Автор используемого учебника – Т.Ф.Курдюмова. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
            
        
        
        
                    
                
                    Урок литературы в 6 классе
на тему «Преступление?»
 (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки 
французского»)
                     Описание методической 
разработки
1. Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по 
рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»). Автор 
используемого учебника – Т.Ф.Курдюмова. 
2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к 
уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, 
урок предполагает использование видеоматериала 
(фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет 
большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся
учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, 
добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
Перемена перед уроком: с помощью мультимедийного 
проектора на большой экран выводится слайд №1, звучит 
музыка.
              Триединая цель урока:
1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, 
выявление характеров       остальных героев и их оценка. 
Определение идеи рассказа.
2.  Развитие умения анализировать художественное 
произведение. Развитие   речи, логического и аналитического
мышления.
3.  Воспитание нравственных качеств, уважение к личности и 
творчеству В.Г.Распутина.
    Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки 
французского», презентация    
                            к уроку, портрет Ф.П.Копыловой.
Содержатель
но-
смысловые 
блоки
      Деятельность 
учителя
Деятельность 
учащихся1. Орг. 
момент
2. Просмотр 
фрагмента 
видеофильма
.
2.Целеполага
ние.   
2.Тестирован
ие и    его 
самопроверка
Приветствует, настраивает на 
работу.
 - Здравствуйте. Сегодня на  
уроке мы будем изучать 
рассказ Валентина 
Григорьевича Распутина «Уроки
французского».
Но прежде чем поставить перед
вами главный вопрос урока, 
предлагаю посмотреть 
фрагмент кинофильма «Уроки 
французского», после чего я 
попрошу вас сформировать 
цель нашего сегодняшнего 
разговора.
Смотрит вместе с детьми.
С помощью мультимедийного 
проектора на большой экран 
выводят фрагмент кинофильма 
(Лидия Михайловна и мальчик 
играют в деньги. Заходит 
директор школы)
Обращается с вопросом:
- Итак, Василий Андреевич 
назвал поведение Лидии 
Михайловны преступлением, 
совращением, растлением. Как 
вы думаете, какова цель 
нашего сегодняшнего урока?
- Верно. Наша задача – ответить
на встающий перед читателем 
проблемный вопрос 
«Преступление ли поведение 
Лидии Михайловны?» Кроме 
того, мы должны поразмышлять
на поступком всех остальных 
героев и дать им оценку. Слайд
№2.
Почему это важно для нас?
- Прежде чем перейти к 
анализу текста, проведем 
небольшую разминку – 
поработаем над 
литературоведческими 
понятиями, знание которых 
поможет вам успешно работать
на сегодняшнем уроке.
Раздать листы с заданием 
всем парам учащихся.
- Работаем в парах. Ваше 
задание – стрелочками 
Отвечают 
приветствием, 
садятся.
Слушают.
Смотрят.
Формулируют цель 
урока
Мотивируют свою 
работу
Слушают задачу
Работают 
самостоятельно в 
парахсоединить слова с теми 
определениями, которые им 
соответствуют.  Работаем 
самостоятельно.
Автобиография      главная 
мысль
                                   
произведения портрет                
противопоставление 
рассказ                     круг 
жизненных 
                                   явлений, 
которые 
                                   отобрал 
писатель
                                   для своего 
                                   
произведения,
                                   то, что 
легло в основу 
                                   
художественного
                                 
произведения;
Тема                        описание 
своей 
                                  жизни
Идея                        описание 
                                  внешности 
                                  персонажа 
в
                                  
литературном
                                  
произведении;
антитеза                 жанр эпоса,
                                  небольшое 
по
                                  объему
                                  
