
Буяна.
спешим.
(Корабельщики)
Ждите,
ждите,
очень
Телеграмма 3: «Спасибо за приглашение, вижу, что люди тут добрые
живут,
обидно!
знать
(Молодая царевна)
будет
мне
не
Телеграмма 4: «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала
я полотна. (Вторая
сестрица)
Телеграмма 5: «Очень жаль, приехать не могу: Горе мне! Попались в
сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
(Царь Додон) (Слайд 3)
Спасибо, ребята, помогли мне определить авторов телеграмм. А то
мы бы ждали этих героев на нашем уроке и не дождались бы. А сейчас
мы определим , кому из героев Пушкина удалось добраться до нашей
сказочной страны Лукоморье. (Определение героев сказок по рисункам детей по
опережающему домашнему заданию)
Молодцы, определили всех гостей. А теперь проверим, кто же из вас
больше знает об этих героях.
1) Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех
милее, всех румяней и белее?»)
2) Что кричал петушок, сидя на спице? ( «Кирикуку. Царствуй лежа
на боку)
3) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал
Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»)
4) Что молвила третья сестрица? («Кабы я была царица, я для
батюшки царя родила богатыря!»)
5) Что молвила Золотая рыбка, когда старик ее поймал? («Отпусти ты,
старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп: Откуплюся, чем
только пожелаешь!»)
6) Как начинается «Сказка о царе Салтане»? (Три девицы под окном
пряли поздно вечерком».)
7) Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся,
государыня рыбка!»)
8) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил
старик со своею старухой у самого синего моря»)
9) Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом
петушке». («Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»)
(Слайд 4)
Молодцы, ребята! Все очень много знаете о наших гостях. Продолжим
наш путь по стране Лукоморье. Вот на нашем пути появился кот.
Вспомните, из какой он сказки. (Из сказки «Руслан и Людмила»)
(Слайд 5)
Он давно ждет нас в своей сказочной стране. Говорит, что давненько у
них в Лукоморье гостей не было. Страна их волшебная. Много
персонажей и добрых, и злых может встретиться нам. А знаете, кого
остерегаться нужно? Давайте , ребята, вспомним и назовем отрицательных героев из сказок Пушкина. (Старуха –из «Сказки о
рыбаке и рыбке», поп из «Сказки о попе и работнике его Балде»,
сестрицы(ткачиха и повариха, сватья баба Бабариха) – из «Сказки о
царе Салтане», злая царица, чернавка из «Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях», шамаханская царица – из «Сказки о золотом
петушке») (Слайд 6)
Молодцы! А помощи в трудную минуту от кого ждать можно?
(золотая рыбка«Сказка о рыбаке и рыбке», королевич Елисей «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях», царь Гвидон «Сказка о царе
Салтане» и т.д.) (Слайд 7)
Кот ученый благодарит вас за ответы и желает счастливого
путешествия. Мы же идем дальше. Нас встречает у своих владений
Леший. Ему Русалка задала задачу. Если он решит их, она согласна
выйти за него замуж.
Ребята, давайте поможем Лещему. Послушайте вопросы Русалки:
1. Кто и где из героев сказок А.С.Пушкина жил ровно тридцать лет и
три года?
2. Кто и в какой сказке Пушкина умер от восхищения. А кто от
зависти и тоски?
3. Кто из пушкинских героев ел вареную полбу и спал на соломе?
(Слайд 8)
(Ответы учащихся)
Леший благодарит вас всех, ребята, за оказанную помощь. А наша
дорога лежит через владения БабыЯги. Прежде чем вступить в ее
владения отдохнем. (Физкульминутка)
БабаЯга – герой сказочный, но очень злая. Чтобы пройти через ее
владения, нужно выполнить ее задания. Она хочет открыть свою
картинную галерею с картинами по сказкам Пушкина. Она перепутала
картины и не может определить к каким сказкам они принадлежат.
Говорит, может ребята ей помогут. Ну что, ребята, поможем?
(Узнать сказки по иллюстрациям)
БабаЯга довольна вашими ответами и пропускает нас через свои
владения. А дорога приводит нас к Дядьке Черномору. Он давно
охраняет вещи сказочных героев и просит разнести их хозяевам. Ребята, давайте разберемся, где чья вещь. (Яблоко, месяц,
зеркальце«Сказка о мертвой царевне», орехи «Сказка о царе
Салтане», петушок «Сказка о золотом петушке» , корыто и золотая
рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке» , кораблик, белка, лебедь – «Сказка
о царе Салтане») (Слайд 9)
Мы заканчиваем наше путешествие по сказочной стране Лукоморье.
Пора бы и домой! Но как? А очень просто! Сказке нужен конец.
Ребята, вспомните какими словами заканчиваются сказки? (Вот и
сказке конец , а кто слушал молодец! До новых встреч на страницах
книг! И т.д.)
Ребята, а вам нравятся сказки Пушкина? Чему они учат? (Ответы
учащихся)
Правильно! Они учат добру, справедливости. Язык сказок очень
богат. В них и мудрость народа, и его многовековая жизнь. Недаром
сам Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма!»
А кто хочет ближе познакомиться с творчеством А.С.Пушкина,
советую прочитать эти книги. (Знакомство с книжной выставкой по
произведениям Пушкина) (Слайд 10)
Урок литературы в 5 классе "Путешествие в Лукоморье"
Урок литературы в 5 классе "Путешествие в Лукоморье"
Урок литературы в 5 классе "Путешествие в Лукоморье"
Урок литературы в 5 классе "Путешествие в Лукоморье"
Урок литературы в 5 классе "Путешествие в Лукоморье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.