Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
24.04.2018
Автор используемого учебника – Т.Ф.Курдюмова. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
Урок литературы в 6 классе.docx
Урок литературы в 6 классе
на тему «Преступление?»
(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки
французского»)
Описание методической
разработки
1. Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по
рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»). Автор
используемого учебника – Т.Ф.Курдюмова.
2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к
уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того,
урок предполагает использование видеоматериала
(фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет
большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся
учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения,
добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
Перемена перед уроком: с помощью мультимедийного
проектора на большой экран выводится слайд №1, звучит
музыка.
Триединая цель урока:
1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны,
выявление характеров остальных героев и их оценка.
Определение идеи рассказа.
2. Развитие умения анализировать художественное
произведение. Развитие речи, логического и аналитического
мышления.
3. Воспитание нравственных качеств, уважение к личности и
творчеству В.Г.Распутина.
Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки
французского», презентация
к уроку, портрет Ф.П.Копыловой.
Содержатель
но-
смысловые
блоки
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся 1. Орг.
момент
2. Просмотр
фрагмента
видеофильма
.
2.Целеполага
ние.
2.Тестирован
ие и его
самопроверка
Приветствует, настраивает на
работу.
- Здравствуйте. Сегодня на
уроке мы будем изучать
рассказ Валентина
Григорьевича Распутина «Уроки
французского».
Но прежде чем поставить перед
вами главный вопрос урока,
предлагаю посмотреть
фрагмент кинофильма «Уроки
французского», после чего я
попрошу вас сформировать
цель нашего сегодняшнего
разговора.
Смотрит вместе с детьми.
С помощью мультимедийного
проектора на большой экран
выводят фрагмент кинофильма
(Лидия Михайловна и мальчик
играют в деньги. Заходит
директор школы)
Обращается с вопросом:
- Итак, Василий Андреевич
назвал поведение Лидии
Михайловны преступлением,
совращением, растлением. Как
вы думаете, какова цель
нашего сегодняшнего урока?
- Верно. Наша задача – ответить
на встающий перед читателем
проблемный вопрос
«Преступление ли поведение
Лидии Михайловны?» Кроме
того, мы должны поразмышлять
на поступком всех остальных
героев и дать им оценку. Слайд
№2.
Почему это важно для нас?
- Прежде чем перейти к
анализу текста, проведем
небольшую разминку –
поработаем над
литературоведческими
понятиями, знание которых
поможет вам успешно работать
на сегодняшнем уроке.
Раздать листы с заданием
всем парам учащихся.
- Работаем в парах. Ваше
задание – стрелочками
Отвечают
приветствием,
садятся.
Слушают.
Смотрят.
Формулируют цель
урока
Мотивируют свою
работу
Слушают задачу
Работают
самостоятельно в
парах соединить слова с теми
определениями, которые им
соответствуют. Работаем
самостоятельно.
Автобиография главная
мысль
произведения портрет
противопоставление
рассказ круг
жизненных
явлений,
которые
отобрал
писатель
для своего
произведения,
то, что
легло в основу
художественного
произведения;
Тема описание
своей
жизни
Идея описание
внешности
персонажа
в
литературном
произведении;
антитеза жанр эпоса,
небольшое
по
объему
произведение,
посвященное
отдельному
событию из
жизни
героя
- Итак. Автобиография – это…
Портрет - ……..
Самопроверка
Сообщают о своих
результатах Рассматривают
слайд, отвечают на
вопросы учителя,
размышляют,
оперируют строками
текста
5.Основная
часть урока.
А) Беседа
Рассказ - ……..
Тема - ……..
Основная мысль - ……..
Антитеза - ………
(После каждого ответа на
спроектированном на большой
экран слайде всплывают
определения). Слайд №3.
- Переходим к основной части
нашего
урока.
- Кто герой рассказа? Слайд №4
- Какова его семья?
- Какое его материальное
состояние?
- Почему?
- Почему мать все же решается
послать сына на учебу?
Неужели не
знает, что ему будет тяжело?
Ведь
она не многим может помочь
сыну…
- А он почему соглашается?
Чужие
люди, чужой дом…
- Какие чувства мальчик
переживает,
оказавшись вдали от дома?
- Есть ли у него друзья?
Почему?
- Легко ли ему живется?
- Какой выход он находит?
- Как даются ему выигрыши?
- Как другие ребята относятся к
- Вадику и Птахе и как
относится к
ним герой?
- Какие правила для себя
установил
мальчик при игре на деньги?
