Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Оценка 4.8

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
22.10.2018
Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Цель урока: расширить знания учащихся о И.А.Крылове; познакомить учащихся с главной мыслью басен И.А.Крылова «Ларчик», «Листы и Корни»; продолжить знакомство с художественным жанром басней, повторить сведения о жанровом своеобразии басни; развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся. Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Задачи: 1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках; 2) развивать речь и творческое мышление обучающихся; формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности; 3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам. Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы технологии развития критического мышления:  Прием «Лови вопрос» - учит работать с информацией, сравнивать ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.  прием «Закончи предложение» - позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.  Прием «Восстановление деформированного текста» - учит работать с текстом, анализировать, выделять главноеУрок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Крылов урок.doc
Урок литературы в 6 Б классе Тема: И.А.Крылов. Жанр басни. «Листы и Корни», «Ларчик» Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений Цель:  расширить   знания   учащихся   о   И.А.Крылове;   познакомить   учащихся   с  главной   мыслью   басен   И.А.Крылова   «Ларчик»,  «Листы   и   Корни»; продолжить знакомство с художественным жанром басней, повторить сведения о жанровом своеобразии басни; развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся; Задачи урока: 1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках; 2) развивать речь и творческое мышление обучающихся; формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности; 3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам. Планируемые результаты обучения: Предметные:  • познавательная   сфера:  владеть   навыками   анализа   басни   (умение   сопоставлять   героев   произведения,   характеризовать   их),   элементарной терминологией при анализе басни; знать биографию баснописца И.А. Крылова, сформулировать мораль басни,  знать понятия   басня, мораль, аллегория. • ценностно­ориентационная сфера: приобщаться к духовно­нравственным ценностям русской литературы; формулировать собственное отношение к героям и к произведению в целом, понимать авторскую позицию; • коммуникативная сфера: владеть навыками краткого пересказа, выразительного чтения, умением вести диалог; • эстетическая   сфера:  понимать   образную   природу   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетически   воспринимать   произведения литературы. Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): • познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию • коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Наглядность  и  оборудование: портрет  И.А.Крылова, карточки со  словами  и словосочетаниями, грамзапись  басни, учебник: Литература, 6 класс. Учебник­хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.­сост. В.Я.Коровина, презентация. ХОД УРОКА Эпиграф: «Люблю, где случай есть пороки пощипать!»  И.А. Крылов. № Этап урока 1. Мотивация   к учебной деятельности 2. Актуализация  пробное   и учебное действие. Цель этапа Создание доброжелательн ой   атмосферы, мотивация   на учёбу,   создание ситуации успеха. Подготовить  мышление  учащихся  и  организовать  осознание ими  внутренних  потребностей к  построению  нового способа  действий. Деятельность учителя ­ Добрый день!  Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу  литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно  используем все богатство и красоту русского языка в своей  устной и письменной речи. Как именно выполнять различные  задания каждый из вас выбирает сам.  Доверьтесь своим  чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна. ­ Что было задано на дом? ­ Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»? ­Каковы особенности басни? ­Посмотрите на картинки и скажите, откуда они? (из басен) А кто автор? (Крылов) ­­ Что нам известно о нем? ­ Какие басни вы знаете? Деятельность учащихся Размещают   учебные   материалы   на рабочем   месте, демонстрируют готовность   к   уроку.   Включаются   в учебную деятельность.   Повторить термины по литературе. Выучить «Муха», басню рассказывать выразительно.     Сообщение о Крылове,  памятниках Крылову  Басня – короткое нравоучительное             произведение,   в   котором   есть иносказание   (аллегория)   и   специально выделенная автором мораль. Баснописец  ­   тот,   кто   пишет басни  – Аллегория иносказание, изображение   предмета,   за   которым скрывается   другой   предмет   или человек.   