Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
Оценка 4.8

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
30.10.2018
Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"
Урок формирования новых знаний, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС, проводился в 7-ом классе. . Ребята выполняли учебные действия по разработанному плану. На уроке была организована и индивидуальная работа, и работа в парах. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока как педагогом, так и самими детьми. В ходе урока дети изучили и закрепили новый материал. Активность и работоспособность ребят на уроке была хорошая, психологическая атмосфера на уроке - доброжелательная. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.Конспект урока литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
Образ повествователя.docx
Тема : Образ повествователя в повести А.С. Пушкина   «Станционный  смотритель». Цель: раскрыть образ повествователя в повести А.С. Пушкина    «Станционный смотритель». Задачи:  1.   Обучающая:   учить   работать   с   текстом   прозаического   произведения, проводить  идейно­тематический  анализ повести А.С. Пушкина,     показывать художественные   открытия     дать   представление   об   образе повествователя. 2.   Развивающая:   развивать   навыки   характеристики   образа   повествователя, навыки аналитической работы с текстом, расширять читательский кругозор учащихся. 3.   воспитывать   самостоятельность   мышления, работоспособность,  целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни; воспитывать чуткое отношение к людям, своим близким; прививать интерес к творчеству А.С. Пушкина,  .   Воспитывающая:   писателя,   Тип урока: урок формирования новых знаний. Ход урока: I I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас и очень надеюсь на  сотрудничество. Мне хочется, чтобы  мы сегодня  плодотворно поработали на уроке.  Желаю вам позитивного настроения и успехов.              2. Определение темы и цели урока. ­ На прошлом уроке мы начали изучение повести А.С.Пушкина   «Станционный смотритель».. Сегодня мы продолжим эту работу и  попытаемся раскрыть образ повествователя. И начнем мы с того, что  побываем в музее «Станционного смотрителя» II Сообщение учащегося «Дом­музей станционного смотрителя в Выре»    ­ А вы, ребята, запишите ключевые слова этого сообщения, чтобы запомнить услышанное. ­ Какие слова вы записали? (Ребята могут назвать слова Выра, Вырин, станционный смотритель и  др.) III Анализ произведения.      1.  Словарная работа. ­ Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель»,  «повествователь»? 2. Беседа по содержанию произведения. ­ Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в  качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину. ­ Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и  впечатление полной достоверности.) ­  Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки.      ­ «Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на  вопрос, а кто такой Белкин, как­то ответил: «Кто бы он ни был, а писать  повести надо вот эдак: просто, коротко, ясно». ­ «Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие  писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов. А вот как оценил это произведение  Л.Н.Толстой (зачитывается отрывок). ­ Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских  повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные  рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он  так любил за их воздушность и выразительность». (просмотр репродукций  рисунков Пушкина). ­ Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»? (мелкий чиновник) ­ Через повествователя мы узнаём об авторской позиции. Авторская позиция—это отношение автора к своим героям. ­  Как автор относится к главному герою? (сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика) ­ А в чём трагедия  Самсона Вырина? ­ Каким он встречается нам в начале повести? ­ Каков Вырин через 4 года? (стр.103) ­ За что он корил себя? (уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви) ­ Почему он решил, что Дуня будет несчастной? (Жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может  быть счастливой) ­ Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за  искреннее сочувствие он отплатил не только обманом)    3. Работа с текстом. Зачитать рассказ мальчика о приезде барыни (с.112) Вопросы к учащимся: 1)Что заставило её приехать? 2)По каким словам вы поняли, что это Дуня? IV.Выводы урока. 1)Кто из героев повести не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?  (повествователь) 2)Кому из героев рассказчик симпатизирует? (Самсону Вырину) 3)Какое настроение у вас после прочтения этой повести? (Грустное,  печальное) 4)Какие чувства и размышления она у вас вызвала? (Заставила задуматься, как мы относимся к близким людям) V. Проверка знаний учащихся. Тест.(см. Приложение) ­ А теперь поменяйтесь тестами с товарищем по парте и проверьте  правильность ответов. За каждый правильный ответ­1 балл.  VI.Выставление оценок ПРИЛОЖЕНИЕ  «Дом­музей станционного смотрителя в Выре» В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До  Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII ­ начале XIX вв. на  почтовых трактах.     Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники  меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.     По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого  русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую  губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.  «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра ­ первый в нашей стране  музей литературного героя. Музей создан по повести     А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам.                        Открылся он в 1972 году в здании почтовой Вырской станции. К 40­м  годам XIX века она состояла из двух каменных домов, соединенных по  фасаду стеной с воротами и калиткой, к ней относились две деревянные  конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец, пожарная каланча. В Выре, может быть. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не  случайно главный герой повести «Станционный смотритель» ­ Самсон Вырин.        В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций  пушкинского времени. В красном углу ­ стол смотрителя. На нем ­ бронзовый  подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации  проезжающих. Здесь же копия дорожной А. С. Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой  говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по  надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал­ лейтенанту Инзову...» Дорожные сундуки, чемоданы, шкатулки, «кровать с  пестрою занавеской», на окнах «горшки с бальзаминами», лубочные  картинки... В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван,  комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни,  смотрителя. Во второй половине дома­музея ­ ямщицкая. Экспозиция этой комнаты  переносит в прошлое русского        дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. В  центре ямщицкой ­ стол с утварью, на стенах ­ упряжь для лошадей, одежда  ямщиков. Четвертая часть помещения занята        русской печью, служившей для приготовления пищи и обогрева  ямщиков. Тест по повести «Станционный смотритель» 1.К какому роду литературы относится произведение «Станционный  смотритель»? А) эпос; Б) лирика; В) драма. 2.В какой сборник входит  «Станционный смотритель»? А) повести Белкина; Б) рассказы Стрелкина; В) романы Пушкина. 3.Как звали главного героя? А) Александр Минский; Б) Самсон Вырин; В) Савелий Лаптев. 4.О ком идёт речь? «Человек лет 50­ти, свежий и бодрый, и его длинный зелёный сюртук с тремя  медалями на полинялых лентах»? А) рассказчик; Б) Самсон Вырин; В) ротмистр Минский. 5)Как звали дочь главного героя? А) Маша; Б) Дуня; В) Татьяна. Ответы: 1­А; 2­А; 3­Б; 4­Б; 5­Б.

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы в 7 классе "Образ повествователя в повести А.С. Пушкина  "Станционный смотритель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018