Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»
Оценка 4.9

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—7 кл
14.05.2018
Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»
Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова в форме урока-спектакля. Уроки-спектакли эффективны тем, что действие, которое разворачивается на сцене, зрители оценивают со стороны и целиком. В отличие от чтения, когда можно остановиться и перечитать. Они хорошо воздействуют на обучающихся, воспитывают в них эстетические чувства прекрасного, неравнодушного отношения к жизни, к людям, формируют внутреннюю культуру, мировоззрение.
урок-спектакль по рассказам Чехова.doc
Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова» Автор: Дмитриенко Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска Тип урока: «урок — спектакль», итоговый урок по творчеству А.П.Чехова.   Цели: образовательные:  ­   через   сравнение   и   сопоставление   рассказов   помочь   обобщить   материал   о творчестве А.П. Чехова; увидеть средства создания комического эффекта; ­ провести мониторинг знаний по теме «Творчество А.П. Чехова; развивающие:  ­  углубление,   расширение   у   учеников   знаний,   умений   и   навыков   общения, сотрудничества   в   процессе   подготовки   и   исполнения   ролей;   вхождение   в   образ, перевоплощение, проникновение идеями, заложенными автором в ролях спектакля.   воспитательные:  ­  способствовать развитию творческого мышления;  ­     обеспечить   возможность   каждому   учащемуся   выразить   своё   мнение:   через активную форму – инсценировку и ответы на вопросы; ­  воспитание любви к искусству; Методический комментарий к уроку Уроки­спектакли эффективны     тем, что действие, которое разворачивается на сцене, зрители оценивают со стороны и целиком. В отличие от чтения, когда можно остановиться и перечитать.  Они хорошо воздействуют на обучающихся, воспитывают в них эстетические чувства прекрасного, неравнодушного отношения к жизни, к людям, формируют   внутреннюю   культуру,   мировоззрение.  Парты   расставлены   так,   чтобы команды располагались лицом «к сцене». Задачи: ­ организация работы в минигруппах, каждая из которых готовит сценку по одному из   прочитанных   учащимися       рассказов,   выступает   в   определенной   роли,   а   затем является зрителем и вступает в работу по обсуждению предложенного рассказа; ­  определить способ и вопросы для контроля знаний по предлагаемой теме. Оборудование:  документ­камера,   мультимедийный   проектор,   экран,   реквизит   к сценкам     и   иллюстративный   материал     (портрет   А.П.   Чехова,   иллюстрации   к рассказам, вопросы для игры). Подготовка урока:  ­  рассказы читаются и обсуждаются на уроках литературы; ­   постановка проводится силами учеников класса, сами ученики выбирают из своей группы актеров, сценариста, режиссера, подбирают декорации.     Ход урока 1. Вступительное   слово   учителя,   постановка   целей   и   задач   урока.   Учитель   для создания   мотивации   задает   вопросы   перед   каждым   выступлением,   которые требуют краткого, но обоснованного ответа. Просмотр постановки спектакля. 2. 3. Обсуждение рассказов, закрепление полученных знаний. 4. Рефлексия.   После   каждой   сценки   на   экране   высвечиваются   вопросы   ­   задания требуют   быстрого   решения   (именно   поэтому   для   ответа   на   них   целесообразно выбрать   форму   игры   «Звездный   час»).   В   качестве   членов   жюри   приглашаются учащиеся старших классов. Подведение итогов. Домашнее задание. 5. 6. Выступление 1 группы: рассказ «Толстый и тонкий»  I.     Перед просмотром сценки задание классу: А.  Выбрать из текста слова, которые характеризуют героев Толстый – сытый, довольный, губы лоснились, пахло от него херосом. Тонкий – навьючен, пахнет кофейной гущей.  Б.  Какое средство использует автор для характеристики персонажей? (противопоставление – антитеза)  II.  Показ фрагмента из рассказа. III.  После просмотра сценки из каждой команды выходят по одному  участнику            и отвечают на вопросы, поднимая карточку с номером правильного ответа: 1) Какова тема этого рассказа?  А. Встреча одноклассников  Б.  Неравноправие людей.   В. Тема приспособленчества. 2) Какие предметы из дерева делал «тонкий»?  а. Портсигары   б. Матрешки    в. Хлебницы 3) Кто из героев воспринял встречу восторженно?  а. «Тонкий»    б. «Толстый»      в. Семья «тонкого». 4) Какое слово находит «толстый», чтобы устыдить «тонкого»?  А.Чинуша     Б. Бесчинство  В. Чинопочитание. 5) Чем объясняется неискренность «тонкого» в зрелом возрасте?  А. В детстве он устраивал истерики  Б.  В школе он обманывал одноклассников.            В.  Он любил ябедничать. Выступление 2 группы: рассказ «Смерть чиновника» I.Перед просмотром сценки задание классу:       А. Выскажите свое мнение – кого жалко: Червякова или генерала? Б. Почему в названии рассказа нет фамилии, а лишь чин – чиновник?  II.  Показ  инсценировки рассказа.  III.  После просмотра сценки из каждой команды выходят по одному  участнику            и отвечают на вопросы, поднимая карточку с номером правильного ответа: 1. Над чем смеётся А.П.Чехов? а) Над чванливостью генерала Бризжалова,            б) Над лысиной генерала, в) Над раболепством чиновника Червякова. 2. Что делает Червяков прежде чем идти к генералу Бризжалову? а) Подстригся и одел новый вицмундир.  