Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Оценка 4.7

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
22.09.2019
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок предназначен для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению". На уроке применяются элементы технологии критического мышления. На уроке используются буктрейлер, созданный учениками, аудиозапись произведению, просмотр кинофильма.
Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова Возвращение.docx
Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова «Возвращение» Цели: ­ раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому,    заставить сопереживать;  ­ развивать навыки анализа художественного текста; развивать умение       выразительно читать; ­ содействовать духовному и нравственному развитию обучающихся. I. Организационный момент. Ход урока II. Этап ВЫЗОВ Эпиграф к уроку (на доске)         «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и  бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться»   Л.Н. Толстой. Из  письма Толстого от 18.10.1857 г.  ­ Прочитаем эпиграф к нашему уроку.     Л.Н.  Толстой размышляет, что значит жить честно. Давайте поразмышляем над  этим вопросом и мы с вами. Это будет ключевой вопрос нашего урока.  А поможет  нам разобраться в этом рассказ А.П. Платонова «Возвращение» и фильм по этому  рассказу режиссёра Виктора Рыжкова, снятый в 1968 году. Кстати, Петрушу в этом  фильме сыграла… Лия Ахеджакова. ­ Давайте посмотрим буктрейлер на произведение Платонова и на фильм по этому  рассказу 1968 года режиссёра Виктора Рыжкова. Это было индивидуальное домашнее задание (Епешин Сергей) Буктрейлер ­ Почему рассказ называется «Возвращение»?        Ответы учащихся:             герой вернулся с войны… ­ Герой возвращается с войны, всё верно. Но какое же это возвращение, если на  следующий день главный герой собирается уехать, покинуть семью?  КЛАСТЕР (на доске) ВОЗВРАЩЕНИЕ                                     с войны                                                ?                                         домой  ­ Чтобы выяснить смысл названия рассказа, нужно пройти путь главного героя с  момента возвращения в семью, путь его души, его внутреннего мира, его внутреннего  состояния. Нам предстоит выяснить, о каком возвращении говорит автор. III. Анализ текста. 1.  Чертим путь героя.    (Учащиеся чертят в тетради)      Начало пути  (слева) – момент возвращения героя в семью. «Путь героя» _____________________________________________________________________       ­ Скажите, у всех людей такой ровный жизненный путь? (Ответы учащихся)    Нет, конечно. Всё верно. В жизни бывают обстоятельства, когда человек делает  ошибки, неразумные поступки, принимает неправильные решения, противоречащие  законам нравственности, законам доброты, понимания, милосердия.        Важно в такие моменты вовремя одуматься, суметь исправиться, встать,  подняться и пойти по правильному пути.  Задание «Найди нужное выражение» ­ Выберите из представленных вам цитат, пословиц и поговорок те, которые  доказывают нашу мысль.  Не грех упасть, грех не подняться (Сергий Радонежский) Жить прожить ­ не поле перейти Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт.  Перестаньте беспокоиться и начните жить! Живи для людей, поживут и люди для тебя. Жизнь измеряется не годами, а трудами. 2. «Рассыпанные эпизоды».  2 группы учащихся.       ­ Давайте выстроим сюжетный ряд рассказа по фрагментам фильма по этому  произведению.        Перед вами «рассыпанные эпизоды». Составьте сюжетный ряд и озаглавьте  эпизоды.                               (маркерами пишут название эпизодов) (встают, озвучивают)                          ­ Алексей Иванов. Возвращение                          ­ Встреча отца и сына                          ­ Семья вместе                          ­ Ссора, ночной разговор                          ­ Решение уйти из семьи, уехать                          ­ Возвращение  (Учитель вывешивает на доску – выше жизненной линии ­ сюжетный ряд с названиями эпизодов) 3. Герой произведения. Алексей Иванов.      ­ Итак, герой произведения вернулся с войны в семью.       ­ Сколько лет семья жила без отца? (4 года) ­ Какими эти 4 года были для Алексея Иванова? Как он жил эти 4 года? Что ему         пришлось пережить? (Ответы учащихся)              Герой воевал, защищая Родину. Иванов испытал всё, что можно испытать на  войне: голод, холод, страх, отчаяние, боль… Каждый день мог стать последним. Но  ему посчастливилось вернуться живым.       ­ Давайте посмотрим, что означает имя Алексей.  Индивидуальное задание      Алексей – в переводе с древнегреческого  имя Алексей означает «оберегающий»,  «защитник».       ­ Автор не случайно даёт герою это имя. Не Владимир, не Святослав, а именно  Алексей. Алексей – защитник Родины.      Вот он наш герой, и мы поместим сюжетный фрагмент на линию жизни. Алексей  Иванов__________________________________________________________________ ­ А почему, на ваш взгляд, писатель дал герою фамилию Иванов?      Распространённая фамилия в России. Писатель дал герою именно эту фамилию,  потому что хотел сказать, что история, случившаяся в семье Иванова, во время  Великой Отечественной войны и после неё случалась во многих семьях. Война  покалечила тысячу семей.  4. Встреча отца и сына.  1 мин. 9 сек. (19.30 – 20.39)      ­ Следующий фрагмент сюжета – встреча отца и сына. Посмотрим эпизод из  фильма.  (Сюжет из фильма «Возвращение» (1968 г.) 1 мин. 9 сек.       ­ Как проявляет себя отец Алексей Иванов? (Ответы учащихся)      Поправляет рубашку, отцовские чувства, чувствуется  гордость за сына, любящий, заботливый. Если вернуться к значению имени, то теперь он защитник не только  Родины, но и семьи.      Поместим сюжетный фрагмент на ту же самую линию. _____________  Встреча отца и сына_____________________________________      ­ Как этот разговор характеризует Петрушу?  (Уверенный, ведёт себя по­ хозяйски, деловитый, упрекает, что приехал на 6 день)        5. Семья вместе.  ­ Найдите в тексте эпизод, когда семья в полном сборе садится ужинать.  ­ Прочитаем этот эпизод по ролям.  (Со слов «За столом, сидя в кругу семьи…  и до слов «Я выросла большая, ­ сказала Настя) Слова автора:                            Отец:                            Петрушка:                            Любовь Васильевна: ­ Сейчас семья воссоединилась. Алексей Иванов с женой и детьми. Поставим наш  эпизод на прямую линию.  ____________________________Семья вместе_____________________________ 6. Ночной разговор. Ссора. ­ Вроде бы и быт налаживается, и дети привыкают к отцу. Но что происходит? Какой возникает конфликт? (Ответы учащихся) ­ Давайте послушаем аудиозапись (32.10 – 33.45) ­ Как ведёт себя Алексей Иванов в данном конфликте? Какие чувства он проявляет?    (Ответы учащихся)  Упрекает жену Любу, повышает голос, думает только о себе, проявляет эгоизм,  уязвлённое самолюбие, непонимание, обида, ревность, злость.  ­ На эту же линию расположим мы данный эпизод? Куда будет линия жизни  направлена? (Нет, ниже, внизу над линией)                                                                            Ссора, ночной разговор    Алексей поступает не как защитник, а как разрушитель. Он берёт на себя право  судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Иванов не знал в  точности той жизни, которой жила без него семья.            7. Жизнь без отца.   ­ Давайте посмотрим, как жила семья без отца? Расскажите о Любови Васильевне.     (Работала на кирпичном заводе с утра до вечера, до ночи сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, ­ у пресса. Пришлось и  огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого  не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и  детей поднимать) ­ По каким эпизодам мы можем судить, что Любовь Васильевна очень ждала мужа?    (Несколько дней отпрашивалась на работе, чтобы встретить мужа. Три дня  выходила ко всем поездам, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости,  слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На четвёртый день  отправила встречать отца детей, а к ночному поезду вышла сама. На шестой день  отца встретил сын. Перед приездом мужа прибрала кухню и комнату, навела чистоту)      Согласитесь ли вы со мной, что неслучайно жену главного героя зовут Любовь.  