Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
22.09.2019
Урок предназначен для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению". На уроке применяются элементы технологии критического мышления. На уроке используются буктрейлер, созданный учениками, аудиозапись произведению, просмотр кинофильма.
Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова «Возвращение»
Цели:
раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому,
заставить сопереживать;
развивать навыки анализа художественного текста; развивать умение
выразительно читать;
содействовать духовному и нравственному развитию обучающихся.
I. Организационный момент.
Ход урока
II. Этап ВЫЗОВ
Эпиграф к уроку (на доске)
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и
бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться» Л.Н. Толстой. Из
письма Толстого от 18.10.1857 г.
Прочитаем эпиграф к нашему уроку.
Л.Н. Толстой размышляет, что значит жить честно. Давайте поразмышляем над
этим вопросом и мы с вами. Это будет ключевой вопрос нашего урока. А поможет
нам разобраться в этом рассказ А.П. Платонова «Возвращение» и фильм по этому
рассказу режиссёра Виктора Рыжкова, снятый в 1968 году. Кстати, Петрушу в этом
фильме сыграла… Лия Ахеджакова.
Давайте посмотрим буктрейлер на произведение Платонова и на фильм по этому
рассказу 1968 года режиссёра Виктора Рыжкова. Это было индивидуальное домашнее
задание (Епешин Сергей)
Буктрейлер
Почему рассказ называется «Возвращение»?
Ответы учащихся: герой вернулся с войны…
Герой возвращается с войны, всё верно. Но какое же это возвращение, если на
следующий день главный герой собирается уехать, покинуть семью?
КЛАСТЕР (на доске)
ВОЗВРАЩЕНИЕ
с войны ?
домой
Чтобы выяснить смысл названия рассказа, нужно пройти путь главного героя с
момента возвращения в семью, путь его души, его внутреннего мира, его внутреннего
состояния. Нам предстоит выяснить, о каком возвращении говорит автор. III. Анализ текста.
1. Чертим путь героя. (Учащиеся чертят в тетради)
Начало пути (слева) – момент возвращения героя в семью.
«Путь героя»
_____________________________________________________________________
Скажите, у всех людей такой ровный жизненный путь? (Ответы учащихся)
Нет, конечно. Всё верно. В жизни бывают обстоятельства, когда человек делает
ошибки, неразумные поступки, принимает неправильные решения, противоречащие
законам нравственности, законам доброты, понимания, милосердия.
Важно в такие моменты вовремя одуматься, суметь исправиться, встать,
подняться и пойти по правильному пути.
Задание «Найди нужное выражение»
Выберите из представленных вам цитат, пословиц и поговорок те, которые
доказывают нашу мысль.
Не грех упасть, грех не подняться (Сергий Радонежский)
Жить прожить не поле перейти
Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт.
Перестаньте беспокоиться и начните жить!
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
2. «Рассыпанные эпизоды». 2 группы учащихся.
Давайте выстроим сюжетный ряд рассказа по фрагментам фильма по этому
произведению.
Перед вами «рассыпанные эпизоды». Составьте сюжетный ряд и озаглавьте
эпизоды. (маркерами пишут название эпизодов)
(встают, озвучивают)
Алексей Иванов. Возвращение
Встреча отца и сына
Семья вместе
Ссора, ночной разговор
Решение уйти из семьи, уехать
Возвращение
(Учитель вывешивает на доску – выше жизненной линии сюжетный ряд с
названиями эпизодов)
3. Герой произведения. Алексей Иванов.
Итак, герой произведения вернулся с войны в семью.
Сколько лет семья жила без отца? (4 года) Какими эти 4 года были для Алексея Иванова? Как он жил эти 4 года? Что ему
пришлось пережить? (Ответы учащихся)
Герой воевал, защищая Родину. Иванов испытал всё, что можно испытать на
войне: голод, холод, страх, отчаяние, боль… Каждый день мог стать последним. Но
ему посчастливилось вернуться живым.
Давайте посмотрим, что означает имя Алексей.
Индивидуальное задание
Алексей – в переводе с древнегреческого
имя Алексей означает «оберегающий»,
«защитник».
Автор не случайно даёт герою это имя. Не Владимир, не Святослав, а именно
Алексей. Алексей – защитник Родины.
Вот он наш герой, и мы поместим сюжетный фрагмент на линию жизни.
Алексей
Иванов__________________________________________________________________
А почему, на ваш взгляд, писатель дал герою фамилию Иванов?
Распространённая фамилия в России. Писатель дал герою именно эту фамилию,
потому что хотел сказать, что история, случившаяся в семье Иванова, во время
Великой Отечественной войны и после неё случалась во многих семьях. Война
покалечила тысячу семей.
4. Встреча отца и сына. 1 мин. 9 сек. (19.30 – 20.39)
Следующий фрагмент сюжета – встреча отца и сына. Посмотрим эпизод из
фильма.
(Сюжет из фильма «Возвращение» (1968 г.) 1 мин. 9 сек.
Как проявляет себя отец Алексей Иванов? (Ответы учащихся)
Поправляет рубашку, отцовские чувства, чувствуется гордость за сына, любящий,
заботливый. Если вернуться к значению имени, то теперь он защитник не только
Родины, но и семьи.
Поместим сюжетный фрагмент на ту же самую линию.
_____________ Встреча отца и сына_____________________________________
Как этот разговор характеризует Петрушу? (Уверенный, ведёт себя по
хозяйски, деловитый, упрекает, что приехал на 6 день)
5. Семья вместе.
Найдите в тексте эпизод, когда семья в полном сборе садится ужинать.
Прочитаем этот эпизод по ролям.
