Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
22.10.2018
Цель урока: расширить знания учащихся о И.А.Крылове; познакомить учащихся с главной мыслью басен И.А.Крылова «Ларчик», «Листы и Корни»; продолжить знакомство с художественным жанром басней, повторить сведения о жанровом своеобразии басни; развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся. Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Задачи:
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы технологии развития критического мышления:
Прием «Лови вопрос» - учит работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.
прием «Закончи предложение» - позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Прием «Восстановление деформированного текста» - учит работать с текстом, анализировать, выделять главноеУрок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Крылов урок.doc
Урок литературы в 6 Б классе
Тема: И.А.Крылов. Жанр басни. «Листы и Корни», «Ларчик»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цель: расширить знания учащихся о И.А.Крылове; познакомить учащихся с главной мыслью басен И.А.Крылова «Ларчик», «Листы и Корни»;
продолжить знакомство с художественным жанром басней, повторить сведения о жанровом своеобразии басни; развивать навык выразительного чтения
басен, развивать творчество учащихся;
Задачи урока:
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
• познавательная сфера: владеть навыками анализа басни (умение сопоставлять героев произведения, характеризовать их), элементарной
терминологией при анализе басни; знать биографию баснописца И.А. Крылова, сформулировать мораль басни, знать понятия басня, мораль, аллегория.
• ценностноориентационная сфера: приобщаться к духовнонравственным ценностям русской литературы; формулировать собственное отношение
к героям и к произведению в целом, понимать авторскую позицию;
• коммуникативная сфера: владеть навыками краткого пересказа, выразительного чтения, умением вести диалог;
• эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения
литературы.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
• регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; научиться самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
• коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. научиться слушать друг друга, точно выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, учебник: Литература, 6 класс.
Учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.сост. В.Я.Коровина, презентация. ХОД УРОКА
Эпиграф: «Люблю, где случай есть пороки пощипать!»
И.А. Крылов.
№ Этап урока
1. Мотивация к
учебной
деятельности
2. Актуализация
пробное
и
учебное
действие.
Цель этапа
Создание
доброжелательн
ой атмосферы,
мотивация на
учёбу, создание
ситуации успеха.
Подготовить
мышление
учащихся и
организовать
осознание ими
внутренних
потребностей к
построению
нового способа
действий.
Деятельность учителя
Добрый день!
Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу
литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно
используем все богатство и красоту русского языка в своей
устной и письменной речи. Как именно выполнять различные
задания каждый из вас выбирает сам. Доверьтесь своим
чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна.
Что было задано на дом?
Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»?
Каковы особенности басни?
Посмотрите на картинки и скажите, откуда они? (из басен) А
кто автор? (Крылов)
Что нам известно о нем?
Какие басни вы знаете?
Деятельность учащихся
Размещают учебные материалы на
рабочем месте,
демонстрируют
готовность к уроку. Включаются в
учебную деятельность.
Повторить термины по литературе.
Выучить
«Муха»,
басню
рассказывать выразительно.
Сообщение о Крылове, памятниках
Крылову
Басня – короткое нравоучительное
произведение,
в котором есть
иносказание (аллегория) и специально
выделенная автором мораль.
Баснописец тот, кто пишет
басни
–
Аллегория
иносказание,
изображение предмета, за которым
скрывается другой предмет или
человек.
Мораль – нравоучительный вывод.
Олицетворение животные и
неодушевлённые предметы говорят,
думают, чувствуют.
Особенности басни:
•
стихотворный
•
Небольшой рассказ,
Делится на 2 части:
часто Аллегория
(о
предметах
Олицетворение
Персонажи (герои) – животные
Диалог (разговор двух или более
основное повествование и мораль
(нравоучительный вывод),
•
(иносказание;
изображение предмета, за которым
скрывается другой предмет или
человек)
•
неодушевленных
говорится, как об одушевлённых)
•
•
героев)
•
Определение цели урока самими
обучающимися.
Мы познакомимся с …
Мы научимся читать .. , правильно
говорить,
Мы узнаем, о чём говорится в ..
Мы должны понять,
какой
иносказательный смысл заключен в
басне «Ларчик».
Разговорный язык
Учащиеся повторяют упражнение
3. Постановка
учебной
задачи.
Поставить цель
учебной
деятельности и
на этой основе
выбрать способ и
средства
её
реализации.
1.Вступительное слово учителя.
- Назовите тему и цель урока. (узнать новое о
И.А.Крылове; познакомиться с баснями
И.А.Крылова«Листы и Корни», «Ларчик»)
Сегодня Кадрия расскажет о Крылове
Артур подготовил интересную информацию о памятниках
Крылову
Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – краткий рассказ
нравоучительного характера)
Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт).
Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец).
Кто главные герои его басен? (Животные)
Кто подразумевается под героями басен? (Люди)
Басня – это короткий рассказ нравоучительного характера, в
котором действуют животные, а подразумеваются люди.
– Через животных, через растения автор передаёт человеческие
поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности.
Из скольких частей состоит басня? (Из двух)
Назовите их. (Основная часть и мораль)
А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни)
Вновь у нас физкультминутка,
4. Физкультмин утка
5. Построение и
из
реализация
проекта
выхода
затруднения
Построить новый
способ действия
и сформировать
умение
применять его
как при решении
задачи, которая
вызвала
затруднение, так
и при решении
задания такого
же типа.