Почему?
- Почему Вадик и Птаха избили
его?
- Какие качества характера
своего
героя подчеркивает автор?
Дети отвечают, на экране
всплывают названные ими
качества. Слайд № 5.
Герой: Честность
Упорство
Смелость
Воля
Самостоятельность
- Как реагирует Лидия
Михайловна, увидев в первый
раз синяки у своего ученика?
Слайд № 6
- Почему?
- Что переживает герой, когда
Тишкин предает его? Чего он
ожидал?
- Как себя повела Лидия
Михайловна?
Почему?
- Для чего она назначает
мальчику
дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у неё
в
гостях?
Почему?
- Зачитайте и сопоставьте его и
её
портрет.
- Для чего автор ставит их
рядом?
- Какое художественное
средство он
использует?
- Каково первоначальное
представление мальчика об
учителе
и как постепенно оно
меняется?
- Какой оказывается Лидия
Михайловна?
- Почему она начинает играть с
ним
на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде
разговора с директором?
Почему?
- Какие черты характера
проявляет
Лидия Михайловна?
Дети отвечают, на экране
всплывают названные ими
качества. Слайд № 7
Дают ответ на
главный вопрос
урока
Отыскивают
значение слова
«урок»в толковом
словаре
Б) Работа с
толковым
словарем
Ожегова В) Сообщение
об авторе и
прототипе
героини
рассказа
Смелость
Чувство собственного
достоинства
Доброта
Милосердие
Чуткость
Щедрость
Отзывчивость
- Итак, попробуйте дать ответ
на наш
вопрос.
- Поведение Лидии
Михайловны – это
преступление?
- Поработаем со словарями.
Найдите в словарях значение
слова «урок». (словарь
Ожегова. Находят, зачитывают)
- Как вы думаете, какие уроки
получил герой? Только ли уроки
французского?
- Кому посвящен этот рассказ?
- Анастасия Прокопьевна
Копылова –
мать товарища – земляка
Распутина,
замечательного драматурга
А. Вампилова, которая всю
жизнь проработала в сельской
школе учителем математики.
(фотография
Копыловой на доске и слайд №
8) Валентин Григорьевич
познакомился
с ней, когда она уже многие
годы отработала в школе, и его
поразило, что в её глазах не
было жесткости, свойственной
многим учителям. И человеком
она была очень мудрым и
добрым.
- Что вы можете сказать об
авторе, как
о человеке?
- Рассказ «Уроки французского»
Отвечают на вопрос
Находят строчки с
посвящением
Высказывают своё
мнение
Один
подготовленный
учащийся выступает
у доски (материал
находит
самостоятельно, в
т.ч. и через
Интернет)
Остальные слушают
и конспектируют
основные моменты
выступления. -
произведение
автобиографическое.
Сообщение учащегося:
Валентин Григорьевич
Распутин родился 15 марта
1937 года в простой семье в
Иркутской области, в посёлке
Усть – Уда, расположенном на
берегу Ангары, неподалеку от
города Иркутска. (Слайд №9)
Рос он в этих же местах, в
деревне Аталанка. В первый
класс начальной школы
будущий писатель пришёл в
1944 году, когда шла война. В
Аталанке не гремели бои, но
жизнь, как и во всей стране,
здесь в те годы была очень
трудной.
Окончив хорошо четыре
класса в деревне, Распутин
хотел продолжать учебу. Но
школа в Аталанке была только
начальной, поэтому ехать надо
было в районный центр Усть –
Уда за пятьдесят километров от
родной деревни. Каждый день
так далеко туда и обратно
ездить не станешь, поэтому
пришлось перебираться туда
жить, одному, без родителей,
без семьи:
«…Спустя более чем 20 лет я
сел за стол и стал вспоминать,
что было когда-то со мной,
пятиклассником-мальчишкой из
глухой сибирской деревни.
Верне, стал записывать то, что
никогда не забывалось, что
постоянно просилось во мне на
люди. Я написал этот рассказ в
надежде, что преподанные мне
в свое время уроки, лягут на
душу как маленького, так и
взрослого читателя».
Лидия Михайловна Молокова,
настоящая учительница
Распутина, стала прототипом
учительницы французского
Слушают
В) Знакомство
с высказывания
ми великих
людей о
добре и зле
Г)
Подведение
логического
итога урока
языка в рассказе «Уроки
французского». Слайд № 10
Учитель:
- Молокова приехала в Усть-Уду
по распределению после
окончания Иркутского
института иностранных языков
в 1952 году. Она приехала, как
вспоминают, очаровательная,
красивая, настоящая
француженка, и все ученики в
неё были просто влюблены.