(Со слов «За столом, сидя в кругу семьи…
и до слов «Я выросла большая, сказала Настя) Слова автора:
Отец:
Петрушка:
Любовь Васильевна:
Сейчас семья воссоединилась. Алексей Иванов с женой и детьми. Поставим наш
эпизод на прямую линию.
____________________________Семья вместе_____________________________
6. Ночной разговор. Ссора.
Вроде бы и быт налаживается, и дети привыкают к отцу. Но что происходит? Какой
возникает конфликт? (Ответы учащихся)
Давайте послушаем аудиозапись (32.10 – 33.45)
Как ведёт себя Алексей Иванов в данном конфликте? Какие чувства он проявляет?
(Ответы учащихся)
Упрекает жену Любу, повышает голос, думает только о себе, проявляет эгоизм,
уязвлённое самолюбие, непонимание, обида, ревность, злость.
На эту же линию расположим мы данный эпизод? Куда будет линия жизни
направлена? (Нет, ниже, внизу над линией)
Ссора, ночной разговор
Алексей поступает не как защитник, а как разрушитель. Он берёт на себя право
судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Иванов не знал в
точности той жизни, которой жила без него семья.
7. Жизнь без отца.
Давайте посмотрим, как жила семья без отца? Расскажите о Любови Васильевне.
(Работала на кирпичном заводе с утра до вечера, до ночи сначала разнорабочей, так
как не было квалификации, потом, после обучения, у пресса. Пришлось и
огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого
не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и
детей поднимать)
По каким эпизодам мы можем судить, что Любовь Васильевна очень ждала мужа?
(Несколько дней отпрашивалась на работе, чтобы встретить мужа. Три дня
выходила ко всем поездам, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости,
слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На четвёртый день
отправила встречать отца детей, а к ночному поезду вышла сама. На шестой день
отца встретил сын. Перед приездом мужа прибрала кухню и комнату, навела чистоту)
Согласитесь ли вы со мной, что неслучайно жену главного героя зовут Любовь.
Алексея Иванова дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.
8. Решение уйти из семьи, уехать. Как решает поступить герой после ночного разговора и возникшего конфликта? И
это наш следующий эпизод.
(Решает уйти из семьи, уехать)
Вверху или внизу расположим кадр из фильма? (Я думаю, и вы со мной согласитесь
внизу)
_______________________________________________________________________
Решение уйти
Как поступает семья, дети? (Петруша одевается второпях, одевает Настю, чтобы
догнать отца)
Обратим внимание на детей главного героя, Алексея Иванова– Петрушу и Настю.
Сколько лет детям? (Петруше 11 лет, Насте – 4 года)
Найдите в тексте описание Петруши. (со слов Иванов приехал на шестой день…» до
слов «Отец удивился и вздохнул»)
Давайте посмотрим, что означает имя Пётр.
Индивидуальное задание
В переводе с древнегреческого языка имя
Пётр означает «скала», «утёс», «камень»,
«каменная глыба». В христианский мир оно
вошло как имя одного из учеников Христа –
апостола Петра.
Докажите, пользуясь текстом, что Петруша был скалой, опорой в семье.
(Обучающиеся зачитывают примеры из текста)
(Он помогает по хозяйству, разбирается в карточках, талонах. Заботится о матери,
мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась. Учит сестру грамоте и счету)
9. Возвращение. (1.15.20 концовка)
Итак, герой садится в поезд, в вагон, чтобы навсегда покинуть семью. Но…
Прочитаем заключительные строки произведения.
(со слов «Так было и сейчас…» до заключительных слов)
…«бежали вслед его дети». Петруша и Настя.
Про Петрушу мы поговорили. А каково же значение имени Настя? Именно это имя
дал автор дочке главного героя.
Индивидуальное задание
В переводе с греческого языка имя
Анастасия означает «воскресшая»,
«возрождённая», «возвращение к жизни»,
«воскресение»
В каком абзаце, на ваш взгляд, заключена основная и очень важная мысль? (от слов
«Иванов закрыл глаза» до слов «обнажившимся сердцем») Посмотрим, как увидел режиссёр этот эпизод в фильме.
(1.15. 20 – концовка)
Не это ли настоящее возвращение героя? Вернёмся к нашему кластеру. Так о
каком возвращении идёт речь? Какие слова синонимы вставим в кластер справа?
(прощение, обновление, возвращение к себе, духовное возвращение, воскресение,
душа оживает от грубостей и ран войны)
КЛАСТЕР (на доске)
ВОЗВРАЩЕНИЕ
с войны возвращение к себе, духовное возвращение,
домой прощение, обновление, воскресение
Куда поместим на линии жизни фрагмент из фильма?
VI. Заключение.
Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитаем. А теперь покажите все ладошки. Будем
загибать каждый палец и ответим на вопрос, чему нас научил рассказ. Каждый палец
чемуто научил. Сформулируем свой ответ на основе цитаты Толстого: «Чтобы жить
честно, надо…» (прощать, ценить, любить, беречь, понимать)
Сожмём кулак. Сейчас в руках вы держите самое главное. Вы знаете, что сердце
человека размером в кулак. От него, согревающего своим теплом, действительно
должно приходить счастье.
Кстати, слово «сердце» повторяется в рассказе Платонова 15 раз.
Именно такое сердце просыпается в груди главного героя, человека, вернувшегося
к себе. В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение главного
героя к себе и к своему дому, к своей семье. И помогают ему это сделать его дети –
Петруша И Настя.
Я желаю вам, чтобы вы всегда находили в себе силы прощать, умели ценить,
любить, беречь и понимать. Спасибо за работу! Спасибо за урок! Я вас люблю!
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.