Наклонились, нука, нука!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправовлево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Выразительное чтение басни
Давайте познакомимся с басней «Листы и корни»
Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать говорить
Аналитическая беседа по содержанию.
Игра «Лови вопрос».
Кто герои басни?
Что говорят листья? А корни?
По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?
Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в
басне?
Какова ее мораль? Чему она учит нас?
(В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия,
Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и
тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими
трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве.
Листья и Корни – составляющие одного и того же
дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми
любимы, не дает им увидеть очевидного.
(В басне «Листы и корни», как явствует
из ее названия, Крылов
противопоставляет два понятия: верх
и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто
работает и кто пользуется чужими
трудами – о барах и мужиках, и
крестьянстве и дворянстве.
Основная мысль басни: В басне скрыт глубокий смысл –
часто тот, кто на виду, производит важное впечатление,
кажется, что именно его роль является ключевой. На самом
деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать
(показать) себя, иногда изза скромности).
Критика мнимого (ложного) мастера,
хвастуна.
Механик старается, а ничего у него не
получается. Мораль басни:
Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей
(не делается) ни одно дело;
Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.
На кого вы хотели бы быть похожими?
Работа с иллюстрациями
Перед нами три картины: дерево, люди светского общества –
дворяне, простые люди – крестьяне.
Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни.
Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями?
Вывод: дворяне, как листья питаются корнями,
пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не
виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без
корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян.
Выразительное чтение басни «Ларчик»
Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:
Зефир – теплый, легкий ветер
Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для
хранения драгоценностей
Механики мудрец – умный человек, который разбирается в
механике
Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться)
Аналитическая беседа по содержанию.
Игра «Лови вопрос».
Работа с толковыми словарями.
Словарная работа:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать - говорить
Мудрость – глубокий ум, опирающийся
на жизненный опыт.
Ларчик – искусно сделанный
украшенный ящичек для
хранения драгоценностей
Механики мудрец – умный человек,
который разбирается в механике
Исподтишка (смеяться) – скрыто
(смеяться)
А ларчик просто открывался.
хвастливых людей
Механики мудрец, автор
О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не
получается)
Найдите главную часть басни – мораль.
Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто
открывался)
Дополните предложения:
За Ларец он … , вертит .. и голову .. ;
то .. , то .. , то .. пожимает. Механик
… . Потел, … ; но наконец .. , от
Ларчика .. и открыть .. . 6. Первичное
закрепление
знаний
Усвоить
учащимися
новый способ
действия
Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей)
Басни Крылова написаны замечательным русским языком.
Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти,
воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые
слова.
Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые
вошли в речь народа отдельно от самого произведения).
Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех
крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем
долгих раздумий деле.
Задание на карточках.
Восстановите деформированный текст
Басня – это короткий _______, в котором действуют
______________, а подразумеваются ___________.
В баснях высмеиваются _____________ людей: _____________
_____________________.
Басня содержит две части: ___________________ часть и
_______.
Выразительное чтение басни «Листы и корни»
Работа в парах
1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость,
высокомерие, надменность листьев.
Групповая работа
2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность,
достойное спокойствие, уверенность корней.
Групповая работа по басне «Ларчик»
1.
2.
Прокомментируйте слова: «Ларец», «в глаза кидался»,
«механики мудрец». Почему сл. «Ларец» употреблено с
прописной буквы? В чём иносказательный смысл этого
образа?
Найдите в басне описание Ларца. Что внешний вид Ларца
говорит о его создателе? Каков он? 3.
4.
Каково внутреннее состояние «механики мудреца»? Как
оно отразилось в его словах? Какими средствами автор
передаёт его хвастливость, неуверенность, тревогу?
Найдите в описании процесса открывания Ларца
глагольную лексику. Проследите, как меняется её
смысловое и эмоциональное наполнение. Сделайте вывод
о средствах изображения внутреннего сотояния
«механики мудреца».
Вывод:
Что высмеивал Крылов в басне «Ларчик»?
Чему учат нас басни И.Крылова?
Басни Крылова написаны замечательным русским языком.
Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти,
воспринимаются как народные поговорки, пословицы,
крылатые слова.
Что такое крылатые слова?
Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех
крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем
долгих раздумий деле.
7. Саморефлекси
я деятельности
(подведение
итогов
занятия)
оценить
Цель:
учащимися
собственную
учебную
деятельность
,
осознать методы
построения и
границы
применения
нового способа
действий
Крылатые слова – это слова и
выражения, которые вошли в речь
народа отдельно от
самого
произведения.
«А ларчик просто открывался» так
говорят о понятном, не требующем
долгих раздумий деле.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
узнал(а)
1. Сегодня
на
я
уроке
_________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась)
__________________________
(что?)
(чему?)
3. Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?)
______________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)
__________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
6. Осталось непонятным (что?)
1. Выучить наизусть басню "Листы и корни" или "Ларчик".
2. Составить словарик крылатых выражений из басен
И.А.Крылова. Объяснить значение выражения.
3.Подготовить сообщение об истории создания басни "Осел и
соловей".
Открывают дневники,
домашнее задание.
записывают
8. Информация о
домашнем
задании
(комментирова
ние),
выставление
оценок за урок
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.