«Нас было две «француженки»,
- вспоминала Лидия
Михайловна. – Тосковали
первое время по городу, потом
втянулись в работу – уроки,
кружки, школьные вечера… В
школе было два 8-х класса. У
Веры Андреевны класс был
образцовым (Валентин
Григорьевич учился в этом
классе), мне же дали сборный
плюс своих разбойников. Я
намучилась, проклиная час,
когда сошла с парохода и
пришла в школу, даже
плакала».
Спустя годы Лидия
Михайловна Молокова жила
уже в Саранске и работала в
Мордовском университете.
Была в гостях у своего бывшего
ученика – писателя Распутина.
Она прекрасно понимала, что
Распутин писал свою
учительницу со всех своих
учителей, брал лучшее от
каждой, вот почему она у него
получилась такая человечная.
- Как вы думаете, чему учит
этот рассказ?
Показывает слайды с
высказываниями великих
людей о добре и зле,
зачитывает их в слух. ( Слайд №
11)
«Нет в мире прекраснее
чувства, чем ощущение, что ты
Делают выводы
Смотрят слайды и
слушают
высказывания о
добре и зле
Записывают
понравившееся
высказывание в
тетрадь
Слушают
стихотворение
Высказывают свое
мнение
Делают выводы сделал людям хоть каплю
добра», - Л.Толстой.
«Умей чувствовать рядом с
собой человека, умей читать
его душу, увидеть в его глазах
радость, беду, несчастье, горе»,
- В.А.Сухомлинский.
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра
в людях», - Л.Н.Толстой.
«Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его», -
Л.Н.Толстой.
«Тот, кто сеет зло, пожинает
раскаянье», - Саади.
«Если не хочешь знать страха,
не чини зла», - Кабус.
«Кто громоздит злодейство на
злодейство, свой множит
страх», - Сенека.
«Жизнь злых людей полна
тревог», - Дидро.
«Ни один злой человек не
бывает счастлив», - Ювенал.
- Эти люди, ребята, жили в
разные времена, в разных
уголках земли, а утверждают
они одно и то же. О чем это
говорит? (отвечают)
Слайд 12:
ДОБРО - ВЕЧНАЯ
ЦЕННОСТЬ!
- Запишите понравившееся
высказывание в свою тетрадь.
Читаю отрывок из
стихотворения:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с
нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый
камень.
- Итак, наш урок подошел к
концу. Что нового и полезного
вы для себя в нем нашли? 6. Викторина
7.
Оценивание
работы
учащихся за
урок
Делятся на команды
Отвечают на
вопросы
Подсчитывают
жетоны
Оценивают работу
друг друга, ставят
оценки
- А теперь немного отдохнем
и поиграем, а за одно
посмотрим, на- сколько вы
были внимательны при
чтении рассказа.
- Викторина. Делимся на две
команды. Сначала я задаю
вопрос одной команде.
Затем другой. Если ответа
нет, имеет право ответить
другая команда. За каждый
правильный ответ команда
получает жетон.
1. Сколько километров было до
райцентра? (50)
2. В каком году герой пошел в
пятый класс? (1948)
3. Как звали в рассказе шофера
полуторки? (дядя Ваня)
4. Во сколько лет началась
самостоятельная жизнь героя?
(11)
5. Сколько детей было в семье
героя (3)
6. Как звали хозяйку квартиры,
у которой жил герой? (тетя
Надя)
7. А её сына? (Федька)
8. Как называлась игра, в
которую играли ребята на
пустыре? («чика»)
9. Сколько примерно лет было
Лидии Михайловне? (25)
10. Откуда приехала Лидия
Михайловна в эту деревню? (с
Кубани).
- Подведем итоги викторины.
Подсчитайте жетоны.
Победители…..
- Спасибо за урок. Сегодня вы
хорошо поработали. Помогите
мне поставить оценки.
(Слушает детей, говорит свое
мнение, ставит оценки,
мотивирует) Слушают, задают
вопросы, если ясно,
записывают в
дневники
8. Домашнее
задание
- Сочинение «Письмо директору
школы Василию Андреевичу от
ученика 6в класса средней
школы г.Новый Уренгой».
Задание творческого
характера. Представьте, что
Василий Андреевич – реально
существующий человек. Что бы
вы хотели ему сказать после
прочтения рассказа? Что
посоветовать? С чем
согласиться или не
согласиться?
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.