Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."
Оценка 4.8

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
23.10.2018
Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."
Дудин говорил, что Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе. А сочувствовать Астафьев мог всему живому на земле: дереву, травинке, животному и, конечно, человеку. Прав ли Дудин, давая такую оценку творчеству Астафьева? Как вы думаете? 2.Где истоки отзывчивости Астафьева на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на сострадание ко всему живому?чтобы слышать боль каждого
24.10.2018.docx
Урок ­ размышление «Чтобы слышать боль каждого» (урок литературы в 9 классе)      1. Дудин говорил, что Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой   душе.   А   сочувствовать   Астафьев   мог   всему   живому   на   земле:   дереву, травинке, животному и, конечно, человеку. Прав ли Дудин, давая такую оценку творчеству Астафьева?  Как вы думаете? 2.Где истоки   отзывчивости Астафьева на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на сострадание ко всему живому?  3. Давайте вспомним несколько фактов из биографии В.П.Астафьева: Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне –  Красноярский край). Рано осиротел. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был   удостоен   медали   «За   «Красной   Звезды».   отвагу»,   ордена Первые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. За все время своей деятельности Астафьев написал огромное количество произведений. Например, романы: «Тают снега», «Прокляты и убиты», повести: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь­рыба» и сборник миниатюр «Затеси». 4. Это цикл поэтических миниатюр, которые объединены одной мыслью автора: «заставить читателя слышать боль каждого». Открывает этот цикл рассказ «Чтобы боль каждого». Этот рассказ появился так. Однажды Астафьев был в храме. На плите, под которой был похоронен   царь     строитель   Давид,   которая   находится   у   самого   порога,   есть   слова, знакомые грузину.  «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его» Автора поразили эти слова до глубины души.  каждому     5. Поэтому тема нашего урока: «Чтобы слышать боль каждого…» 6. Сборник миниатюр называется «Затеси». Что такое затеси? Затеси – это зарубка, срез, стёс, сделанный чем­то острым на дереве. Это метка, которая указывает дорогу, тропинку. В названии книги лежит метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только в нашем сердце, в душе, в нашей памяти. Эти короткие записи­миниатюры   позволяют   автору   вести   задушевную   беседу   с   читателем, исповедоваться перед ним.    Жажда исповеди томит писателя, заставляет его искать новые пути к читателю. Однажды Астафьев напишет коротенькую записку своему другу: “Через миниатюры скорее можно “настичь”   бегущего,   вечно   занятого   работой,   “затурканного”   бытом   современного читателя”. 7.    что обычно пишут в записке, кому и когда пишут записку? Ответы:   в   записке   пишут   коротко,   точно,   самую   суть   сообщения;   это   сообщение обычно адресовано друзьям, родным. Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события. 8. Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому. Возможные ответы:    уезжая   в   отпуск,   человек   оставляет   другу,   соседу   свою   кошку,   собаку,   чтоб присмотрели; судя по записке, речь идёт о существе женского рода; слово “прокорм” обычно относится к животному ­ это значит нужно иметь много еды. После этого читаем весь текст миниатюры “Записка”. Виктор Астафьев Записка  "НА ПРОКОРМ ЛЕГКА, ХОТЯ И ОБЪЕСТЬ МОЖЕТ, НО НЕ ЗЛОВРЕДНА". Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова­Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив  продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную,  изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил  эту самую записку,  как  рекомендательное письмо  в  няньки,  сторожихи,  домработницы. 10. Предположите концовку этой записки. 11. Читаем дальше: Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой  записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно. 12. Какие чувства испытываете вы после прочтения рассказа? 13. Сформулируйте основную мысль? 14.  Следующий  этап работы ­  в   тетрадях   записываются ключевые   слова текста.   Что говорится о матери, что ­ о сыне? Мать Родной сынок     неграмотная изношенная в работе выходная плюшевая жакетка из старой русской деревни     привёз в город вложил записку “забыл” на вокзале  рекомендательное   письмо 15. Делается вывод по этим словам. “Изношенная” ­ так обычно говорят об одежде, а здесь ­ о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, ­ всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.    Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы ­ они обозначают действия, по ним видно,   что   сын   деловой,   расчётливый.   Сынок   не   знает   и   не   ценит   своей   матери,   его отношение к ней отличается  от отношения  автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие   прилагательные   “легка”   и   “не   зловредна”.   От   этих   слов   веет   холодом, отчуждением! 16. Какова позиция автора?   Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых  заглохло чувство милосердия. Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную  мудрость об отношении детей к родителям . Отказавшись от своей матери, сын потерял  всё: он остался один.  17. Как вы думаете: придёт ли время, когда он осознает это? 18. Предположите, что будет со старушкой? 19. В каких произведениях мы еще встречаем подобных героев? 20. Скажите, какую зарубку оставил Астафьев читателям? 21. Пишется синквейн (состоит из 5 строк: 1­ключевое слово, определяет  содержание синквейна; 2­два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3­три  глагола, показывают действие предмета; 4­короткое предложение, в котором  высказывается отношение к проблеме; 5­обычно одно существительное, выражающее  чувство.) Синквейн 1­й группы:    Человечность.  Суетный, отвлечённый.  Родился, вырос, ”забыл”.  Вложил…  Занятость! Синквейн 2­й группы: мать   Сынок.  Родной, действующий.  Вырос, привёз, ”забыл”.  Записка­рекомендация.  Ужас… Синквейн 3­й группы:  Мать.  Старая, брошенная.  Ждёт, оглядывается, плачет.  Сердце ноет от жалости.  Горе. 22. Астафьев пишет: «Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбой. Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями и горестями, победами и поражениями, которые помогают видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить со мной мою маму. Её мне не хватало всю жизнь».

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."

Урок литературы в 9 классе на тему: "Чтобы слышать боль каждого..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2018