Алексея Иванова дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.        8. Решение уйти из семьи, уехать. ­ Как решает поступить герой после ночного разговора и возникшего конфликта? И  это наш следующий эпизод.  (Решает уйти из семьи, уехать) ­ Вверху или внизу расположим кадр из фильма? (Я думаю, и вы со мной согласитесь  ­ внизу) _______________________________________________________________________                                                                                            Решение уйти ­ Как поступает семья, дети? (Петруша одевается второпях, одевает Настю, чтобы  догнать отца)        Обратим внимание на детей главного героя, Алексея Иванова– Петрушу и Настю. ­ Сколько лет детям? (Петруше 11 лет, Насте – 4 года) ­ Найдите в тексте описание Петруши. (со слов Иванов приехал на шестой день…» до слов «Отец удивился и вздохнул»)      ­ Давайте посмотрим, что означает имя Пётр.  Индивидуальное задание      В переводе с древнегреческого языка имя  Пётр означает «скала», «утёс», «камень»,  «каменная глыба». В христианский мир оно  вошло как имя одного из учеников Христа –  апостола Петра.  ­ Докажите, пользуясь текстом, что Петруша был скалой, опорой в семье. (Обучающиеся зачитывают примеры из текста)   (Он помогает по хозяйству, разбирается в карточках, талонах. Заботится о матери,  мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась. Учит сестру грамоте и счету) 9. Возвращение.   (1.15.20 ­ концовка) ­ Итак, герой садится в поезд, в вагон, чтобы навсегда покинуть семью. Но… ­ Прочитаем заключительные строки произведения. (со слов «Так было и сейчас…» до заключительных слов)     …«бежали вслед его дети». Петруша и Настя. ­  Про Петрушу мы поговорили. А каково же значение имени Настя? Именно это имя  дал автор дочке главного героя.  Индивидуальное задание      В переводе с греческого языка имя  Анастасия означает «воскресшая»,  «возрождённая», «возвращение к жизни»,  «воскресение» ­ В каком абзаце, на ваш взгляд, заключена основная и очень важная мысль? (от слов  «Иванов закрыл глаза» до слов «обнажившимся сердцем») ­ Посмотрим, как увидел режиссёр этот эпизод в фильме.      (1.15. 20 – концовка)                                                            Не это ли настоящее возвращение героя? Вернёмся к нашему кластеру. Так о  каком возвращении идёт речь? Какие слова синонимы вставим в кластер справа?  (прощение, обновление, возвращение к себе, духовное возвращение, воскресение,  душа оживает от грубостей и ран войны) КЛАСТЕР (на доске) ВОЗВРАЩЕНИЕ                                     с войны                 возвращение к себе, духовное возвращение,                                        домой                    прощение, обновление, воскресение      ­ Куда поместим на линии жизни фрагмент из фильма? VI. Заключение.      Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитаем. А теперь покажите все ладошки. Будем  загибать каждый палец и ответим на вопрос, чему нас научил рассказ. Каждый палец  чему­то научил. Сформулируем свой ответ на основе цитаты Толстого: «Чтобы жить  честно, надо…» (прощать, ценить, любить, беречь, понимать)     Сожмём кулак. Сейчас в руках вы держите самое главное. Вы знаете, что сердце  человека размером в кулак. От него, согревающего своим теплом, действительно  должно приходить счастье.       Кстати, слово «сердце» повторяется в рассказе Платонова 15 раз.       Именно такое сердце просыпается в груди главного героя, человека, вернувшегося к себе. В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение главного героя  к себе и к своему дому, к своей семье. И помогают ему это сделать его дети –  Петруша И Настя.       Я  желаю вам, чтобы вы всегда находили в себе силы прощать, умели ценить,  любить, беречь и понимать.  Спасибо за работу! Спасибо за урок! Я вас люблю!

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019