Мораль – нравоучительный вывод.                  Олицетворение­   животные   и неодушевлённые   предметы   говорят, думают, чувствуют. Особенности басни: • стихотворный • Небольшой   рассказ, Делится на 2 части:   часто Аллегория     (о предметах   Олицетворение   Персонажи (герои) – животные Диалог  (разговор   двух  или  более основное   повествование   и   мораль (нравоучительный вывод), • (иносказание; изображение   предмета,   за   которым скрывается   другой   предмет   или человек) • неодушевленных говорится, как об одушевлённых) • • героев) • Определение   цели   урока   самими обучающимися.   Мы познакомимся с … Мы   научимся   читать   ..   ,   правильно говорить, Мы узнаем, о чём говорится в ..  Мы   должны   понять, какой иносказательный   смысл   заключен   в басне «Ларчик». Разговорный язык   Учащиеся повторяют упражнение  3. Постановка учебной задачи. Поставить   цель учебной деятельности     и на   этой   основе выбрать способ и средства её   реализации.  1.Вступительное слово учителя.  - Назовите тему и цель урока. (узнать новое о И.А.Крылове; познакомиться с баснями И.А.Крылова«Листы и Корни», «Ларчик») ­ Сегодня Кадрия расскажет о Крылове ­ Артур подготовил интересную информацию о памятниках  Крылову ­Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – краткий рассказ  нравоучительного характера)  ­Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт). ­Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец). ­ Кто главные герои его басен? (Животные) ­ Кто подразумевается под героями басен? (Люди) Басня – это короткий рассказ нравоучительного характера, в  котором действуют животные, а подразумеваются люди. – Через животных, через растения автор передаёт человеческие  поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности. ­Из скольких частей состоит басня? (Из двух) ­Назовите их. (Основная часть и мораль)  ­А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни)  Вновь у нас физкультминутка, 4. Физкультмин утка 5. Построение   и из реализация проекта выхода затруднения   Построить новый способ   действия и   сформировать умение применять   его как при решении задачи,   которая вызвала затруднение,   так и   при   решении задания   такого же типа. Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо­влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Выразительное чтение басни  ­Давайте познакомимся с басней «Листы и корни»  Перед чтением басни познакомимся со следующими словами: Зефир – теплый, легкий ветер Толковать ­ говорить Аналитическая беседа по содержанию. Игра «Лови вопрос». ­ Кто герои басни? ­ Что говорят листья? А корни? ­ По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать? ­ Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в  басне? ­ Какова ее мораль?  Чему она учит нас? (В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия,  Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и  тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими  трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве.  Листья и Корни – составляющие одного и того же  дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми  любимы, не дает им увидеть очевидного. (В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия, Крылов  противопоставляет два понятия: верх  и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто  работает и кто пользуется чужими  трудами – о барах и мужиках, и  крестьянстве и дворянстве.  Основная мысль басни: В басне скрыт глубокий смысл –  часто тот, кто на виду, производит важное впечатление,  кажется, что именно его роль является ключевой. На самом  деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать  (показать) себя, иногда из­за скромности). Критика мнимого (ложного) мастера,  хвастуна. Механик старается, а ничего у него не  получается. Мораль басни:   Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей   (не делается) ни одно дело;   Все разногласия «кто главнее» лишены смысла. ­ На кого  вы хотели бы быть похожими? Работа с иллюстрациями Перед нами три картины: дерево, люди светского общества –  дворяне, простые люди – крестьяне. Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни. ­Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями? Вывод: дворяне, как листья питаются корнями,  пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не  виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без  корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян.  