Урок литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Владимир Дубровский против несправедливых порядков, произвола и деспотизма"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Владимир Дубровский против несправедливых порядков, произвола и деспотизма" Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся,умения анализировать,высказывать собственную точку зрения. Задачи: • Знать жанровые особенности романа. • Рассказать об истории создания романа "Дубровский". • Определить характер отношения героев. • Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского. • Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского. • Учиться анализировать текст. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Иконка файла материала 0006f397-fb4de449.docx
Урок литературы в 6­м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Владимир Дубровский против несправедливых порядков, произвола и деспотизма" Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин  протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся,умения  анализировать,высказывать собственную точку зрения. Задачи:  Знать жанровые особенности романа.  Рассказать об истории создания романа "Дубровский".  Определить характер отношения героев.  Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.  Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.  Учиться анализировать текст. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая  технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии,  ИКТ. Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное  рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы:  коллективная, частично индивидуальная. Оборудование: Компьютер. Мультимедиапроектор. Используемая литература: А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова  "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD­ROM  "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и  Мефодия. 5­6 классы". Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы урока Цели и задачи урока формулируют обучающиеся. Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа.Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа. Выяснение  причин протеста Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся. Слайд 3. Задачи урока: Знать жанровые особенности романа. Рассказать об истории создания романа "Дубровский". Определить характер отношения героев. Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского. Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского. Учиться анализировать текст. II. Слово учителя. Слайд 4. Дубровский ­ приключенческий роман? В XIX веке жанр авантюрно­приключенческого романа стал популярным.  Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость ­ жадности, любовь ­ ненависти. Писатели для придания  занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение  хронологии повествования. Главный герой такого повествования был  неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный  роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать  подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем  реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог  вместить живых героев в жесткие схемы. III. Словарная работа. Слайд 5. Словарная работа. ­ На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология,  роман, сюжет.Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать  произведение А.С.Пушкина авантюрно­приключенческим романом?  Аргументируйте свой ответ. Авантюра ­ рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в  расчете на случайный успех. Приключение ­ происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях. Популярный ­ 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности  изложения; 2. пользующийся широкой известностью. Роман (фр. Roman ­ повествование) ­ большое повествовательное  произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и  разветвленностью сюжета.Сюжет ­ последовательность и связь событий в художественном  произведении. ­ Запишите определение романа и сюжета в тетрадь. IV. Проверка домашнего задания. 1. Индивидуальное домашнее задание –сообщение ученика Слайд 6. История романа. 2. Сжатый пересказ. ­ Расскажите об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея  Гавриловича Дубровского? V. Аналитическая беседа. ­ Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге? ­ Каковы были отношения отца и сына Дубровских? ­ Как воспринял Владимир известие о болезни отца? ­ Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное  имение? ­ Почему Владимир велел выгнать Троекурова? VI. Устное рисование. ­ Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров. ­Почему они так себя ведут? VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода. ­ Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете,  какие чувства испытывает герой? ­ Какую роль здесь играет пейзаж? VII. Аналитическая беседа. Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского. ­ Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники  приехали отбирать имение? ­ Как ведет себя Дубровский? ­ Как его это характеризует? ­ Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают  судейские чиновники? На что он решается? VIII. Слово учителя. Слайд 8. Судьба героя.Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы:  расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и  мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения  объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру  Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном  старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества  героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник).  Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто  определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы  хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит  Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить  разбой и благородство. IX. Работа с книгой. Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с войсками. Анализ 7 главы. ­ Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? ­ Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? ­ Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? ­ Почему разбойники не трогали дом Троекурова? ­ Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки? X. Итог урока. 1. Слово учителя. Слайд 10. Благородный разбойник. Благородство ­ это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы  завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца.  Похороны и пожар, праздник и ограбление ­ вот такие непохожие события  соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен  благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и  бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не  соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире  нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова,  интерес Маши и наши восхищения. 2. Выставление и комментирование оценок. XI. Домашнее задание.Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира  Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII ­ XIX на стр.148 учебника.  Выучить определения: роман, сюжет.