Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Оценка 4.6

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
24.04.2018
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Автор используемого учебника – Т.Ф.Курдюмова. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
Урок литературы в 6 классе.docx
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского») Описание методической разработки 1. Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»). Автор используемого учебника – Т.Ф.Курдюмова. 2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми. Перемена перед уроком: с помощью мультимедийного проектора на большой экран выводится слайд №1, звучит музыка. Триединая цель урока: 1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характеров остальных героев и их оценка. Определение идеи рассказа. 2. Развитие умения анализировать художественное произведение. Развитие речи, логического и аналитического мышления. 3. Воспитание нравственных качеств, уважение к личности и творчеству В.Г.Распутина. Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки французского», презентация к уроку, портрет Ф.П.Копыловой. Содержатель но- смысловые блоки Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Орг. момент 2. Просмотр фрагмента видеофильма . 2.Целеполага ние. 2.Тестирован ие и его самопроверка Приветствует, настраивает на работу. - Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Но прежде чем поставить перед вами главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки французского», после чего я попрошу вас сформировать цель нашего сегодняшнего разговора. Смотрит вместе с детьми. С помощью мультимедийного проектора на большой экран выводят фрагмент кинофильма (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы) Обращается с вопросом: - Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? - Верно. Наша задача – ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «Преступление ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять на поступком всех остальных героев и дать им оценку. Слайд №2. Почему это важно для нас? - Прежде чем перейти к анализу текста, проведем небольшую разминку – поработаем над литературоведческими понятиями, знание которых поможет вам успешно работать на сегодняшнем уроке. Раздать листы с заданием всем парам учащихся. - Работаем в парах. Ваше задание – стрелочками Отвечают приветствием, садятся. Слушают. Смотрят. Формулируют цель урока Мотивируют свою работу Слушают задачу Работают самостоятельно в парах соединить слова с теми определениями, которые им соответствуют. Работаем самостоятельно. Автобиография главная мысль произведения портрет противопоставление рассказ круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что легло в основу художественного произведения; Тема описание своей жизни Идея описание внешности персонажа в литературном произведении; антитеза жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя - Итак. Автобиография – это… Портрет - …….. Самопроверка Сообщают о своих результатах Рассматривают слайд, отвечают на вопросы учителя, размышляют, оперируют строками текста 5.Основная часть урока. А) Беседа Рассказ - …….. Тема - …….. Основная мысль - …….. Антитеза - ……… (После каждого ответа на спроектированном на большой экран слайде всплывают определения). Слайд №3. - Переходим к основной части нашего урока. - Кто герой рассказа? Слайд №4 - Какова его семья? - Какое его материальное состояние? - Почему? - Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим может помочь сыну… - А он почему соглашается? Чужие люди, чужой дом… - Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома? - Есть ли у него друзья? Почему? - Легко ли ему живется? - Какой выход он находит? - Как даются ему выигрыши? - Как другие ребята относятся к - Вадику и Птахе и как относится к ним герой? - Какие правила для себя установил мальчик при игре на деньги? Почему? - Почему Вадик и Птаха избили его? - Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 5. Герой: Честность Упорство Смелость Воля Самостоятельность - Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? Слайд № 6 - Почему? - Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал? - Как себя повела Лидия Михайловна? Почему? - Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки? - Как чувствует себя герой у неё в гостях? Почему? - Зачитайте и сопоставьте его и её портрет. - Для чего автор ставит их рядом? - Какое художественное средство он использует? - Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? - Какой оказывается Лидия Михайловна? - Почему она начинает играть с ним на деньги? - Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему? - Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна? Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 7 Дают ответ на главный вопрос урока Отыскивают значение слова «урок»в толковом словаре Б) Работа с толковым словарем Ожегова В) Сообщение об авторе и прототипе героини рассказа Смелость Чувство собственного достоинства Доброта Милосердие Чуткость Щедрость Отзывчивость - Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. - Поведение Лидии Михайловны – это преступление? - Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок». (словарь Ожегова. Находят, зачитывают) - Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? - Кому посвящен этот рассказ? - Анастасия Прокопьевна Копылова – мать товарища – земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики. (фотография Копыловой на доске и слайд № 8) Валентин Григорьевич познакомился с ней, когда она уже многие годы отработала в школе, и его поразило, что в её глазах не было жесткости, свойственной многим учителям. И человеком она была очень мудрым и добрым. - Что вы можете сказать об авторе, как о человеке? - Рассказ «Уроки французского» Отвечают на вопрос Находят строчки с посвящением Высказывают своё мнение Один подготовленный учащийся выступает у доски (материал находит самостоятельно, в т.