произведение,
                                 
посвященное
                                 отдельному 
                                 событию из 
жизни
                                 героя
- Итак. Автобиография – это…
  Портрет - ……..
Самопроверка
Сообщают о своих 
результатахРассматривают 
слайд, отвечают на 
вопросы учителя, 
размышляют, 
оперируют строками
текста
5.Основная 
часть урока.
А) Беседа
  Рассказ -  ……..
  Тема - ……..
  Основная мысль - ……..
  Антитеза - ………
(После каждого ответа на 
спроектированном на большой 
экран слайде всплывают 
определения). Слайд №3.
- Переходим к основной части 
нашего 
  урока.
- Кто герой рассказа? Слайд №4
- Какова его семья?
- Какое его материальное 
состояние?
- Почему?
- Почему мать все же решается 
  послать сына на учебу? 
Неужели не 
  знает, что ему будет тяжело? 
Ведь
  она не многим может помочь 
сыну…
- А он почему соглашается? 
Чужие 
  люди, чужой дом…
- Какие чувства мальчик 
переживает,
  оказавшись вдали от дома?
- Есть ли у него друзья? 
Почему?
 - Легко ли ему живется?
- Какой выход он находит?
- Как даются ему выигрыши?
- Как другие ребята относятся к
- Вадику и Птахе и как 
относится к 
  ним герой?
- Какие правила для себя 
установил 
  мальчик при игре на деньги? 
  Почему?
- Почему Вадик и Птаха избили 
его?
- Какие качества характера 
своего 
  героя подчеркивает автор?
Дети отвечают, на экране 
всплывают названные ими 
качества. Слайд № 5.
Герой:Честность
Упорство
Смелость
Воля
Самостоятельность
- Как реагирует Лидия 
Михайловна, увидев в первый 
раз синяки у своего ученика?
Слайд № 6
- Почему?
- Что переживает герой, когда 
  Тишкин предает его? Чего он 
  ожидал?
- Как себя повела Лидия 
  Михайловна?
Почему?
- Для чего она назначает 
мальчику 
   дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у неё
в
  гостях?
Почему?
- Зачитайте и сопоставьте его и
её 
  портрет.
- Для чего автор ставит их 
рядом?
- Какое художественное 
средство он
  использует?
- Каково первоначальное 
  представление мальчика об 
учителе
  и как постепенно оно 
меняется? 
-  Какой оказывается Лидия 
  Михайловна?
- Почему она начинает играть с 
ним 
  на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде 
  разговора с директором? 
Почему?
- Какие черты характера 
проявляет
   Лидия Михайловна?
Дети отвечают, на экране 
всплывают названные ими 
качества. Слайд № 7
Дают ответ на 
главный вопрос 
урока 
Отыскивают 
значение слова 
«урок»в толковом 
словаре 
Б) Работа с 
толковым 
словарем 
ОжеговаВ) Сообщение
об авторе и 
прототипе 
героини 
рассказа
Смелость
Чувство собственного  
достоинства
Доброта
Милосердие
Чуткость
Щедрость
Отзывчивость
- Итак, попробуйте дать ответ 
на наш 
  вопрос. 
- Поведение Лидии 
  Михайловны – это 
преступление?
 - Поработаем со словарями. 
Найдите в словарях значение 
слова «урок». (словарь 
Ожегова. Находят, зачитывают)
- Как вы думаете, какие уроки 
получил герой? Только ли уроки
французского?
- Кому посвящен этот рассказ?
- Анастасия Прокопьевна 
Копылова – 
  мать товарища – земляка 
Распутина,
  замечательного драматурга 
  А. Вампилова, которая всю 
жизнь проработала в сельской 
школе учителем математики. 
(фотография
Копыловой на доске и слайд № 
8) Валентин Григорьевич 
познакомился 
с ней, когда она уже многие 
годы отработала в школе, и его 
поразило, что в её глазах не 
было жесткости, свойственной 
многим учителям. И человеком 
она была очень мудрым и 
добрым.
- Что вы можете сказать об 
авторе, как 
  о человеке?
- Рассказ «Уроки французского»
Отвечают на вопрос
Находят строчки с 
посвящением
Высказывают своё 
мнение
Один 
подготовленный 
учащийся выступает
у доски (материал 
находит 
самостоятельно, в 
т.ч. и через 
Интернет)
Остальные слушают 
и конспектируют 
основные моменты 
выступления.- 
  произведение 
автобиографическое.
Сообщение учащегося:
  Валентин Григорьевич 
Распутин родился 15 марта 
1937 года в простой семье в 
Иркутской области, в посёлке 
Усть – Уда, расположенном на 
берегу Ангары, неподалеку от 
города Иркутска. (Слайд №9) 
Рос он в этих же местах, в 
деревне Аталанка. В первый 
класс начальной школы 
будущий писатель пришёл в 
1944 году, когда шла война. В 
Аталанке не гремели бои, но 
жизнь, как и во всей стране, 
здесь в те годы была очень 
трудной.
  Окончив хорошо четыре 
класса в деревне, Распутин 
хотел продолжать учебу. Но 
школа в Аталанке была только 
начальной, поэтому ехать надо 
было в районный центр Усть –
Уда за пятьдесят километров от
родной деревни. Каждый день 
так далеко туда и обратно 
ездить не станешь, поэтому 
пришлось перебираться туда 
жить, одному, без родителей, 
без семьи:
«…Спустя  более чем 20 лет я 
сел за стол и стал вспоминать, 
что было когда-то со мной, 
