Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"
Оценка 4.8

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
21.11.2017
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"
Урок формирования новых знаний, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС, проводился в 8-ом классе. Тема, цель занятия сформулированы самими учащимися. Ребята выполняли учебные действия по разработанному плану. На уроке была организована и индивидуальная работа, и работа в парах, в группах. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока как педагогом, так и самими детьми. В ходе урока дети изучили и закрепили новый материал. Активность и работоспособность ребят на уроке была хорошая, психологическая атмосфера на уроке - доброжелательная. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.Урок формирования новых знаний с учетом требований ФГОС
Образ Мцыри.docx
1 Тема: Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" Цель: раскрыть образ главного героя поэмы "Мцыри" Задачи:  1.   Обучающая:  учить   работать   с   текстом   лирического   произведения, проводить  идейно­тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать художественные   открытия     поэта,    дать   представление   о   романтическом герое. 2.   Развивающая:   развивать   навыки   характеристики   героя   произведения, навыки   аналитической   работы   с   текстом,    эмоциональное   восприятие лирического произведения.   Воспитывающая: 3.   воспитывать   самостоятельность   мышления, работоспособность,  целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни; прививать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова. Тип урока: урок формирования новых знаний. Ход урока. …что за огненная душа, что за могучий дух,  что за исполинская натура у этого Мцыри!  В.Г. Белинский  I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас и очень надеюсь на  сотрудничество. Мне хочется, чтобы  мы сегодня  плодотворно поработали на уроке.  Желаю вам позитивного настроения и успехов. II. Стадия вызова.  1. Работа с эпиграфом, определение темы и цели урока. ­ На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова  "Мцыри", говорили о теме и композиции поэмы. Сегодня мы продолжим эту  работу.  Эпиграфом к уроку я взяла слова известного русского критика   В.Г.Белинского. (Слайд 1)  Как вы думаете, какой может быть тема  сегодняшнего урока? (Ответы учащихся). ­ Запишите тему урока в своих тетрадях. (Слайд 2). ­ Какова, по­вашему, цель урока? (Ответы учащихся) (Слайд 3). 2. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке. 2 Беседа по вопросам: ­ Из скольких глав состоит поэма? (из 26 глав) ­ Что из себя представляют первые две главы? (1 глава ­ вступление, во 2 главе рассказана вся жизнь Мцыри) ­   Сколько   глав   посвящено   исповеди   Мцыри?   Почему?   (24   главы   (3­26), исповедь позволяет раскрыть внутренний мир героя) III. Стадия осмысления. 1. Итак, во вступлении М.Ю. Лермонтов нам рассказывает, что Немного лет тому назад,                              (Слайд 4). Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.                                                      (Слайд 5). ­ Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре? ( Перенося действие  в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя, его  волю и непокорность.) ­ Каким предстаёт перед нами Мцыри в начале поэмы, когда он попадает в  монастырь? (Пуглив и дик, и слаб, и гибок , безмолвен, одинок, но, в то же  ремя он уже обладал могучим духом)  ­ Даёт ли Лермонтов подробное описание монастырской жизни Мцыри? (Нет) ­ Тем не менее мы понимаем, что значит для Мцыри жизнь в монастыре. 2. Составление ассоциативной цепочки. ­ С чем ассоциируется для Мцыри монастырь?  Монастырь  ­  неволя   ­  тюрьма   ­  одиночество   ­   рабство  ­   тоска   ­   узник   ­ сумрак ­ духота ­ послушание ­ служение богу ­ отказ от всего мирского ­ плен (Слайд 6) 3. Беседа по вопросам. ­ Устраивает ли Мцыри такая жизнь? Готов ли он смириться с этим?  ­ О чём мечтает Мцыри? (. (Вырваться из монастыря       в тот чудный мир тревог и битв,      Где в тучах прячутся скалы,      Где люди вольны, как орлы.) ­ Какова была цель побега? Найдите в тексте Гл.6,9,10,11 (А)   Давным­давно   задумал   я   //Взглянуть   на   дальние   поля,//   Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы. Б) «…Я цель одну ­ // Пройти в родимую страну ­ // Имел в душе. В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог; 3 Итак, Мцыри совершает побег, таким образом бросив вызов судьбе. ­ Сколько времени провел Мцыри вне стен монастыря? (3 дня) ­ Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете самыми важными? * общение с природой (глава 6), * встреча с грузинкой (глава 13), * бой с барсом (глава 17). (Слайд 7)  ­ Что ощутил Мцыри, впервые общаясь   с природой? (восхищение, радость, счастье)  ­   Почему?   (Увиденное   Мцыри   резко   противопоставлено   мрачному монастырскому существованию. Пейзаж привлекателен для героя, так как тот впервые на воле. "Пышные поля", "холмы", деревья, "груды темных скал", поток реки, "горные хребты",  "сквозь туман, в снегах ... седой, незыблемый Кавказ" . Все это увлекает героя, он погружается в воспоминания, раскрывая свою страстную душу.   Даже буря вызывает у героя неописуемый восторг. (Слайд 8)  О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Ребята, но юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с  ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была  безжалостна к нему.  