Выразительное чтение басни «Ларчик» Перед чтением басни познакомимся со следующими словами: Зефир – теплый, легкий ветер Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для  хранения драгоценностей Механики мудрец – умный человек, который разбирается в  механике Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться) Аналитическая беседа по содержанию. Игра «Лови вопрос». Работа с толковыми словарями.  Словарная работа:  Зефир – теплый, легкий ветер Толковать - говорить Мудрость – глубокий ум, опирающийся  на жизненный опыт. Ларчик – искусно сделанный  украшенный ящичек для  хранения драгоценностей Механики мудрец – умный человек,  который разбирается в механике Исподтишка (смеяться) – скрыто  (смеяться) А ларчик просто открывался. хвастливых людей Механики мудрец, автор ­ О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна) ­ Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не  получается) ­ Найдите главную часть басни – мораль. ­Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто  открывался) Дополните предложения: За Ларец он … , вертит ..  и голову .. ; то .. , то .. , то .. пожимает. Механик …   .   Потел,   …   ;   но   наконец   ..   ,   от Ларчика .. и открыть .. . 6. Первичное  закрепление  знаний Усвоить  учащимися  новый способ  действия ­ Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей) ­ Басни Крылова написаны замечательным русским языком.  Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти,  воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые  слова. ­ Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые  вошли в речь народа отдельно от самого произведения).  ­ Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех  крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем  долгих раздумий деле.  Задание на карточках. ­ Восстановите деформированный текст  Басня – это  короткий _______,  в котором действуют  ______________, а подразумеваются ___________. В баснях высмеиваются _____________ людей: _____________ _____________________. Басня содержит две части: ___________________ часть и  _______. Выразительное чтение басни «Листы и корни» Работа в парах 1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев. Групповая работа 2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней. Групповая работа по басне «Ларчик» 1. 2. Прокомментируйте слова: «Ларец», «в глаза кидался»,  «механики мудрец». Почему сл. «Ларец» употреблено с  прописной буквы? В чём иносказательный смысл этого  образа? Найдите в басне описание Ларца. Что внешний вид Ларца  говорит о его создателе? Каков он? 3. 4. Каково внутреннее состояние «механики мудреца»? Как  оно отразилось в его словах? Какими средствами автор  передаёт его хвастливость, неуверенность, тревогу? Найдите в описании процесса открывания Ларца  глагольную лексику. Проследите, как меняется её  смысловое и эмоциональное наполнение. Сделайте вывод  о средствах изображения внутреннего сотояния  «механики мудреца». Вывод: ­Что высмеивал Крылов в  басне «Ларчик»? ­Чему учат нас басни И.Крылова? ­Басни Крылова написаны замечательным русским языком.  Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти,  воспринимаются как народные поговорки, пословицы,  крылатые слова. ­ Что такое крылатые слова?  ­ Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех  крылатым выражением. Так говорят о  понятном, не требующем  долгих раздумий деле. 7. Саморефлекси я  деятельности (подведение итогов занятия)   оценить Цель: учащимися собственную учебную деятельность   , осознать  методы построения   и границы применения нового   способа действий  Крылатые   слова  –   это   слова   и выражения,   которые   вошли   в   речь народа   отдельно   от   самого произведения. «А   ларчик   просто   открывался»   ­   так говорят   о   понятном,   не   требующем долгих раздумий деле. Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: узнал(а) 1. Сегодня на я     уроке     _________________________________ 2. Сегодня   на   уроке   я   научился(лась) __________________________   (что?)   (чему?) 3. Сегодня   на   уроке     научился(лась)   лучше   делать   (что?) ______________ 4. Самым   неожиданным   для   меня   сегодня   стало   (что?) __________________ 5. Сегодня   на   уроке   я   мог(ла)   бы   сделать   лучше   (что сделать?) ____________ 6. Осталось непонятным (что?) 1. Выучить наизусть басню "Листы и корни" или "Ларчик".  2. Составить словарик крылатых выражений из басен  И.А.Крылова. Объяснить значение выражения.  3.Подготовить сообщение об истории создания басни "Осел и  соловей". Открывают   дневники, домашнее задание.   записывают 8. Информация   о домашнем задании (комментирова ние), выставление оценок за урок

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"

Урок литературы в 6 классе на тему "И.А.Крылов. Жанры басни. «Листы и Корни», «Ларчик»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018