ч. и через Интернет) Остальные слушают и конспектируют основные моменты выступления. - произведение автобиографическое. Сообщение учащегося: Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть – Уда, расположенном на берегу Ангары, неподалеку от города Иркутска. (Слайд №9) Рос он в этих же местах, в деревне Аталанка. В первый класс начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году, когда шла война. В Аталанке не гремели бои, но жизнь, как и во всей стране, здесь в те годы была очень трудной. Окончив хорошо четыре класса в деревне, Распутин хотел продолжать учебу. Но школа в Аталанке была только начальной, поэтому ехать надо было в районный центр Усть – Уда за пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день так далеко туда и обратно ездить не станешь, поэтому пришлось перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи: «…Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Верне, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Лидия Михайловна Молокова, настоящая учительница Распутина, стала прототипом учительницы французского Слушают В) Знакомство с высказывания ми великих людей о добре и зле Г) Подведение логического итога урока языка в рассказе «Уроки французского». Слайд № 10 Учитель: - Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Она приехала, как вспоминают, очаровательная, красивая, настоящая француженка, и все ученики в неё были просто влюблены. «Нас было две «француженки», - вспоминала Лидия Михайловна. – Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу – уроки, кружки, школьные вечера… В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников. Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже плакала». Спустя годы Лидия Михайловна Молокова жила уже в Саранске и работала в Мордовском университете. Была в гостях у своего бывшего ученика – писателя Распутина. Она прекрасно понимала, что Распутин писал свою учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него получилась такая человечная. - Как вы думаете, чему учит этот рассказ? Показывает слайды с высказываниями великих людей о добре и зле, зачитывает их в слух. ( Слайд № 11) «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты Делают выводы Смотрят слайды и слушают высказывания о добре и зле Записывают понравившееся высказывание в тетрадь Слушают стихотворение Высказывают свое мнение Делают выводы сделал людям хоть каплю добра», - Л.Толстой. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе», - В.А.Сухомлинский. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», - Л.Н.Толстой. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», - Л.Н.Толстой. «Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье», - Саади. «Если не хочешь знать страха, не чини зла», - Кабус. «Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх», - Сенека. «Жизнь злых людей полна тревог», - Дидро. «Ни один злой человек не бывает счастлив», - Ювенал. - Эти люди, ребята, жили в разные времена, в разных уголках земли, а утверждают они одно и то же. О чем это говорит? (отвечают) Слайд 12: ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ! - Запишите понравившееся высказывание в свою тетрадь. Читаю отрывок из стихотворения: Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты – ты сирота, Без доброты – ты серый камень. - Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя в нем нашли? 6. Викторина 7. Оценивание работы учащихся за урок Делятся на команды Отвечают на вопросы Подсчитывают жетоны Оценивают работу друг друга, ставят оценки - А теперь немного отдохнем и поиграем, а за одно посмотрим, на- сколько вы были внимательны при чтении рассказа. - Викторина. Делимся на две команды. Сначала я задаю вопрос одной команде. Затем другой. Если ответа нет, имеет право ответить другая команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон. 1. Сколько километров было до райцентра? (50) 2. В каком году герой пошел в пятый класс? (1948) 3. Как звали в рассказе шофера полуторки? (дядя Ваня) 4. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? (11) 5. Сколько детей было в семье героя (3) 6. Как звали хозяйку квартиры, у которой жил герой? (тетя Надя) 7. А её сына? (Федька) 8. Как называлась игра, в которую играли ребята на пустыре? («чика») 9. Сколько примерно лет было Лидии Михайловне? (25) 10. Откуда приехала Лидия Михайловна в эту деревню? (с Кубани). - Подведем итоги викторины. Подсчитайте жетоны. Победители….. - Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (Слушает детей, говорит свое мнение, ставит оценки, мотивирует) Слушают, задают вопросы, если ясно, записывают в дневники 8. Домашнее задание - Сочинение «Письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 6в класса средней школы г.Новый Уренгой». Задание творческого характера. Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек. Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа? Что посоветовать? С чем согласиться или не согласиться?

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?»  (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018
Посмотрите также: