Урокмозаика «Владимир Высоцкий» (9 класс)
«Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души!»
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта,
помочь им увидеть особенности его лирики.
2. Использовать потенциал авторской песни для формирования
гражданских качеств личности учащихся.
3. Развивать аналитические навыки фактов биографии, стихотворений,
воспоминаний современников и др. для понимания личности Высоцкого.
Оборудование: портрет В.С. Высоцкого, записи песен в исполнении автора,
видеофрагменты, выставка книг и публикаций В.С. Высоцкого и его
современников, презентация к уроку; раздаточный материал.
И хоть путь мой и длинен и долог,
И хоть я заслужил похвалу,
Обо мне не напишут некро лог
На последней странице в углу –
Но я не жалею…
В. С. Высоцкий
′
I. Вступление.
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня нам предстоит решить очень
трудную задачу: за 40 минут урока прикоснуться к жизни и творчеству
Владимира Семеновича Высоцкого и собрать символическую мозаику жизни
этого человека. Я не говорю, кем он был, каким он был, чем известен или даже
знаменит. Ктото наверняка знает о В. Высоцком, ктото впервые откроет для
себя это имя.
Итак, начнем.
В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова самого поэта. И вы,
наверное, обратили внимание на неверное ударение в слове некро лог.
Мы знаем,
как правильно. Но Владимир Семенович не считал себя правильным человеком,
поэтому и слово исказил. Он не считал себя правильным человеком, он был
человеком, хоронить которого пришли 400 тыс. человек.
′
(видеофрагмент похорон Высоцкого)
Что сделало В. Высоцкого таким известным? На этот вопрос мы должны
ответить к концу нашего урока.
II. Работа творческих групп.
1 группа – Статистики (подобрать фактыцифры из жизни Высоцкого:
сколько лет прожил, в скольких фильмах снялся, сколько сыграл ролей, сколько
стихов написал, сколько детей и др.)
2 группа – Биографы (составить кластер по биографии Высоцкого) 3 группа – Аналитики (определяют темы стихотворений Высоцкого)
4 группа – Чтецы (выразительное чтение стихотворений)
5 группа – Оппозиционеры (анализируют мифы о Высоцком)
6 группа – Прессцентр (выпускают газету)
Работа – 15 минут.
III. Представление работы групп. Творческие работы крепятся на доску,
складывается мозаика личности – ПОЭТ, АКТЕР, ПЕВЕЦ, КОМПОЗИТОР.
IV. Слово учителя. В студенческие годы учёбы уже в школестудии МХАТ
друзья Высоцкого сочинили «Гимн тунеядцев», где был куплет:
И артисты, и юристы,
Тесно держим жизни круг.
Есть средь нас жиды и коммунисты,
Только нет средь нас подлюг.
(Cловарь Ожегова определяет подлость как «бесчестность, низость. Это резко
отрицательная моральная характеристика поведения человека, связанная с
выражением презрения»)
Что же презирал Высоцкий, чего не любил в людях? Об этом он пишет в
своем знаменитом стихотворении «Я не люблю».
(просмотр видео ролика с исполнением песни «Я не люблю»)
Анализ стихотворения «Я не люблю».
– Стихотворение «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть
из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю».
– Как называется такой приём? (Анафора). Этот повтор звучит в тексте 11 раз,
завершаясь ещё более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
– С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения?
Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой?
– Все они в той или иной степени характеризуют самого Высоцкого. Вопервых,
это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому
существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.
– Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств.
Будь то цинизм или восторженность. Сильно ранит его чужое вмешательство в
личную жизнь. Эту тему метафорично подчёркивают строки: «Когда чужой мои
читает письма, заглядывая мне через плечо».
– Как вы понимаете слово цинизм? Что оно означает?
– В словаре Д. Н. Ушакова даётся такое определение: «Цинизм – вызывающе
пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства отношение к
чемунибудь».
– В словаре С. И. Ожегова цинизм обозначает «пренебрежение к нормам
общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство». – Это как раз те качества, которые ненавидел в людях Владимир Высоцкий.
– Определите тему и основную идею стихотворения.
– В стихотворении Высоцкий говорит об истинных ценностях человека, о его
гражданской позиции, о ложной стыдливости, о ненавистных герою сплетнях, о
насилии и бессилии, о чести.
– Как вы понимаете слово честь?
– Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его
соответствующие принципы, – такое определение даёт С. И. Ожегов.
– А в словаре В. И. Даля: «Честь – внутреннее нравственное достоинство
человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
– Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя
которой человек способен сохранить такие качества, как: честность,
порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.
– Прослушав выступления ребят, вы узнали о жизни и творческом кредо В. С.
Высоцкого. Какие вопросы у вас возникли?
– Почему, несмотря на официальное непризнание поэтического творчества, стихи
Высоцкого были очень популярны? Что лежало в основе пронизанных тоской и
болью песен? Что было для В. Высоцкого понятие «внутренней свободы» и что
оно значит для вас?
– Ответить на эти вопросы поможет сам поэт. Давайте обратимся к его
произведениям.
V. Слово учителя. Высоцкий в одном из интервью говорил: «Меня всегда
спрашивают, почему я так часто обращаюсь к военной теме? Это вопрос, по
моему, праздный. Пока люди пишут, сочиняют музыку и стихи, их всегда это
будет волновать. Но прошу не обманываться насчет этих песен, потому что это –
не песниретроспекции, я не могу ничего вспомнить из того, чего я сам не видел.
Это, конечно, песниассоциации, написанные человеком, живущим теперь для
людей, большинство из которых войну не прошли, или у которых она в далеком
прошлом. А все равно, война всех коснулась. И у меня в семье были большие
потери.
Есть еще одна причина, по которой я пишу на военные темы. Просто я стараюсь
для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в
каждую секунду могут заглянуть в лицо смерти. И чаще всего я нахожу таких
героев в тех военных временах.»
(просмотр и прослушивание песни «Это он не вернулся из боя»)
VI. Заключительное слово учителя.
Владимир Высоцкий… Это имя для многих стало символом целой эпохи. И
вовсе не потому, что жизнь его была столь долгой. Напротив, прожил он
чрезвычайно мало – всего 42 года. Но удивительно, как много успел за столь
короткий срок. Высоцкий всегда спешил, как будто предчувствуя, что судьбой отпущено ему совсем немного времени. По словам Ю. Визбора, жизнь Высоцкого
была «длинным сорокадвухлетним самоубийством». Ведущие роли в театре на
Таганке, съёмки в кино, бесконечные концерты, требовавшие полной самоотдачи.
Высоцкого жаждали видеть и слышать многие – от академиков в Москве до
старателей на далёких приисках. И он стремился уделить внимание всем, ибо
встречи со зрителями давали ему новые силы для творчества.
После его смерти именем Владимира Высоцкого называли вершины гор, новую
планету, морской танкер, театр.
Феномен Высоцкого не только в его неслыханной популярности – это
следствие огромного авторитета, репутации, проповеднического дара. Феномен –
в свойстве личности, многогранности таланта.
До сих пор не утихают споры о том, кем же в первую очередь был
Высоцкий – актёром, поэтом, композитором… Он и сам не смог ответить на этот
вопрос: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я
занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, может быть, это какойнибудь новый
вид искусства». Вполне вероятно, суть в том, что Высоцкий сумел создать
совершенно новый, неповторимый и уникальный тип творческой личности.
VII. Подведение итогов урока.
Песни В.С. Высоцкого были не только продолжением его дыхания. В них и
его сердцебиение, и пульс, характер, и душа.
К песням поэта можно относиться поразному. Их можно любить или не
любить, восхищаться или критиковать, отвергать или принимать. Но нельзя
сделать вид, что их просто не существует. Сами песни говорят за себя, они всегда
заметны, всегда на слуху. В них удивительная притягательная сила, которая
слабым помогает выстоять, в них есть особая человеческая сила духа и власть.
На доске мы сложили мозаику из слов: поэт, актер, певец, композитор. Для
каждого Высоцкий свой, и в этом огромное значение его творчества.
Домашнее задание: написать сочинениеминиатюру: «Моё отношение к
творчеству В.С. Высоцкого», на выбор – синквейн. Групповая работа. Задания:
1. Прочитать названные стихотворения.
2. Определите объединяющую их тему.
3. Найдите строки, позволяющие ответить на заданные вопросы.
4. Подтвердите ответы на вопросы отрывками стихов на отдельных листах.
1 группа:
«Мы вращаем землю»
«Песня лётчика»
«Звёзды»
«Штрафные батальоны»
2 группа:
«Спасите наши души»
«Марш аквалангистов»
«Ещё не вечер»
«Белое безмолвие»
3 группа:
«Мой чёрный человек»
«Корабли постоят и ложатся на курс»
«Песня певца у микрофона»
«О фатальных датах и цифрах»
4 группа:
«Песня прыгуна в высоту»
«Песня штангиста»
«Песня о сентиментальном боксёре»
«Бег иноходца»
5 группа: «Прощание с горами»
«Песня о друге»
«Среда»
«Здесь вам не равнина»
6 группа:
(учащиеся подбирают песни, иллюстрирующие темы)
а) война
б) горы
в) поэт и поэзия
г) спорт
Урок литературы "Владимир Высоцкий" (9 класс)
Урок литературы "Владимир Высоцкий" (9 класс)
Урок литературы "Владимир Высоцкий" (9 класс)
Урок литературы "Владимир Высоцкий" (9 класс)
Урок литературы "Владимир Высоцкий" (9 класс)
Урок литературы "Владимир Высоцкий" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.