В поэме есть два образа природы. Есть сад (Слайд 9) Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это –  гармония и величие. А есть тёмный лес. (Слайд 10) Лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы,  которые являлись  для него ориентиром, и заблудился в этом темном лесу. Описание   природы   связано   с   идейным   содержанием   поэмы.   Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора:  все в этом естественном мире   существует   свободно,   никто   не   подавляет   друг   друга:   сады   цветут, потоки шумят, птицы поют.  Но   автор   хотел   подчеркнуть,   что   каким   бы   заманчивым   ни   было согласие   между   вольнолюбивым   героем   и   природой,   оно   не   может   быть постоянным.   Общение   с   природой   –   это   не   только   слияние   с   ней,   это   и единоборство,   борьба.   Дни,   проведенные   на   воле,   наполнены   опасностями, 4 трудностями:   это   и   переход   по   горам   и   ущельям   сквозь   вечный   лес   и терновый   кустарник,   и   преодоление   голода,   физической   слабости,   страха перед неизвестным, и бой с барсом. Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Но в любом   образе,   будь   она   светлой   или   мрачной,   природа   становится олицетворением свободы. ) Следующим важным эпизодом вы назвали встречу с грузинкой. (Слайд 11) Давайте зачитаем  ­ Какие чувства вызвала эта встреча у главного героя? (В душе Мцыри идет борьба эмоций. Он чувствует тайну любви , но в то же время, он понимает, что все его мечты недостижимы и поэтому его чувства овеяны печалью, тоской) ­ И самый важный, кульминационный эпизод поэмы ­ бой с барсом.  (Слайд 12) Найдите описание этого боя. ­ Как вы считаете, почему именно бой является кульминацией в поэме?  (Этот бой   ­   момент   наивысшего   подъёма   сил   и   духа   героя.   Мцыри   не   только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных.) ­ Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение. В чем оно заключается? (Победив барса, Мцыри победил свою судьбу: он вырвался из монастыря, пусть всего лишь на три дня, но он сумел ощутить свободу.).  ­ Все  переживания,  которые  Мцыри  испытал   на  свободе,  он  назвал   одним словом ­ жизнь.  ­ Что значит для Мцыри жить? (Ответы: находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться. побеждать, испытывать "блаженство вольности святой")   ­Сбившись   с   пути,   голодный   и   умирающий,   Мцыри   вновь   выходит   к монастырю. (Слайд 13) Упав в бессилии возле святой обители, Мцыри видит сон.  Что он видит во сне? ­ Давайте предположим, какова роль эпизода с золотой рыбкой? 4. Составление  "Кластера" (работа в группах)   ­ Каким вернулся Мцыри в монастырь после трёх дней свободы?    Слайд 8             мятежный        одинокий      свободолюбивый             борющийся                        Мцыри                                     Счастливый целеустремлённый         страстный       побеждающий      (Слайд 14) ­ Мы отметили, что Мцыри одинокий, свободолюбивый, борющийся. В каком литературном направлении встречается герой, обладающий этими чертами? (Романтизм) 5 ­Назовите   основные   черты   романтического   произведения.  (Идея   разлада   в   центре   –   романтический   конфликт, мечты   и   реальности, романтический   герой   резко   противопоставлен   обществу,   резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)  ­ Каков финал поэмы? (Мцыри погибает) ­ Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша  не смог бы.)    ­   Ребята,   не   смотря   на   гибель   Мцыри,   мы   не   воспринимаем   поэму   как произведение   мрачное,   исполненное   отчаяния,   безнадёжности,   потому   что смерть Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у   читателя   гордость   за   Мцыри   и   ненависть   к   условиям,   лишающим   его счастья. Мцыри физически остался в плену, но в душе обрёл свободу.     ­  Какие   художественные   средства   использует   поэт,  рисуя   своего   героя? Приведите примеры. Гиперболы:       О, я, как брат,                            Обняться с бурей был бы рад !                               Глазами тучи я следил,                            Рукою молнии ловил…   Метафоры:        Я эту страсть во тьме ночной                              Вскормил слезами и тоской,                             Я грыз сырую грудь земли…   Сравнения:          Я сам, как зверь, был чужд людей,                               Полз и прятался, как змей.  Развёрнутые сравнения   Мцыри с конём и тепличным цветком.   Эпитеты:              Но юность вольная сильна                                 И смерть казалась не страшна. IV. Стадия рефлексии. (Слайд 15) ­ Какие чувства вызвал у вас Мцыри? (восхищение, гордость) 6 ­ Какова позиция автора поэмы в отношении  вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.) ­ Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни?  (Человек должен сам выбирать свой путь.) ­ Ребята, представьте себя на месте Мцыри. Какой бы вы выбрали путь? V. Выставление оценок. Подведение итогов урока. VI.   Домашнее   задание:   (Слайд   16)  подготовить   выразительное   чтение наизусть отрывка из поэмы

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ главного героя в поэме "Мцыри"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017