б) Сходил в церковь и поставил свечку.  в) Хорошо выспался.       3.  Сколько раз Червяков просил прощение? а) 4 раза,   б) 5 раз,   в) 6 раз.       4.  Что значит «чужой начальник»? а) незнакомы Червякову человек,              б)Человек не русской национальности,  в) Начальник другого ведомства.                   Выступление 3 группы: рассказ «Лошадиная фамилия» I. Перед просмотром сценки задание классу: А. В тексте найти  глаголы, которые передают действия всей усадьбы  и      вызывают смех: поднял глаза к потолку, стали изобретать фамилию,       ходили из угла в угол, почесывали лбы, взбудоражились, ходили толпами,     морщины бороздили его лоб, думы были напряжены. Б. Найти слова автора, которые передают его отношение к героям.  II.  Показ  инсценировки рассказа. III.  После просмотра сценки из каждой команды выходят по одному  участнику            и отвечают на вопросы, поднимая карточку с номером правильного ответа: 1. Определить жанр рассказа: а) сатирический,  б)юмористический, в)трагический. 2. В чем необычность названия рассказа?  а) Фамилия акцизного не имеет отношение к лошадям.  б) У лошадей не бывает фамилии.  в) Фамилии бывают и у лошадей. 3. Чем лечил зубы бывший акцизный? а) травами,  б) таблетками,  в) заговорами. 4. Сколько вариантов фамилий прозвучало в рассказе? а) 36,  б) 41,  в)47 5. Какой совет дала жена генерала?  а) не слушать никаких советов,  б) послать депешу акцизному,  в) полоскать зубы настоями.                               Выступление 4 группы: рассказ «Злоумышленник»      I.Перед просмотром сценки задание классу: А. Поделить класс на обвинителей и адвокатов, которые должны представить аргументы в обвинении и оправдании героя.       II.  Показ  инсценировки фрагмента рассказа.      III.После просмотра сценки из каждой команды выходят по одному   участнику            и отвечают на вопросы, поднимая карточку с номером правильного ответа: 1. Откуда писатель взял сюжет этого рассказа? а) придумал сам,            б) вычитал в газете,  в) был свидетелем похожего происшествия.        2.  Что такое шилишпер?             а) приспособление для закручивания гаек,             б) железнодорожный сторож, в)рыба, которая любит простор.       3. Что имел в виду Денис Григорьев, говоря: «не без ума             делаем…понимаем»? а) отвинчиваем гайку, а вместо неё наматываем верёвочку, б) не все отвинчиваем гайки, оставляем…, в) запоминаем место, а после рыбалки обратно накручиваем… 4.Сколько гаек требуется Митрофану Петрову?          а)  на каждый невод штук по 10;          б)  на каждый день штук по 10;          в) много, он не считал.       5. Какое чувство испытывает А.П.Чехов к Денису Григорьеву?          а) сочувствие,  б) иронию,  в) желание наказать. Выступление 5 группы: рассказ «Хамелеон» I. Перед просмотром сценки задание классу: А. Подумайте и ответьте, кто из рассказа вызывает   сочувствие, кто иронию, кто насмешку или презрение?     II.    Показ  инсценировки фрагмента рассказа.     III. После просмотра сценки из каждой команды выходят по одному  участнику            и отвечают на вопросы, поднимая карточку с номером правильного ответа: 1. Что такое хамелеонство?  а)  стремление понравиться начальству,  б)  заразная болезнь,  в)  изменение поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. 2. Сколько раз Очумелов менял свое мнение? а) 5 раз,  б) 6 раз,  в) 7 раз. 3. С помощью чего А.П.Чехов добивается комического эффекта?   а)  резкими переходами в поведении и речи героев,  б)  горячим обсуждением пустякового вопроса,  в)  несвязанной речью героев. 4. Кому сочувствует базарная толпа? а) собаке, б) Хрюкину,  в) никому. Итоги   работы в группах:  жюри подвело итоги, определило самых читающих, самых артистичных, самых активных учеников. Победители получили в награду книги А.П.Чехова. Заключительное слово учителя:  Какие рассказы мы вспомнили, посмотрели и обсудили на уроке? Что   отличает эти рассказы А.П.   Чехова?   (Все они смешные, но смех в каждом рассказе свой).              Ребята,   подберите   эпитеты   к   слову   смех:  весёлый,   громкий,   горький, грустный,   ироничный,   добрый,   гневный,   негодующий….   Как   видите,   смех бывает разный.        Как А.П.Чехову удается казалось бы ни в чем не привлекательных историях увидеть смешное? (Конечно, благодаря наблюдательности). Обратите внимание на меткость деталей, живость языка, которые сделали их незабываемыми. В 1888 году А.П.Чехов создал  более 350  рассказов, жанр которых он определил как «серьезные этюды».                   Вы,   наверное,   обратили   внимание,   что   писатель   от   высмеивания человеческих   слабостей   и   пороков   переходит   к   постановке   очень   важных нравственных   вопросов   и   не   ставит   оценки   за   поведение   своим   героям.   Он оставляет это нам.   Подумайте, попадаете ли вы с вами в подобные ситуации? Как ведете себя в них вы? Не будет ли потом смешно за себя и даже стыдно?                Легко ли писать смешные  рассказы? Попробуйте.  Домашнее задание: придумайте и запишите свой смешной рассказ.                   Всем большое спасибо за плодотворный труд.

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»

Урок  литературы в 6 кассе по теме «Смех – главный герой рассказов А.П.Чехова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018