пятиклассником-мальчишкой из
глухой сибирской деревни. 
Верне, стал записывать то, что 
никогда не забывалось, что 
постоянно просилось во мне на 
люди. Я написал этот рассказ в 
надежде, что преподанные мне 
в свое время уроки, лягут на 
душу как маленького, так и 
взрослого читателя».
  Лидия Михайловна Молокова, 
настоящая учительница 
Распутина, стала прототипом 
учительницы французского 
Слушают
В) Знакомство
свысказывания
ми великих 
людей о 
добре и зле
Г) 
Подведение 
логического 
итога урока
языка в рассказе «Уроки 
французского». Слайд № 10
Учитель:
- Молокова приехала в Усть-Уду 
по распределению после 
окончания Иркутского 
института иностранных языков 
в 1952 году. Она приехала, как 
вспоминают, очаровательная, 
красивая, настоящая 
француженка, и все ученики в 
неё были просто влюблены.
 «Нас было две «француженки»,
- вспоминала Лидия 
Михайловна.  – Тосковали 
первое время по городу, потом 
втянулись в работу – уроки, 
кружки, школьные вечера… В 
школе было два 8-х класса. У 
Веры Андреевны класс был 
образцовым (Валентин 
Григорьевич учился в этом 
классе), мне же дали сборный 
плюс своих разбойников. Я 
намучилась, проклиная час, 
когда сошла с парохода и 
пришла в школу, даже 
плакала».
  Спустя годы Лидия 
Михайловна Молокова жила 
уже в Саранске и работала в 
Мордовском университете. 
Была в гостях у своего бывшего
ученика – писателя Распутина. 
Она прекрасно понимала, что 
Распутин писал свою 
учительницу со всех своих 
учителей, брал лучшее от 
каждой, вот почему она у него 
получилась такая человечная.
  - Как вы думаете, чему учит 
этот рассказ?
Показывает слайды с 
высказываниями великих 
людей о добре и зле, 
зачитывает их в слух. (  Слайд №
11)
   «Нет в мире прекраснее 
чувства, чем ощущение, что ты 
Делают выводы
Смотрят слайды и 
слушают 
высказывания о 
добре и зле
Записывают 
понравившееся 
высказывание в 
тетрадь
Слушают 
стихотворение
Высказывают свое 
мнение
Делают выводысделал людям хоть каплю 
добра», - Л.Толстой.
   «Умей чувствовать рядом с 
собой человека, умей читать 
его душу, увидеть в его глазах 
радость, беду, несчастье, горе»,
- В.А.Сухомлинский.
   «Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра 
в людях», - Л.Н.Толстой.
    «Чтобы поверить в добро, 
надо начать делать его», - 
Л.Н.Толстой.
    «Тот, кто сеет зло, пожинает 
раскаянье», - Саади.
   «Если не хочешь знать страха,
не чини зла», - Кабус.
   «Кто громоздит злодейство на
злодейство, свой множит 
страх», - Сенека.
   «Жизнь злых людей полна 
тревог», - Дидро.
   «Ни один злой человек не 
бывает счастлив», - Ювенал.
  - Эти люди, ребята, жили в 
разные времена, в разных 
уголках земли, а утверждают 
они одно и то же. О чем это 
говорит? (отвечают)     
  Слайд 12:
ДОБРО - ВЕЧНАЯ 
ЦЕННОСТЬ!
- Запишите понравившееся 
высказывание в свою тетрадь.
Читаю отрывок из 
стихотворения:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с 
нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый 
камень.
 - Итак, наш урок подошел к 
концу. Что нового и полезного 
вы для себя в нем нашли?6. Викторина
7. 
Оценивание 
работы 
учащихся за 
урок
Делятся на команды
Отвечают на 
вопросы
Подсчитывают 
жетоны
Оценивают работу 
друг друга, ставят 
оценки
- А теперь немного отдохнем 
и поиграем, а за одно 
посмотрим, на- сколько вы 
были внимательны при 
чтении рассказа. 
- Викторина. Делимся на две 
команды. Сначала я задаю 
вопрос одной команде. 
Затем другой. Если ответа 
нет, имеет право ответить 
другая команда. За каждый 
правильный ответ команда 
получает жетон.
1. Сколько километров было до 
райцентра? (50)
2.   В каком году герой пошел в 
пятый класс? (1948)
3. Как звали в рассказе шофера 
полуторки? (дядя Ваня)
4. Во сколько лет началась 
самостоятельная жизнь героя? 
(11)
5. Сколько детей было в семье 
героя (3)
6. Как звали хозяйку квартиры, 
у которой жил герой? (тетя 
Надя)
7. А её сына? (Федька)
8. Как называлась игра, в 
которую играли ребята на 
пустыре? («чика»)
9. Сколько примерно лет было 
Лидии Михайловне? (25)
10. Откуда приехала Лидия 
Михайловна в эту деревню? (с 
Кубани).
- Подведем итоги викторины. 
  Подсчитайте жетоны.
     Победители…..
- Спасибо за урок. Сегодня вы 
хорошо поработали. Помогите 
мне поставить оценки. 
(Слушает детей, говорит свое 
мнение, ставит оценки, 
мотивирует)Слушают, задают 
вопросы, если ясно, 
записывают в 
дневники
8. Домашнее 
задание
 
- Сочинение «Письмо директору
школы Василию Андреевичу от 
ученика 6в класса средней 
школы г.Новый Уренгой». 
Задание творческого 
характера. Представьте, что 
Василий Андреевич – реально 
существующий человек. Что бы 
вы хотели ему сказать после 
прочтения рассказа? Что 
посоветовать? С чем 
согласиться или не 
согласиться?